Научная статья на тему 'Состояние гражданского общества и публичной политики в субъектах РФ: индексы, региональная специфика и межрегиональные сравнения'

Состояние гражданского общества и публичной политики в субъектах РФ: индексы, региональная специфика и межрегиональные сравнения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РОССИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНЫ / ЯН-ИНДЕКС / ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / СIVIL SOCIETY / THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC AFFAIRS / FEDERAL SUBJECTS / REGIONS / JAN-INDEX / THE FUNCTION OF COOPERATION BETWEEN AUTHORITIES AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якимец Владимир Николаевич

Большинство исследований по развитию гражданского общества России строится на основе содержательных (неколичественных) методов или массовых опросов. Иногда применяют агрегированные модели оценки состояния гражданского общества. Наличие тех и других оценок представляет определенный теоретический интерес, но редко оказывается полезным при принятии решений на уровне страны и отдельных регионов. Поэтому нами были предприняты усилия по разработке инструментов для оценки важных аспектов функционирования гражданского общества и публичной политики. В статье изложены результаты применения этих инструментов в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of civil society and public affairs in Russian federal subjects: indexes, regional specifics and inter-regional comparisons

The majority of studies, devoted to the problem of the Russian civil society development, is based on tactful (nonquantitative) methods or on general public opinion sweeps. Sometimes they use aggregate models of the civil society condition. Both of assessments are of some theoretical interest, but they are rarely useful during the decision making at country or region level. Therefore we have made effects to develop tools for assessing important aspects of the civil society and public affairs. In the article one can find the effects of applying these tools in 2009.

Текст научной работы на тему «Состояние гражданского общества и публичной политики в субъектах РФ: индексы, региональная специфика и межрегиональные сравнения»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 4

В.Н. Якимец

СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РФ: ИНДЕКСЫ, РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Большинство исследований по развитию гражданского общества России строится на основе содержательных (неколичественных) методов или массовых опросов. Иногда применяют агрегированные модели оценки состояния гражданского общества. Наличие тех и других оценок представляет определенный теоретический интерес, но редко оказывается полезным при принятии решений на уровне страны и отдельных регионов. Поэтому нами были предприняты усилия по разработке инструментов для оценки важных аспектов функционирования гражданского общества и публичной политики. В статье изложены результаты применения этих инструментов в 2009 г.1

Ключевые слова: гражданское общество, Россия, публичная политика, субъекты Федерации, регионы, ЯН-индекс, функции взаимодействия власти и общества.

1. О публичной сфере и ее функциях при формировании публичной политики

Понятие "публичная политика" (public policy) практически лишь недавно вошло в обиход российских исследователей. Большинство отечественных публикаций, посвященных теме публичной политики, содержат размышления философского, политического или политологического характера. Многие статьи представляют собой обзоры, в лучшем случае описания результатов компаративистских исследований. В данной работе не предполагается анализировать и сопоставлять различные точки зрения и позиции, изложенные в этих публикациях. Не претендуя на обобщения относительно терминологии и ключевых понятий, отметим, что концептуально позиция автора совпадает со следующими утверждениями [Красин, 2005, с. 15—32]:

— "публичная сфера — это способ обеспечения в обществе климата сопричастности и демократизма. Его смысл в том, чтобы поддерживать

1 Одним из таких инструментов стал ЯН-индекс оценки состояния институтов и деятельности субъектов публичной политики (далее ПП) [Якимец, 2006, с. 138—146], другим — АЯ-рейтинг субъектов РФ по продвижению механизмов межсекторного социального партнерства (далее МСП) [Акрамовская, Якимец, 2007, с. 3—10], необходимых для развития общественных и деловых инициатив, а также конструктивных взаимодействий гражданского общества и власти.

