ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
А.Ф. Бичехвост
СОСТОЯНИЕ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ВУЗОВСКОЙ НАУКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГОДЫ)
На основе материалов Государственного архива новейшей истории Саратовской области исследуется структура и тематика научных направлений академических институтов и вузов Саратова в 1985-1991 гг., анализируется эффективность их научной работы, показаны новые формы и методы, трудности и проблемы в организации учебной и воспитательной работы вузов Саратова.
Ключевые слова: академическая наука, вузовская наука, учебная работа, воспитательный процесс, перестройка.
В т
A.F. Bichehvost i
П
THE STATE OF THE ACADEMIC AND UNIVERSITY RESEARCH, в TRAINING AND EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER §
EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SARATOV REGION П
IN THE YEARS OF PERESTROIKA (1985-1991 GG.) |
n
On the basis of the State Archive of the recent history of the Saratov region in the article |
investigates the structure and themes of scientific fields of academic institutes and universi- о
ties in Saratov, their effectiveness, innovations, challenges and problems of the organization 5
of educational and training work in 1985-1991. д
Keywords: academic science, high school science, academic work, the educational process, 1
fD
the restructuring. i
О П
е
В годы перестройки (1985-1991 гг.) Саратовская область оставалась регионом | «большой науки». В областном центре плодотворно работали Институты систе- № мы АН СССР: Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов, (
9
Институт социально-экономических проблем развития аграрно-промышленного ) комплекса, филиал Института радиотехники и электроники, к которым при- 4 соединились Саратовский филиал Института машиноведения, филиал Института энергетических исследований и Отдел Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева.
© Бичехвост Александр Федорович, 2014
Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и социологии политики (Саратовская государственная юридическая академия)
Академические институты возглавляли авторитетные ученые, крупные организаторы науки, труды которых были известны не только в СССР, но и за рубежом. Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов АН СССР возглавлял доктор биологических наук, профессор В.В. Игнатов, Институт социально-экономических проблем развития аграрно-промышленного комплекса — доктор исторических наук, профессор В.Б. Островский, Саратовский филиал Института радиотехники и электроники — кандидат технических наук Г.Т. Казаков, Саратовское отделение специального конструкторского бюро Института радиотехники и электроники — кандидат технических наук, доцент Ю.В. Дятлов. В семи академических учреждениях трудились 14 докторов и 120 кандидатов наук.
Академические институты работали над актуальной научной проблематикой, определявшейся интересами развития экономики страны. Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов АН СССР исследовал ассоциированные с зерновыми культурами свободноживущие азотфиксирую-щие микроорганизмы, их экологию, биохимию и генетику с целью определения роли микроорганизмов в продуктивности растений; изучал белки пшеницы — лектины, анаэробные микроорганизмы и их ферментные системы, разрабатывал методику и аппаратуру для экспресс-диагностики иммунных реакций, физико-биологические механизмы жаро-засухоустойчивости пшениц в природно-климатических условиях Юго-Востока страны, ассоциации почвенных микроорганизмов в условиях орошаемых земель. Институт социально-экономических проблем развития аграрно-промышленного комплекса занимал* ся исследованием темпов развития, пропорций и структуры АПК Поволжья, ? социально-экономических проблем народонаселения и трудовых ресурсов в а. условиях агропромышленной интеграции, разрабатывал методологические основы и методы измерения социально-экономической эффективности про-I изводства регионального АПК, математического обеспечения банка данных
1 регионального аграрно-промышленного комплекса и др. Саратовский филиал
го
| Института радиотехники и электроники АН СССР осуществлял поиск и ис-
§ следование новых физических явлений в слоях ферромагнетиков, пьезоэлек-
| триков и полупроводников, вел разработку перспективных методов технологии
2 получения полупроводниковых микроструктур, занимался созданием новых ° микроминиатюрных СВЧ-устройств. Научные работы Саратовского отделения « специального конструкторского бюро Института радиотехники и электроники | СССР реализовывались в рамках комплексного направления базового институ-
0 та, обеспечивавшего развитие фундаментальных и прикладных исследований
1 в области твердотельной электроники СВЧ.
