Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ'

СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СУБЪЕКТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / STATE DEBT / NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT / SUBJECTS OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC DEBT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пытлик М.О.

В статье рассматривается состояние государственного долга субъектов Северо-западного Федерального округа Российской Федерации. Рассмотрена структура и динамика государственного долга в регионах, рассмотрены меры по повышению эффективности управления долговыми обязательствами субъектов Северо-западного Федерального округа Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE DEBT OF THE SUBJECTS OF THE NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the state debt of the subjects of the North-West Federal District of the Russian Federation. The structure and dynamics of public debt in the regions are examined, measures to improve the efficiency of managing debt obligations of the subjects of the North-West Federal District of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ»

УДК 330.322.053.3

Пытлик М.О. студент магистратуры 2 курс, институт «Экономики и финансов» Сыктывкарский государственный университет

им. Питирима Сорокина Российская Федерация, г. Сыктывкар

СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТОВ

СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ

Аннотация: В статье рассматривается состояние государственного долга субъектов Северо-западного Федерального округа Российской Федерации. Рассмотрена структура и динамика государственного долга в регионах, рассмотрены меры по повышению эффективности управления долговыми обязательствами субъектов Северо-западного Федерального округа Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный долг, Северо-западный Федеральный округ, субъекты Северо-западного Федерального округа Российской Федерации, управление государственным долгом.

Pytlik M.O. student of a magistracy 2 course, Institute of «Economics and finance» Pitirim Sorokin Syktyvkar state University Russian Federation, Syktyvkar

THE STATE DEBT OF THE SUBJECTS OF THE NORTH-WEST FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: The article considers the state debt of the subjects of the NorthWest Federal District of the Russian Federation. The structure and dynamics of public debt in the regions are examined, measures to improve the efficiency of managing debt obligations of the subjects of the North-West Federal District of the Russian Federation are considered.

Key words: state debt, Northwestern Federal District, subjects of the Northwestern Federal District of the Russian Federation, public debt management.

В настоящее время практически каждому региону необходимы средства для проведения его политики, реализации его проектов, способствующих развитию государства. В Российской Федерации в условиях постоянного реформирования в наиболее сложном положении находятся бюджеты субъектов. Одной из наиболее острых проблем бюджетов субъектов РФ, в том числе и Северо-западного Федерального

округа, является долговая нагрузка бюджета. Государственный долг субъектов представляет собой совокупность обязательств региона по погашению долгов. Выделяют следующие долговые обязательства субъектов РФ по:

1) государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

4) государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Анализируя состояние государственного долга субъектов Северозападного Федерального округа Российской Федерации в период за 2018 год, согласно данным Министерства финансов РФ, общий объем составил 202 599,41 млн. руб, который увеличился по сравнению с 2005 годом на 7,5 %. Также изменилась и структура государственного долга. Значительно увеличились в 2018 году кредиты от кредитных организаций и иностранных банков, особенно это видно по Псковской, Архангельской и Мурманской области. Также заметно выросли бюджетные кредиты во всех субъектах округа. Увеличение бюджетных кредитов является вынужденной мерой, которая связана со стабилизацию долговой нагрузки регионов. Для наиболее полной картины и сопоставимости данных, рассмотрим состояние долговой нагрузки субъектов Северо-западного Федерального округа Российской Федерации на 2019 года (Таблица 1).