и расширять участие самого общества в политическом процессе, стимулировать поиск таких решений общественных проблем, которые дают оптимальные варианты соединения частных интересов с публичными, т.е. интересами общества как целого" [там же, с. 19];

— "состояние публичной сферы — важнейший показатель, позволяющий судить о том, насколько государственная политика соответствует своему главному назначению выражать мнение и волю общества" [там же, с. 23];

— "не последнюю роль в защите и развитии публичной сферы как оплота демократической публичной политики играет она сама. Ее возможности в этом отношении зависят от самой публичной сферы, готовности задействованных в ней гражданских сил защищать себя и общество от колонизаторских устремлений государственной власти и олигархов, настойчиво отстаивать публичные интересы от посягательств эгоистических клановых и корпоративных интересов, расширять каналы влияния публичной сферы на государственную политику" [там же, с. 31].

Публичная сфера выполняет четыре ключевые функции взаимодействия власти и общества при формировании политики, выражающей публичный интерес [Edwards, 1999]:

— функция 1 — артикуляция общественных интересов;

— функция 2 — публичный контроль деятельности власти и состояния дел в обществе, в государстве, в экономике, в социокультурной сфере;

— функция 3 — влияние на формирование государственной политики;

— функция 4 — политическое просвещение граждан.

Детальнее с описанием названных выше функций можно познакомиться в работе И.М. Дзялошинского "Гражданские коммуникации и гражданская политика".

Обобщим: публичная политика — система работающих механизмов диалога государства и общества при принятии, реализации и оценке результатов социально значимых решений.

2. Кратко о ЯН-индексе публичной политики

Граждане, представители власти, а также политологи, социологи и практики регионального управления испытывают потребность в конструктивной количественной оценке и мониторинге публичной политики. С этой целью нами была разработана математическая модель ЯН-идекса ПП. Впервые описание этой модели было сделано автором в статье 2006 г. [Якимец, 2006, с. 138—146], которой была открыта серия работ, посвященных разработке и применению нового инструмента — Индекса для оценки и мониторинга публичной политики. Здесь же

была кратко описана концепция построения ЯН-индекса, представлены список показателей для характеристики состояния и развитости публичной сферы, а также перечень параметров для оценки состояния институтов и субъектов ПП. Детальное описание математической модели построения ЯН-индекса дано в работе "Индекс для оценки и мониторинга публичной политики" [Якимец, 2008а, с. 107—121]. Созданный в Институте системного анализа РАН вариант ЯН-индекса является составным. Он конструируется из двух взаимодополняющих частных ЯН-индексов, а именно ЯН-индекса состояния институтов публичной сферы и ЯН-индекса оценки деятельности субъектов публичной политики. Соответственно эти две составляющие определяются на основе оценки показателей, позволяющих охарактеризовать:

— состояние и степень развитости институтов публичной сферы;

— уровень продвинутости субъектов ПП, от деятельности которых зависит демократизация и открытость общества.

Для первой составляющей было отобрано 9 показателей (из двух десятков в исходном списке), а для второй — 13 (из 20).

В каждом из регионов для определения значений этих показателей опрашивали три группы респондентов — госслужащих и сотрудников местного самоуправления, бизнесменов, а также сотрудников общественных и некоммерческих организаций. Всего за период 2003—2006 гг. было опрошено более 900 человек. Респондентов просили оценить каждый показатель по 10-балльной шкале. Некоторые предварительные результаты анкетирования для разных регионов России в 2005—2007 гг. были изложены и интерпретированы в нашей публикации "Новый подход к исследованию публичной политики в регионах России на основе ЯН-индекса" [Никовская, Якимец, 2007, с. 44—47].

Схема расчета ЯН-индекса ПП состоит в последовательном агрегировании результатов анкетирования для трех разных групп респондентов в каждом из обследованных регионов. Цель состоит в использовании получаемых оценок для:

— сопоставления позиций разных групп опрошенных в одном регионе;

— сравнения оценок каждой из групп для разных регионов;

— определения рейтинга регионов по оценке состояния институтов публичной сферы и по уровню развитости субъектов публичной политики;

— "картирования" региональной публичной политики на плоскости, образованной двумя субиндексами.

Рассчитанные значения частных ЯН-индексов применялись для выработки рейтингов, а также для построения сводных и интегральных ЯН-индексов, которые представлялись в табличном и графическом вариантах.

