Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития отечественного и зарубежных рынков сбыта космических услуг'

Состояние и перспективы развития отечественного и зарубежных рынков сбыта космических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1630
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / РЫНКИ СБЫТА / SPACE SERVICES / COMMODITY MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азаренко Людмила Григорьевна

В статье приводятся данные о структуре и основных сегментах отечественного и зарубежных рынков сбыта основных видов космических услуг. Оцениваются соотношения потребностей и предложений в сфере оказания космических услуг. Отмечается, что их востребованность во многих областях деятельности людей обеспечивает им расширение сферы использования. Показано, что интенсивно формирующийся в настоящее время рынок космических услуг по объемам продаж и распространению имеет весьма большой потенциал, а темпы его роста ожидаются достаточно высокими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides data about the structure of and main segments of the domestic and foreign commodity markets major types of space services. The ratio of needs and proposals in the provision of space services are evaluated. It is noted that demand for them in many areas of human activity provides them with the expansion of use. It is shown that market of space services intensively formed now on sales volumes and distribution has rather high potential, and rates of its growth are expected to be high enough.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития отечественного и зарубежных рынков сбыта космических услуг»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 629.78:338.46

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ СБЫТА КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ

Азаренко Людмила Григорьевна, главный научный сотрудник, кандидат экономических наук, azarenkol66@mail.ru, НИИ космических систем имени А.А. Максимова — филиал Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, г. Юбилейный Московской обл.

The article provides data about the structure of and main segments of the domestic and foreign commodity markets major types of space services. The ratio of needs and proposals in the provision of space services are evaluated. It is noted that demand for them in many areas of human activity provides them with the expansion of use. It is shown that market of space services intensively formed now on sales volumes and distribution has rather high potential, and rates of its growth are expected to be high enough.

В статье приводятся данные о структуре и основных сегментах отечественного и зарубежных рынков сбыта основных видов космических услуг. Оцениваются соотношения потребностей и предложений в сфере оказания космических услуг. Отмечается, что их востребованность во многих областях деятельности людей обеспечивает им расширение сферы использования. Показано, что интенсивно формирующийся в настоящее время рынок космических услуг по объемам продаж и распространению имеет весьма большой потенциал, а темпы его роста ожидаются достаточно высокими.

Keywords: space services commodity markets

Ключевые слова: космические услуги, рынки сбыта

Введение

На протяжении нескольких десятилетий (практически до конца ХХ века) содержательная информация, получаемая с помощью космических средств, стоила чрезвычайно дорого, а средства доступа к ней для ее анализа и распространения в виде космических услуг массового потребления практически отсутствовали. Прогресс в интернет-технологиях обеспечил доступ к космическим услугам через общемировое информационное пространство (в рамках зоны охвата глобальных информационно-навигационных сетей) практически любому пользователю (с учетом некоторых ограничений). Космическая деятельность в части производства и оказания космических услуг превратилась в большой многомиллиардный бизнес-процесс (сегодня рынок космических услуг оценивается специалистами в сумму по-

рядка $ 5 млрд в год), стремительно развивающийся в острой конкурентной борьбе ведущих государств мира [5].

Структура, основные сегменты и состояние отечественного и зарубежного рынков сбыта космических услуг и перспективы их развития

С точки зрения экономической теории рынок космических услуг определен как совокупность организационных, административных, юридических, финансовых, научно-исследовательских и производственных субъектов и процедур, обеспечивающих создание и реализацию космических услуг в интересах всех его участников при соблюдении действующих законов, международных договоренностей, правил, а также общепринятых норм морали и деловой этики. К числу участников рынка космических услуг относятся: заказчики, потребители, производители и поставщики. В ка-

