Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития авиационного метода защиты растений'

Состояние и перспективы развития авиационного метода защиты растений Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
197
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития авиационного метода защиты растений»

Состояние и перспективы развития авиационного метода защиты растений

В.П. АСОВСКИЙ, ученый секретарь научно-производственной компании «ПАНХ» А.А. ГУСЕВА, начальник сектора А.Н. РОССИХИН, начальник отдела О.В. ХУДОЛЕНКО,

заместитель генерального директора e-mail: green@panh.ru

Введенные в практику химизации сельского хозяйства России в 20-х годах прошлого века авиационные обработки наиболее широкое развитие нашли в 70-80-х годах. Применение самолетов и вертолетов стало важнейшим методом внесения химических средств как для повышения плодородия земель, так и для борьбы с потерями урожая, особенно на огромных площадях посевов в районах освоения целинных земель и в тех случаях, когда химические обработки крупных массивов полей надо было провести в сжатые сроки.

Как видно на рисунке 1, достигнутый в 1985 г. исторический максимум объема авиаобработок (около 50,8 млн га), начиная с 1986 г. неуклонно снижался вплоть до 1998 г. (3,3 млн га), когда фактически начался незначительный и подверженный годовым отклонениям, но все-таки рост общих объемов авиационно-химических работ (АХР) с выходом годовых показателей в последние годы на уровень 7-8 млн га. Как известно, главными причинами снижения спроса на авиационную защиту растений стали структурные изменения реформируемого сельского хозяйства, недостаток средств у сельхозтоваропроизводителей и ограничения на авиационные обработки, введенные в некоторых регионах по экологическим и санитарно-гигиеническим соображениям.

Следует отметить, что по разным причинам система объективного статистического учета объемов АХР в гражданской авиации, начиная с 1995 г., практически не функциониру-

ет, в связи с чем представленный в статье анализ объемов АХР опирается на данные ФГБУ «Россельхоз-центр» и экспертных оценок. Происходящие изменения касались не только объемов АХР, но и структуры этих работ в разные периоды (рис. 2). Так, если в 1985 г. доля авиационного внесения минеральных удобрений составляла 47 %, то в самый тяжелый для АХР 1998 г. она упала до 12 % и

лишь в последние годы выходит на уровень 20 %. И наоборот, доля авиационного опрыскивания пестицидами с 48 % в 1985 г. возросла до 83 % в 1998 г. и в настоящее время колеблется в пределах 75-80 %.

Не менее серьезные изменения происходят и в региональном аспекте. Сокращение объемов АХР, вплоть до полного отказа от них в ряде северных и восточных регионов стра-

60

Годы

-О- Статистические данные НИ- Экспертная оценка —О— Данные Россельхозцентра

1. Динамика объемов авиационно-химических обработок в России

1985 г. 1990 г. 1998 г. 2011г.

Ш Борьба с вредителями и болезнями □ Борьба с сорняками

1=1 Дефолиация и десикация Ш Внесение минеральных удобрений

Я Другие

2. Структура обработанных площадей по видам авиаобработок (%)

100

90

80

70

CQ 60

О.

50

3 40

\о О 30

20

10

0

57,8 68,3 73,1

36,7

В

щ

ш шш

(/¿д ит

1998

1985

I Центральных районов ТУ ВТ

2005 2005 Годы

Приволжское ТУ ВТ □ Южное ТУ ВТ

3. Структура объемов АРВ по основным территориальным управлениям воздушного транспорта (%)

ны, за рассматриваемый период фиксировалось практически во всех территориальных управлениях воздушного транспорта (ТУВТ). При этом больше 90 % от общероссийских объемов авиационного распределения веществ (АРВ) в последние десятилетия выполняется на территориях трех ТУВТ в основных земледельческих районах европейской части страны, прежде всего южных (рис. 3).

Каким воздушным судам (ВС) отдавалось предпочтение в те или иные годы? Если в 1985 г. (рис. 4) с помощью самолетов Ан-2 (Ан-2СХ) было обработано 48,6 млн га (96 %), то в последние годы на долю этих ВС приходится лишь 3,5-4,5 млн га (примерно 50 %). Зато активизировалось применение вертолетов, прежде всего Ми-2 и в меньшей степени Ка-26, а также получивших бурное развитие с 1990-х годов различных типов легких и сверхлегких ВС.