3. Специфика и масштабы изучения публичной политики в субъектах РФ в 2009 г.

Развитие гражданского общества зависит от того, насколько хорошо отработаны механизмы диалога и взаимодействия гражданских объединений с властью, насколько прозрачно и качественно действуют субъекты и институты публичной политики, а также от того, насколько комфортно выстроено участие граждан и организаций в процессе принятия значимых решений. В 2009 г. было выполнено на единой методологической базе [Красин, 2005, с. 107—121] исследование состояния ПП в 21 регионе России (грант от Института общественного проектирования, выделенный в соответствии с распоряжением Президента РФ от 16 марта 2009 г. №160-рп "Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества"). Этой работе предшествовала апробация инструментария на материалах 15 субъектов РФ из всех федеральных округов [Якимец, 2009, с. 217—231]

В 2009 г. в регионах на основе специальной анкеты проводился опрос трех групп респондентов (руководители и члены общественных организаций и неправительственных некоммерческих организаций (кроме волонтеров); представители малого, среднего бизнеса (владельцы и наемные работники — менеджеры), представители региональной и муниципальной власти в лице государственных и муниципальных служащих, работающих в органах исполнительной и законодательной ветвей власти, а также депутаты региональных и муниципальных законодательных собраний). Малая целевая выборка от каждой группы включала не менее 50 человек. Анкета содержала набор из 22 показателей, характеризующих развитость субъектов и институтов ПП в регионе. В ней сформулированы утверждения, верность которых респонденты оценивали по 10-балльной шкале, давая "1" за самую низкую развитость, а "10" за самую высокую. Примеры утверждений для оценки институтов ПП — "свободные и честные выборы" и "законы по обузданию коррупции действенны".

4. Типы региональной публичной политики

Собранные данные (около 3850 анкет) использовали для расчета индексов и построения графиков. Коллективные оценки для каждой группы респондентов представляли в виде двух гистограмм — оценки развитости субъектов и оценки состояния институтов ПП. Рассчитывали два субиндекса: ЯН-индекс развитости субъектов публичной сферы и ЯН-индекс состояния институтов и механизмов ПП. Величина каждого из них менялась от 0 (наихудшая оценка) до 1 (наилучшая). Эти субиндексы для каждого субъекта РФ сводились на плоскости в виде точек, отражающих усредненные оценки трех групп респондентов. Наиболее ин-

тересным результатом стало выявление пяти типов ПП в регионах [Ни-ковская, Якимец, 2010, с. 187—190]:

Регионы с консолидированными низкими оценками ПП— респонденты из всех трех секторов одинаково низко оценивают состояние ПП;

Центрированные регионы — дана консолидированная средняя оценка;

Регионы с партнерскими отношениями между секторами — респонденты дают консолидированные высокие оценки состояния ПП;

Регионы с неконсолидированными оценками ПП — оценки респондентов одного из секторов довольно сильно отличаются от оценок двух других;

Регионы с разрывами неконсолидированных оценок ПП — оценки ПП респондентами из двух секторов не консолидированы и характеризуется значимым разрывом;

Обозначим: Д.. = | х.у. — х..+1| — разность межгрупповых оценок, где х.у. — величина .-го индекса по оценкам у'-й группы респондентов.

Тогда типы региональной ПП определяются на основе следующих критериев:

1. "г,': Ау.у'+1 < 0,1 — критерийконсолидированности;

2. Зг,': Д,^ > 0,1 — критерийнеконсолидированности;

3. Зг,': ^ 0,1 — критерийнеконсолидированных_разрывов.

Первый тип (рис. 1) выявлен в Республике Дагестан и Коми, в

Волгоградской, Иркутской и Мурманской областях, в Хабаровском крае. Второй тип (рис. 2) отмечен для Курской, Амурской, Нижегородской и Ярославской областей, а также для Алтайского края. Третий — партнерский — тип (рис. 3) выявлен в Новосибирской и Челябинской областях, а также в Республике Карелия.