честве заказчиков и потребителей космических услуг выступают юридические лица (правительственные органы, космические агентства, международные и иностранные коммерческие и некоммерческие организации, отечественные предприятия и организации всех форм собственности) и физические лица (предприниматели, ученые, исследователи, специалисты в различных областях и другие граждане). В качестве производителей и поставщиков на рынке космических услуг выступают: сектор НИОКР и управления — научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские организации и подразделения, испытательные центры, космические агентства и другие органы, осуществляющие функции административного управления в области производства и оказания космических услуг; производственный сектор — предприятия космической промышленности, создающие изделия промышленного назначения с целью оказания космических услуг; сервисный сектор — совокупность фирм и организаций, осуществляющих управление и эксплуатацию космических средств, связанных с производством космиче-

ских услуг; маркетинговый сектор — сообщество компаний, фирм и организаций, осуществляющих коммерческую эксплуатацию космических систем непосредственно в интересах потребителей и провайдеров космических услуг, а также оказанием финансовых, страховых, аналитических, информационных, консалтинговых и издательских услуг (рис. 1).

Мировая статистика показывает, что в настоящее время только 40 государств реально участвуют или имеют возможность принимать участие в различных видах космической деятельности. Именно этот круг стран и формирует современную товарную структуру мирового рынка космических услуг [1].

Развитой космической инфраструктурой, позволяющей самостоятельно оказывать основные виды космических услуг, обладают в полной мере только Россия и США. Еще шесть государств способны производить и запускать собственные ракеты-носители (Китай, Индия, Великобритания, Франция, Япония, Израиль). Двадцать стран обладают производственной и научной базой для разработки собственных небольших космических аппаратов

фирмы и организации, осуществляющие управление и эксплуатацию космических средств, связанных с производством космических услуг

компании, фирмы и организации осуществляющие коммерческую эксплуатацию космических систем, непосредственно в интересах потребителей, занимающихся продажей

коммерческих услуг, оказанием финансовых, страховых, аналитических, информационных, консалтинговых и издательских услуг

Рис. 1. Сегментарная структура рынка космических услуг по видам деятельности

(КА), которые при определенных условиях могут использоваться для оказания космических услуг. Семнадцать стран приобретают КА, разработанные другими государствами, с целью предоставления космических услуг [5].

В значительной мере возможностями оказания целого ряда космических услуг располагают Китай, Индия, Франция, Япония. Более тридцати стран имеют государственные космические программы, предусматривающие производство и потребление космических услуг. Для некоторых стран самостоятельное производство космических услуг позиционируется как перспективное направление будущего развития.

Наиболее широко реализованы и используются космические средства связи (23 государства). Двадцать пять государств проводят экспериментальные полеты, что свидетельствует о нарастающем интересе глобального рынка к космическим услугам [6]. По оценкам специалистов, в связи с бурным развитием цифровых информационных технологий в ближайшие годы важнейшее значение в техническом обеспечении сервисного сектора приобретут глобальные навигационные спутниковые системы, способные оказывать целый комплекс космических услуг самого различного характера (навигационного, метеорологического, телекоммуникационного и др.). Сейчас системами подобного рода располагают только Россия и США.

С известной степенью допущения рынок космических услуг можно позиционировать как «рынок предложения». Естественно, что реальная экономическая практика не может дать примеров абсолютно чистого «рынка спроса» и абсолютно чистого «рынка предложения». Однако для рынка космических услуг фактор предложения является явно преобладающим. Усиленное влияние фактора предложения связано с относительной новизной рассматриваемого рынка, его сильной политизированностью, высоким уровнем технологичности и наукоемкости. Рынок космических услуг — это во многих случаях рынок четко ограниченного предложения. Не всякий платежеспособный спрос на космические услуги может быть удовлетворен по экономическим, экологическим и политическим причинам. Таким образом, на сервисный сегмент космического рынка ложится важная миссия формирования потребностей нового типа, отвечающих

воспроизводственным принципам построения постиндустриального общества.

