Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в республике Беларусь'

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2006
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилевич О. А.

В данной статье проведен краткий анализ состояния и перспектив развития инновационной деятельности в Республике Беларусь. На основании проведенного анализа автором выявлена необходимость пересмотра понимания термина «инновация» на законодательном уровне, в связи с этим уточнена и предложена новая интерпретация данного понятия. А также сформулирован ряд предложений, реализация которых будет способствовать активизации инновационной деятельности в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In article the short analysis of conditions and prospects of development of an innovative activity in the Republic of Belarus is carried out. The author on the basis of the conducted analysis reveals necessity of revision of the understanding of the term «innovation» at the legislative level, that’s why a new interpretation of the given concept is specified and offered. In additional, there has been formulated a number of suggestions which realization will promote activization of an innovative activity in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в республике Беларусь»

УДК 001.895

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

О.А. ДАНИЛЕВИЧ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

В связи с переходом развитых стран мира от постиндустриального общества к информационному обществу, значительно возрастает роль инновационной деятельности. В нашей стране делается существенный акцент на развитие инновационных процессов, что находит свое отражение в нормативно-правовых актах Республики Беларусь, а также в научных публикациях.

Президентом Республики Беларусь в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию была отмечена необходимость повышения динамики инновационной деятельности как одного из первоочередных шагов по дальнейшему социально-экономическому развитию страны. При этом подчеркивалось, что инновационное развитие страны и внедрение в производство современных технологий находятся на низком уровне [1].

Если судить по отчету Государственного комитета по науке технологиям (ГКНТ) [2], в котором говорится, что в рамках «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы» [3] ее перевыполнение составит 106 проектов, можно предположить, что инновационное развитие экономики Республики Беларусь идет опережающими темпами. Однако это лишь видимость, которая возникает в результате того, что в понятия «инновации» и «инновационные проекты» включаются все проекты по модернизации производства, созданию новых производств и выпуску новых (для конкретного предприятия) видов продукции.

Подобная широкая интерпретация понятия инноваций соответствует законодательству Республики Беларусь. Так, в соответствии с «Положением о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» [4, гл.1, п.2], «инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок».

Иными словами, в законодательстве Республики Беларусь и существующей системе государственного управления инновационной деятельностью смешиваются понятия «инновация» и «модернизация». Такая интерпретация инноваций возможно и позволяет отчитываться в перевыполнении государственных программ инновационного развития, однако вовсе не способствует реальному развитию экономики Республики Беларусь в качестве инновационно-ориентированной, основанной на внедрении новейших научно-технических достижений. В частности, нередко проекты модернизации и создания новых производств, которые реализуются в рамках Государственной программы, являются по сути «догоняющими», то есть направленными на организацию производства продукции, аналоги которой уже существуют на рынке (в частности, импортозамещающее производство).

Следует подчеркнуть, что инновации - это не любое нововведение или усовершенствование, а лишь то, что существенно повышает эффективность (качество) уже имеющегося продукта (технологии, услуги). Инновациям характерно выведение на рынок совершенно нового (либо качественно усовершенствованного) товара (услуги), обладающего более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, аналогов которым нет на рынке или которые могут составить серьезную конкуренцию лучшим из сопоставимых товаров (услуг).

Принимая во внимание все вышеизложенное, считаем, что необходимо пересмотреть понимание термина «инновация» органами государственного управления и его интерпретацию в нормативно-правовых актах и государственных программах, трактуя его следующим образом: «инновация как экономическая категория представляет собой создаваемое (осваиваемое) нововведение, характеризующееся выведением на рынок совершенно нового (либо качественно усовершенствованного уже имеющегося) продукта (технологии, услуги), не имеющего себе аналогов на мировом рынке либо обладающего более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые позволяют составить серьезную конкуренцию лучшим из сопоставимых продуктов (технологий, услуг)».

