Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития отрасли защищенного грунта на современном этапе'

Состояние и перспективы развития отрасли защищенного грунта на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННЫЙ ГРУНТ / ПЛЕНОЧНЫЕ ТЕПЛИЦЫ / ОСТЕКЛЕННЫЕ ТЕПЛИЦЫ / КАПЕЛЬНЫЙ ПОЛИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишов А.Д., Шишов Д.А., Юрина Н.Н.

В работе дана краткая характеристика состояния защищенного грунта в мире. Представлены площади тепличных комплексов десяти ведущих стран мира, производство и экспорт их продукции. Предложены пути развития защищенного грунта в нашей стране для повышения конкуретоспособности на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and prospects of development of branch of the protected soil at the present stage

In work the short characteristic of a condition of the protected soil in the world is given. The areas of hothouse complexes of ten leading countries of the world, production and export of their production are presented. Ways of development of the protected soil in our country for increase of a konkuretosposobnost in the world market are offered.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития отрасли защищенного грунта на современном этапе»

УДК 635.3 Доктор с.-х. наук А.Д. ШИШОВ

(СПбГАУ, zusspb@mail.ru) Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ (СПбГАУ, zusspb@mail.ru) Соискатель Н.Н. ЮРИНА

(НовГУ, yurina_5@mail.ru)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ1

Защищенный грунт, пленочные теплицы, остекленные теплицы, капельный полив

Ни для кого не секрет, что овощи имеют первостепенное значение в полноценном питании человека как основа здоровья нации, т.к. являются богатейшим источником природных витаминов, антиоксидантов, незаменимых аминокислот и других биологически активных веществ, отсутствующих в других источниках питания человека.

Зарождалось овощеводство защищенного грунта в России в XVIII веке с построения примитивных «Клинских теплиц». Наиболее бурное развитие защищенного грунта началось в 60-х годах прошлого века, когда по решению Советского правительства в Голландии был закуплен завод по изготовлению зимних грунтовых теплиц с пролетом секций 6,4 и 3,2 м и построен в Антраците и Воронеже с производством тепличных конструкций на 500 га в год. Было запланировано, что к 2000 году в стране площадь теплиц достигнет 20 тыс. га. Но в связи с необходимостью помогать строить защищенный грунт и в социалистических странах планам не суждено было исполниться. К успеху пика строительства 1975-1980 гг. можно отнести строительство таких крупных тепличных комбинатов, как «Южный» - 114 га, «Лето» - 54 га, «Московский» - 115 га, «Белая дача» - 48 га, около 10 тепличных комбинатов по 30 га, в том числе наше «Трубичино» - 12 га. К 1991 году (начало развала СССР) в России насчитывалось всего 3200 зимних остекленных теплиц и чуть более 3,5 тыс. га пленочных [1].

После распада СССР по разным причинам в национальном проекте «Развитие АПК» тепличное производство даже не было включено в его структуру, хотя и является одной из самых трудоемких, наукоемких и капиталоемких подотраслей сельского хозяйства, что и послужило развалу защищенного грунта в стране, а если говорить о конкретных причинах, то к этому следует отнести [2]:

1. Отсутствие государственной поддержки (инвестиции) [3].

2. Резкое удорожание энергоносителей.

3. Физический износ (возраст теплиц более 20-35 лет, а это на сегодня около 80% тепличного комплекса России).

4. Площадь зазоров в теплицах старых конструкций на 1 га составляет более 15 м2/га.

5. Удорожание стоимости семян, средств защиты, удобрений.

6. Невозможность внедрять прогрессивные технологии из-за конструктивных особенностей старых теплиц, а значит, удорожание себестоимости продукции.

7. Отток профессиональных кадров из-за тяжелых условий труда.

8. Рентабельность в теплицах едва достигает 15-25% - в 90-х годах 160-180%.

9. Нередко низкая квалификация управляющего персонала.

10. После перехода к рыночным отношениям государство не поддерживало хозяйства с помощью таких рычагов, как:

- Госзаказ;

1 Статья подготовлена до введения в действие Указа Президента РФ № 560 от 6 августа 2014 года «О применении

отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», исходя из чего некоторые методико-методологические положения, представленные в работе, могут быть скорректированы в направлении реализации новой стратегии продовольственной безопасности России (Прим. автора).

- фиксирование закупочных цен;

- устранение диспаритета цен на продукты сельского хозяйства и промышленности;

- смена собственников предприятий;

- отсутствие лизинга тепличных конструкций и технологического оборудования.

В итоге началось разрушение тепличного комплекса страны, перешедшего в стагнацию. Такое глубоко депрессионное состояние привело за последние 10 лет к сокращению площадей теплиц на 1350 — 1420 га, или более чем на50%. И на 2013 год весь защищенный грунт состоял из 2,3 тыс. га зимних теплиц, 1,7 тыс. га весенних пленочных теплиц, 0,3 тыс. га всевозможных укрытий (рис. 1).