Говоря о современной товарной структуре рынка космических услуг, можно выделить рынок пусковых услуг; рынок услуг космической связи; рынок услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ); рынок навигационных услуг; рынок специализированных инженерных и технических услуг (услуг, связанных с обеспечением эксплуатации существующих космических систем, интеграцией новых образцов космических аппаратов и оборудования, адаптацией космических технологий); рынок вспомогательных услуг (инжиниринг, управление проектами, юридические услуги, финансовый менеджмент, кадастровые и картографические работы, космическое страхование, реклама, космический туризм, шоу-бизнес).

По оценкам аналитического обзора компании Forecast International основными поставщиками транспортных услуг на мировом космическом рынке являются Европа, Россия, США и Украина, на долю которых приходится 78% рынка, остальные 22% делят Китай, Индия и Япония и другие страны [2]. Россия обладает разнообразным парком ракет-носителей всех классов. В основном это носители, созданные в советское время. Первым из отечественных носителей на международный рынок вышел «Протон-К». Он оказался наиболее привлекательным для зарубежных заказчиков. Для продвижения этого носителя на мировой рынок пусковых услуг было создано совместное предприятие ILS (International Launch Services), которое в настоящее время является одним из лидеров рынка. Техническая база такого уровня позволяет России оказывать услуги по выведению практически всех видов полезных нагрузок (спутники низко- и среднеорбитальных систем глобальной связи, микроспутники, обеспечение пилотируемых полетов и др.).

Наиболее прибыльным сегментом транспортных услуг на сегодняшний день является запуск полезных нагрузок на геостационарные орбиты. Основная борьба за коммерческие заказы разворачивается между тремя крупнейшими компаниями рынка пусковых услуг Arianespace, International Launch Services (ILS) и Sea Launch — операторами ракет тяжелого класса для запусков спутников на геостационарные орбиты.

Российские пусковые услуги остаются по-прежнему востребованными на рынке, хотя

активная маркетинговая политика американских и европейских компаний, а также появление на рынке индийских космических ракет может снизить долю России на мировом рынке запусков. Несмотря на явный коммерческий уклон последних лет, приходится отметить, что государственные заказы по-прежнему остаются основным «двигателем! рынка пусковых услуг, защищающим операторов ракет-носителей от конъюнктурных колебаний рынка запусков коммерческих полезных нагрузок. Наибольшую активность в секторе государственных и оборонных космических контрактов проявляют США, Россия и страны Западной Европы.

В числе космических аппаратов различного целевого назначения, которые были запущены до 2010 года, более 70% составляют космические аппараты связи [1]. В современных условиях рынок услуг космической связи регламентируется такими факторами, как эксплуатационные характеристики используемого парка ракетно-космической техники, повышенными рисками инвесторов, сложностью инфраструктуры средств управления спутниками связи, необходимостью их периодической замены из-за физических ограничений сроков службы, а также неизвестностью на начальных этапах создания спутников всех факторов, влияющих на работу аппаратуры в космосе. Спутниковая связь сегодня позволяет решать многие задачи, круг которых постоянно расширяется. Например, спутники связи все чаще используются массовыми потребителями для приема телевизионных каналов.

Еще один сектор рынка космических услуг — это коммерческое использование космических средств для предоставления услуг ДЗЗ. Коммерческое предоставление услуг средствами ДЗЗ только начинает свое развитие. Сельское хозяйство, строительство, добывающая промышленность, региональные структуры все шире используют данные ДЗЗ. На современном этапе предоставление подобного рода услуг во многих случаях финансируется из государственного бюджета из-за их низкой рентабельности. Однако уже сегодня создаются коммерческие космические аппараты ДЗЗ и начинается процесс их эксплуатации. В тройке лидеров мирового рынка услуг ДЗЗ находятся США, Франция и Индия. Космическая информация программ ДЗЗ стран-лидеров доступна и в России [3].

