ОБРАЗОВАНИЕ В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ
УДК: 316.44 (316.752)
В. В. Воронов
СОСТОЯНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛАТВИЙСКИХ ВУЗОВ
Рассматривается отношение выпускников вузов одного из регионов Латвии к материальному благосостоянию и способам его достижения, удовлетворенность молодежи экономическим положением и выбор ее действий на рынке труда в случае с проблемами занятости. Дается оценка личностных ресурсов, интересов, способностей и квалификации выпускников вузов, степени их ориентированности на собственные силы и инициативу, уверенности в завтрашнем дне. Определены экономические интересы выпускников вузов и формируемые этими интересами мотивации и установки их практического экономического поведения в соответствии с определенными типами экономического сознания (мышления).
The article analyses the attitude of university graduates of one of Latvian regions to wealth and the means of its acquisition, their satisfaction with their economic status and preferences in the case of employment problems. The author estimates the personal capability, interests, skills and qualifications of university graduates, the extent of their reliance on their own initiative and resources, and the confidence about future. The article defines the economic interests of the graduates and the motivations and approaches of practical economic behavior formed by these interests according to certain types of economic attitudes.
Ключевые слова: экономическое сознание, экономическое поведение, ценности.
Key words: economic attitude, economic behavior, values, motivation.
Цель исследования — оценка состояния (уровня и характера) экономического сознания и ценностных ориентаций выпускников вузов Латгальского региона Латвии. Латгалия — восточный район Латвии, граничит с Россией (Псковская область), Беларусью, Литвой. Административный центр региона — Даугавпилс, второй по величине (после Риги) город Латвии. Латгалия отличается от других регионов страны (Курземе, Видземе, Земгале) выраженным славянским менталитетом (здесь компактно проживают русские, белорусы, поляки, украинцы), языком общения и традициями жителей, так как около полутора веков регион входил в состав Псковской и Витебской губерний Российского государства. В Латгалии есть два региональных государственных ву-
за: Даугавпилсский университет и Резекненская высшая школа, а также филиалы Латвийского университета и Рижского технического университета. Кроме того, в городах Латгалии (Даугавпилсе, Резекне, Екабпилсе, Балви) работают филиалы 6 частных вузов Латвии. Всего в Латвии 34 вуза, из них 19 государственных и 15 частных. Есть и международные вузы, филиалы вузов других стран (скандинавские, российские и другие).
Государственная стратегия в области высшего образования направлена на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы в регионах как важного инструмента снижения региональных различий и обеспечения равномерного территориального развития Латвии. Поощряется сотрудничество с вузами стран ЕС, СНГ для реализации проектов мобильности, обмена. Так, крупнейший в Латгалии региональный вуз — Даугавпилсский университет — имеет (кроме научных связей с университетами стран ЕС, например Торуньским университетом в Польше) договора о сотрудничестве c российскими вузами — с некоторыми факультетами МГУ, СПбГУ, Псковским университетом и др. Это может быть привлекательным и для российской молодежи: Латвия недавно вступила в ЕС; имеется один язык общения; качество образования вполне европейское, особое внимание уделяется практике, а не только получению академических знаний.
Эмпирической базой первого по данной теме исследования в Латвии стало социологическое обследование выпускников вузов Латгалии (они составляют 13 % от общего их количества в стране), проведенное в конце мая — начале июня 2008 г., Центром экономических проектов Института социальных исследований Даугавпилсского университета на основе специально разработанной «Программы исследования экономического сознания выпускников вузов в регионе». По квотной выборке, заданной по трем параметрам — пол, возраст, вид полученного в вузе образования — был опрошен 241 выпускник дневной формы обучения по программам «бакалавр» или «специалист» социально-гуманитарных, естественно-научных и инженерно-технических факультетов Даугав-пилсского университета, Резекненской высшей школы, а также двух региональных филиалов других латвийских вузов.
Выборка выпускников по полу (72 % — женщины, 28 % — мужчины); по возрасту (72 % — 21—24 года, 16 % — 25—29 лет; 12 % — старше 29 лет, но они не рассматриваются в исследовании), видам полученных в вузах профессий (социально-гуманитарные — 73 %, естественно-научные — 14 %, инженерно-технические — 13 %) соответствует, согласно статистическим данным Министерства образования и науки Латвии, структуре генеральной совокупности [10, p. 142—162; 12].