2.50

2.00

1.50

1,00

0.50

0.0 0

2008

2009

2010

!011

2012

0.29

2013 (сценка)

IЗимние теплицы I Весенние геплицы ■ Защищенный грунт

Рис.1. Площадь теплиц в России в хозяйствах всех категорий, тыс. га (из данных ассоциации «Теплицы России»)

При этом уровень их износа около 80% [6], т.е. весь защищенный грунт в России на сегодня составляет около 4 тыс. га, или 0,1% от мировых площадей, или всего 0,027 м2 на одного жителя России.

Рис. 2. Валовой сбор тепличных овощей в России, тыс. т (по данным Росстата, ассоциации «Теплицы России»)

В современных условиях с этой площади можно получить только около 5-6 кг свежей овощной продукции в год. Известно, что при научно обоснованной норме потребления 146 кг/чел., в том числе 15 кг должны составлять овощи защищенного грунта. Фактически россияне потребляют собственной и импортной продукции только 11,4 кг в год, или около 300 г в день. Для сравнения: в Греции потребляют 600 г, в Дании, Швеции, Польше - более 400 г/день. В настоящее время в России производится чуть более 700 тыс. т, тепличной продукции (рис. 2), а для обеспечения минимальной потребности с медицинской точки зрения сбор должен составлять около 2-х млн. т.

Из 15 кг необходимой тепличной продукции на душу населения в стране в настоящее время производится только 6 кг, или 39% [4].

В отличие от нашей страны развитие защищенного грунта в мире свидетельствует о высокой экономической эффективности тепличного овощеводства, что связано с постоянно растущим спросом на продукцию.

Ведущими зарубежными странами в области овощеводства защищенного грунта являются Китай, Испания, Япония, Турция (рис. 3).

Но не следует забывать, что такие небольшие страны, как Нидерланды и Марокко, имеют огороды площадью от 100 до 150 км2, однако экспорт сельскохозяйственной продукции из Нидерланд составляет 65 млрд. евро в год (20% от общего их экспорта). В целом селькохозяйственный сектор составляет 10% экономики и обеспечивает работой более 660 тыс. человек в этой стране.

Рис. 3. Площади тепличных хозяйств в странах мира, тыс. га (2011-2012 гг.) (по данным ассоциации «Теплицы России») Россия в этом списке занимает только 10-е место и производит для себя, как отмечалась выше лишь 39% необходимой овощной продукции, а остальное закупает в других странах (рис. 3).

Общий объем импорта овощей (без учета картофеля) по итогам 2012 года составил порядка 2,06 млн. тонн, что на 16,3% ниже показателя предыдущего года. Увеличение производственных показателей 2012 года способствовало снижению планки на ввоз овощей.

Почти 57% российского импорта в 2012 году пришлось на четыре страны: Турция экспортировала 23,7% объема овощей, на Китай пришлось 14,8%, на Израиль - около 10% и на Нидерланды - 8,5% совокупного объема российского импорта овощей (рис. 4) [6].

В структуре импорта свежих овощей в натуральном выражении в 2012 г. 38,7% пришлось на томаты, на долю лука - 13,6%, доля огурцов составила 10,3%, капусты - 8,7%, на прочие овощи пришлось 28,7% от общего объема импортируемых овощей [5].

■ Турция ИКитай ЧИзрэиль ■ Нидерланды ■ Украина В Испания Прочие Рис. 4. Структура стран, импортирующих овощи в Россию в 2012 г., % (по данным ФТС)

Однако при импорте овощей мы пытаемся экспортировать небольшую часть произведенных овощей в другие страны.

По сравнению с импортом объем экспорта овощей из России ничтожно мал.

Российский экспорт овощей в 2012 г. в натуральном выражении составил 8,440 т, что на 31,5% меньше показателя предыдущего года. Российские овощи экспортируются в Индию, Австрию, Италию, Германию, Нидерланды и другие страны.

Более 75% российского экспорта в 2012 году пришлось на три страны: Индия импортировала 50,3% российских овощей, на Литву пришлось 21,8% и на Германию - 5,9% совокупного объема российской экспортной продукции овощеводства [5].

Импортная продукция характеризуется более низкой ценой и, по мнению потребителей, более низким качеством. Несмотря на то что возможности по замещению импорта достаточно велики, позиции зарубежных товаропроизводителей крепки на российском рынке. Учитывая изменение таможенных пошлин, произошедшие после вступления России в ВТО, сокращения доли импортной продукции на рынке ожидать не стоит.

