УДК625.721(571.51)
СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНОЙ СЕТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Владимирова Ольга Николаевна, д.э.н., профессор Злобин Антон Михайлович, аспирант Россия, г. Красноярск, Торгово-экономический институт Сибирского Федерального университета
Рассматривается состояние дорожной сети Красноярского края: проанализированы проблемы современного состояния дорог в регионе и предложены альтернативные варианты финансирования.
Ключевые слова: дорожная сеть, протяженность, плотность, источники финансирования.
STATUSOFTHEROAD NETWORK IN THE KRASNOYARSK REGION Vladimirova Olga Nikolaevna, Dr. Econ. Sci., professor
Zlobin Anton Michailovich, post-graduate student Russia, Krasnoyarsk, Institute of Trade and Economics Siberian Federal University
Annotation: Reviews the status of the Krasnoyarsk region's road network: analyzed the problems of the modern condition of roads in the region and offered alternative financing options.
Key words: road network, length, density, sources of funding.
Одной из главных проблем, сдерживающих развитие экономики Красноярского края, является отставание темпов развития сети автомобильных дрог. Создание транспортного автодорожного каркаса в 60-80 годы прошлого столетия производилось по радиально-стержневой транспортной схеме. Несмотря на принимаемые меры в последние годы конфигурация сети региональных и межмуниципальных дорог общего пользования все еще имеет преимущественно радиальную структуру с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог.
По состоянию на 1 января 2013 года:
- протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составила 14296 км, в том числе:
. 5551 км (38,8 %) - с усовершенствованным типом покрытия;
. 8084 км (56,6 %) - с переходным типом покрытия;
. 661 км (4,6%) - не имеют покрытия, т.е. грунтовые.
- протяженность общего пользования местного значения (улично-дорожные сети городских округов, городских и сельских поселений) -14 149 км.
- протяженность автомобильных дорог сезонного действия (автозимников) регионального значения - 2908 км, местного значения - 6 335,5 км (на территории Эвенкии и Таймыра);
- плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 6,04 км/1000 кв. км. Данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского Федерального округа, в частности, в республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза, в Алтайском крае - в 20,4 раза. Край находится на 79 месте в стране по данному показателю.
Таким образом, состояние дорожной сети регионального, межмуниципального и местного значения нельзя признать удовлетворительным. В результате в крае сохраняется:
- существенное ограничение пропускной способности автодорог на участках пересечения селитебных зон городов, средних и малых населенных пунктов, отсутствие обходов населенных пунктов, что приводит к ускоренному износу их улично-дорожных систем;
- интенсивность движения, превышающая техническо-эксплуатационные возможности конструктивных элементов автодорог, что не позволяет обеспечить выполнение современных требований к пропускной способности, комфорту, безопасности дорожного движения;
- отсутствие подъездов с твердым покрытием к отдаленным сельским населенным пунктам, что обусловливает значительные затраты на перевозки по грунтовым автомобильным дорогам, превышающие в 2 раза аналогичные по дорогам с твердым покрытием, и в 3 - 4 раза по дорогам с усовершенствованным покрытием;
- осуществление связи соседних районных центров и близко расположенных сельских населенных пунктов, относящихся к разным районам, через региональную и федеральную сеть, что приводит, с одной стороны, к их перегрузке, а с другой, - к неэффективности перевозок.
- существенный разрыв транспортно-эксплуатационных показателей по региональным и межмуниципальным автомобильным дорогам и местным;
- несоответствие нормативным требованиям 4762 км (33,31 %) региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, находящихся в критической фазе транспортно-эксплуатационного состояния [1].
И, как следствие, в крае наблюдается рост аварийности и смертности на дорогах. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительных дорожных условий в пределах 8 - 10 % [2].
Основными проблемами современного состояния сети автомобильных дорог в Красноярском крае являются:
- недостаточное выделение средств на финансирование дорожного хозяйства. Причем в последние годы практически отсутствуют объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог. На содержание и ремонт дорог в крае согласно ДЦП «Дороги Красноярья» на 2013 год было предусмотрено 12 млрд. руб., однако, из-за сложившегося значительного
дефицита краевого бюджета финансирование уменьшили почти на 800 млн. руб. [3]. Финансирование из местных бюджетов вообще отсутствует;
- историческое изменение экономических приоритетов в крае. Принятый в последние годы вектор развития края, ориентированный на рост добычи и переработки в горно-добывающей, нефтегазовой и лесной отраслях, формирует новые центры инвестиционной деятельности в северных территориях с неразвитой сетью автомобильных дорог.
Для увеличения объемов финансирования дорожной отрасли в крае необходимо привлекать иные источники, в частности, за счет:
. прироста собственного капитала в результате наращивания производства строительных материалов предприятиям Министерства транспорта края;
. реализации дополнительных инвестиционных проектов по строительству и особенно модернизации автомобильных дорог [4];
. лизинга для приобретения дорожно-строительной техники.
Список литературы
1. Долгосрочная целевая программа "Дороги Красноярья" на 2012 - 2016 годы (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 15.11.2011 N 693-п, от 27.12.2011 N 820-п, от 03.04.2012 N 146-п).
2. ГУ МВД России по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://24.mvd.ru - Дата доступа: 13.11.13.
3. Закон Красноярского края от 24.10.2013 № 5-1631 «О внесении изменений в закон края «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»».
4. Е.В. Зандер, Е.А. Корякова, Развитие транспортной инфраструктуры как необходимое условие социально-экономического развития региона // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2011 С. 173-181.