Научная статья на тему 'Состояние государсвенного долга в РФ'

Состояние государсвенного долга в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4600
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРТВЕННЫМ ДОЛГОМ / СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкина Е. В., Ушмарова Е. Н., Черяпина В. В.

В данной статье рассматривается состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, в частности проанализирована динамика и структура государственного долга, так как государственный долг является неотъемлемой частью финансовой системы государств, и его состояние оказывает влияние на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние государсвенного долга в РФ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33

Е.В. Бабкина

к.э.н., доцент кафедры финансы и кредит Ульяновский государственный технический университет

Е.Н. Ушмарова, В.В. Черяпина

студентки 3 курса инженерно-экономического факультета Ульяновский государственный технический университет г. Ульяновск. Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСВЕННОГО ДОЛГА В РФ Аннотация

В данной статье рассматривается состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, в частности проанализирована динамика и структура государственного долга, так как государственный долг является неотъемлемой частью финансовой системы государств, и его состояние оказывает влияние на экономику страны.

Ключевые слова

Государственный долг РФ, управление государтвенным долгом, структура и динамика государственного долга РФ.

Экономический климат государства прежде всего определяется состоянием государственного бюджета, то есть его профицитом, дефицитом или же сбалансированностью. Бюджет является одним из главных инструментов управления экономической ситуацией в стране [4, с. 659]. В случае дефицита мы сталкиваемся с государственным долгом.

В современном мире государственный долг характерен практически для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права [3, с. 315].

В настоящее время государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государственный долг возникает в условиях, когда государственная расходная часть бюджета превышает ее доходную, следовательно, образуется бюджетный дефицит.

Рост государственного долга влечет за собой отрицательные экономические последствия:

- увеличение неравенства среди населения страны из-за эмиссии облигаций и накопления дохода от них у более состоятельных граждан;

- сокращение уровня национальных сбережений;

- отток капитала из страны;

- выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост;

- снижение размеров инвестиций.

Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть исключена, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга [5, с. 209].

Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой государственного долга.

Общий государственный долг РФ делится на две составляющие: внутренний долг, исполняемый в национальной валюте, и внешний долг, погашаемый в иностранной валюте.

Рассмотрим динамику государственного долга Российской Федерации, которая представлена в таблице 1 [7].

Таблица 1

Динамика государственного внутреннего и внешнего долга РФ

Категория долга По состоянию на начало года Абсолютные изменения 2018 к 2015 гг.

01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018

Объём государственного внешнего долга РФ, млн. долл. США 54 355,4 50 002,3 51 211,8 49 827,3 (4528,1)

В т.ч. государственные гарантии Российской Федерации млн. долл. США 12 083,2 11 875,9 11 730,5 10 357,2 (1726)

Объём государственного внутреннего долга РФ, млрд. ру<5. 7241,17 7307,61 8003,46 8660,54 1419,37

В т.ч. государственные гарантии Российской Федерации млрд. руб. 1765,46 1734,52 1903,11 1459,37 (306,09)

Из таблицы 1 можно заметить, что объем государственного внешнего долга за период 2015-2018 гг. уменьшился на 4528,1 млн. долл. США. Что является положительной тенденцией. Стоит отметить, что сокращение государственного внешнего долга РФ не приводит к общему сокращению государственного долга. Наибольшей долговой статьей выступает внутренний долг РФ.

Исходя из данных таблицы 1, можно сказать о том, что объем государственного внутреннего долга растет (увеличение составило на 1419,37 млрд. руб.), что является, несомненно, отрицательной тенденцией.

Также анализ показывает, что рост внутреннего долга Российской Федерации обусловлен увеличением долга по государственным гарантиям.

Помимо государственных гарантий, в структуре долга содержатся государственные ценные бумаги РФ, которые и создают государственный долг. Эти ценные бумаги предназначаются для покрытия дефицита федерального бюджета.

К государственным ценным бумагам РФ относят [6, с. 296]:

- облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

- облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

- облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

- государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС);

- облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН);

- государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС);

- облигации внутреннего облигационного займа Российской Федерации (ОВОЗ).

Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, представлена в таблице 2 [7].

Таблица 2

Структура и динамика государственного внутреннего долга в Российской Федерации, млрд. руб.

Виды государственных ценных бумаг По состоянию на начало года Абсолютные изменения 2018 к 2015 гг.

01.01. 2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018

ОФЗ-ПК 1000,0 1347,26 1738,00 1748,44 748,44

ОФЗ-ПД 2551,02 2710,34 3051,10 4283,62 1732,60

Продолжение таблицы 2

Виды государственных ценных бумаг По состоянию на начало года Абсолютные изменения 2018 к 2015 гг.