В сложившейся ситуации единственным способом повышения конкурентоспособности российских предприятий является модернизация производства, которая невозможна без значительных финансовых вложений. В целях поддержки российской отрасли овощеводства государство реализует ряд мероприятий посредством государственных программ. Государственная поддержка в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования позволили обеспечить необходимый уровень рентабельности в отрасли.

Какие же пути развития и какие проблемы могут возникнуть при решении поставленных

задач?

1. Необходимо продолжить реконструкцию теплиц, не достигших возраста 25 лет:

- реконструкция системы отопления;

- утепление теплиц полимерной пленкой;

- внедрение системы капельного полива;

- переход от грунтовых на малообъемную технологию.

2. Необходимо строить теплицы нового поколения на базе современных технологий.

- установить льготы на энергоносители (т.к. доля энергозатрат в настоящее время в

себестоимости продукции составляет более 65-70%);

- разработать и внедрить лизинг на строительство теплиц;

- обеспечить отрасль надежной кредитной политикой государства;

- внедрять новые передовые технологии;

- организовать подготовку кадров для управления современным тепличным

производством, без которых невозможно освоение новых технологий.

3. По планам Минсельхоза к 2020 г. тепличных комплексов должно достигать 4,7 тыс. га, а производство овощей должно возрасти до 1,7 млн. т/год, а это означает, что каждый год в строй должно вступать от 500 до 600 га теплиц. Уверены, что таких мощностей в стране нет. Отрасль может

построить не более 150-180 га теплиц в год. Следовательно, надо опять покупать за границей. Однако при высоких ввозных пошлинах на импортные конструкции и оборудование это слишком финансово затратно. В настоящее время на российском рынке представлены теплицы нового поколения: зимние многопролетные стеклянные теплицы производства ООО «Агросовгаз», а также зимние стеклянные и пленочные теплицы иностранных производителей (Нидерланды, Израиль и др.).

4. Важно найти источник финансирования строительства.

5. Чтобы отрасль защищенного грунта начала развиваться, ей необходима серьезная поддержка со стороны государства, иначе планам инновационного развития будет нереально осуществиться. А значит, инвесторам развития защищенного грунта страны должно стать государство!

Для примера проанализируем развитие тепличного овощеводства в Новгородской области. В этом регионе, в отличие от других, развитию защищенного грунта уделяется достаточное внимание.

С 2011 г. разработаны и реализуется областная целевая программа. К текущему моменту общая площадь зимних теплиц составляет около 22 га и около 7 га весенних пленочных в районах области.

1. ООО «Трубичино» - 15 га.

2. ООО «Новгородские теплицы» - 6,2 га, планируется 24,7 га.

3. Весенних пленочных теплиц - 7 га.

В 2014 году в ООО «Новгородские теплицы» планируется сдача второй очереди теплиц площадью 6 га.

Таким образом, к концу 2014 года общая площадь защищенного грунта должна составить более 35 га, или около 0,6 м2 на 1 жителя области. Поскольку урожайность уже достигла 40 кг/м2, валовый сбор должен составить около 15 тыс. т. В 2013 году валовый сбор составил около 12 тыс. т. То есть будет произведено 24 кг на душу населения, что на 9 кг выше научно-обоснованной нормы потребления продукции из защищенного грунта.

Если учесть, что ООО «Трубичино» при сложившихся ценах реализует в области и Новгороде только 30% произведенной продукции от своих 5 тыс. т, которые он получает ежегодно, а остальное продается в Северо-Западном регионе, безусловно, может встать проблема с реализацией.

Еще один дополнительный фактор. При завершении строительства нового предприятия ООО «Новгородские теплицы» площадью 24,7 га с проектной мощностью 17 тыс. т овощей в год будет создано 350 новых рабочих мест. При этом будет освоено 2,9 млрд. руб. инвестиций, которые окупятся за первые 5 лет эксплуатации. Таким образом, Новгородскую область можно смело отнести к лидерам процесса развития защищенного грунта в стране.

Литература

1. Кудашов Б. А. Теплицам нужна господдержка Ассоциации «Теплицы России».- 2006.- №2.- С.39.

2. Развивать производство овощей защищенного грунта// Экономика с.-х. России. - 2005. -№ 2.-С.10.

3. Васильев М.А. Вестник экономики, права и социологии.- 2007. -№ 2. -С. 27-31.

4. Муравьев Л. Ю. Ассоциация «Теплицы России».- М., 2009.

5. Производство овощей «Мир теплиц».- 2012.-№ 8.-С.4.

6. Шишов Д.А., Заварин Б.В. Проблемы новой государственной политики использования земельного фонда

Российской Федерации // Инновации основа модернизации АПК: Мат. междунар. конгресса.- СПб, 2012. -

С. 75-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.