В статье под экономическим сознанием понимается совокупность знаний, идей, чувств, настроений и других компонентов сознания, которые составляют процесс и результат отражения экономических отношений, явлений и формируют особенности их понимания и восприятия (см. рис.) [4, с. 18; 13].
Структура экономического сознания выпускников вузов
экономическая идеология экономическая психология
когнитивно-рациональный компонент ценностно-оценочный компонент чувственно-эмоциональный компонент деятельно- волевой компонент
Экономическое мышление как форма теоретического и практического отношения мысли к экономической действительности
В. В. Воронов
Рис. Структурная операционализация понятия «экономическое сознание»
Источник: составлено автором.
Главной детерминантой самого экономического сознания как сложной структуры выступает практическое экономическое мышление. Такое мышление включает в себя интересы, мотивы, оценки, которые могут меняться под влиянием внешних изменений экономической практики. Они и составляют содержание практического экономического мышления. Поэтому обществу, его различным институтам необходимо прилагать усилия, прежде всего по наполнению содержания практического экономического мышления молодежи, как и других социальных групп, социально значимыми модусами (ценностями), отвечающими устойчивому развитию экономики [2, с. 36—37, 114—115].
Среди респондентов мы выделили две возрастные группы. Первая — студенческая молодежь 18—24 лет. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в этой возрастной группе. Другая группа — 25—29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста. К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и личность полностью формируется как ответственная за свои дела и их результаты в сфере социально-экономических отношений [3, с. 248—249].
Отношение выпускников вузов
к экономическим процессам в Латвии
Экономическое сознание респондентов характеризует принятие или непринятие современных правил и отношений в экономической деятельности и ее социальных последствий в стране. Сегодня в экономике Латвии господствует частная собственность (более 90 % всех форм собственности). Однако лишь треть респондентов (34 %) считают, что развитие и доминирование частной собственности способствует развитию экономики страны. Больше половины респондентов (59 %) полагают, что развитие малого и среднего бизнеса — важное условие прогресса экономики Латвии. Это связано с надеждой на рост новых рабочих мест, способствующих занятости населения.
Возможно, такая позиция определяется тем, что основная доля частной собственности в регионе связана с предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере услуг, где их невысокая рентабельность рассматривается как одна из форм индивидуального выживания частных собственников [14, с. 45—61]. Развитие конкуренции в бизнесе, на рынке труда и в обществе относят к позитивным процессам 55 % выпускников, необходимость инвестиций иностранного капитала в экономику Латвии — 65 %. Видимо, это соотносится с пониманием того, что для организации среднего и крупного конкурентоспособного на внешних рынках бизнеса нужны значительные вложения, которыми местные предприниматели не располагают.
Среди процессов, разрушающих экономику Латвии, наиболее часто называют безработицу или ее вероятность (67 %), расширение платного образования и других услуг (31 %), появление слоя богатых (26 %). Тем самым выпускники вузов Латгалии выражают негативное отношение к трудностям реализации своих способностей, к усилению неравности возможностей для получения образования, обеспечения здоровья и т. д. Можно сказать, что наши респонденты достаточно определенно выступают против существующего либерально-прагматического типа развития рыночной экономики в Латвии, за социально ответственную экономику, то есть за более заметную роль государства в управлении экономикой и социальной сферой страны. Так, на вопрос анкеты «Какой вид собственности наиболее эффективен для экономики Латвии?» 34 % выпускников вузов Латгалии ответили в пользу «частной собственности на природные ресурсы и капитал (земля, предприятия, финансы)»; 23 % высказались за «сочетания частной и государственной собственности с преобладанием частной». То есть 57 % респондентов считают преобладание частной собственности эффективным для экономики Латвии. В то же время, отвечая на данный вопрос, 15 % респондентов выступили за «господство государственной собственности на природные ресурсы и капитал» и 28 % — за «сочетание государственной и частной собственности с преобладанием государственной». В целом более половины (51 %) респондентов предпочитают бы сочетание государственной и частной собственности в экономике Латвии, а безусловное господство частной собственности в экономике страны, которое есть в настоящее время, поддерживает лишь треть выпускников вузов Латгалии — 34 %.
Отвечая на вопрос «Какие группы работающего населения в наибольшей степени способствуют развитию Латвии?», 63 % респондентов отдали предпочтение работникам индустриального сектора; работникам сектора традиционных услуг (торговля, финансы, транспорт, туризм и т. д.) — 60 %; работникам информационного сектора услуг (телекоммуникации, связь, информационные технологии и т. д.) — 58 %. Высоко оценили роль работников аграрного сектора 27 %. По-видимому, зависимость Латвии от импортных продуктов питания, перешагнувшая порог экономической безопасности страны и разрушившая некогда сильное сельское хозяйство региона и страны, беспокоит студенческую молодежь.