° Эффективность проводимых исследований академическими институтами
го
3 была достаточно высокой. С середины 1987 г. и до конца 1988 г. объем научных 1 исследований, выполненных в Саратовской области, возрос на 30,5% и превы-| сил 7 млн руб.
Вместе с тем обстановка благодушия, порожденная перестройкой, всепро-щенчества, ослаблением требовательности к членам коллектива и к себе со стороны администрации некоторых НИИ, негативно сказывались на научных результатах и производственной атмосфере коллективов. Подтверждением тому могло служить письмо, поступившее из г. Энгельса в корпункт «Правды»
12
от старшего научного сотрудника НИИ мелиорации П.А. Губанова. «Создается
впечатление, писал он, — что администрация института заинтересована не в изменении, а наоборот, в сохранении старых, годами возводившихся порядков. Создается только видимость перестройки. Заорганизованность собраний и других мероприятий давно уже породила у коллектива атрофию, безразличие к обсуждаемым вопросам. Мы заранее знаем, когда, кто будет выступать и что скажет. Проголосуем за любое решение, лишь бы ни на минуту не задержали после работы. Мы давно уже не выбираем даже состав президиума — нам его назовут, а мы с полным безразличием изберем кого угодно. Всем хорошо известны запретные зоны для критики, и они тщательно охраняются. Памятны и уроки, преподнесенные администрацией, за попытки вторгнуться в эти зоны. Видимость благополучия тщательно оберегается»1.
П.А. Губанов высказал серьезные претензии в адрес директора института и его заместителя, обвинив их в том, что они используют служебное положение для извлечения нетрудовых доходов, включают себя в обязательные соавторы различных научных разработок и изобретений, не считаются с мнением сотрудников НИИ, занимаются только администрированием и диктатом2.
О письме П.А. Губанова было рассказано в статье «Неужели я сказал что-то запретное?», опубликованной в «Правде» 22 июня 1987 г. По словам автора статьи, собственного корреспондента «Правды» А.А. Воротникова, «публикация вызвала большой резонанс. Оказалось, что точно такие же конфликты между руководителями различных предприятий и их сотрудниками нередко возникали и в других регионах страны, то есть на словах начальство было за перестройку, а по сути оно ничего не меняло. Номенклатурному бюрократическому слою внизу
реформы явно были не нужны. Так месяц за месяцем, год за годом упускался ш
ч с
шанс изменить ситуацию в стране в лучшую сторону...»3. н
Несмотря на сложность экономического положения в годы перестройки, С
а
объективные трудности, не прекращались научные поиски в высших учебных т
о
заведениях Саратова. Вузам удалось сохранить кадровый потенциал и собствен- к
о
ную научную базу, благодаря которым наука в госуниверситете, саратовских о' институтах и их филиалах сделала заметный шаг вперед. |
По данным на 1 января 1985 г., в высших учебных заведениях Саратова и Сара- в товской области работали 274 докторов наук и профессоров, 2574 кандидатов наук н
о
и доцентов4. К 1990 г. удельный вес преподавателей саратовских вузов, имевших Ю ученые степени и звания, составлял 62,8% от всей численности профессорско- и
преподавательского состава, что было неплохим показателем. Только в Саратов- с
к
ском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского — ведущем вузе По- а
волжья — в феврале 1986 г. работали 73 профессора и доктора наук, 379 доцентов Л
и кандидатов наук. В последующем количество трудившихся в учебном заведении и
докторов наук, профессоров медленно, но неуклонно возрастало. В феврале 1988 г. №
в СГУ работали 76 профессоров и докторов наук; 41 из 68 кафедр возглавляли 29
доктора наук; в 1991 г. — уже 86 докторов наук, обучались 210 аспирантов, было ^
защищено 56 кандидатских диссертаций5. 14
В феврале 1988 г. в СГУ было утверждено 36 научных направлений. Традиционно сильной в университете оставалась школа физиков, выпускников которых охотно брали по распределению на оборонные заводы, а профессоров физического факультета избирали ректорами вуза. Среди значимых событий периода перестройки в научной жизни представителей физической науки —
проведение в СГУ в январе 1986 г. научно-технической выставки «Ученые фи- 13
зического факультета и НИИМФ СГУ — медицине». В феврале 1986 г. НИИМФ СГУ вручили переходящее Красное Знамя МВО СССР и ЦК профсоюза, а в октябре 1988 г. в пансионате «Волжские дали» при активном участии физиков университета прошла Всесоюзная школа «Стохастические колебания в радиофизике и электронике».