Сводный ЯН-индекс публичной политики

Дагестан, 2009 Иркутская обл., 2009

0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 ЯН-индекс состояния институтов и механизмов публичной политики

Рис. 1. Регионы с консолидированными низкими оценками ПП

о о

н ^

ш —

Я т &|

ш ч

т

^

I

X К

Сводный ЯН-индекс публичной политики Амурская обл., 2009 Курская обл., 2009

0,7 -

0,6

0,5 0,4 0,3

Госслужба (51)

НКО (5оГ ♦

Бизнес (51)

Госслужба (72) НКО (62)

♦ Бизнес (68)

0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 ЯН-индекс состояния институтов и механизмов публичной политики

Рис. 2. Регионы с центрированными (средними) оценками ПП

Сводный ЯН-индекс публичной политики Новосибирская обл., 2009

Карелия, 2009

I

Н

3 о

Ш X

Я 5 2 с

о ю * >. 0) 1=

ш

р

X Ф

о

0,7 0,6 0,5 0,4 0,3

Госслужба (50)

♦ НКО (49)

Бизнес(55)

Госслужба (6 НКО (51) ♦ !7)»

Бизнес(54)

0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 ЯН-индекс состояния институтов и механизмов публичной политики

Рис. 3. Регионы с партнерскими оценками ПП

Четвертый тип — это Архангельская, Пензенская и Томская области и Пермский край. Здесь ПП отличается тем, что оценки респондентов одного из секторов не консолидированы с оценками двух других. Нередко оценки ПП, сделанные представителями власти, находившимися в зоне низких оценок ПП (рис. 4), доминируют над оценками других секторов.

Сводный ЯН-индекс публичной политики Волгоградская обл., 2009 Хабаровский край, 2009

0,7

о.

I!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 О

Ш X

Я 7 й 2 с;

о ю *

О) [=

4 Ш р

X Ф

о

0,6

0,5

0,4

0,3

Госслужба (50)

НКО (52)

-1 Бизнес(50)

♦ Госслужба (51) НКО (51) Бизнес (48)

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7 0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

ЯН-индекс состояния институтов и механизмов публичной политики Рис. 4. Регионы с неконсолидированными оценками ПП

Пятый тип отмечен в Тюменской и Пензенской областях, Республике Татарстан и Краснодарском крае (рис. 5).

Сводный ЯН-индекс публичной политики Татарстан, 2009 Краснодарский край, 2009

0,7 -

.о о.

II

^ О Ш X

Я т й 2 с

о ю *

0) с

д: ш

Р

х ш

о

0,6

0,5

0,4

0,3

-

Госслужба (50)

Бизнес (50)

НКО (49)

Госслужба (44) ♦

Бизнес(59) ♦ ♦ НКО (57)

0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 ЯН-индекс состояния институтов и механизмов публичной политики

Рис. 5. Регионы с разрывами неконсолидированных оценок ПП

5. Межрегиональное сопоставление

Ниже приведены межрегиональные сравнения оценок состояния ПП (рис. 6). Оценки состояния ПП бизнесменами в 18 из 21 субъекта РФ лежат в области низких оценок. Оценки НКО в 15 из 21 региона близки

0,7 -

_Но воси б и рек ая (55)_ Алтайский край (65)* Ярославская ■ 4 Тюменская (С Челябинская (

Дагестан (61)

4 Коми (55) Амурская ю I, Пензенская (31). Краснодарский край (59) Мурманская^57)* ♦ Архангельская (56)

-»Карелия (54) - -Курская (68) .„•городская (69) (51)

♦ хабаровский край (48) * ♦ Иркутская (40) ,

•♦Томская 4СП ' ,

'Волгоградская (50) I

* Пермский край (49) 1

Сводный ЯН-индекс по оценке госслужащих из регионов

0,7 -

0,7 -

НОВОСк Челябинска Краснодарский край (44) Курская (72)* Тюменская (49) ♦ + ♦ Татарстан (50) бирская (50) Пензенская (34) я (49) ♦ ♦ ♦ Алтайский край (52) Ф Карелия (87) Амурская (51)