Отношение выпускников вузов Латгалии к бедности и богатству
Что касается отношения выпускников вузов Латгалии к богатству, то опрос показал, что более половины респондентов отметили: богатство — не главное в жизни, 53 % к нему как к самоцели не стремятся. Вместе с тем достаточно много сторонников получения богатства как законным путем (31 %), так и с риском уголовного наказания (12 %). Респонденты показали и высокий уровень толерантности в этом вопросе: лишь 4% отметили, что относятся к богатым с недоверием, считая, что они разбогатели за счет других. В целом можно отметить, что выпускники вузов Латгалии под богатством понимают не роскошь, а уровень и качество жизни с устойчивым материальным благополучием, достатком, основанными на личных усилиях и уровне квалификации работающего человека.
Отношение респондентов к труду и выбору профессии
Экономический кризис серьезно обострил проблемы занятости в регионе и в стране: безработица в Латвии за последний год увеличилась с 6,1 до 16,3 % и имеет тенденцию к дальнейшему росту [7]. Однако даже в недавних условиях благоприятной экономической ситуации и относительной доступности информации о рынке труда значительное количество латгальских выпускников, как и в других регионах, оказывались в определенной степени не готовыми к переходу от учебы к работе.
Опрос показал, что абсолютное большинство респондентов осознанно выбрали свою профессию. На вопрос «Что привлекает Вас в вашей профессии?» 98 % ответили, что специальность интересная и дает возможность для творчества в труде, для профессионального роста (карьеры); хорошо оплачивается (96 %). Среди выпускников вузов, обучавшихся на платной основе (29 %), удовлетворенные профессией встречаются чаще, чем в целом по совокупности. Эти данные согласуются с результатами исследований, проведенных в России, где анализируются отдельные характеристики экономического сознания и поведения квалифицированной молодежи [8, с. 59]. При этом настораживает то обстоятельство, что в условиях жесткой рыночной конкуренции за рабочие места практически все 100 % опрошенных отметили уверенность в стабильности трудовой дея-
тельности, которую дает специальность. Такой ответ с позиции «должного», но с явным отрывом от реальных трудностей трудоустройства и адаптации на рынке труда в соответствии с полученной профессией и уровнем квалификации выпускников вузов свидетельствует об остроте и сложности процесса их приспособления к новым реалиям и требованиям, связанным с началом трудовой деятельности. При этом личный опыт подработки во время учебы в вузе (его имеют 55 % выпускников) явно говорит об ином: лишь у 30 % такая подработка была связана с полученной в вузе специальностью, у 33 % — лишь частично связана, а у 37 % — никак не связана. Кроме того, респонденты со знанием дела ответили на вопрос «Удовлетворяет ли Вас ожидаемый размер заработной платы квалифицированного специалиста в Латвии после окончания вуза?». Лишь 8 % отметили, что «вполне удовлетворяет». Большинство же (52 %) считает, что уровень зарплаты удовлетворяет лишь частично, и 40 % полагают, что он совершенно их не удовлетворяет.
Конкретизация представлений выпускников вузов Латгалии о приоритетах профессий на рынке труда Латвии дала интересные, хотя и весьма субъективные, то есть не вполне отвечающие действительности, была дана в ответах на вопрос «Какие профессии высшей квалификации, по Вашему мнению, востребованы, а какие не востребованы на рынке труда в Латвии?» (табл. 1).
Таблица 1
Приоритеты профессий высшей квалификации на рынке труда в Латвии в оценках латгальских студентов (% от числа ответивших, N = 239)
Профессия Востребована Не востребована
Врач 89 11
Инженер производственных специальностей (энергетик, технолог и др.) 87 13
Инженер строительной специальности 85 15
Инженер по информационным технологиям 84 16
Специалист по транспорту, логистике 77 23
Педагог 74 26
Специалист по экономике, менеджменту, финансам 66 34
Специалист по точным наукам (математика, физика) 59 41
Специалист по естественным наукам (био-
логия, химия и др.) 53 47
Юрист 49 51
Специалист-филолог (журналист, переводчик) 48 52
Специалист по социальным наукам (социолог, психолог, социальный работник и др.) 40 60
Специалист по искусству, музыке, архитектуре 19 81
Ответы респондентов показывают, что в первую тройку самых востребованных профессий высшей квалификации на рынке труда в Латвии, по мнению выпускников вузов, входят: 1) врачи (их отметили 89 %
ответивших), 2) инженеры производственных специальностей — 87 %, 3) инженеры строительных специальностей — 85 %. А к первой тройке невостребованных профессий высшей квалификации респонденты отнесли: 1) специалистов по искусству, музыке, архитектуре — 81 % ответивших; 2) специалистов по социальным наукам — социологов, психологов, социальных работников и других (60 %); 3) специалистов-филологов — журналистов, переводчиков (52 %). Возможно, это произошло из-за ограниченного спроса на таких специалистов на региональном рынке труда. В настоящее время ситуация здесь характеризуется неопределенностью конъюнктуры квалифицированной рабочей силы из-за наступившего глубокого кризиса в стране.
