Научная статья на тему 'Состояние и направления поддержки малого бизнеса'

Состояние и направления поддержки малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / PUBLIC SUPPORT / КРИЗИС / CRISIS / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INDUSTRIAL OUTPUT / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / CAPITAL INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзабекова М.Ю.

В статье выполнен анализ состояния и текущих направлений поддержки малого предпринимательства в России. Установлено, что отечественный малый бизнес не имеет значительных конкурентных преимуществ, испытывает дефицит финансовых ресурсов для осуществления капиталовложений, сталкивается с барьерами при освоении новой продукции и рынков сбыта. Действующие меры поддержки малого предпринимательства в целом неэффективны, поскольку часть из них реально недоступна бизнесу, тогда как другая не позволяет добиться сколь бы то ни было существенных послаблений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL ENTREPRENEURSHIP: CURRENT STATUS AND WAYS OF SUPPORT

The article provides an analysis of the current state and main ways of small entrepreneurship support in Russia. it is found that domestic SMEs lack significant competitive advantages, suffer from financial resources deficits to cover the need in capital investments, face barriers when introducing new products or enter the new markets. Available support measures of SMEs are mainly inefficient because part of them are actually unaffordable to SMEs, as far as the others are inefficient in terms of their effective outcome.

Текст научной работы на тему «Состояние и направления поддержки малого бизнеса»

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА М.Ю. Мирзабекова, канд. экон. наук, доцент

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (Россия, г. Владикавказ)

Аннотация. В статье выполнен анализ состояния и текущих направлений поддержки малого предпринимательства в России. Установлено, что отечественный малый бизнес не имеет значительных конкурентных преимуществ, испытывает дефицит финансовых ресурсов для осуществления капиталовложений, сталкивается с барьерами при освоении новой продукции и рынков сбыта. Действующие меры поддержки малого предпринимательства в целом неэффективны, поскольку часть из них реально недоступна бизнесу, тогда как другая не позволяет добиться сколь бы то ни было существенных послаблений.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, кризис, промышленное производство, инвестиции в основной капитал.

Выход из кризиса невозможен без активизации предпринимательской деятельности. Расширение хозяйственной инициативы призвано обеспечить мобильность производственных ресурсов, способствовать освоению новых перспективных производств и сокращению устаревших. Малое предпринимательство содействует развитию конкурентных отношений, способствует увеличению «открытости» национальной экономики. Немаловажен вклад малого бизнеса и его владельцев и руководителей в укрепление социальной стабильности благодаря реализации программ социальной ответственности бизнеса: как утверждают В.В. Матвеев и соавторы, социальная ответственность менеджмента способствует формированию устойчивой положительной репутации предпринимательства и обеспечивает вклад в увеличение стоимости бизнеса за счет возможной монетизации накопленного социального капитала [1].

Как видно из представленной выше таблицы, с 2014 по 2015 год наблюдалось уменьшение количества работников, заня-

Вместе с тем, зачастую малый бизнес характеризуется низким уровнем конкурентных преимуществ. Обычно малые предприятия очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) главные конкуренты. Иными словами, они обладают конкурентными преимуществами низкого порядка, т. е. преимуществами с малой устойчивостью, неспособными обеспечить преимущества над конкурентами надолго. Это обуславливает необходимость выравнивания конкурентных условий для малого бизнеса. Государство способно создавать механизмы повышения уровня их конкурентоспособности.

В таблице 1 отражены показатели, характеризующие деятельность малых предприятий. Представленные данные приведены без учета микропредприятий.

тых в малом предпринимательстве - если в 2014 году на 236 тыс. малых предприятий приходилось 6,83 млн чел., то в 2015 году,

Таблица 1. Количество и численность работников малых предприятий в России

Год Количество предприятий, единиц Численность работников,чел.