Соединенные Штаты демонстрируют коммерческую модель развития систем ДЗЗ. Модель с государственным финансированием программ ДЗЗ также распространена в Китае, Корее, Японии и Тайване. Вслед за тремя «китами» рынка космической информации по объемам мировых продаж следуют страны Европы, Канада и Израиль, создавшие коммерчески успешные программы ДЗЗ, сети дис-трибьюции и технологии обработки данных, а также предлагающие востребованные услуги и сервис. В отличие от лидеров, эти страны создали спутники, работающие на отдельные сегменты рынка. Например, Канада планирует развивать серию спутников RADARSAT, укрепляя лидирующие позиции на рынке радарной съемки. Израиль создал первую систему высокодетальной панхроматической съемки из двух спутников EROS-A и EROS-B. Германия готовится запустить первый радарный спутник метрового разрешения TerraSAR-X. Положение страны, компании или организации-оператора программы ДЗЗ на рынке геоданных при прочих равных условиях во многом определяется наличием развитой сети дистрибьюторов. Основные компании-операторы систем ДЗЗ США, Франции, Индии, Канады и Израиля распространяют космическую информацию через международные сети станций прямого приема.

Противоположная по принципу действия централизованная схема распространения данных реализована компанией DigitalGlobe (оператор спутника QuickBird-2, который передает информацию только с задержкой через бортовые магнитофоны). Однако и она в перспективе планирует запустить спутник WorldView-1, который будет вести передачу изображений в масштабе реального времени на сеть приемных станций. «Новички» мирового рынка данных ДЗЗ Корея и Тайвань, не имея сетей дистрибьюции, продали права на распространение космической информации новых спутников KOMPSAT-2 и Formosat-2 одному из лидеров рынка компании SPOT Image, благодаря чему получили дополнительные финансовые средства для развития отрасли и вышли на мировой рынок. Отдельного внимания заслуживает опыт Китая и Бразилии, которые эксплуатируют совместную систему ДЗЗ CBERS, охватывающую пока только их внутренние рынки. Космическая информация применяется в задачах планирования,

строительства, муниципального управления, кадастра, для обновления карт и планов до масштабов 1:5000 и 1:2000. По оценкам специалистов основной тенденцией ближайших лет является улучшение пространственного разрешения до 0,5—0,4 м (спутники GeoEye-1, WorlView-1,— 2), точности геопривязки изображений (<3 м без опорных точек) и производительности съемки на витке [7]. В области радарной съемки действуют три программы: RADARSAT-1 (Канада), ENVISAT-1/ASAR (Европа) и ALOS/PALSAR (Япония). Лидером по объему мировых продаж остается программа RADARSAT, это определяется удобством обслуживания, лучшим пространственным разрешением и оперативностью выполнения заказа.

Общей тенденцией в области радарной съемки является улучшение пространственного разрешения до 1 м, повышение информативности съемочной аппаратуры за счет применения сигналов разной поляризации, возможность интерферометрической съемки, повышение оперативности выполнения заказов и доставки информации. В ближайшие годы благодаря росту объема радарной информации ожидается снижение стоимости продуктов, развитие новых технологий обработки и прикладных направлений. Перечислим основные области применения: предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, разведка нефтегазовых месторождений, экологический мониторинг, контроль зон судоходства и рыбного промысла, ледовая разведка, картография, сельское хозяйство, страхование и др. В сегменте космической информации низкого разрешения (от 250 и более 1000 м) основными поставщиками данных являются спутники глобальной оперативной съемки с широкозахватной аппаратурой низкого разрешения Terra и Aqua (сканер MODIS), ENVISAT (MERIS), SPOT (Vegetation) и др., а также специализированные спутники США, Индии, Китая и Тайваня с многоканальной аппаратурой съемки поверхности океанов в оптическом и СВЧ-диапазонах электромагнитного спектра.