Хабаровский край (51)^ * Пермский край (48) Иркутская (79) + 4 Томская Волгоградская | ♦ Мурманская ♦ Дагестан (73) ^Ярославская (55) ♦ Архангельская (50) Коми (49) (37) 50) 66)

Сводный ЯН-индекс по оценке региональных НКО

Новосибир Тюменская (59) екая (49)» «Карелия (51) 4 Челябинская (51)

Нижегородская (53)"** ♦ Татарстан (49) Алтайский кра Пермский край (44) + ♦ Яросла Иркутская (39)а ♦ к Мурманская Пензенская (36Г ♦ Коми (60) Архангельская (34) ♦ ♦ Хабаровский край (5' Волгоградская (5^ томская (42) ♦ ♦ Дагестан (52) _ Краснодарский край (57) ♦^Амурская (50) Курская (62) й (60) зская (54) 48)

0,3 0,4 0,5 0,6 0,7

ЯН-индекс состояния институтов и механизмов публичной политики

Рис. 6. Межрегиональные сравнения

к оценкам бизнеса. Представители власти в половине регионов оптимистичнее оценили деятельность субъектов ПП и состояние институтов и механизмов ПП.

Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Если сравнить оценки представителей власти из 21 региона с оценками бизнесменов и представителей НКО, то нетрудно видеть, что "облако" оценок бизнесменов почти целиком расположено в нижнем левом квадранте. Это объясняется не просто последствиями кризиса, но тем, что при выработке антикризисных мер к мнениям представителей малого и среднего бизнеса прислушивались слабо (это отмечалось почти на всех экспертных сессиях).

2. Есть надежда, что в регионах, где представители трех секторов консолидированно оценили состояние ПП, грамотно выстроив диалог, удастся выработать конструктивные решения о путях модернизации экономики региона и благоустройстве общественной жизни в нем.

3. В субъектах РФ, где выявлены большие разрывы между оценками представителей власти и представителями бизнеса и общественных объединений, вероятен рост напряженности. Без создания здесь работающих диалоговых механизмов вряд ли удастся сблизить позиции разных секторов, выработать пути устранения "разрывов" и найти стратегии развития.

6. Рейтинг субъектов РФ по продвижению механизмов МСП: результаты расчетов, межрегиональные сравнения, выводы и предложения

В ходе изучения нормативно-правовой базы всех 83 субъектов РФ (по состоянию на 1 сентября 2009 г.) был выделен список из 12 действующих механизмов МСП, закрепленных нормативно-правовыми актами (далее НПА), и экспертным методом определены весовые коэффициенты их значимости2 (таблица).

Списки механизмов МСП и их веса

№ Механизм МСП Вес

1 2 3

1. Фонды местных сообществ 0.2

2. Социальный заказ 0.05

3. Гранты и субсидии 0.15

4. Налоговые льготы НКО и донорам 0.07

5. Общественные палаты 0.15

6. Публичные слушания 0.05

2 Исследование вели сотрудники Института системного анализа РАН и НП "Юристы за гражданское общество".

1 2 3

7. Общественная экспертиза 0.06

8. Институты по правам человека и по правам ребенка 0.06

9. Молодежный парламент 0.04

10. Общественные советы при ОЗВ и ОИВ 0.05

11. Механизмы развития малого и среднего предпринимательства 0.06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Регулирование благотворительной деятельности 0.06

Был рассчитан рейтинг 83 субъектов РФ по продвижению механизмов МСП. Значения рейтинга расположены в интервале от 0 (наихудшее) до 1 (наилучшее). Все субъекты РФ разбиваются на 4 группы:

1) "передовики" (10 регионов), рейтинг которых от 0.75 и выше (9— 12 механизмов);

2) "хорошисты" (47 регионов), рейтинг — от 0.5 до 0.75 (6—8 механизмов);

3) "середняки" (21 регион), рейтинг от 0.35 до 0.5 (4—6 механизмов);

4) "не реализовавшие свой потенциал" (5 регионов), рейтинг ниже 0.35 (до 4).