Всего из нее средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей)

2015 год 242661 6660925 6216063

2014 год 235579 6831967 6358358

несмотря на увеличение количества предприятий, мы видим уменьшение числа сотрудников, занятых в малом бизнесе до 6,66 млн человек. Таким образом, если в 2014 году на малом предприятии было занято в среднем 29 человек, то в 2015 году это количество уменьшилось до 27 человек.

Вторая таблица показывает уверенный рост оборота как за счет товаров собственного производства, так и перекупаемых товаров несобственного производства. Все это на фоне сокращения инвестиций предприятий в основной капитал - в 2015 году предприятия предпочитают прекратить наращение основного капитала, концентрируясь на эксплуатации имеющегося.

Таблица 2. Оборот и инвестиции в основной капитал малых предприятий в России

Год Оборот предприятий, млн руб. Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств), млн руб.

Всего в том числе:

отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами продано товаров несобственного производства

2015 год 17292858 7724772,4 9568085,6 409267,5

2014 год 16692894,5 7191236,1 9501658,5 427702

Следует отметить, что инвестиции в основной капитал представляют интерес не только с позиции их объема, но и с точки зрения качественного их наполнения. Очевидно, что вложения в устаревшие технологии будут способствовать решению сиюминутных задач, тогда как в стратегическом понимании инновационному развитию территории будет причинен значительный ущерб, как утверждает Д.В. Ермолаев [2]. Аналогичным образом можно оценить и инвестиции в разработку и продвижение устаревших продуктов, что требует соответствующей реакции руководителей и собственников бизнеса. По мнению Т.Г. Шелкуновой, такая реакция может заключаться в конверсии имеющихся производственных мощностей [3]. С другой стороны, целесообразно обратить внимание на так называемые «сопутствующие инвестиции», которые создают ценность иного рода, связанную с расширением емкости потребительских рынков и сбытовой инфраструктуры. О таких инвестициях, в частности, пишет Д.К. Попен-кова, рассматривая электронную торговлю

[4] и виртуальные электронные площадки

[5] в качестве потенциальной возможности развития и масштабирования малого бизнеса.

Следует отметить, что предприятия различных видов экономической деятельности имеют разные инвестиционные возможности, в связи с чем целесообразно применять методику расчета финансового ресурсного потенциала, предложенную А.В. Воробьевым, которая позволит «разрабатывать и реализовывать адекватную финансовому и рыночному положению компании финансовую и корпоративную стратегии» [6, с. 44].

Поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений деятельности при преодолении кризиса, что отмечается А.В. Красниковым в его работе «Современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в России» [7]. Большинство рекомендаций, связанных с поддержкой данного сегмента экономики, предполагает снижение налоговой нагрузки. Указанная мера может быть обеспечена посредством расширения количества организаций, имеющих право получения преференций малого бизнеса, посредством значительного повышения предельных значений совокупного дохода за соответствующий период. Это в некотором смысле скажется негативно на налогооблагаемой базе, однако недофинансирование по одним налогам будет компенсировано по-

вышением экономической и инвестицион- среди малого бизнеса, обусловлен, помимо ной активности. Позитивный эффект так- всего прочего, существующими методами же может быть получен в результате при- управления персоналом, стимулированием менения такой меры, как налоговые кани- труда. В то же время, как отмечает кулы для вновь организованных предпри- Г.А. Волковицкая [10], существуют совре-ятий. менные способы стимулирования труда,

Немаловажную роль в расширении сте- эффективность которых заметно выше су-пени участия малого бизнеса в экономике ществующих и более отвечает современ-может сыграть упрощение допуска малых ной ситуации. Государство в таких усло-и микропредприятий к участию в разме- виях могло бы способствовать переходу щении государственного и муниципально- малого бизнеса к современным методам, в го заказа. Например, это может быть реа- том числе и управления персоналом. При лизовано в рамках предложенной и опи- этом следует отметить, что субъекты Рос-санной В.В. Колмаковым единой центра- сийской Федерации уже имеют ряд пол-лизованной системы субконтрактации, ко- номочий, позволяющих им вводить опре-торая бы объединяла сегменты В2В и деленные послабления для хозяйствующих В20 [8, с. 26], [9]. субъектов, представляющих малый бизнес.