Наиболее широкое распространение получили данные 36-канального спектрорадиоме-тра MODIS спутников Terra и Aqua благодаря политике свободного доступа, прямой передачи изображений и открытого распространения программ и алгоритмов обработки. Между-

народная сеть станций прямого приема программы EOS, реализуемой агентством NASA, насчитывает более 120 единиц (из них более 20 станций расположены в России) [6]. Цветные изображения с разрешением 250—1000 м, доступные с минимальной задержкой после съемки, широко применяются для метеопрогноза, экологического мониторинга, обнаружения лесных пожаров, ледовой разведки и др. Отечественная система пожарного космического мониторинга Рослесхоза в последние годы базировалась исключительно на информации программ EOS и NOAA. В мире получили широкое распространение интернет-сервисы доступа к данным MODIS в режиме on-line (российский вариант такого сервиса EOStation разработан ИТЦ «СканЭкс»). Специализированная информация датчиков OrbView-2 (SeaWiFS), ENVISAT-1 (MERIS), SPOT (Vegetation) для задач океанологии, изучения растительности и др. распространяется на платной основе. Дальнейшее развитие сегмента данных низкого разрешения связано с повышением информативности и оперативности съемки.

Одним из перспективных сегментов развития рынка космических услуг, имеющим огромное социальное и коммерческое значение, является предоставление услуг навигационного характера посредством построения глобальных навигационных сетей. Целевое назначение создаваемых сетей предполагает решение целого ряда задач гражданского характера: навигация подвижных объектов, высокоточная привязка при строительстве, навигация при геологических изысканиях и проведении кадастровых работ, контроль перевозки ценных грузов, проведение спасательных работ и т.д. Услуги навигационного обеспечения постепенно приобретают индивидуальный характер, что связано с широким распространением средств, объединяющих цифровые карты с высокоточной привязкой текущего положения различных объектов (автомобиль, самолет, вагон, человек, собака и т. д.) от навигационных систем со средствами передачи собственных координатных сигналов. Именно цифровые технологии, позволяющие создать единый цифровой образ Земли, государств и отдельных регионов, обеспечивают управление различными подвижными объектами за счет их высокоточной привязки к неподвижным объектам в геоцентрической системе координат.

Мировой рынок специализированных инженерных и технических услуг как одно из перспективных направлений космической деятельности развивается достаточно высокими темпами. Как правило, продажа, аренда, участие партнеров в совместной эксплуатации космической техники сопровождается пакетом соответствующих инженерных и технических услуг. Ввиду высокой технологичности и специфичности потребительной стоимости ракетно-космической техники без подобного рода услуг торгово-обменные операции теряют экономический смысл. Однако приходится констатировать, что российская ниша рынка и специфических инженерных, и вспомогательных услуг невелика.

На основе анализа динамики развития рынка космических услуг в числе его товарных лидеров следует назвать услуги космической связи, к которым постепенно присоединяются услуги ДЗЗ и навигации. Абонентами космической связи являются в мире более 3 млрд чел., а число российских абонентов сотовой связи за последние три года выросло более чем в 2 раза [1]. Рынок услуг космической связи имеет большие перспективы в плане своего пространственного и структурного расширения. В настоящее время пользователи активно переходят на аппараты третьего поколения, обеспечивающие доступ к дополнительному набору космических услуг (навигация подвижных объектов, высокоточная привязка к неподвижным объектам, контроль перевозок пассажиров и грузов и т. д.). Рост сектора услуг космической связи будет продолжаться также за счет желания потребителей иметь дополнительные услуги при использовании традиционной аппаратуры, например, возможность смотреть телевизионные передачи.

Среди источников пространственных данных, реализуемых на коммерческой основе, данные дистанционного зондирования земли составляют порядка 25%, и доля их стабильно растет [1]. Одним из основных факторов, препятствующим коммерциализации процесса распространения данных ДЗЗ, является низкая информационная обеспеченность. В России практически отсутствуют информационные ресурсы, содержащие сведения о предложении, цене и качестве данных. Кардинально изменить ситуацию с доступностью пространственных данных на рынке космических услуг позволит реализация одобренной Правитель-

ством РФ Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, которая предусматривает переход к цифровым технологиям получения и использования пространственных данных. Согласно Концепции, в стране будет создана иерархическая территориально-распределительная система сбора, обработки, хранения и предоставления базовых пространственных данных и метаданных. Концепция соответствует международным тенденциям развития рынка космических услуг, ее реализация позволит существенно нарастить объемы производства пространственных данных в стране за счет четкого распределения зон ответственности государства и бизнеса. Государство и муниципальные органы власти отвечают за ведение и предоставление базовых данных и метаданных; бизнес — за производство всех типов пространственных данных и создание производных данных.