01.01. 2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018

ОФЗ-АД 1038,56 791,17 680,06 539,84 (498,72)

ОФЗ-ИН - 141,77 163,63 168,52 168,52

ГСО-ППС 560,55 360,55 245,44 245,55 (315)

ГСО-ФПС 132,0 132,0 132,0 132,0 0,00

ОВОЗ 90,0 90,0 90,0 90,0 0,00

Итого: 5372,13 5573,09 6100,23 7207,97 1835,84

В целом, сложившаяся структура внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, показывает, что объем задолженности по ценным бумагам занимает большую долю в объеме государственного долга. Рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии, так как именно они занимают больший удельный вес, и соответственно с каждым годом возрастают расходы на их обслуживание. Если данная ситуация не изменит свое направление, то увелечение выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков, и будет происходить уменьшение привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.

Весьма положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Как было проанализировано нами ранее, наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг, но рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства [2, с. 81].

За последние 4 года государственный долг России начинает медленно снижаться (за счёт сокращения внешнего долга), и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к хорошим экономическим последствиям.

Проблема управления государственным долгом находится постоянно в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

Для обеспечения эффективности управления государственным долгом предлагаются следующие

меры:

- развитие инвестиционного рынка как источника покрытия дефицита бюджета;

- использование заимствованных средств с максимальной эффективностью;

- сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики;

- нейтрализация нежелательных последствий долга.

Таким образом, управление государственным долгом является важным аспектом, который оказывает влияние на состояние государства. Одной из причин роста государственного долга является дефицит государственного бюджета, одним из источников покрытия дефицита бюджета выступает внутренний и внешний государственный долг.

Список использованной литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть вторая): [ федер. закон : принят Гос. Думой 17 июля 1998 года: по состоянию на 28 декабря 2017]. // Информационно-правовая система «Консультант плюс».

2. Андрущенко, О.Ю СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИИ / О.Ю.

Андрущенко // Экономика и социум. - 2017. - №7. - С. 78-81.

3. Катасонова, В.Ю. Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. - М.: Юрайт, 2015. - 575 с.

4. Хамалинский, И.В. Анализ эффективности экономики общественного сектора в современной России // Образование. Наука. Культура. Материалы VII Международной научно-практической конференции: сборник научных статей / Под ред. Б.В.Илькевича. М., 2015. С. 659-662.

5. Цвирко, С.Э. Актуальные проблемы управления государственным долгом / С.Э. Цвирко // Актуальные

вопросы современной науки. - 2016. - №45. - С. 200-218.

6. Чинчараули, М.Г. Современное состояние государственного долга РФ/ М.Г. Чинчараули, И.И. Глотова // Научные исследования современных ученых. XV Международная научно-практическая конференция - М.: Издательство «Олимп», 2016. - С. 296-300.

7. МИНФИН РОССИИ. ULR: https://www.minfin.ru (Дата обращения 17.03.2018 г.)

© Бабкина Е.В., Ушмарова Е.Н., Черяпина В.В., 2018

УДК 658.7

Ю.В. Баранова

Студент группы З-17Эк(м)СУ Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

В нашей статье мы рассматриваем особенности и структуру службы материально-технического снабжения предприятия. Нами исследованы основные структурные элементы службы снабжения.

Ключевые слова Служба, материально-техническое снабжение.

Производство, в настоящее время, является очень сложным процессом, функционирующим при своевременном и постоянном обеспечении его производственными средствами, которые необходимы для изготовления качественных товаров, услуг и других видов работ. Исходя из этого, тема организации материально-технического снабжения является актуальной темой в наше время.

Служба снабжения во многом определяет эффективную работу предприятия. Это определяет тот факт, что материальные издержки составляют наиболее важную статью общих затрат и могут доходить до 60 - 80 % всех издержек на производство и реализацию продукции.

Материально-техническое снабжение предприятия является службой, которая обеспечивает организацию средствами и предметами труда, которые необходимы. Самым главным назначением органов снабжения - комплексная и, что самое главное, современная поставка ресурсов, которые соответствуют всем стандартам качества, а также поставляются в необходимом для производства количестве.

В организационном построении и методах работы вышеуказанной службы снабжения существуют различия, в зависимости от: объемов производства, типа, специализации, места дислокации организации, ёмкости материалов продукции. Например, на малых предприятиях, которые потребляют небольшие объемы ресурсов в ограниченной номенклатуре, материально-техническое снабжение выполняют, как правило, небольшие группы работников производственного отдела малого предприятия.

Что касается средних и крупных предприятий нашей страны, то эти функции выполняют специализированные отделы предприятия (отдел материального снабжения, отдел технического снабжения).

Структура организации отдела материального и технического снабжения строится по определенным критериям [2]:

1) по признаку функциональности: группы работников предприятия снабжают, планируют заготовку, хранение и отпуск материалов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.