Такое определение данного понятия, на наш взгляд, позволит более объективно оценить реальное состояние инновационного развития Республики Беларусь, научную новизну и рыночную перспективность инновационных проектов. Оно будет содействовать осуществлению соответствующих научных исследований и разработок. Иная, по сравнению с имеющейся на законодательном уровне трактовкой, интерпретация и осмысление понятия «инновация» будет способствовать определению наиболее значимых направлений инновационной политики Республики Беларусь, позволит выявить наиболее перспективные инновации и технологии в соответствии с прогнозируемыми потребностями мирового рынка, развитие которых и обеспечит конкурентоспособность белорусской экономики.

Во всех утвержденных программах социально-экономического развития Республики Беларусь речь идет о том, что ориентиром развития белорусской экономики является создание производств, соответствующих V и VI технологическому укладу. В то же время некоторые из реализуемых инновационных проектов в рамках Государственной программы можно отнести лишь к IV технологическому укладу. А это не позволяет сконцентрировать государственную поддержку и финансирование на прорывных технологиях, которые обеспечили бы конкурентоспособность белорусской экономики.

Вместе с тем разработка и выведение на рынок инноваций требуют значительно большего финансирования, чем обыкновенная модернизация, производимая за счет приобретения нового оборудования, создания производства на основе уже существующих в мире технологий. Если сравнивать с инвестиционными проектами реконструкции и модернизации, то финансирование инноваций является более рискованным, так как успешный результат от внедрения инноваций не является гарантированным.

В настоящее время в нашей стране активными темпами осуществляется процесс развития инновационной инфраструктуры. На сегодняшний день в республике официальный статус субъекта инновационной инфраструктуры имеют 10 организаций: Гомельский технопарк, КУП «Минский областной инновационный центр», ИРУП «Технопарк БНТУ «Политехник», БОКУП «Центр внедрения научно-технических разработок», Гомельский Центр научно-технической и деловой информации, а также получившие 15 ноября 2010 года статус технопарков научнотехнологический парк Витебского государственного технологического университета, научно -технологический парк Полоцкого госуниверситета и статус центров трансфера технологий Центр научно-технологической и деловой информации, международный инновационный экологический парк «Волма», Институт нефти и химии. В начале 2011 года планируется еще ввести Парк передовых технологий. Утверждается, что уже работающие в стране технопарки и центры трансфера технологий доказали свою эффективность и их формирование в дальнейшем будет продолжаться в рамках новой программы инновационного развития на следующую пятилетку. Председатель Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Игорь Войтов отметил в своем выступлении, что в 2010 году вступили в действие новые статьи в законодательстве о научно-технической деятельности, которые предоставляют ряд льгот технопаркам и инновационным центрам [5].

Однако необходимо отметить, что предоставление этого статуса базируется на рассмотренной нами ранее не совсем корректной интерпретации понятия «инновация», которое, на наш взгляд, является основой осуществления всей инновационной деятельности. Следовательно, правильным ли будет относить эти субъекты к субъектам инновационной инфраструктуры, имеющим официальный статус? Здесь требуется верная четко сформулированная основа для построения инновационной деятельности. Поэтому изначально, на наш взгляд, необходимо решить вопрос на законодательном уровне с правильной трактовкой такого основного понятия как «инновация», а затем уточнить все вытекающие из него определения.

Так, закрепленные в законодательстве отдельные льготы, меры поощрения создания НИОК(Т)Р, а также нормы функционирования субъектов инновационной инфраструктуры не могут, на наш взгляд, обеспечить полноценное инновационное развитие всем субъектам инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь. Например, резиденты Парка высоких технологий, на сегодняшний день это более 80 компаний [6], освобождены от уплаты налога на прибыль, в то время как резиденты других научно-технологических парков оплачивают этот налог по ставке 10 процентов [7, п. 2.3].

В то же время деятельность резидентов Парка высоких технологий (создание информационнокоммуникационных технологий и программного обеспечения) требует существенно меньших затрат средств и времени по сравнению с инновационными разработками резидентов научнотехнологических парков, которые требуют проведения соответствующих исследований (в том 32

числе и в специальных лабораториях) для их реализации, многократных экспериментов (нередко дорогостоящих), а также наличия специального оборудования (в том числе импортного). При этом резиденты научно-технологических парков в отличие от резидентов Парка высоких технологий несут при осуществлении своей деятельности высокие риски того, что планируемые результаты их разработок могут быть не достигнуты, а созданные ими инновационные технологии (товары, услуги) будут не востребованы на рынке или не применимы в производстве. В связи с этим считаем обоснованной необходимость отмены уплаты налога на прибыль для всех резидентов научнотехнологических парков, и тем самым установление равных, одинаковых льгот всем резидентам.