Новейшие спутниковые и аэрокосмические технологии сбора пространственно-распределенной информации приобретают черты новых мощных средств управления общественным развитием. Человечество впервые в истории получило единую пространственно-временную систему координат с началом в центре масс Земли, зафиксированную с помощью орбитальных спутников глобальных навигационных систем определения местоположения GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия) и соответствующих наземных пунктов. Дополнительные навигационные услуги открывают новые возможности применения «цифровых технологий». По оценкам экспертов, рынок коммерческих навигационных услуг на основе навигационных приборов различного назначения со временем в разы превысит рынок телекоммуникационных услуг. Сегодня на российском рынке геоинформационных услуг за последние десять лет при общем росте объема продаж 15—17% наиболее высокие темпы развития демонстрирует сектор продажи именно навигационных услуг — 34%. Флагманом сегодняшнего потребления геоинформацоинных услуг является предметная сфера «строительство и изыскания», опередившая в 2006 году по потреблению сферу землеустроительных работ [6].

За счет бюджетного финансирования выделены средства на подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости (2006—

2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2007 годы)» и на Федеральную целевую программу (ФЦП) «Глобальная навигационная система (2002—2011)». Рынок космических услуг расширяется и за счет привлечения пользователей в лице субъектов Российской Федерации и муниципальных структур (обновление картографического материала, создание градостроительной документации, документации территориального развития и т. д.). Активизация на рынке космических услуг подтверждается стабильным ростом числа выданных лицензий на осуществление геодезической, картографической, изыскательской и космической деятельности, которое превысило десятитысячный рубеж.

Расширение массового спроса на услуги космической навигации подтверждается ростом количества приобретаемого оборудования для автомобильной навигации, включая средства диспетчеризации транспорта. Однако для России объем продаж этого вида навигационного оборудования относительно невелик, всего порядка $ 50—60 млн, хотя в динамике выделяется стабильная положительная тенденция [6].

Внедрение спутникового навигационного оборудования в России сдерживается существующими ограничениями на точность позиционирования и отсутствием картографических материалов и баз данных для навигации. В настоящее время качественная навигационная картографическая продукция создана только на территории Москвы, Санкт-Петербурга и магистрали Москва-Брест.

В настоящее время на мировом рынке космических услуг происходят структурные изменения, связанные с широким развитием и использованием многоспутниковых космических систем, в том числе в коммерческих целях. Однако выдвигаемые в данном случае цели и задачи далеко выходят за узкие рамки чистой коммерции и затрагивают все уровни государственного управления, инфраструктуры и экономики. Добиться высокой эффективности отдачи от космических систем подобного типа можно только за счет массового целенаправленного внедрения спутниковых навигационных технологий во все сферы деятельности государства и многочисленных групп частных

пользователей на основе формирования широкого спектра возмездных услуг и коммерциализации использования соответствующей инфраструктуры. Именно эти цели преследует Федеральная целевая программа «ГЛОНАСС», в которой позиционируются мероприятия по разработке и производству навигационной аппаратуры потребителей.