Всесоюзное признание получили научные разработки биологов университета. В феврале 1985 г. на биологическом факультете прошло Третье Всесоюзное совещание по фенетике популяций. В апреле 1989 г. биологи СГУ участвовали во Всесоюзной конференции «Фотосинтез и продукционный процесс», а в ноябре 1990 г. — в работе Второго делегатского съезда Всесоюзного общества физиологов растений в Минске.
В научном плане не менее авторитетной оставалась школа химиков СГУ, на счету которых в рассматриваемый период ряд проведенных актуальных научно-практических конференций. В сентябре 1985 г. в СГУ прошла III Всероссийская межвузовская конференция «Нуклеофильные реакции карбонильных соединений», а в мае 1989 г. на химическом факультете состоялась VI Всесоюзная научная конференция «Органические реактивы в аналитической химии», в октябре 1989 г. — IV межвузовская конференция «Карбональные соединения в синтезе гетероциклов». В мае 1991 г. профессору химического факультета А.Л. Львову за огромный вклад в развитие отечественной химической науки было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
Десятилетиями складывались научные традиции на гуманитарных факультетах СГУ, в частности, на филологическом, где регулярно проводились * научные конференции, чтения, семинары, посвященные памяти выдающихся ? писателей, корифеев филологической науки. В феврале 1985 г. на факультете а. прошло VII совещание составителей атласа «Говоры Среднего и Нижнего По-§| волжья», а в апреле 1986 г. — Всесоюзные «Добролюбовские чтения». В дека-I бре 1986 г. филологи провели X Всероссийские чтения памяти Е.И. Покусаева,
1 а 23-26 октября 1990 г. на факультете прошли научные чтения, посвященные | 100-летию со дня рождения еще одного выдающегося ученого университета § — профессора А.П. Скафтымова.
| В стенах университета сформировалась достаточно авторитетная и представи-
2 тельная школа философов, у истоков которой стояли известные в философских ° кругах профессора Я.Ф. Аскин и Т.К. Никольская. В январе 1987 г. представи-I тели СГУ участвовали в Москве в работе V съезда Философского общества СССР. | В октябре 1987 г. представители университетских философов приняли участие в
0 работе V Международного конгресса по логике, методологии и философии науки.
1 Саратовский государственный университет оставался научной площадкой ° для обсуждения многих вопросов, представлявших интерес для представителей
го
3 разных областей науки и имевших методологический характер. В сентябре 1987 г. 1 в СГУ прошла Поволжская научно-теоретическая конференция «Глобальные и I региональные проблемы ускорения научно-технического прогресса», а в июне
1988 г. в стенах вуза состоялась Республиканская научная конференция «Управление, творчество, развитие».
Самоотверженный труд представителей университетской науки не остался без внимания государства. В сентябре 1986 г. за большую преподавательскую, научную и общественную деятельность орденом Трудового Красного Знамени были
14
награждены профессора В.В. Тучин и В.Н. Тельнов, а доценты Т.П. Рябова и
В.И. Бегинин — орденами Знак Почета, доцент Т.П. Фокина — медалью «За трудовую доблесть», доценты И.А. Казаринов и А.С. Шаповалов — медалями «За трудовое отличие».