Важно отметить то, что на сегодняшний день, как это ни парадоксально, но до многих разработок собственного Парка высоких технологий внутренний рынок Беларуси еще не созрел, продукция парка более востребована за рубежом, нежели внутри республики. Так 80% производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт [6].

На сегодняшний день в Республике Беларусь ресурсы государства являются основным источником содействия инновационной деятельности, так как альтернативные механизмы финансирования инноваций не нашли своего должного развития. Существующая в нашей стране система финансирования инновационной деятельности, включающая инновационные и венчурные фонды, не обеспечивает на сегодняшний день необходимыми ресурсами разработку наиболее перспективных технологий в требуемых объемах, а также внедрение инноваций в производство. По-прежнему определяющая роль в обеспечении денежными ресурсами инновационных проектов и разработок принадлежит государству.

Так, например, в 2005 году доля бюджетных средств в общем объеме финансирования научных исследований и разработок составила 58,1%, в 2006 г. - 64,2%, в 2007 г. - 45,4%, в 2008 г. - 52,9% [8], а в 2009 г. - 61,8%*. Таким образом, анализ данной, в основном положительной, динамики бюджетного финансирования, за исключением 2007 г., где произошло ее снижение, и показывает нам доминирующую роль государства в финансировании инноваций.

Краткий анализ внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам их финансирования показывает нам следующее.

Структура внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования в 2009 году приведена на рисунке.

На рисунке мы можем наглядно наблюдать превалирующую долю бюджетных ассигнований (61,8%) в финансировании научных исследований и разработок, далее идут средства других организаций (16,15%), собственные средства (12,66%) и прочие источники финансирования.

Рисунок - Структура внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам

финансирования, 2009 год

Источник: данные Белстат

По мнению таких авторов, как Л.В. Федосенко, Л.Н. Марченко недостаточный объем финансирования развития инновационной деятельности как бюджетными средствами, так и негосударственными капиталовложениями связан со слабо работающей финансово-кредитной системой и

* Данные Белстат

отсутствием рынка капитала в нашей стране [9]. Данными авторами разрешение этой проблемы видится в формировании в стране развитого финансового рынка, в том числе фондового, который предполагает появление собственных институтов поддержки инноваций, таких как венчурные фонды, инвестиционные банки, лизинговое финансирование, частные пенсионные фонды, страховые компании, гранты и др. И мы согласны с данным подходом к разрешению существующей проблемы финансирования инновационной деятельности.

Безусловно, учитывая недостаточное финансирование инновационной деятельности в связи с ограниченными возможностями бюджета Республики Беларусь, необходима четкая концентрация государственной поддержки на тех инновационных проектах, которые обладают наибольшей новизной и рыночным потенциалом. А также для этого необходимо сформировать механизм привлечения негосударственных источников финансирования на разработку и внедрение инноваций (развитие деятельности венчурных и инновационных фондов, активизация финансирования предприятиями интересующих их разработок, привлечение инвестиций и стимулирование кредитования банками инновационной деятельности).

Полагаем, что к инновациям, финансируемым государством в первоочередном порядке в необходимом объеме, должны относиться научно-технические разработки V и VI технологического уклада, то есть не имеющие себе аналогов в мире, либо способные конкурировать с уже существующими в развитых странах товарами (технологиями, услугами).