Какие трудовые ценности и установки преобладают у студентов? Основными критериями трудовой деятельности респондентов стали «возможность самореализации в труде» (60 %), «поддержка и уважение других людей» (54 %). То есть более половины их рассматривают профессиональную трудовую деятельность как способ самореализации личности, а не только как средство заработка. Такое отношение к труду соотносится у них с высокой значимостью базовых ценностей, выступающих также в качестве ресурсных возможностей личности: образование, карьера, профессионализм (94 %), хорошее здоровье (94 %), крепкая семья (93 %) — и нацелено на «достижение материального благополучия» (83 %).
Отметим, что более половины выпускников вузов обладают опытом частичной занятости на местном и региональном рынках труда, следовательно, имеют вполне реальное представление о конъюнктуре рабочих мест на этих рынках. Примечательно, что 70 % респондентов подрабатывали не всегда по выбранной в вузе специальности. Одна из причин этого — отсутствие в Латгалии на региональном уровне действующей системы профессиональной практики по избранной специальности для студентов старших курсов.
При изучении экономического сознания выпускников вузов возникает необходимость исследовать структуру их значимых целей, притязаний, а также направления, вероятность и методы достижения ими материальных и социальных благ. У респондентов спрашивали: «Кем Вы видите себя через 5 лет, и что из перечисленного сможете иметь?». Предлагалось отметить несколько из возможных и достижимых вариантов. Наибольший процент в ответах выпускников вузов получила такая жизненная ценность, как «хорошая семья, работа по душе» (48 %). Достижимым благом для 25 % оказалось собственное жилье (дом, квартира); 27 % хотят продолжить образование (закончить магистратуру, докторантуру). Такое же количество выпускников рассчитывают жить там, где будут достойно оплачивать их труд, в том числе за пределами Латвии.
Считают достижимыми целями «жить лучше, чем родители» — 20 %, «иметь постоянную работу, но где — неизвестно» — 17 %, «иметь прибыльный бизнес» — 16 %. Последние два ответа свидетельствуют о невысокой предрасположенности респондентов к деловой активности, предприимчивости, что заметно отличается от ориентации
российского студенчества, где такая склонность отмечается почти у половины опрошенных [7, с. 59; 9, с. 126]. Одно из последних значений по частоте упоминания получила такая возможность, как «свободно выбирать место жительства и вид деятельности» (10 %). Ввиду открытых границ между 27 странами Евросоюза, но различных «фильтрующих» требований национальных рынков труда к специалистам высшей квалификации (сертификация, язык, навыки и опыт работы по специальности и др.) такая возможность становится малоактуальной для большинства выпускников вузов региона. Последнее место в ответах получила возможность «пройти квалификацию, сменить специальность на более востребованную» (9 %). Следовательно, привлекательность избранной профессии для 9/10 выпускников вузов Латгалии является вполне осознанной.
Вместе с тем из ответов виден общий невысокий уровень достижения целей и притязаний выпускников вузов (ни один из вариантов ответов не получил хотя бы больше половины голосов респондентов). Данное обстоятельство свидетельствует о преобладании активно-адаптационного и пассивно-адаптационного типов практического экономического сознания (и мышления) выпускников вузов Латгалии над активно-деятельным типом. Это вполне соотносится и с отсутствием у более чем половины ответивших такой желанной цели, как быть богатым. Выше уже отмечалось, что 53 % выпускников вузов выбрали ответ «богатство — не главное в жизни, специально к нему не стремлюсь».
