Научная статья на тему 'Актуальные вопросы авиационной защиты растени'

Актуальные вопросы авиационной защиты растени Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
151
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы авиационной защиты растени»

Актуальные вопросы авиационной защиты растений

В.П. АСОВСКИЙ, ученый секретарь Научно-производственной компании «Применение авиации в народном хозяйстве», г. Краснодар

И у нас в стране, и в мире применение авиации для защиты растений является одним из неотъемлемых элементов ведения сельского и лесного хозяйства. Это обусловлено высокой производительностью авиационно-химических работ (АХР), их независимостью от состояния почвы и фазы развития растений в момент обработок, снижением издержек и трудовых затрат и рядом других факторов. Начавшееся возрождение экономики России, включая агропромышленный и лесной комплексы определило - после заметного спада - постепенное увеличение объемов авиахимических обработок и рост спроса на них. В частности, на территории ЮФО после абсолютного минимума объемов защитных обработок в 1998 г (около 650 тыс. га) в последние 2-3 года авиационные обработки по борьбе с вредителями,сорняками и болезнями составляют 70-80 % всех объемов АХР и ежегодно выполняются на площадях свыше 2,5 млн га. По имеющимся прогнозам, потребность в таких работах в России к 2010 г. может составить 11 - 17 млн га, а к 2015 г. - 13-23 млн га. Но для того, чтобы это стало реальностью, требуется решить целый ряд технических, организационных и других задач.

Первое - это обновление и совершенствование парка самолетов и вертолетов. Его основу сейчас составляют «ветераны» - самолет Ан-2 (в России их около 900 единиц) и вертолеты Ми-2 и Ка-26 (соответственно около 350 и 60), созданные еще в середине прошлого столетия.

Выпуск этих летательных средств давно прекращен, а значит, в полной мере ощущаются трудности обеспечения запасными частями, проведения контрольно-восстановительных работ, отсутствие производства бензина типа Б-91/115.

Из новых типов сертифицированных для АХР самолетов можно выделить «Авиатику-МАИ-890СХ» сверхлегкой весовой категории (полезная нагрузка до 100 кг) и «средний» Ан-3Т (до 1700 кг), представляющий собой глубокую модернизацию Ан-2. Но этих самолетов в эксплуатации немного, и они в силу свих характеристик не могут кардинально изменить ситуацию: первый ввиду малой полезной нагрузки, второй из-за высокой стоимости применения. Создано еще два самолета, предназначенных для авиационно-химических работ - Су-38Л (загрузка до 400 кг) и модификация самолета Ил-103 (200-250 кг), но они пока не сертифицированы, работы по ним в настоящее время по разным, в том числе финансовым, причинам приостановлены. Не сулят быстрых успехов и работы по созданию воздушного судна (ВС) для сельского хозяйства, ведущиеся целым рядом ОКБ: они в большинстве своем бессистемны и не выходят за рамки предварительного проектирования в основном из-за отсутствия финансирования и заказов.

Ситуация с вертолетами, которые во многом являются идеальными машинами для защиты растений, еще более сложная. Из новых вертолетов, запущенных в производство, можно выделить только Ка-226 (грузоподъемность до 1350 кг) и «Ансат» (до 1650 кг), использование которых на АХР хотя и рассматривается, однако реально пока не обеспечено и возможно только в пер-

спективе. Определенный интерес представляют работы по модернизации отработанного для АХР вертолета Ми-2 посредством замены двигателей и несущей системы, что позволит варианту Ми-2А при полезной нагрузке до 1200 кг проводить АХР с увеличенной производительностью.

В последние годы в связи с возможностью внесения пестицидов нового поколения с малыми (до 1015 л/га) нормами расхода начали активно использоваться, в том числе полулегально, различные сверхлегкие летательные аппараты (СЛА) со взлетной массой до 450-500 кг и полезной нагрузкой до 100-120 кг. Это, например, мотодельтапланы с гибким крылом и автожиры с авто-ротирующим несущим винтом. Их преимущества - малые затраты на использование и наземное обеспечение при достаточно высокой производительности и точности обработок. Однако для их массового применения для защиты растений требуется решить ряд технико-технологических вопросов обеспечения безопасности полетов и обработок и позаботиться о легитимности их использования в современных условиях. Первое обстоятельство обусловлено в основном низкой защищенностью пилотов при внесении пестицидов при ограниченных возможностях ее повышения, а также высокой чувствительностью СЛА с малонагруженной несущей системой к воздействиям потоков воздуха при полетах на малых высотах над обрабатываемыми участками. Второе обстоятельство связано с несовершенством нормативной базы для коммерческого использования СЛА на авиационных обработках. Согласно действующему Воздушному кодексу коммерческая деятельность по выполнению авиаработ должна осуществляться сертифицированными эксплуатантами с использованием имеющих сертификат ВС. Но сегодня процедуры сертификации сложны и являются камнем преткновения при расширении сферы коммерческого использования СЛА.

3

2 Защита и карантин растений № 3

Самолет Су-38Л

Таким образом, можно констатировать, что проблема обновления парка ВС для АХР далека от своего решения. Упущено много времени, наверстать которое при распылении и без того ограниченных средств вряд ли реально. Представляется, что модернизация парка ВС для АХР в масштабах страны должна осуществляться в рамках государственного заказа и с учетом всех заинтересованных структур. ВС для АХР должны отбираться на основе открытого конкурса.