Размещение заказов на серийное производство и поставку навигационной аппаратуры потребителей (НАП) для государственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для иных целей (дополнительные услуги) объемы производства НАП профессионального и бытового назначения должны определяться рыночным спросом и финансироваться из внебюджетных источников. До настоящего времени этот потенциально очень емкий сектор космического рынка еще не сформировался. Проблема в неопределенности восприятия рынком предлагаемого продукта снижает инвестиционную привлекательность крупносерийного производства НАП, а мелкосерийное производство, основанное на штучных заказах изделий, существенно удорожает аппаратуру, и как следствие, сокращает число потенциальных покупателей. Для России, упустившей коммерческую выгоду от рынка мобильной связи, проблема производства НАП приобретает особую остроту на фоне активного развития товаров и услуг, использующих ОР8-технологии. Существующий в России уровень спутниковых навигационных технологий в целом позволяет решать задачи массового нави-гационно-временного обеспечения на основе двухсистемной ГЛОНАСС/ОР8-продукции. Предпринимаемые в рамках упомянутой ФЦП усилия по выпуску электронных карт наиболее важных регионов России дают основания полагать, что имеющиеся отставания в развитии отечественных геоинформационных технологий, будут ликвидированы.

Анализ состояния и перспектив использования НАП в России и за рубежом показывает, что наряду с развитием навигационной аппаратуры профессионального и бытового назначения в традиционном автономном исполнении все более массовое применение находят приемоизмерительные модули, встра-

иваемые в различные устройства, комплексы и системы. По оценкам ряда экспертов, наиболее перспективным направлением в настоящее время является интеграция указанных модулей с телекоммуникационным оборудованием. Встраиваемые модули станут лидером продаж в группе товаров бытового и профессионального назначения с функцией навигатора. Совокупная потребность в НАП на российском рынке к 2015 году оценивается в 10 млн единиц, что составляет порядка 7% численности населения России (в 2006 году плотность НАП системы ГЛОНАСС на душу населения составляла порядка 0,02%) [6].

На телекоммуникационном рынке мобильной связи России в настоящее время наблюдается бурный рост сетей второго поколения и абонентской базы. Ведутся подготовительные работы по развертыванию сетей третьего поколения «3П». Таким образом, телекоммуникационные технологии уже сегодня имеют все необходимые технические и экономические предпосылки стать «платформой» для массового коммерческого использования НАП системы ГЛОНАСС.

Анализ структурных движений рынка космических услуг свидетельствует об огромных возможностях этого рынка, высокой его динамике, обусловленной соединением высоких технологий с наукоемкой ракетно-космической техникой. Количество потребителей первичного космического рынка, т. е. рынка конечных услуг персонального характера, оказываемых с помощью космических систем, а также сопутствующих им товаров, теоретически, устремляется, можно считать, к численности населения Земли. Потребителями услуг уже являются или могут быть таковыми жители промышленно развитых государств, а также менее развитых стран и регионов, включая островные территории, пустынные, горные и другие труднодоступные районы, в которых экономически нецелесообразно создавать наземные системы связи, ретрансляции телевизионных программ, навигации и т. д. Объекты вторичного космического рынка — промышленность и средства эксплуатации космических систем в целях получения потребительских услуг — сосредоточены главным образом в экономически развитых странах. Вторичный рынок поглощает львиную долю всех затрат на создание и поддержание коммерческих космических систем, которые на этапе экс-

плуатации, аккумулирующем в себе процессы производства и потребления космических услуг, окупаются через первичный рынок. Финансовые потоки из различных регионов мира в виде платы за космические услуги перетекают на счет компаний стран с развитым коммерческим сектором. В связи с этим в настоящее время практически все мировые потребители услуг космической деятельности, включая экономически отсталые и бедные государств, по сути дела, дополнительно финансируют развитие национального космического рынка США, Западной Европы и других экономически развитых стран и регионов.

Внутренний рынок России и стран СНГ составляет значительную часть мирового первичного и вторичного космического рынка. Необходимо добиться того, чтобы внутренний российский рынок также мог финансировать российскую космическую промышленность, через комплексные программы формирования в России первичного космического рынка товаров и услуг, создаваемых на базе внедрения новых космических технологий.