Конечно, в нашей стране, к примеру, нет таких богатых запасов сырьевых ресурсов, которыми владеет Российская Федерация (РФ) и которые создают возможность для выделения гораздо большего объема ресурсов на финансирование инноваций. Следовательно, Республика Беларусь, по сравнению с РФ, не имеет возможности плавного и постепенного перехода на инновационный путь развития ввиду отсутствия такого количества ресурсов для финансирования. Однако необходимо отметить, что наша страна обладает главным ресурсом, который способен осуществить быстрый переход экономики на качественно новый научно-технологический уровень при условии грамотного государственного управления, - это интеллектуальный потенциал белорусских ученых, изобретателей и рационализаторов, которые являются авторами инноваций. В республике научно-исследовательскую деятельность осуществляют более 33 тыс. человек в 446 организациях - институтах Национальной академии наук Беларуси (НАН Беларуси), вузах, научноисследовательских институтах, конструкторских бюро [10, с. 199, 201]. Беларусь входит в число лидеров по разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. Наша страна, по данным Всемирного банка, по значению индекса экономики знаний занимает 59-е место среди стран мира, в СНГ - 3-е. А по уровню образования и развития информационно-коммуникационных технологий среди государств СНГ наша республика является безусловным лидером [11].

Основное внимание государственной инновационной политики должно быть направлено на конкретного создателя инноваций (автора, коллектива авторов). А также необходимо создание механизма, позволяющего превратить научные идеи в коммерческие продукты, востребованные рынком. В свою очередь наиболее важным элементом этого механизма, на наш взгляд, является обеспечение финансирования разработки и внедрения инноваций в необходимых объемах за счет средств государства и привлеченных ресурсов.

Исходя из проведенной ГКНТ Республики Беларусь апробации международной методики оценки вклада инноваций в развитие экономики, индекс инновационности экономики Республики Беларусь в 2009 г. оценивается на уровне 0,3, что обеспечивает рейтинг нашей страны на 25 месте в Евротабло. К примеру, в Литве данный индекс составляет 0,313, Польше - 0,294, Швеции - 0,636 [12].

Восприимчивость производства к нововведениям, а особенно технологического характера, является низкой. В нашей стране происходит процесс уменьшения количества инновационно активных организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции. За последние три года их количество сократилось с 380 ед. в 2007 г. до 289 ед. в 2009 г., или снизилось на 24,0 % [12]. Приведенная отрицательная динамика количества инновационно активных организаций и рейтинговый показатель инновационности экономики нашей страны свидетельствуют все о том же анализируемом нами низком уровне инновационного развития Республики Беларусь.

Резюмируя проведенный нами краткий анализ состояния инновационной деятельности в РБ, можно сформулировать некоторые предложения, касающиеся совершенствования этих процессов в Беларуси в современных условиях. К ним можно отнести:

• создание условий для развития партнерства государственного и частного сектора в научно-инновационной сфере на примере имеющегося опыта зарубежных стран. В этом случае примечателен опыт США, где найден подобного рода механизм взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса: правительство несет ответственность за создание стимулирующей предпринимательской среды для новых идей и проектов, заботится о фундаментальной науке, а также несет часть расходов по повышению квалификации американских рабочих и управленцев, а предприятия в свою очередь финансируют все возрастающие объемы исследований и разработок [13, с. 77-78];

• использование всевозможных мер налогового стимулирования научно-инновационных учреждений и повышения заинтересованности научных сотрудников в результатах труда с учетом уже существующего зарубежного опыта. Например, в странах ОЭСР в последние годы существенный акцент делается на так называемое косвенное стимулирование, то есть на преимущество применения льгот по сравнению с субсидиями и займами (прямое стимулирование). Налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство государства в экономическую жизнь предприятия и поощряют уже овеществленные действия. А субсидии поощряют те действия, которые еще предстоит осуществить. Поэтому данный подход является эффективным средством привлечения частных инвестиций в НИОКР и применяется всеми развитыми странами [14, с. 100];

• установление равного льготного налогового режима для всех субъектов инновационной деятельности и обеспечение тем самым одинаковых условий существования;

• содействие в получении патентов (т.е. необходимо упростить процедуру получения патентов и привести ее в соответствие с мировой практикой);

• защита прав (имущественных и неимущественных) авторов научно-технических разработок и изобретений, созданных в рамках трудовых отношений или за счет средств государства.

