включает в Единый календарный план всероссийских и международных соревнований специальные разделы, посвященные инвалидам. Согласно этому плану из Федерального бюджета выделяются и распределяются по разделам плана средства.
Однако можно сделать вывод о недостаточной эффективности реализации данного подхода при финансировании отдельных направлений развития адаптивного спорта, о чем было сказано в статье.
Список литературы:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте РФ».
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт, 2014.
5. Габидуллина Г.Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях / Г.Р. Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22.10.2012). - Стерлитамак, 2012. - С. 4-28.
6. Голубков Е.П. Программно-целевой метод управления / Е.П. Голубков. - М.: ЗНАНИЕ, 2010. - 385 с.
7. Паралимпийский комитет России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.paralymp.ru/docs/ukazi/.
СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)1
© Апросимова С.А.*
Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В статье на основе оценки современного состояния жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) установлено, что хозяйственный комплекс характеризуется ограниченностью предоставляе-
1 Признательность: Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнения НИР «Обоснование приоритетных направлений и механизмов обеспечения комфортного проживания на Северо-Востоке России (проект № 0120460080).
* Старший научный сотрудник отдела экономики строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
мых жилищно-коммунальных услуг населению, обуславливаемое высоким уровнем износа технической инфраструктуры и слабыми эксплуатационными возможностями ЖКХ. Выявлено, что ЖКХ в регионе функционирует в условиях хронического дефицита вследствие неудовлетворительной платежеспособной дисциплины населения по оплате коммунальных услуг недостаточного объема внешнего государственного финансирования отрасли.
Ключевые слова жилищно-коммунальное хозяйство, жилищные и коммунальные услуги, жилищный фонд, капитальный ремонт.
Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью основой деятельности которого является обеспечение жизненно важных условий широкого круга деятельности человека. Одним из приоритетных задач государственной политики в жилищно-коммунальной сфере декларируется повышение качества жилищно-коммунальных услуг, что позволит обеспечить качество жизни всех слоев населения в целом.
Несмотря на достаточно длительный период реформирования ЖКХ в Республике Саха (Якутия) системные проблемы отрасли не разрешены и предполагают в первую очередь, обновление жилищного фонда и модернизацию технологической инфраструктуры ЖКХ. Необходимо отметить, что показатели ветхости и аварийности жилищного фонда по Республике Саха (Якутия) одни из самых высоких по России, и в 2013 г. данный показатель по республике составил 14,4 %. В динамике за ряд последних лет доля аварийного жилья увеличивается, в основном за счет многоквартирного фонда жилья (табл. 1). Высокую степень износа жилищного фонда в республике можно объяснить тем, что более 60 % площади жилищного фонда относятся к деревянным жилым домам, а также, по годам постройки на 60 % относятся к периоду 1971-1995 гг. [1]. Также, значительное влияние на состояние жилого фонда имеют различные нарушения эксплуатации зданий и сооружений, влияющие в первую очередь на состояние многолетнемерзлого грунта.
Таблица 1
Ветхий и аварийный жилищный фонд Республики Саха (Якутия)
2010 2011 2012 2013
Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений, тыс. м2 2790,8 2656,3 2722,4 2832,9
Число аварийных многоквартирных домов, ед. 1676 1667 1971 2071
Удельный вес ветхого жилья, в % 11,2 10,5 10,4 10,5
Удельный вес аварийного жилья, в % 3,2 3,1 3,4 3,9
В государственном бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено на капитальный ремонт в 2014 году 303,2 млн. руб., что составляет 45 % об общего объема потребности. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общедомового имущества в многоквартирных домах по региону утвержден в следующих параметрах (за 1 м2): в жилых помещениях каменных домов - 3,5 руб., деревянных домов - 3,0 руб. Для нежилых помещений размер взноса составляет 8,2 руб. и 7,6 руб. соответственно. Если средний
размер взноса на капитальный ремонт по России составляет 6 руб. за 1 м2, то почти двукратно низкий размер взноса по республике, предопределяет недофинансирование работ по капитальному ремонту. Даже в случае 100 % сбора взносов за капитальный ремонт с собственников помещений в 2014 году и 1-ом полугодии 2015 г. возможно будет покрыть только 40 % от потребности в средствах на капитальный ремонт, необходимых только в 2014 году. Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) собрано взносов на капитальный ремонт в размере 281386,6 тыс. руб. (по состоянию на 23.07.2015 г.), что составляет всего 67,4 % от плановой [5]. Недостаточный уровень сбора денежных средств вкупе с уже с заложенным дефицитом объема финансирования является источником разногласий первоочередных направлений работ как по объектам, так и по видам и срокам капитального ремонта.
Правительством Республики Саха (Якутия) субсидируется оплата коммунальных услуг населением, которые оплачивают свои коммунальные платежи по тарифам ниже экономически обоснованных, доля расходов бюджета в среднем за 2000-2013 гг. на оплату коммунальных услуг составила 6 %. Ежемесячно из регионального бюджета организациям коммунального комплекса предоставляются субсидии на возмещение недополученных доходов. Объем данных субсидий ежегодно растет: если в 2010 г. объем субсидий составил 8134 млн. руб., в 2011 г. - 9774 млн. руб., в 2012 г. - 11089 млн. руб., в 2013 г. - 13045 млн. руб., то в 2014 г. достиг 14398 млн. руб. [2]. По сравнению с 2010 г. объем субсидий из бюджета республики увеличился на 177 % (рис. 1). Таким образом, с учетом субсидий население возмещает ежегодно за оказанные жилищно-коммунальные услуги менее половины стоимости.