В качестве важнейшего механизма коммерциализации космической деятельности следует рассматривать частно-государственное партнерство. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности по созданию массовых услуг космического профиля государство совершенствует нормативно-право -вую базу и финансово-кредитные механизмы в интересах деятельности частных компаний и допускает их к специализированным информационным ресурсам страны. Частный бизнес, следуя своим коммерческим интересам, оплачивает используемые ресурсы, формирует пакет услуг для пользователей, инвестирует в развитие соответствующего оборудования и инфраструктуру рынка услуг, несет сопутствующие финансовые риски, производит налоговые отчисления с полученной прибыли, создает рабочие места. Широкомасштабное коммерческое использование спутниковых технологий должно строиться преимущественно на разработках отечественных производителей. Однако для ускоренного насыщения российского рынка бытовой аппаратурой, связанной с потреблением космических услуг (например, навигационной аппаратурой) целесообразно предусмотреть сотрудничество с иностранными компаниями для привлечения зарубежных инвесторов и передовых технологий.

Укрепление позиций России на мировом рынке космических услуг и формирование оптимальной структуры его отечественного сегмента предполагает следующие основополагающие принципы государственной политики: открытый доступ (при соблюдении требований национальной безопасности) в структуре информационного обмена космических систем для потребителей, разработчиков и изготовителей аппаратуры, создателей прикладных систем и провайдеров дополнительных услуг; предоставление космических услуг на безвозмездной основе для определенного круга потребителей (государственные структуры, социальные организации, учебные заведения и др.); развитие рынка дополнительных космических услуг; обязательное использование на российской территории комбинированной аппаратуры (сигналы ГЛОНАСС в комбинации с GPS); обеспечение совместимости и взаимодополнения системы ГЛОНАСС с системами GPS, GALILEO и другими многофункциональными космическими системами; продвижение конкурентоспособных услуг космического профиля на зарубежные рынки; обеспечение массовой востребованности спутниковых технологий во всех сферах производственной деятельности, быта и отдыха граждан Российской Федерации; обеспечение доступности

космических услуг широким слоям населения страны (по цене и по территории охвата). Стратегически верно спланированная, основанная на перечисленных принципах государственная политика позволит достичь качественно нового уровня российского рынка космических услуг; реализовать в более полном объеме конституционные права граждан на получение информации, а также на улучшение условий безопасности их жизни и личного имущества; увеличить объем экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, в том числе соответствующих космических услуг.

Заключение

Таким образом, общая экономическая панорама рынка космических услуг, развивающегося, с одной стороны, в результате целенаправленных действий государственных органов, а с другой, вследствие естественной трансформации космических технологий в направлении удовлетворения массового пользователя, подтверждает возможность самоокупаемости и доходности многих областей космической деятельности. В перспективе рынок космических услуг будет бурно развиваться и превратится в одну из наиболее востребованных областей бизнеса и приложения капитала.

Литература

1. Першин Ю.Ф., Воронков В.В. Глонасс-технологии. Королев: Изд-во «КИУЭС», 2008.

2. Киримов В.В. Российские носители на рынке пусковых услуг // Журнал «Экспорт вооружений». 2009. № 2.

3. Волошин В.И., Драновский В.И., Бушуев Э.И. Состояние, перспективы и проблемы рынка ДЗЗ из космоса. http| www, rkau.gov.ua|gate way|new. nsf (Дата обращения: 15.01.2011).

4. http://www.iki.rssi.ru/ (Дата обращения: 15.01.2011).

5. http://www.ntsomz.ru/ (Дата обращения: 15.01.2011).

6. http://www.novosti.kosmonavtiki.ru/ (Дата обращения: 15.01.2011).

7. http://www.infocosmos.ru/ (Дата обращения: 15.01.2011).

8. http://www.tsniimash.ru/subsciption/space_and_rocket/ (Дата обращения: 15.01.2011).

УДК.336 279.338.3

I МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОЗИЦИЙ I МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Журавлева Надежда Владимировна, кандидат экономических наук, доцент,

Juravleva2005@mail.ru,

«Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Experience ofsocio-economic development of Russia shows that the basis ofitsfinancial stability is competent financial management. The successful operation of small businesses is achieved when their approaches to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.