• закрепление прав авторов на получение доли в выручке от реализации продукции, произведенной с применением их инноваций (в том числе в рамках трудовых отношений или государственного заказа);

• обеспечение оперативного внедрения научно-технических разработок в производство;

• формирование нового подхода по распределению источников финансирования (в частности бюджетных) в зависимости от результатов научно-инновационной деятельности. Например, во всех странах с рыночной экономикой приняты два основных подхода при государственном финансировании. Первый подход основан на принципе комплементарности, суть которого состоит в том, что приоритетными являются работы, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны, а второй - на принципе поддержки предконкурентных исследований и разработок, согласно которому государство субсидирует лишь создание общедоступного научнотехнического продукта, не нарушая тем самым уже существующее рыночное равновесие [15, с. 22]. Считаем целесообразным применить имеющийся зарубежный опыт в нашей стране, однако здесь необходимо также учесть и инвестиционные возможности, и уровень инновационного развития;

• создание благоприятных правовых и административных условий для формирования венчурных фондов, а также непосредственное участие в них государства.

При этом система государственного управления инновациями должна иметь ярко выраженный рыночный характер и базироваться на вышеприведенных рекомендациях. Считаем целесообразным учесть изложенные предложения при подготовке проектов нормативно-правовых актов в области стимулирования инноваций, а также при новой редакции проекта Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике Республики Беларусь».

ЛИТЕРАТУРА

1. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в год качества // Информационно-аналитический центр при Администрации Президента РБ [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа : www.aor.by/pictures/edi.doc. - Дата доступа : 15.02.2011 г.

2. Отчет Государственного комитета по науке и технологиям от 2 августа 2010 г. «О выполнении Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. и приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 - 2015 гг.».

3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 -2010 годы : указ Президента Респ. Беларусь, 26 марта 2007 г., № 136 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.

4. Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры: Указ Президента Респ. Беларусь, 03 января 2007 г., № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.

5. Пять новых организаций включены в инновационную инфраструктуру Беларуси //БелИСА [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа : http://www.belisa.org.bv/ru/guestbook/feedback /. - Дата доступа : 02.12.2010г.

6. Официальный сайт Парка высоких технологий Беларуси // ПВТ [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа : http://www.park.bv/. - Дата доступа : 18.02.2011 г.

7. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495: Указ Президента Респ. Беларусь, 03 января 2007 г., № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.

8. Финансирование инноваций в РБ // ГКНТ [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа : www.unece.org/ceci/ppt presentations/.../nedilko paper r.doc. - Дата доступа : 15.02.2011 г.

9. Зарубежный опыт финансирования инновационной деятельности / Л.В. Федосенко, Л.Н. Марченко //Финансы и учет [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа : http://finac.ucoz.ru/publ/4-1-0-61. - Дата доступа : 30.01.2011г.

10. Статистический ежегодник РБ 2010 / Национальный статистический комитет РБ. - Минск. - 2010. -582 с.

11. Научный потенциал Беларуси // Портал информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа : http://export.bv. - Дата доступа : 18.02.2011 г.

12. Краткий доклад о состоянии и перспективах развития науки в РБ по итогам 2009 года // БелИСА [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа : http://www.belisa.org.bv/pdf/2010/brief report 2010.pdf. -Дата доступа : 15.02.2011 г.

13. Марков, А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации / А.В. Марков. - Минск : Право и экономика, 2005. - 370 с.

14. Инновационная и технологическая политика в социальном рыночном хозяйстве / М.А. Бунчук // Наука и науковедение. Международный научный журнал. - 2001. - № 2. С. 98 - 103.

15. Управление наукой в странах ЕС. Том 4. - М.: Наука, 1999. - 288 с.

CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY

IN THE REPUBLIC OF BELARUS

O.A. DANILEVICH

Summary

In article the short analysis of conditions and prospects of development of an innovative activity in the Republic of Belarus is carried out. The author on the basis of the conducted analysis reveals necessity of revision of the understanding of the term «innovation» at the legislative level, that’s why a new interpretation of the given concept is specified and offered. In additional, there has been formulated a number of suggestions which realization will promote activization of an innovative activity in the Republic of Belarus.

© Данилевич О.А.

Поступила в редакцию 24 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.