Кроме того, междисциплинарный под- Однако, как показывает практика, немно-ход также может иметь свои плоды. Кри- гие регионы пользуются таким правом. зис в российской экономике, в том числе

Библиографический список

1. Социальная ответственность менеджмента: учебник / Базилевич А.И., Матвеев В.В., Моргунова Р.В. и др. [Под редакцией В.Я. Горфинкеля, А.И. Базилевич]. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 288 с.

2. Ермолаев Д.В. Потенциал инновационного развития территории: сущность, содержание, факторы состояния и развития / Д.В. Ермолаев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 6. - С. 309-311.

3. Шелкунова Т.Г. Экономическое обоснование эффективности конверсии горнодобывающих предприятий на инновационные технологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Т.Г. Шелкунова. - Владикавказ, 2006.

4. Попенкова Д.К. Электронная торговля - одна из перспективных форм развития ри-тейла / Д.К. Попенкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. -№ 5-1 (47). - С. 147-150.

5. Попенкова Д.К. Будущее торговли: сочетание реальности и виртуальности / Д.К. По-пенкова // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 5-1. - С. 135-136.

6. Воробьев А.В. Расчет финансового ресурсного потенциала при разработке и реализации финансовой стратегии предприятий водного транспорта / А.В. Воробьев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 42-44.

7. Джавадова О.М.Современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в России / О.М. Джавадова, А.В. Красников. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2011. - 134 с.

8. Колмаков В.В. Предложения к концепции стратегического развития системы государственных и муниципальных закупок субъекта федерации / В.В. Колмаков // Дискуссия теоретиков и практиков. - 2010. - № 1. - С. 24-30.

9. Казанцева С.М. Малое предпринимательство в тюменской области: возможности для государственно-частного партнерства и динамика отношений собственности. Монография / С.М. Казанцева, В.В. Колмаков. - Тюмень, 2013. - 159 с.

10. Волковицкая Г.А. Стимулирование труда: критерии качества / Г.А. Волковицкая // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №27. - С. 29-38.

11. Колмаков В.В. Проблемы и направления совершенствования политики управления собственностью в регионе / В.В. Колмаков // Академический вестник. - 2008. - № 4. - С. 31-35.

12. Малева Т.М. Долгосрочная (до 2050 г.) Концепция социальной политики в российской федерации / Т.М. Малева, Е.М. Авраамова, Н.В. Зубаревич, А.Г. Полякова, Е.Т. Гур-вич // Статья в открытом архиве № 2608913, 06.05.2015.

13. Полякова А.Г. Государственное управление в контексте проблемы модернизации экономики региона / А.Г. Полякова // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2011. - № 1. - С. 128-131.

14. Полякова А.Г. Регионы нового освоения в условиях модернизации. Монография / А.Г. Полякова. - Тюмень: EFSC, 2010. - 232 с.

15. Полякова А.Г. Регионы нового освоения как вид пространственных образований / А.Г. Полякова // Вестник Финансового университета. - 2009. - № 2. - С. 36-40.

SMALL ENTREPRENEURSHIP: CURRENT STATUS AND WAYS OF SUPPORT

M.Y. Mirzabekova, candidate of economic sciences, associate professor

North Caucasian mining and metallurgical institute (state technological university)

(Russia, Vladikavkaz)

Abstract. The article provides an analysis of the current state and main ways of small entre-preneurship support in Russia. it is found that domestic SMEs lack significant competitive advantages, suffer from financial resources deficits to cover the need in capital investments, face barriers when introducing new products or enter the new markets. Available support measures of SMEs are mainly inefficient because part of them are actually unaffordable to SMEs, as far as the others are inefficient in terms of their effective outcome.

Keywords: small business, public support, crisis, industrial output, capital investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.