От старших товарищей и наставников вуза в области науки не отставали студенты, проявлявшие склонность к научной работе. В марте 1985 г. студенты-биологи победили в Поволжском туре студенческой олимпиады по биологии. В следующем месяце команда СГУ в Казани заняла 2-е место в Поволжской олимпиаде по физике и радиофизике. В этом же месяце студентов вуза ожидало еще одно важное событие — команда студентов СГУ заняла 1-е место в Поволжской олимпиаде по политической экономии. На этом перечень научных достижение и побед студентов СГУ не исчерпывается.
В июне 1986 г. выпускник исторического факультета А. Магомедов становится лауреатом Всероссийского конкурса студенческих работ по общественным наукам. В 1989 г. студенты СГУ Д. Чернышевский (исторический факультет), О. Блохина (филологический факультет), Д. Черная (биологический факультет) получили звание лауреатов Всероссийского конкурса научных студенческих работ. В декабре 1990 г. студент IV курса химического факультета С. Гладилин был объявлен победителем Первого Всесоюзного конкурса студентов-химиков.
В годы перестройки расширялись возможности для вовлечения студенчества в решение конкретных научных задач через сформировавшуюся общественно-государственную систему научно-технического творчества молодежи. Так, в июле 1989 г. при комитете ВЛКСМ госуниверситета был создан центр научно-технического творчества «Синтез». ш
Не оставались в стороне от научной деятельности преподаватели других выс- н ших учебных заведений. Плодотворно развивалась научная мысль одного из С
а
старейших вузов — Саратовского юридического института, длительное время т
о
носившего имя Д.И. Курского — одного из первых советских наркомов юстиции. к
ой
Крупный специалист в области арбитражного процесса, доктор юридических о' наук И.М. Зайцев в 1988 г. был включен в консультативный совет Государствен- | ного арбитража при Совете Министров СССР. В 1990 г. проект Конституции в России, разработанный кафедрой конституционного и международного права нн
о
Саратовского юридического института, получил на конкурсе вторую премию Ю Конституционной комиссии РСФСР. В 1991 г. на базе института редакция жур- и
нала «Государство и право» провела «круглый стол» по проблеме «Юридическое с
к
образование в России в современных условиях: новые подходы и модели». а
Во второй половине 80 — начале 90-х гг. вузы начали выходить на между- д
народный уровень сотрудничества, активизировались контакты саратовских ии
представителей высшей школы с коллегами из-за рубежа. В сентябре 1986 г. №
профессор Г.Г. Полищук участвовала в работе VI Международного конгресса 29
преподавателей русского языка и литературы в Будапеште. В 1987-1988 гг. 22
профессор СГУ В.С. Стальмахов принял участие в Международном конгрес- 14 се по магнетизму в Японии, Международной конференции по магнетизму во Франции, а в сентябре - марте 1990 г. он находился в научной командировке в Китае. В 1987 г. профессор этого же вуза И.Н. Горелов участвовал во Всемирном лингвистическом конгрессе в ГДР, доцент исторического факультета СГУ О.Н. Исаева — в Международном симпозиуме историков-болгаристов в Софии.
С 16 по 20 сентября 1991 г. в Манчестере проходил XV Международный конгресс 15
по органической геохимии. Среди его участников был профессор Саратовского госуниверситета Л. Анисимов. В сентябре 1991 г. состоялась поездка в Японию профессора СГУ В.В. Тучина, в результате которой были установлены контакты с японскими учеными.