11089
О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000
Рис. 1. Динамика объема субсидий на возмещение недополученных доходов (в млн. руб.)
В 2013 г. уровень возмещения населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги по установленным тарифам в среднем по республике составил 44,2 %, а с учетом задолженности 44,1 %. Уровень фактических платежей населения за жилищно-коммунальные услуги за 2013 г. составил 93 %, задолженность составила 936202 тыс. руб. [3]. Динамика удельного
веса расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств по республике показывают относительную стабильность, без резких колебаний, как в целом для всех домашних хозяйств (в пределах 7,6-8,6 %), так и по его структуре хозяйств: в городской местности от 8,2 до 9,8 % и в сельской - от 5,1 до 5,9 %. Снижение общего показателя расходов с 8,6 % в 2010 г. до 7,8 % в 2011 г. связано, прежде всего, с массовой установкой счетчиков на линиях водоснабжения и вследствие чего, уменьшением объемов водопотребления в хозяйствах. В структуре рассматриваемого показателя наибольшие доли занимают расходы на жилищные услуги (2,1 %), на отопление (2,0 %), водоснабжение и водоотведение (2,1 %).
Анализ объема расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства республики указывает на превышение его над доходной частью: 49057466,2 тыс. руб. против 41087211,5 тыс. руб. за 2013 г., что является типичной динамикой за последние годы. Следует отметить, что значительная доля финансовых затрат предприятий рассматриваемой отрасли относится на приобретение топлива: в 2013 г. этот показатель составил 28,70 % от всего объема эксплуатационных расходов. На данное обстоятельство влияют такие факторы, как сложная транспортная доступность территории республики, дальность хозяйственных связей организаций, ограниченность периодов доставки грузов, низкий уровень плотности транспортной сети и т.п. Высокие эксплуатационные расходы и недостаточные инвестиции не позволяют разрешить финансово-экономические проблемы предприятий жилищно-коммунальной сферы, а следовательно тормозят процессы реконструкции и модернизации технологической инфраструктуры комплекса. На инвестиционные расходы, в том числе и на затраты на ремонт, техническое обслуживание, в 2013 г. направлено всего 5686524,2 тыс. руб. или 5,9 % от всех расходов отрасли [4]. Одной из специфических особенностей отрасли является высокая стоимость фондов коммунальных предприятий, в т.ч. из-за наличия обязательных резервных мощностей. Данное обстоятельство резко снижает эффективность инвестиций в коммунальной отрасли. Благодаря проведению ежегодной замены инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также введению новых и реконструкции действующих котельных снижается уровень износа как общей коммунальной инфраструктуры с 59,6 % в 2013 г. до 53,9 % в 2014 г., так и по структуре объектов - котельным, тепловым сетям, сооружениям водоснабжения и водоотведения (табл. 2). Тем не менее, несмотря на значительные финансовые вливания и проводимые работы по модернизации отрасли, износ объектов коммунальной сферы республики составляет более 50 %.
Разработка различных подходов и научное обоснование приоритетных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сложных природно-климатических и социально-экономических условиях, а также их практическая реализация явиться одним из факторов повышения качества уровня жизни населения в экстремальных природно-климатических условиях и увеличения экономического потенциала северных регионов.
Таблица 2
Износа объектов коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2011-2014 гг. (%)
Объекты 2011 2012 2013 2014
Котельные 54,4 51,1 49,2 48,3
Тепловые сети 53,3 51,2 49,4 48,5
Сооружения водоснабжения 67,6 65,8 61,7 59,8
Сооружения водоотведения 63,2 62,1 60,1 59,1
По всем объектам коммунального хозяйства 59,6 57,6 55,1 53,9
Список литературы:
1. Апросимова С.А. Жилищные и коммунальные условия на Севере // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 39. - С. 73-77.
2. Доклад министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) об итогах работы за 2014 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия). - Режим доступа: www.sak-ha.gov.ru/node/241291 (дата обращения: 01.07.2015).
3. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия): ст. сб. / ТО ФСГС по РС(Я). - Якутск, 2014. - 88 с.
4. Основные показатели деятельности жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 2013 года: стат. бюллетень № 124/231 / ТО ФСГС по РС(Я). - Якутск, 2014. - 68 с.
5. Официальный сайт Фонда капитального ремонта Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fondkr.ru/ (дата обращения: 25.06.2015).
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
© Иванов Д.С.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Исследовано влияние миграционного движения населения на формирование структуры и качества трудового потенциала территории, уточнены причины и тенденции миграции сельского населения.
Ключевые слова миграция населения, миграционная подвижность, сельские территории, иммиграция, эмиграция, социально-трудовая сфера.
Миграционные процессы в целом и в частности проблемы их оптимального управления играют существенную роль в развитии социально-тру-
* Магистрант кафедры Информационных систем.