Второй важный вопрос - соответствие устанавливаемого на ВС специального оборудования новым требованиям безопасности применения пестицидов. Ситуация здесь схожа с состоянием парка ВС. Имеющиеся типы распыливающей аппа-

ратуры были разработаны в 70-х -начале 80-х годов прошлого века. В настоящее время их полномасштабное производство прекращено, и восстанавливать его нерационально. Для обеспечения выполнения АХР самолетами Ан-2 и вертолетами Ми-2 в ближайшие годы предпочтительнее модернизация существующих образцов с совершенствованием систем диспергирования рабочих жидкостей, что позволит поэтапно проводить замену отработавшего ресурсы оборудования. Примером такой модернизации являются разработанные НПК «ПАНХ» модернизированные опрыскиватели ОС-1М и 4202.0691.000 соответственно для Ан-2 и Ми-2, отличающиеся уменьшенными габаритами и более рациональной компоновкой на ВС при реализации блочной схемы диспергирования с повышенной степенью унификации конструкции, эксплуатационной технологичности. Что касается перспективных ВС сельскохозяйственного назначения, то для них потребуется создание новых современных образцов оборудования, обеспечивающего регулируемый распыл рабочих жидкостей, стабильность

заданных параметров ее распределения, минимизацию непроизводительных потерь препаратов при минимальном энергопотреблении и высоких эксплуатационных показателях. Следует заметить, что в настоящее время в ОКБ авиационной промышленности практически утрачен опыт создания, внедрения и сопровождения эксплуатации сельскохозяйственного оборудования. Эти работы необходимо восстановить в тесном сотрудничестве ОКБ с организациями, имеющими опыт и наработки в этой области (НПК «ПАНХ», ВИЗР, ВНИИФ).

Серьезным тормозом в расширении объемов авиахимобработок и совершенствовании их технологий является ограниченное количество включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения авиационными методами (со значком «А»). После абсолютного кризиса в конце 1990-х годов (3 препарата) в последние годы количество зарегистрированных препаратов постоянно растет и на сегодняшний день составляет 35 единиц. Однако и этот ассортимент не соответствует реальным потребностям и перспективам проведения АХР, и работы в данном направлении нуждаются в активизации. В частности, должны быть изменены и методики исследований режимов обработок, поскольку такие исследования в связи с расширением типажа ВС, выполняющих защитные авиаобработки, и потенциального использования на одном типе ВС различного оборудования, должны проводиться с конкретизацией, уточняющей, для каких типов ВС и оборудования подтверждены параметры безопасного применения препарата в рамках соответствующих технологий. Этот нюанс не столь значим для наземной техники, при всем разнообразии которой базовые параметры внесения рабочих жидкостей близки, однако принципиально важен для авиационного метода, в котором осаждение веществ происходит в индуктивном возмущенном следе ВС, зависящем от его схемы,

Вертолет Ка-226

компоновки, летно-технических характеристик и параметров полета. Отмеченные процессы внесения жидкости отличаются от наземного способа существенно большим временем осаждения капель и дополнительным влиянием на них индуктивных потоков, что усиливает испарение и потенциально увеличивает потери жидкости, в связи с чем для препаративных форм, вносимых авиационным методом, актуальными являются такие требования, как использование антииспарительных добавок, затяжелителей, специально подобранных смесей и т.д.).

Хотя технология защитной авиационной обработки во многом схожа с наземной, безопасность и эффективность авиационного применения препаратов значительно в большей

степени зависит от строгого выполнения регламентов химической борьбы, причем эти регламенты в огромной степени определяютсяти-пом ВС и видом специального оборудования. Перенос технологических параметров с одного типа ВС на другой, а в отдельных случаях и на различные виды оборудования ВС одного типа, представляется неоправданным и часто опасным. Для качественного и безопасного выполнения различных видов защитных АХР объективно необходимо использование соответствующих апробированных технологических инструкций, предусмотренных, в частности, Федеральными авиационными правилами по сертификации эксплуатантов ГА. К большому сожалению, в этой части имеет место несоответствие между

федеральным законодательством, определяющим в качестве необходимого документа для применения пестицида тарную этикетку, и реальными потребностями проведения АХР в рамках конкретных технологических инструкций (рекомендаций).

Все в большей степени ощущается старение занятого на АХР персонала, и это тоже нельзя не учитывать, говоря о перспективах более широкого использования авиации в сельском хозяйстве. Речь должна идти о привлечении молодежи к этим специальностям и о восстановлении курсовой подготовки по основам авиационного метода защиты растений в отраслевых учебных заведениях и современной учебно-методической литературы. Должно быть налажено и обучение специалистов хозяйств основам авиахимических работ.

И, наконец, о вопросах управления. Грустно говорить об этом, но сельскохозяйственная авиация сегодня оказалась практически беспризорной. Органы регулирования ГА ориентированы в основном на перевозку пассажиров и грузов «большой» авиацией, где хватает и «своих» проблем, а отраслевые министерства и ведомства традиционно рассматривают сельскохозяйственную авиацию как некоторое стороннее образование, не относящееся к их деятельности. Сельскохозяйственная авиация остается в межведомственном «вакууме» и практически один на один с множеством нерешенных проблем. Например, должна платить немалый транспортный налог, от которого освобождены и предприятия ГА, занятые перевозкой пассажиров и грузов, и сельхозтоваропроизводители в части использования специальной техники. Одним из возможных вариантов исправления такого положения может стать создание при Правительстве Межведомственной комиссии по применению авиации в отраслях экономики, прежде всего в сельском и лесном хозяйстве, одной из задач которой будет координация деятельности ГА и отраслевых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.