Не только саратовские ученые посещали зарубежные страны, на и представители западной науки приезжали в Саратов, хотя им это было сделать значительно труднее, т.к. областной центр на Волге оставался закрытым городом. В октябре 1990 г. Саратовский государственный университет посетил профессор истории университета С. Каролины (Чапел Хилл) Дональд Рейли, автор известных исторических исследований о событиях 1917 г. в Саратове. В 1991 г. в Саратовском медицинском институте побывала советско-французская делегация медиков-пульмонологов. Академик А.Г. Чучалин, профессор Дюру и доктор Беттон выступили с лекциями перед профессорами и преподавателями мединститута, других вузов, на объединенном заседании научных обществ, встретились со студентами. Совместная работа французских гостей и ученых мединститута способствовала обогащению опытом научной и врачебной деятельности, установлению взаимных полезных профессиональных связей саратовской медицинской школы и Сорбонны.
В быстро менявшихся экономических условиях вузы активно осваивали новые методы финансирования и хозяйствования, в частности, увеличивали объемы научно-исследовательских работ, выполняемых на хоздоговорной основе. В Саратовском сельскохозяйственном институте объем хоздоговорных научно-исследовательских работ вырос с 346 тыс. руб. в 1986 г. до 577 тыс. руб. в 1989 г.6 3 Переход на хоздоговоры увеличивал финансовые возможности высших учебных
~ заведений в решении социально-экономических вопросов, совершенствовании
а
™ их материально-технической базы.
? В высших учебных заведениях разворачивалась работа по организации на-
| учных и технологических парков. Это была новационная форма организации
| вузовской науки. Технопарки саратовских вузов в 1990-1991 гг. заняли лиди-
° рующие позиции среди аналогичных учреждений, созданных в различных ре-
0
| гионах России. В марте 1991 г. в СГУ создается научно-технический парк «Волга». | В 1990 г. состоялось открытие в СГУ регионального центра новых информа-
>§ ционных технологий, а в 1991 г. — международного лазерного центра. | Однако в развитии вузовской науки далеко не все обстояло так радужно, как
| иногда выглядело внешне. Сохранялось немало проблем, к примеру, недостаточ-| ное финансирование, масштабы которого на завершающем этапе перестройки | сузились до размеров шагреневой кожи.
ё Для многих преподавателей, не работавших по хоздоговорной тематике,
§ наука во многом оставалась «хобби» — занятием в свободное от основной работы
1 время. За ее результаты спрашивали во время ежегодных отчетов по науке, но | она ничем не стимулировалась, не оплачивалась, на нее не выделялись часы.
Преподаватели, активно проводившие научную работу и относившиеся к ней с прохладцей, фактически оказывались в равном положении. Разрабатываемые регламенты по организации вузовской науки, имевшие мало общего с реальной жизнью, носили одновременно академический и схоластический характер. Сохранялось мелкотемье, во многих институтах отсутствовала современная изда-16 тельская база, имели место и другие недостатки, свойственные вузовской науке.
Рубеж 80-90-х гг. — время перепрофилирования специализированных учебных заведений, приближение их к реальным запросам жизни. В 1990 г. учебный комбинат по подготовке и повышению квалификации рабочих и ИТР реорганизовался в Поволжский филиал Российского учебного центра и вошел в систему Федеральной службы занятости России как многопрофильное и многоуровневое учебное заведение, осуществлявшее обучение безработных, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов.
С середины 80-х гг. в высшем образовании Саратовской области, как и в вузовской системе страны, начался нелегкий период. Рушились старые идеологические символы, вузы мучительно вживалась в рыночные отношения, оставляя при этом «...за бортом науки пену сиюминутной конъюнктуры и сохраняя все то ценное, что было накоплено за многие десятилетия».