Рейтинг 2009 г. выявил улучшение ситуации по сравнению с 2007 г., когда почти треть субъектов РФ имела лишь 1—2 механизма МСП. Сейчас таких "отсталых" регионов нет вообще, уменьшилось почти в 9 раз число субъектов РФ, в которых используют до 4 механизмов. Можно констатировать, что в стране наблюдается неплохой прогресс в создании нормативно-правовой базы, содействующей развитию взаимодействия между властью, НКО и бизнесом.

На рис. 7 эти группы регионов различаются по цвету.

Интересно, что 12 механизмов МСП неравномерно развиты в 83 субъектах РФ (рис. 8).

Доминируют 4 механизма (институты по правам человека и правам детей, механизмы развития малого и среднего предпринимательства, гранты и субсидии и общественные советы при ОЗВ и ОИВ), которые представлены в большинстве регионов (от 88 до 95 % от общего числа).

Общественные палаты и молодежные парламенты выявлены в 73 и 65 % регионов

У трети субъектов РФ приняты НПА по регулированию благотворительной деятельности, налоговым льготам для НКО и доноров. Сколько же имеют ФМС? Менее 15 % регионов РФ приняли НПА по общественной экспертизе, социальному заказу и публичным слушаниям.

Материалы расчетов рейтинга в 2009 г. позволяют сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ уделяется внимание развитию региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей продвижение

г Костромская обл.

Вологодская обл.

Нижегородская обл. ■ Респ. Марий-Эл Удмуртская респ.

Мурманская

Респ. Карелия

Чукотский АО

Камчатский край

Архангельская, обл. (ч /

Респ. Коми

Респ. Саха (Якутия)

Ямало-Ненецкш АО

Красноярский край

Ханты-ч^ Мансийский АО

Тюменская) обл.(\^

Сахалинская обл.

Томская обл.

Амурская обл.

Нрвосибирсйэя

Респ. V Бурятия,

Хабаровский край

Иркутская обл.

Курганская \ Алтайский\ обл- Ц край I,,

I- Челябинская обл. t>

_Респ. Башкортостан V, I ^

-Оренбургская обл. С.

Респ. Татарстан Респ. Алтай —I

Чувашская респ. Кемеровская обл. —I Самарская обл. Респ. Хакасия

I Забай-кальский край ,

Ленинградская обл.

Новгородская обл. | Псковская обл. , Ярославская обл. Тверская облч Смоленская обл.. Калининфадская

обл. и

Ивановская обл. Московская обл. . Брянская обл.

Калужская обл. Владимирская обл. -Орловская обл. Курская обл. -Тульская обл. -Рязанская обл. Липецкая обл. -Белгородская обл. Воронежская обл. -Ростовская обл. -Краснодарский край -Респ. Адыгея -Карачаево-Черкессая респ.

Кабардино-Балкарская респ. Респ. Сю Осетия-Алания Респ. Ингушетия' Чеченская респ. Респ. Дагестан

Ставропольский край Респ. Калмыкия -

Волгоградская обл__

Астраханская обл.-Тамбовская обл.-Пензенская обл.-Саратовская обл.-Респ. Мордовия Ульяновская обл,-

- Приморский край

Передовики

Хорошисты

| | Середняки

Не реализовавшие свой потенциал

Рис. 7. Группы субъектов РФ с разным рейтингом по степени продвижения МСП (с учетом весомости механизмов)

ч\\\. ччччч ччччлччччч. ччччччччч. ччччччччччччччч. ччччччччччччч n.as

ччччччу чччччч чччч\чччч' 1 ччччччччччччччч: ччччччччч1 ччччччу 0.я4 -. .ччччччччч л ччччч ччччччччч . .ччччччччччччччч .. .чччччччччччччч1 0.9

Институты по правам человека и правам детей Механизмы развития малого и среднего предпринимательства Гранты и субсидии

Общественные советы при 03В и ОИВ БчЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧ' ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧ' ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ' ЧЧЧЧЧЧЧЧ1 0,8 Общественные палаты чЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧ':' п 73 Молодежный парламент х ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ Ч ЧЧЧЧЧЧЧЧЧхЧ ЧЧЧЧЧ Ч ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ Ч ЧЧЧ 0,65 Налоговые льготы НКО и донорам ЧЧЧЧУ ЧчЧЧЧЧЧЧЧЧ1 Ч ЧЧЧЧЧ 41 0,36 Фонды местных сообществ ч ЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧЧЧ Ч ЧЧЧ 0,33 Регулирование благотворительной деятельности * "1 0,28

Публичные слушания ,\\\\\\\ Но 14 Социальный заказ ЧЧЧЧЧ ччНп -и Общественная экспертиза ч\\\4 |П 1?

