Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
среди собак 13 случаев (23,6%), кошек — 26 случаев (47,2%), среди КРС — 11 случаев (20,0%). В 5 случаях заболевание бешенством отмечено среди диких животных: 4 — лисы, 1 случай — шакал. В 2011 г. по поводу укусов за медицинской помощью обратилось 7573 человека (в 2010 г. — 7891). В территориальном разрезе доминируют г. Волгоград (3273), г. Волжский (924) и Камышинский (409), Михайловский (213), Городищенский(191),Фроловский(189),Урюпинский (173), Среднеахтубинский (163) районы. В других районах обращаемость по поводу укусов составляла от 130 до 36 человек. При этом 4621 человек пострадали от укусов известными животными, что составляет 61,0%. Важно отметить, что по г. Волгограду из 3273 человек 1309 (40%) были взрослые с тяжелой степенью травм нанесенных животными в область верхних конечностей, голову. Пострадавшие от укусов дети до 14 лет составили 20,5№ — 674 человека. Из общего числа обратившихся в лечебно профилактические учреждения вакцинация была назначена 7543 пострадавшим, из них получили антирабиче-ское лечение вакциной КОКАВ 4681 человек и получили комбинированное лечение с антирабическим иммуноглобулином — 1717. Самовольно прекратили и отказались от прививок по области 2682 человека (35,2%). По г. Волгограду самовольно прекратили курс прививок и отказались от них 1617 человек, что составляет 49,4% от общего числа обратившихся за медицинской помощью.
В современных условиях имеющиеся формальные и неформальные противоречия в учетной форме № 391/У, требуют пересмотреть подход к отчетной форме по критерию «пострадавший от укусов животного» и обеспечить правовое сопровождение мониторинга за данной категорией лиц, относящихся к группе «риска», с разработкой и нормативным введением в практику новых форм отчетности.
Основные причины не снижающегося количества лиц пострадавших от укусов животных:
1. Полное отсутствие контроля за численностью
безнадзорных животных.
2. Отсутствие в большинстве муниципальных образований на законодательном уровне правил содержания домашних и служебных животных.
3. Безнаказанность ответственных лиц за не выполнение действующих законов.
СОСТОЯНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫМ И ОСОБО ОПАСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМ
С.Т. Савченко, А.Н. Чайка, Е.И. Ромасова, Г.Ф. Масленникова, А.А. Махонин, Г.И. Фролова, А.Ю. Фролов, Г.В. Шумакевич
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области», г. Волгоград
Эпидемиолого-эпизоотологическая обстановка по природно-очаговым и особо опасным инфекциям по уровню эпидемической опасности и степени активности очагов на территории Волгоградской области является неоднозначной но относительно спокойной.
В 2011 г. в разной степени активности продолжали функционировать природные очаги лихорадки Западного Нила (ЛЗН), Крымской геморрагической лихорадки (КГЛ), туляремии, лептоспироза, ге-
моррагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), бешенства, лихорадки Ку, сибирской язвы, иксодового клещевого боррелиоза (ИКБ).
По некоторым зоонозам, таким как лептоспи-роз, лихорадка Ку, ГЛПС природные очаги, вероятно, охватывают всю территорию Волгоградской области, поскольку основные носители и переносчики этих инфекций обитают и на территории тех районов, где до настоящего времени не выявлен антиген возбудителей данных инфекций. Возбудитель ИКБ, который регистрируется в северных районах Волгоградской области и привязан к более обширной и активной части природного очага расположенного в Воронежской области, скорее всего так же распространен более широко во внешней среде. В 2011 г. количество больных природно-очаговыми инфекциями снизилось в 5,4 раза до 81 по сравнению с 446 в 2010 г. в связи с понижением заболеваемости ЛЗН. Наибольший удельный вес в сумме всех инфекций приходился на ЛЗН — 75,3% и бруцеллез — 13,6%. Рост заболеваемости отмечался по ГЛПС — +3 случая, по лептоспирозу — +1 случай. По ЛЗН, бруцеллезу, КГЛ, произошло снижение. Заболеваемость сибирской язвой и орнитозом осталась на прежнем уровне: 2 и 1 соответственно. Не регистрировалась заболеваемость лихорадкой КУ, ИКБ, легионелле-зом, туляремией, бешенством, листериозом, холерой и псевдотуберкулезом. Несколько снизилось по сравнению с 2010 г. число лиц обратившихся с укусами животными с 7891 до 7573. Мониторинг инфицированности объектов внешней среды (птиц, комаров, клещей, грызунов) в 2011 г. подтверждает разную степень активности природных очагов при этом серологическим методом (ИФА) и с помощью ПЦР обнаружена 131 положительная проба. Из них на туляремию от клещей — 46, от грызунов — 37; на ГЛПС от грызунов — 9; на ИКБ от клещей — 2; на КГЛ от клещей — 8, от грызунов — 1; на лихорадку Ку от клещей — 4, от грызунов — 4; на лептоспироз от грызунов — 18; на ЛЗН от комаров — 2. Стабильность в эпидемиологической обстановке по большинству природно-очаговых и особо опасных инфекций сохранялась благодаря низкой активности очагов связанную с природной депрессией численности основных носителей и переносчиков.
О БЕШЕНСТВЕ НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О.А. Сагайдак, О.В. Волкова
Управление Роспотребнадзора по Курганской области, г. Курган
На территории Курганской области за счет циркуляции вируса среди диких животных сформирован природный очаг бешенства, с постоянным вовлечением в эпидемический процесс домашних животных.
Ухудшение эпизоотической обстановки по бешенству животных в области отмечается с 1995 года, всего за 16 лет лабораторно подтверждено 937 случаев бешенства у животных (наибольшее число выделений вируса было в 2005 г. — 207 случаев).
Ежегодно ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству животных проводятся на территории 13—15 районов (из 26), где регистрируется выделение рабического вируса от 8 до 13 случаев.