В высших учебных заведения Саратова и Балашова в 1986-1987 учебном году обучались 56,9 тыс. студентов, в конце перестроечного периода их численность увеличилась незначительно и в 1990-1991 учебном году составила 57,7 тыс. чел.7 В двенадцати вузах области на дневных отделениях обучались 34,5 тыс. студентов, на вечерних — 6,9 тыс., на заочных — 16,4 тыс.8 В 1990 г. в высшие учебные заведения поступили 12,2 тыс. человек, из них 7,6 тыс. — на дневные отделения. Выпуск специалистов с высшим образованием составил 8,4 тыс. чел., 4,9 тыс. из которых являлись выпускниками дневных форм обучения9.
С 1990 г. в высших учебных заведениях была введена договорная форма обучения, предусматривавшая оплату предприятий и организаций за обучение специалистов, которых они готовили для себя. Вузы заключили договоры на обучение 2,5 тыс. чел.10 Это были первые шаги по коммерсализации высшего ш образования. н
На рубеже десятилетий удручающим выглядело материальное положение С
а
вузовских преподавателей — элиты отечественной интеллигенции, многие из т
о
которых, по сравнению с советским временем, оказались в нищете. Если в 1985 г. к
о
уровень средней зарплаты в вузах составлял 83,9% от средней заработной паты о' в промышленности, то к 1990 г. он снизился до 75,9%. Зарплата институтского | профессора в России сократилась с 219% от средней зарплаты в промышлен- в
ности в 1987 г. до 62% в июле 1993 г.11 Невысокая заработная плата вузовских н
о
преподавателей негативно сказалась на их уровне жизни, моральном состоянии, Ю делала их труд малопривлекательным для молодежи, являлась свидетельством и
падения интереса государства к системе высшего образования. с
к
Несмотря на сохранявшиеся трудности, отвечая на вызовы времени, сара- а товские высшие учебные заведения открывали новые специальности, вводили д
е
дополнительные специализации. В Саратовском медицинском институте в 1988 г. | был открыт стоматологический факультет; в 1989 г. в Саратовском педагогиче- № ском институте — исторический, в 1990 г. — дефектологический факультеты. 29 В этом же вузе в 1991 г. на факультете иностранных языков было образовано ^ отделение для обучения российских немцев. В 1991-1992 учебном году в зоове- 4 теринарном институте приступили к подготовке дипломированных рыбоводов, пчеловодов, птицеводов.
В вузах активизировался процесс обмена студентами, отправка их на практику и стажировку в зарубежные страны. В 1989 г. студент механико-математического факультета СГУ О. Мещеряков два месяца стажировался в Кельнском университете. После интенсивного изучения английского языка на специальных курсах 17
при Саратовском зооветинституте два студента этого вуза — Эдуард Рыбин и Анатолий Терентюк — выдержали конкурсный экзамен и удостоились права продолжить в течение года теоретическую подготовку и закрепить практические навыки в фермерских хозяйствах США12.
Воспитание студенческой молодежи в вузах Саратова, как и во всех высших учебных заведениях страны, продолжало оставаться идеологизированным. Обком КПСС, горкомы и райкомы партии контролировали работу вузовских парткомов, парторганизаций, преподавателей, пресекали любые попытки инакомыслия, старались не допустить высказываний личного мнения профессоров и доцентов о проводимой внутренней и внешней политике государства, по острейшим вопросам текущей социально-экономической жизни. Проблемы организации работы со студенческой молодежью регулярно выносились на обсуждение руководящих партийных органов различного уровня. Даже в условиях обострившейся политической ситуации в стране, когда вектор общественного развития все больше смещался в сторону демократизации, бюро Саратовского обкома партии сочло необходимым в первоочередном порядке обсудить вопрос «О формах и методах работы партийных организаций учебных заведений Балашова, их администрации и общественных организаций в воспитании учащейся и студенческой молодежи»13.
Незадолго до известных событий августа 1991 г. из Москвы на места была направлена т.н. «Концепция деятельности партийных организаций вузов в современных условиях». Саратовский обком компартии принял активное участие в ее обсуждении. В направленных замечаниях в вышестоящие инстанции после 14 традиционной голословной бравурной преамбулы, саратовские партфункцио-? неры неприминули подчеркнуть: «На стр. 2 следовало бы отметить, что партор-а. ганизация должна быть консолидирующей силой вуза»14.