Характеризуя парк ВС, используемых для выполнения АХР, можно отметить, что в течение последних 20 лет на этих работах с разной степенью успешности были задействованы более 30 типов самолетов, вертолетов, мотодельтапланов и автожиров. В частности, яркими представителями сверхлегких ВС являются самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» (полезная загрузка до 100 кг) и мотодельтаплан МД-50 (90 кг), которые хорошо зарекомендовали себя на мелкокапельном опрыскивании с нормами расхода рабочей жидкости до 10 л/га. К легким сельскохозяйственным самолетам можно отнести экспериментальные самолеты «Фер-мер-2» (290 кг) и Су-38Л (до 500 кг). Основным сельскохозяйственным вертолетом на сегодняшний день в России остается Ми-2 (до 700 кг), хотя пользуются спросом и легкие вертолеты типа R-44 (300 кг).

Как показывает анализ, и в ближайшие годы до 50 % АХР будет выполняться самолетами Ан-2. По состоянию на 2012 г. в РФ имелось 1465 самолетов этой марки, из которых «на крыле» находилось около 700 и, по экспертным оценкам, более 400 применялись на АХР.

Несмотря на известные сложности

с производством в России авиационного бензина, снабжением запчастями самолета и двигателей, снятых с производства, и другими проблемами, этот самолет еще в течение 1520 лет будет способен работать со средними и большими нормами расхода рабочего раствора, а с учетом проводимых работ по ремоторизации самолета - и дольше. Ресурсное состояние парка Ан-2 вполне позволяет это (69 % парка имеют наработку с начала эксплуатации до 7000 ч при назначенном ресурсе 12000 + 900 ч без ограничений по календарному сроку).

На рисунке 5 показан подготовленный НПК «ПАНХ» прогноз развития объемов АХР до 2020 г. по оптимистичным и пессимистичным сценариям. По нашим оценкам, с учетом широкого круга значимых для прогнозирования факторов, в 2015 г. пестицидами с воздуха может быть обработано 7,3-8,8 млн га, а в 2020 г. - соответственно 9,9-13,8 млн га. Если добавить сюда и другие виды работ, указанные показатели возрастут соответственно до 10,4-12,5 и 15,120,9 млн га.

Чтобы уточнить рациональную структуру парка ВС, для реализации

1985 1995 1998 2011 Годы

Ж АН-2СХ Ц Легкие и сверхлегкие ВС □ Вертолеты

4. Структура обработок площадей по типам воздушных судов (%)

5. Прогноз объемов авиахимобработок в сельском хозяйстве России

сделанных прогнозов были проведены развернутые расчетные оценки показателей опрыскивания с помощью различных типов сельскохозяйственных самолетов. Характерно, что при всех индивидуальных различиях летно-технических характеристик использования различных типов СХС (лётная и дневная производительность работ, стоимость авиаобработок 1 га и полные расходы на реализацию метода и др.) есть много общего в выборе судов разного весового класса для выполнения тех или иных видов работ. Расчеты показывают, в частности, что наибольшую эффективность при выполнении защитного авиаопрыскивания с малыми нормами расхода жидкости (до 10 л/га) обеспечивают ультралегкие и легкие самолеты типа «Авиатика-МАИ-890СХ», для больших норм внесения целесообразно использовать тяжелые, типа М-103СХ и Ан-3Т и т.д. Проведенный в этой связи анализ показывает, что к характерным классам ВС для выполнения АХР можно отнести следующие СХС:

ультралегкие, включая дельталеты, грузоподъемностью по рабочему веществу до 200 кг;

легкие, грузоподъемностью от 200 до 500 кг; средние - от 500 до 1200 кг; тяжелые - более 1200 кг.

Для выделенных классов СХС на рисунке 6 представлена перспективная рациональная структура их использования на разных видах АХР. Как

видно, около 65 % работ, выполняемых с малыми нормами опрыскивания, будут выполняться ультралегкими самолетами и 35 % - легкими. Приоритет на опрыскивании со средними нормами расхода жидкости отдается средним (55 %) и легким (45 %) СХС. Сфера обработок еще более высокими нормами - за средними (40 %) и тяжелыми (60 %) машинами. Исходя из сказанного, в будущем потребном парке сельскохозяйственных самолетов (рис. 7) одну треть емкости будут представлять самолеты среднего класса. Почти такую же долю (27-29 %) займут СХС легкого класса. Ультралегкие самолеты, занимая в 2012 г. 24 % емкости парка, к 2020 г. несколько понизят свои позиции, несмотря на некоторый рост их парка. Тяжелый класс, наоборот, должен упрочить свое положение ввиду опережающих темпов роста потребностей в этих самолетах.