Несмотря на происходящие процессы дифференциации в экономическом сознании респондентов, в нем одновременно уживаются две системы ценностей: традиционно-трудовая и индивидуалистическая (рыночно-прагматическая). При ответе на вопрос «Какие ценности Вы разделяете?» наиболее высокие ранги получили следующие жизненные ценности: 1) «образование, карьера», «хорошее здоровье» (94 %), 2) «крепкая семья» (93 %), 3) «материальное благополучие» (83 %), 4) «любить и быть любимой(ым)» (71 %). Аналогичные позиции эти ценности занимают и у студенческой молодежи России, других постсоциалистических стран [1, с. 113—119; 8, ^ 339]. Более половины ответов получили и такие традиционные трудовые ценности, как «возможность самореализации в труде» (60 %), «поддержка и уважение других людей» (54 %). К ним примыкает и достаточно значительное число такого ответа, как «жить менее богато, с гарантированным уровнем доходов, без риска» (38 %).
Менее трети ответов отражают индивидуалистические ценности: «расчет в жизни лишь на себя и свои силы» (30 %), «жить богаче, но рискуя, действуя активно» (17 %). Ценность богатства — на последнем месте среди всех ответов. Ее называют лишь 13 % выпускников вузов Латгалии. Отношение респондентов к базовым ценностям (ценности-цели) и инструментальным (ценности-средства) показано в таблице 2.
Таблица 2
Отношение респондентов к базовым и инструментальным ценностям
(% от числа опрошенных, N = 241)
Вид ценностей Позитивное Ранг
Образование, карьера, профессионализм 94 1
Хорошее здоровье 94 1
Крепкая семья 93 2
Материальное благополучие 83 3
Любить и быть любимой(ым) 71 4
Возможность самореализации в труде 60 5
Поддержка и уважение других людей 54 6
Жить менее богато, с гарантированным уровнем дохода, без риска 38 7
Расчет в жизни лишь на себя и свои силы 30 8
Жить богаче, но рискуя, действуя активно 60 9
Религия 16 10
Богатство 13 11
Одной из задач исследования было выяснение соответствия между представлением выпускников вузов Латгалии о путях достижения жизненного успеха и представлением о преобладающих в латвийском обществе способах его достижения. Анализ ответов выпускников вузов показал отсутствие заметного разрыва между ними по ряду позиций. Общим в путях достижения жизненного успеха как отдельной лично -сти, так и в общественном представлении является высокая оценка образования, профессиональной подготовки (1-е место в ранжировании ответов). Однако и роль внешних условий в достижении благосостояния заметна. Так, место работы (должность, уровень оплаты) важны для 76 % студенческой молодежи, и эти же факторы представляются значимыми в Латвии для социального успеха у 74 % опрошенных. «Удача, везение» важны для 80 % выпускников вузов; 59 % отметили, что это сегодня помогает в Латвии стать успешным. Представляется положительным, что инициативу и настойчивость выбирают как инструмент достижения личного успеха 81 % респондентов, в то время как прагматизм, циничность в достижении целей как возможные для себя отметили 50 % опрошенных. Вместе с тем о росте конформизма в массовом сознании свидетельствуют и последние места в ранжировании ответов выпускников о том, что сегодня в Латвии помогает стать успешным: «добросовестный труд» — 43 % (8-е место), «прагматизм, циничность в достижении жизненных целей» — 38 % (9-е место), «честность, принципиальность» — 23 % (12-е место).
В ответах большинства респондентов прослеживается устойчивая корреляция между их притязаниями и способами достижения жизненного успеха (профессиональная подготовка, высокая квалификация, хорошее здоровье). Вместе с тем в их экономическом сознании проявляется двойственность установки — одновременно на авантюрно-внешние способы достижения жизненного успеха («удача, везение» — 80 % ответов) и на трудовые активно-деятельные способы («инициати-
ва, настойчивость» — 81 % ответов). Эту амбивалентность экономического сознания выпускников вузов Латгалии можно объяснить своеобразным приспособлением к складывающейся ситуации в современной социально-экономической среде Латвии. С одной стороны, в условиях членства страны в ЕС и резко возросшей территориальной мобильности молодежи, интеграции в глобальную экономику действительно возросла степень везения, случая в достижении жизненных целей молодежи. Однако, с другой стороны, на локальном уровне многое продолжают решать такие традиционные личностные трудовые установки, как компетентность, инициатива, настойчивость молодых людей.