§! Под особым вниманием обкома партии находились преподаватели-общество-
1 веды, прием на должности которых не мог состояться без санкции отдела науки | и учебных заведений Областного комитета КПСС. Партийные структуры про-
го
| водили разнообразные мероприятия с обществоведами, нацеливали их на ак-
ой
| тивизацию «марксистко-ленинского воспитания молодежи». В утвержденном
| Саратовским обкомом в 1991 г. положении об отделе по гуманитарным и идеоло-
и
2 гическим проблемам в обязанности работников отдела вменялись организация ной и проведение конференций, совещаний и семинаров преподавателей кафедр
« общественных наук высших учебных заведений Саратова15. На усилении работы
| среди обществоведов, сохранении над ними партийного контроля настаивал се-
0 кретарь Саратовского областного комитета КП РСФСР Г.М. Шевашкевич в марте
1 1991 г. на встрече, организованной в Москве в Академии общественных наук: ° «Очень настораживает резкое сокращение объемов обществоведческих дисци-
го
3 плин в вузах, других учебных дисциплин. Видимо, руководству России удалось 1 протащить тезис о деидеологизации пусть и постепенной в учебном процессе. | Мы стоим на пороге по сути безработицы многих обществоведов. И именно они
вольются в среду политизированных общественных объединений, а может быть их возглавят. Эту проблему на местах не решить. Нужны совместные действия с отделами ЦК КПСС, органами образования по сохранению, видоизменению обществоведения».16
На усвоение студентами догматической марксистско-ленинской теории 13 были направлены всесоюзные и всероссийские конкурсы студенческих работ
по общественным наукам, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения. Под нажимом партийных и комсомольских комитетов участие саратовских юношей и девушек в конкурсах, судя по официальной статистике, из года в год становилось все более массовым. Со времени проведения IV конкурса в 1972 г. число участников XI конкурса в 1986 г. увеличилось втрое и составило 90% студентов дневной формы обучения вузов Саратова17. Нередко данные о количестве участников конкурсов искусственно завышались для «улучшения статистики».
Несмотря на расширявшиеся демократические процессы, управленческие партийные структуры сохраняли приверженность принципам воспитания и обучения студенческой молодежи на примере деятельности Маркса - Энгельса - Ленина, их теоретического наследия и, тем не менее, жизнь под давлением происходивших политических изменений, вынуждала их отказываться от некоторых стереотипов в организации учебно-воспитательного процесса. В феврале 1990 г. в высших учебных заведениях страны были отменены государственные экзамены по марксизму-ленинизму (научному коммунизму).
Вузовская молодежь не оставалась в стороне от бурных, фактически революционных событий, разворачивавшихся в стране, что вызывало определенную тревогу партноменклатуры. 19 августа 1991 г. общий отдел Саратовского обкома партии получил правительственную телеграмму, подписанную секретарем ЦК КПСС И. Мельниковым: «События последнего времени показывают, что студенты и учащиеся все чаще выступают реальной политической силой. В их среде нарастает социальная напряженность, критическое отношение к обще- ш
ству, органам государственной власти»18. Факты, изложенные в телеграмме, не н
и
были преувеличением. а
В 1992 г. автор настоящей статьи, проходил переподготовку в ИПК при РГГУ о
(Москва) и присутствовал на встрече с ректором Ю.Н. Афанасьевым — поли- §
тиком, активным участником и видным теоретиков российского демократиче- с'
ского движения. На участников встречи сильное впечатление произвели слова |
Юрия Николаевича: «В 1991 г. страна не оказалась в состоянии Гражданской «
войны благодаря выдержке, хладнокровию и самообладанию студенчества и но
профессорско-преподавательского состава». Эти слова в полной мере можно было р
и
отнести к саратовским студентам и преподавателям. ч
е
Итак, в годы перестройки (1895-1991 гг.) саратовская академическая наука §
й
была представлена рядом институтов АН СССР и филиалов, работавших над |
актуальными социально-экономическими и научно-техническими проблемами |
и
народно-хозяйственного комплекса СССР. •
Свой достойный вклад в развитие советской науки вносили вузовские ученые. ( Кадровый и научный потенциал высших учебных заведений Саратова, собствен- . ная экспериментальная база позволяли им сохранять позитивную динамику в 4 развитии научного потенциала. Авангардом вузовской науки выступал Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского — вуз с прочными научными традициями, расширявший тематику исследований и научные связи с зарубежными учеными. Преподаватели СГУ принимали активное участие во внутрисоюзных научных конференциях, провели ряд актуальных научных симпозиумов. Развивалась наука и в других вузах областного центра. 19
В анализируемый период расширялись формы студенческой науки, которые обогатились центрами научно-технического творчества и новых информационных технологий, научными и технологическими парками и пр.