Действующий парк самолетов в настоящее время перенасыщен ультралегкими и тяжелыми СХС. В нем очень

6. Перспективы структуры АХР по классам сельскохозяйственных самолетов (%)

7. Структура потребного парка сельскохозяйственных самолетов (%)

Биологический метод: не сдавать позиции

мало легких и практически нет самолетов среднего класса. С выходом на рынок новых моделей и эти несоответствия сгладятся.

Серьезными проблемами являются и темпы совершенствования сельскохозяйственной аппаратуры, которая давно устарела и нуждается в коренном обновлении, и фактическое отсутствие в настоящее время государственной технической политики в этой области. В НПК «ПАНХ» разработаны и производятся более современные образцы такой аппаратуры для самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2, но это капля в море с учетом потребностей страны. В этом направлении, по нашему мнению, необходимы совместные и комплексные действия прежде всего сельского хозяйства и гражданской авиации по обеспечению процесса технического переоснащения авиации в сельском хозяйстве, начиная с выработки современных требований к этой технике и заканчивая стимулированием и обеспечением внедрения ее новых образцов, отвечающих потребностям АПК страны.

Вопросами технического переоснащения перечень «узких мест» выполнения АХР на сегодняшний день далеко не исчерпывается. Это и фактически разрушенная система специальной подготовки персонала, задействованного в организации и выполнении таких работ, и имеющиеся дисбалансы в перечне разрешенных к авиационному применению препаратов, и сложности в процедурах их допуска, чрезвычайно низкий уровень оснащенности аэродромов для производства АХР, и пробелы в нормативно-правовом обеспечении этих работ.

Как показывает проведенный анализ, в настоящее время авиационный метод защиты растений в России, несмотря на имеющиеся сложности и проблемы, еще не исчерпал заложенный в нем потенциал повышения продуктивности, эффективности и эколо-гичности растениеводства и имеет реальные возможности своего перспективного развития, успешность которого во многом будет определяться своевременностью и результативностью принимаемых для этого мер государственного и регионального регулирования.

А.В. ЖИВЫХ, начальник отдела услуг по защите растений ФГБУ «Россельхозцентр» М.Ю. ПРОСКУРЯКОВА, агроном

e-mail: rscenter@mail.ru

Перспективы развития биометода в филиалах Россельхозцентра были обсуждены 26-27 марта на семинаре-совещании в Казани, в котором приняли участие более 40 специалистов из 23 субъектов Российской Федерации.

Начали с того, что руководитель филиала по Республике Татарстан Т.Г. Хадеев представил гостям основные подразделения учреждения, рассказал о работе биолаборатории и той значимости, которая придается развитию биологических методов в республике.

Участники семинара-совещания посетили информационно-методический центр по производству экологически чистой продукции, цех по производству биопрепаратов и цех по разведению энтомофагов.

С основным докладом выступил начальник отдела услуг в области защиты растений Россельхозцентра А.В. Живых. Напомнив о том, что два года назад правительством была утверждена Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г., он рассказал о том, какое участие в развитии биологического метода принимает коллектив Россельхозцентра. Одним из наиболее приоритетных направлений является производство биопрепаратов для растениеводства, которые во многих случаях вполне могут конкурировать с химическими средствами защиты.

В 2013 г. в филиале работало 30 биолабораторий, произведших 923,11 т биопрепаратов, что боль-

ше объемов 2012 г. Энтомофагов было получено 7279,3 млн экз. Применение биологических средств защиты растений в открытом грунте в Российской Федерации в 2013 г. составило 1304,7 тыс. га.

А.В. Живых проанализировал результаты работы биолабораторий, подчеркнув важность выполнения запланированных объемов. Любые сбои могут быть чреваты серьезными последствиями - снижением рентабельности производства и даже закрытием лабораторий, что и произошло в 2013 г. с тремя из них - в Ярославской, Калужской областях в связи с нерентабельным производством, а в г. Сочи по той причине, что расположение биолаборатории не соответствовало санитарным нормам. Но это не снимает ответственности за развитие биометода со специалистов названных регионов: им предложено реализовывать биопрепараты, произведенные соседними биолабораториями ФГБУ «Россельхозцентр». Положительный опыт такой работы, кстати, уже два года демонстрируют филиалы ФГБУ «Россельхозцентр» в Удмуртии и Башкортостане.

Обратил внимание докладчик и на проблемы фальсификации и незаконного производства и реализации биопрепаратов. Руководители филиалов и главные бухгалтеры должны вести отдельный учет всех затрат (заработная плата, расходные материалы, коммунальные услуги, аренда помещений и др.) по производству биопрепаратов и эн-томофагов.

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана И.Х. Габдрахманов рассказал о первостепенных задачах сельхозтоваропроизводителей республики. Повторяющиеся засухи послед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.