В целях поддержки населения, и учитывая обострение социальных проблем населения в связи с военными действиями на территории республики, необходимо обеспечить погашение задолженности по выплате пособий и досрочных пенсий безработным гражданам Республики Дагестан и принять меры по погашению задолженности по заработной плате, выплачиваемой за счет средств бюджета Российской Федерации в сумме 87 млн. рублей и ежемесячных пособий на ребенка в объеме 460 млн. рублей.
Необходимо обеспечить финансирование организации отдыха и оздоровления детей из районов, подвергшихся военным действиям.
Следует принять меры по финансированию федеральных Законов "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О ветеранах", соответствующих федеральных программ социальной поддержки населения.
Также необходимо улучшить качество медицинской помощи населению, обеспечить приоритетность профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых в учреждениях здравоохранения для снижения заболеваемости и смертности населения, охраны здоровья матери и ребенка, развивать и использовать новейшие технологии в области здравоохранения.
Важно изыскать материальные и финансовые возможности поддержки образования, принять меры по реформированию высшего, среднего, начального профессионального и общего образования. Поддерживать науку, развивать научные исследования с целью сохранения научного потенциала республики.
Гаджимагомедов Г.А.
Состояние и перспективы предпринимательства в Республике Дагестан
Экономические процессы по России в целом и их обострение во втором полугодии 1998 года оказывают ощутимые влияния на процессы развития предпринимательства в Республике Дагестан.
По данным Администраций районов и городов (оценочным) на 1 апреля 1999 года в республике насчитывается более 23000 субъектов малого предпринимательства, что составляет 103 % уровня прошлого года. Одновременно с их ростом отслеживается и тенденция изменения организационно-правовых форм субъектов малого предпринимательства, то есть происходит перерегистрация юридических лиц в предприниматели - физические лица. Вместе с тем, в малом предпринимательстве сохраняется тенденция ухода в "теневой сектор", который по масштабам оборота превосходит организованную торговлю в несколько раз.
Сравнение приведенных в целом по России данных с Дагестаном наглядно показывает насколько высока доля малого предпринимательства в экономическом потенциале республики, хотя трудности реализации экономических реформ, проводимых в России сказывается и в экономике Дагестана.
Количество МП, тыс.ед. Занято в МП, чел. Доля МП в общей числ. занятых (%) Доля МП в объеме произвед. Продукции (%)
Россия 1046 9 млн. 13 18-20
Дагестан 23,1 198 млн. 25 45-50
Наибольшее количество малых предприятий функционирует в городах Махачкала, Хасавюрт, а также в районах: Левашинском, Каякентском, Карабу-дахкентском и в Буйнакском. Причем, каждое четвертое - в г.Махачкале. На горную зону приходится примерно 22% малых предприятий, предгорную 35% и равнинную 43 процентов.
Анализ показывает, что значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступают к реальной хозяйственной деятельности, либо ликвидируются.
Главным условием функционирования малого предпринимательства является обеспечение стабильности государственной политики в отношении малого бизнеса, т.к. именно за счет этого фактора происходит увеличение числа новых малых предприятий , повышается эффективность их деятельности и стимулируется приток рабочей силы в сферу малого бизнеса.
В соответствии со специализацией республиканского хозяйства и размещением производительных сил, а также природных условий малое предпринимательство становится решающим направлением создания новых рабочих мест в республике. Малое предпринимательство способствует решению такой важной социальной проблемы как безработица. Полностью или частично на доходы от малого предпринимательства в республике живут около половины населения республики. На сегодняшний день численность работающих в этом секторе экономики около 198 тыс. человек без учета вторичной занятости. Широкое развитие мелкой предпринимательской активности и ее значение в создании новых рабочих мест способствует смягчению проблемы трудоустройства и более полному обеспечению занятости населения.
По всем видам деятельности за 1998 год субъектами малого предпринимательства произведено продукции, работ, услуг на сумму 5231,6 млн. рублей, что составило 53,5 % валового регионального продукта. В структуре общего объема произведенными малыми предприятиями продукции (работ, услуг) 62,8 %, (3935,5 млн. руб.) составила общекоммерческая деятельность, торговля и общепит, а также платные услуги населению. Объем подрядной деятельности составил 152,4 млн. рублей, транспортных услуг населению - 73,2 млн. рублей, работ и услуг предприятий АПК - 490 млн. рублей. Объем произведенной продукции сельского хозяйства за 1998 год составил 698,1 млн. рублей, или на 3-4 % выше уровня прошлого года, что повышает уровень обеспечения потребности республики в основных видах сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Резкое увеличение доли торговли и платных услуг связано с "обвалом" рубля и инфляционными процессами в стране и как следствие спад промышленного производства в республике, отсутствие рабочих мест, ограниченность численности реально действующих предприятий, а также сельхозпроизводителей, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств для начала функционирования предприятий товарного производства, нехватка оборудования на основе лизинга, инновационной деятельности и т. д. Слабо развита взаимосвязь предпринимателей с промышленными предприятиями. Ведь в предпринимательстве заложены большие возможности по производству деталей и комплектующих, выпуск первых пробных партий новой продукции, повышение качества. Высокое процентное содержание общекоммерческой деятельности, торговли и общепита, а также платных услуг населению связано еще и с тем, что в республике для этого созданы все необходимые условия: работает сеть рынков, магазинов, ларьков, отводятся места для оптовой торговли, широко применяются транспортные услуги для перевозки грузов, пассажиров и т.д. В тоже время стихийный рост коммерческих ларьков, минирынков, сложившаяся практика их открытия без учета архитектурного облика вызывает немало нареканий. Администрациями городов республики был принят свод распоряжений, регламентирующий порядок открытия и регистрации всех коммерческих структур, предпринимателей юридических и физических лиц. Принимаются меры по контролю за соблюдением законодательства по торговле и земельного законодательства по отводу мест для осуществления предпринимательской деятельности, соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и технологических процессов при выпечке хлеба, контролю качества молочных продуктов, осуществление расчетов с покупателями с применением контрольно-кассовых машин.