1985-1991 гг. — время инноваций, внедряемых в вузовский учебный процесс. Вводились договорные формы обучения, открывались дополнительные специализации, новые специальности, организовывалась студенческая практика за рубежом.
Тем не менее, в условиях стагнации советского общества, вступления его в кризисную фазу развития все ощутимее давали о себе знать недостатки в организации и управлении научной сферой, в т.ч. и в саратовской науке: снижалась требовательность к конечным результатам научной работы творческих коллективов, падала исполнительская дисциплина, распространялась атмосфера всепрощенчества, по-прежнему имело место недофинансирование вузовской науки, что негативно отражалось на состоянии ее экспериментальной базы. В саратовских институтах и университете практически отсутствовали моральные и материальные стимулы для повышения эффективности работы ученых, четкие и понятные критерии оценки их труда. Сохранялись трудности с научными публикациями. Снижалась заработная плата вузовских преподавателей.
В высших учебных заведениях Саратова, так же как и в других вузах страны, преподавание общественных дисциплин продолжало вестись на основе марксистко-ленинской теории и идеологии. Учебный и воспитательный процесс строго контролировался партийными органами, которые принимали документы, направленные на усиление влияния партийных комитетов различного уровня на внутреннюю жизнь высших учебных заведений и, следовательно, на сужение внутривузовской демократии, что приводило к догматизму, схоластике и начетничеству в преподавании обществоведческих дисциплин. Новые тенденции в организации воспитательного и учебного процесса входили в явное противоречие со старыми, отжившими формами и методами вузовской работы, которые были уничтожены в результате последующих преобразований.
1 Воротников А.А. Потребность в правде: Новейшая история России глазами журналиста и ученого. Саратов, 2009. С. 66.
2 См.: Там же. С. 66-67.
3 Там же. С. 67-68.
4 См.: Государственный архив новейшей истории Саратовской области (далее —ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 49. Д. 166. Л. 8.
5 См.: СГУ в годы перестройки. URL: http:|//www/sgu.ru/node23528 (дата обращения: 06.06.2013); Фролкин П.П. Развитие вузовской науки и кадрового потенциала высшей школы (середина 80-90-е годы) / под ред. В.А. Динеса. Саратов, 2000. С. 75.
6 См.: Фролкин П.П. Указ. раб. С. 137-138.
7 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 49. Д. 450. Л. 38-об.
8 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 49. Д. 447. Л. 13.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же.
11 См.: Фролкин П.П. Указ. раб. С. 93.
12 См.: Наше слово (Общественно-политическая газета г. Энгельса). 1991. 9 авг.
13 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 48. Д. 84. Л. 156.
14 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 48
15 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 48
16 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 48
17 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 49
18 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 48
84. Л. 162. 84. Л. 7. 84, Л. 77-78. 155. Л. 8. 84. Л. 180.