0 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70 0,80 0,90 1,00

Рис. 8. Доля от 83 субъектов РФ, где имеются НПА по механизмам МСП

механизмов МСП (около 70% регионов приняли законы по 6—12 механизмам). По данным НП "Юристы за гражданское общество" на 1 сентября 2009 г. во всех 83 субъектах было разработано и принято более 1000 таких НПА.

Можно сделать следующие выводы.

1. В большинстве субъектов РФ (от 55 до 70) остро назрела необходимость в разработке плана действий по принятию нормативных актов по вопросам регулирования благотворительной деятельности, налогообложения НКО и доноров, публичным слушаниям и общественной экспертизе.

2. Субъектам РФ, попавшим в группу "не реализовавших свой потенциал" и в группу "середняков", целесообразно рассмотреть возможность скорейшего принятия необходимых НПА для расширения условий развития взаимодействий власти, бизнеса и общества.

3. На уровне ФО, где отмечены задержки с продвижением механизмов взаимодействия, стоит организовать обмен опытом с наиболее продвинутыми субъектами из других ФО, чтобы оценить возможности расширения своей нормативно-правовой базы.

4. Рейтингование субъектов РФ в зависимости только от числа принятых НПА по механизмам МСП (даже с учетом их весомости) уже недостаточно для оценки развития межсекторных взаимодействий. Ведь принятие НПА не означает, что запускается реализация механизма. Следует наладить мониторинг качества и эффективности правоприменения того или иного НПА в отдельных регионах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акрамовская А.Г., Якимец В.Н. АЯ-рейтинг регионов по уровню продвижения механизмов межсекторного социального партнерства // Актуальные проб-

лемы управления — 2007: Мат-лы 12-й Междунар. науч.-практ. конф. Государственный университет управления. М., 2007.

2. Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации и публичная политика. Алтайская школа публичной политики, РАПН, 2006. URL: http://ashpi.asu.ru/ rapn/reports06/dzlshnsky.html

3. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении // Публичная политика в России / Под ред. Ю.А. Красина. М., 2005.

4. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Новый подход к исследованию публичной политики в регионах России на основе ЯН-индекса // Сб. трудов 2-й Междунар. конф. "Системный анализ и информационные технологии" — САИТ—2007. Т. 2. Обнинск, 2007.

5. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика в регионах РФ: оценка состояния и перспективы // Вестн. философии и социологии Курского гос. ун-та. 2010. № 1.

6. Якимец В.Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики в регионах России // Труды ИСА РАН. 2006. Т. 25.

7. Якимец В.Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт взаимодействия". М., 2008а.

8. Якимец В.Н. Механизмы межсекторного социального партнерства и инструменты независимой оценки их эффективности // Труды Четвертой Все-росс. науч.-практ. конф. "Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России". М., 2008б.

9. Якимец В.Н. Оценка состояния публичной политики в регионах: инструментарий, результаты и пути их использования // Политика развития и политико-административные отношения / Отв. ред. Л.В. Сморгунов, Е.В. Морозова. Краснодар, 2009.

10. Якимец В.Н. Инструменты оценки межсекторных взаимодействий // Мат-лы X Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Т. 3. М., 2010а.

11. Якимец В.Н. Типы и особенности региональной публичной политики в России: Доклад на XI Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., 2010б. 6—8 апреля. URL: http://conf.hse.ru/2010/online

12. Edwards A. Scientific expertise and policy-making: the intermediary role of the public sphere // Science and Public Policy. 1999. June. Vol. 26. N 3.

8 ВМУ, политические науки, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.