Весом и заметен вклад предпринимателей в экономику республики. Доля налоговых поступлений от малых предприятий в доходную часть бюджета за 1998 год оценивается более 200 млн. рублей, или около 25 процентов всех налоговых поступлений. Сумма единого налога на совокупный доход составил 16,9 млн. рублей. Основная проблема сводится к тому, что не все предприниматели своевременно, в срок и в полном размере вносят в бюджет необходимые налоги и платежи. Искажается фактическое положение дел в сфере предпринимательской деятельности, в бюджет республики недопоступает значительная доля финансовых ресурсов. Из работающих предприятий около 20 % не представляют информацию о финансово-хозяйственной деятельности в налоговые органы, в органы государственной статистики. Необходимо отметить, что формирование и расширение налогового потенциала в районном звене, особенно в горных районах республики возможно в основном через развитие малых форм хозяйствования (производственные кооперативы, сельхозартели и т.д.).
В связи с принятием Народным Собранием Республики Дагестан Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" положение дел в малом предпринимательстве не улучшится, а наоборот это приведет к сокращению численности малых предприятий, поскольку большинство из них, особенно вновь созданные, не выдержат налоговый "прессинг" из-за завышенных процентных ставок и порядка расчета единого налога, завышенных показателей базовой доходности и корректирующих коэффициентов.
Стабилизация экономической ситуации и возобновление экономического роста опирается, прежде всего, на рост инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал за 1998 год составил 561,9 млн. рублей, что на 13,5 % ниже уровня прошлого года (промышленность - 100,2 млн. рублей, строительство - 68,3 млн. рублей, транспорт и связь - 13,5 млн. рублей). Инвестиционный подъем во многом обусловлен дальнейшим формированием законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов на внутреннем рынке, совершенствованием налоговой базы с учетом мировых стандартов, успешностью проведения реформы предприятий и осуществления амортизационной политики, повышением инвестиционной направленности процесса приватизации предприятий, стимулированием привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, наращиванием объемов лизинговой деятельности.
Сдерживание инфляции с целью восстановления макроэкономической стабильности, необходимой для обеспечения приемлемого инвестиционного климата, будет опираться на предсказуемость обменного курса рубля и регулирование цен на продукцию естественных монополий, что в свою очередь будет способствовать развитию отраслей товарного производства.
Вместе с тем, последствия кризиса показали, что малое предпринимательство, ориентированный на реальный сектор экономики и использующий в своей деятельности местные ресурсы, отечественные поставки сырья, комплектующих, способен к импортозамещению на местных рынках потребительских товаров и услуг, а также к более серьезной кооперации со средними и крупными товаропроизводителями.
При значительном количественном потенциале субъектов малого предпринимательства в республике практически отсутствует необходимая инфраструктура поддержки предпринимательства. К приоритетным направлениям в области создания инфраструктуры малого предпринимательства в республике отнесены и мероприятия по созданию Центра поддержки предпринимательства. РЦПП планируется создать на базе функционирующей структуры - ЗАО "Дагестанская финансовая корпорация", которая за счет собственных и привлеченных средств принимает участие в реализации пилотных проектов субъектов малого предпринимательства, в поддержке мастеров-ремесленников, разработке и продвижении инвестиционных проектов.
В Дагестане традиционно развиты народно-художественные промыслы и ремесленничество. Изделия художников-ювелиров экспонировались на международных выставках. Однако, разрыв сложившихся хозяйственных связей и торговой сети вынудило значительное количество мастеров-надомников и предприятий приостановить свою деятельность. Создание ремесленной палаты позволит возродить эту сферу деятельности и оказать имущественную и информационную поддержку занятых в этой области.
Развитие сектора малого предпринимательства в Дагестане идет сложно. В условиях ухудшения социально-экономической ситуации, особенно в августе 1998 года, еще более усилились трудности в его развитии. Финансовое положение производственных, строительных, инновационных малых предприятий приблизилось к критической черте. В тяжелейшем положении находятся индивидуальные предприниматели. Не созданы условия для реального доступа малых предприятий на рынок недвижимости и технологий при приватизации государственного и муниципального имущества. В большинстве случаев условия аренды помещений, оборудования нестабильны. Все это способствует снижению инвестиционной активности, падению объемов производства и строительства, в том числе и за счет сектора малого предпринимательства.
В создавшихся условиях важнейшим условием дальнейшего развития малого предпринимательства является реальная финансовая, организационная и правовая поддержка со стороны федеральных, республиканских и муниципальных органов власти. Необходимо активизировать роль фондов финансовой поддержки малого предпринимательства на всех уровнях, создать действенные и жизнеспособные звенья инфраструктуры, расширить практику налоговых льгот и других преференций субъектам малого бизнеса.
Валиева Х.В.
Развитие малого предпринимательства в Республике Дагестан в современных условиях
Основной задачей государственной политики развития малого предпринимательства в Республике Дагестан является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий функционирования малых предприятий и инфраструктуры, обеспечивающей его эффективный рост.