Таблица 1 - Рейтинг субъектов по уровню долговой нагрузки СЗФО

РФ

Рейтинг субъектов по уровню долговой нагрузки СЗФО РФ

Субъект РФ Отношение Отношение Объем Измен Доля бюдж. Доля

госдолга госдолга госдолга ение кредитов в коммерческ

субъекта на субъекта субъекта госдол общем их кредитов

1.7.19 к нал-м и РФ на РФ на га за 6 объеме гос в

ненал-м 1.1.19 к 1.7.19, месяце долга суммарном

доходам его за нал-м и млрд. в 2019 субъекта объеме

12 месяцев ненал-м руб. года, РФ за 6 государстве

(1.6.18-1.6.19), доходам его % месяцев нного долга

% бюджета в 2019 года,% субъекта

2018 году, РФ за 6

% месяцев

2019 года,

%

Ленинградская

5 область 2,3 2,7 3 -12,3 93,1 0

7 Санкт-Петербург 5,1 5,4 30,1 0,0 0,0 0,0

Ненецкий

14 автономный округ 8,8 10,1 1,8 -10,0 0,0 0,0

Новгородская

29 область 27,5 36,1 35,1 -20,6 52,3 0

Вологодская

31 область 28,3 32,1 19,7 -4,9 83,6 15,8

36 Республика Коми 32,7 37,8 26,9 -5,3 26,8 0,0

37 Мурманская область 33,4 34,1 20,4 8,5 67,1 30,5

45 Калининградская область 41,1 60 16,1 -27,5 68,4 0

48 Архангельская область 43,2 60,1 27,1 -23,7 73,4 25,4

55 Республика Карелия 56,5 77,9 16,2 -21,9 60 23,7

76 Псковская область 83,3 92 15,6 -4,3 29,4 70,6

Среднее 32,93 40,75 19,27 -11,09 50,37 15,09

Российская Федерация 21,9 25,3 2036,9 -7,7 49,3 20,8

Согласно проанализированным данным, можно сказать, что наблюдается положительная динамика изменения государственного долга. Так общий объем долга снизился за 7 месяцев 2019 года на 7,8 %, наибольшее снижение наблюдается в Архангельской и Калининградской области. Снижение суммарного государственного проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. В целом, общий объем госдолга округа снизился в среднем на 11,09 %, что в сравнении с общим уровнем снижения по Российской Федерации (7,7 %). Вместе с тем, наибольшую долю, в структуре государственного долга занимают бюджетные кредиты, которые направлены на снижение дефицит бюджета субъекта и погашение коммерческих кредитов субъектов. Доля бюджетных кредитов выросла, в среднем до 50%, а доля коммерческих кредитов за 9 месяцев 2019 года сократилась.

В сложившихся условиях, в целях контроля за уровнем долговой нагрузки регионов возможно применение следующих мер:

1) проведение усиленного мониторинга за общим годовым объемом доходов бюджета субъекта РФ;

2) наблюдение за равномерностью распределения долговой и своевременное получение бюджетных кредитов;

3) совершенствование системы управления рисками государственных заимствований субъектов РФ путем разработки модели оценки и контроля за рисками по долговым обязательствам;

4) проведение частичного рефинансирования рыночных кредитов бюджетных кредитов не только от федеральных органов исполнительной власти;

5) размещение государственных облигаций с помощью рыночного механизма. Уже применяют такой метод Красноярский край и некоторые другие;

6) обязательная публикация на официальных сайтах основных направлений долговой политики субъекта Российской Федерации.

Стабильная структура госдолга может говорить об оптимальном соотношение источников долгового финансирования региональных бюджетов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что проблема размера долговой нагрузки и неэффективной структуры государственного долга субъектов Российской Федерации все еще актуальна. Но правильный подход к управлению в регионах государственным долгом позволит повысить сбалансированности бюджетов субъектов РФ СЗФО.

Использованные источники:

1. Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А.Вавилов, Е.Ковалишин// Вопросы экономики. 2014. №8. С.4663

2. Королева, М.Л. Оптимизация долговой стратегии субъекта Российской Федерации (на примере Костромской области) / М.Л. Королева, В.С. Терещенко // Управление социально-экономическими системами - КГУ. -Кострома: КГУ - 2017. - №1.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС "Консультант+"

4. www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов России;

5. Рейтинг российских регионов по уровню долговой нагрузки// Информационный портал "РИА Новости" [Электронный ресурс]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.