Весьма положительно, что в экономическом сознании выпускников вузов Латгалии в аспекте достижимости социально-экономических целей заметно возросла роль высшего образования и профессионализма. Заслуживает положительной оценки и тот факт, что вузовская молодежь, получая высшее образование и жизненный опыт в условиях либеральной рыночной экономики Латвии, не демонстрирует подавляющего смещения интересов в сторону прагматизма как базовой категории рациональности рынка. Эти интересы разделяют от 38 до 50 % опрошенных.
На наш взгляд, это можно объяснить тем, что в Латгалии основной состав населения — латыши (около 44 %) и русские (около 40 %) [11, с. 142—143]. Оба эти народа принадлежат к «женскому» типу культуры (согласно этнометрическому подходу Г. Хофстеда к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей), для которого характерны забота о ближних, приоритет семейных ценностей и которому чужда эгоистическая установка на индивидуалистическую пользу и выгоду [6, с. 80—86]. Следовательно, мы имеем дело с определенным консерватизмом экономического мышления выпускников вузов Латгалии, несмотря на то, что современная молодежь мобильна, толерантна и легко принимает в свой ценностный мир материальные блага и деньги. Оказывается, для большинства жизненный успех может быть достигнут не любой ценой, а для почти половины респондентов его достижение окрашивается этической нормой справедливости, предполагающей, что социальный статус человека определяется его собственными усилиями в реализации способностей, а не только внешними обстоятельствами (личные связи, место жительства, место работы и другое).
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для экономического сознания выпускников вузов региона противоречивая двойственность представлений в восприятии рыночных ценностей (индивидуализм, рациональность, стремление к выгоде и наживе) и нерыночных (коллективизм, стремление к справедливости, к материальному благополучию, а не к богатству как самоцели и др.) будет сохраняться и в обозримые годы. Сегодня у студентов региона преобладает промежуточный тип экономического сознания — активно-адаптационный. Что касается выпускников вузов региона, то они обладают востребованным в имеющейся экономической ситуации личностным потенциалом: социально значимыми модусами (ценностями), понима-
нием современных требований к ним на рынке труда, возможностей и границ влияния на происходящие социально-экономические процессы в обществе на основе собственных усилий.
Сопоставительный анализ наших данных с данными, полученными российскими авторами, показывает сходство экономического сознания и ценностных ориентаций латгальских и российских выпускников вузов по отдельным характеристикам (отношение к труду, выбору профессии, богатству, к базовым, смысложизненным ценностям и т. д.) [1; 7—9]. Поэтому представленные результаты могут быть полезны в дальнейших сравнительных исследованиях по аналогичной проблематике.
Список литературы
1. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социологические исследования. 2003. № 6.
2. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. 2-е, доп. изд. СПб., 2001.
3. Волков Ю.Г., Епифанцев С. Н., Гулиев М.А. Социология: учебное пособие. М., 2007.
4. Воронов В. В. Экономическое сознание и экономическая практика на рубеже XXI века. СПб., 2003.
5. Коляко Н. По уровню безработицы в мае Латвия — вторая в ЕС. URL: http://www.baltic-course.com (дата обращения: 20.06.2009).
6. Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей // Вопросы экономики. 2008. № 5.
7. Могильчак Е. Л. Экономические ориентации студенчества — их взаимосвязи и методы формирования //Социологические исследования. 2005. № 10.
8. Троцук И. В. Студенчество постсоциалистических стран: ценностные ориентации // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: тез. докл. IV Всероссийской научной конференции. Рязань, 2008.
9. Тюрина Ю. А. Образовательная ситуация в дальневосточном регионе в представлениях студентов //Социологические исследования. 2008. № 11.
10. Eglitis J. Izglïtïba zinasanu ekonomikai // Izglïtïba zinasanu sabiedrîbas attïstïbai Latvija. Zinatniski petnieciskie rakstï. 2007. № 2 (13).
11. Latvijas statistikas gadagramata 2007. Riga, 2008.
12. Melnis A., Abizare V. Parskats par Latvijas augstako izglïtïbu 2008.gada (skaitli, fakti, tendences). Izglïtïbas un zinatnes ministrija, Augstakas izglïtïbas un zinatnes departaments. Riga, 2009. URL: http://izm.izm.gov.lv/registri-statistika/statistika-augstaka/3290.html (дата обращения: 28.08.2009).
13. Voronov V. Sociology of economic practice and economic consciousness: questions of methodology. Daugavpils, 2008.
14. Voronovs V., Petrova I., Racko E. Regionalas ekonomikas konkuretspejas paaugstinasana un aktiva adaptacija globalizacijas apstaklos. Daugavpils, 2006.