Научная статья на тему 'Основные направления и результаты научно-исследовательской работы высших учебных заведений Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах'

Основные направления и результаты научно-исследовательской работы высших учебных заведений Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION / LOWER VOLGA / SCIENTIFIC-AND-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харинина Л. В.

В статье анализируются основные направления научно-исследовательской работы высших учебных заведений Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions and results of scientific-and-research activities of the Lower Volga institutes of higher education in 1945-1953 are analyzed in this article

Текст научной работы на тему «Основные направления и результаты научно-исследовательской работы высших учебных заведений Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах»

© Харинина Л.В., 2011

УДК 94(470.4)

ББК 63.3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

В 1945-1953 ГОДАХ

Л.В. Харинина

В статье анализируются основные направления научно-исследовательской работы высших учебных заведений Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, Нижнее Поволжье, научно-исследовательская работа.

После окончания Великой Отечественной войны народное хозяйство Советского Союза оказалось в крайне сложном положении. Для успешного развития страны требовалось решить острейшие проблемы восстановления и модернизации экономики. При этом необходимо отметить, что если восстановление могло осуществляться путем реализации уже проверенных практикой методов, то модернизация требовала применения принципиально новых технологий: комплексной автоматизации, перестройки энергетического хозяйства, внедрения биотехнологий, кибернетизации, и не могла быть осуществлена без развития теории соответствующих знаний. Таким образом, успешное восстановление и кардинальное обновление потенциала нашей страны, выживания государства и общества в условиях «холодной войны» находились в прямой зависимости от позитивного развития фундаментальной науки и расширения областей ее практического применения. Важнейшую роль в последнем играла система высшей школы.

В данной статье предпринимается попытка охарактеризовать основные направления научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях Астраханской, Са-

ратовской и Сталинградской областей. Основное внимание при этом уделяется техническим, сельскохозяйственным, медицинским и педагогическим институтам.

Еще в феврале 1944 г. правительство СССР утвердило «Положение о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений». В нем указывалось на необходимость привлечения профессорско-преподавательских кадров к выполнению научных работ, способствующих развитию народного хозяйства и дальнейшему прогрессу науки и культуры. Особое внимание обращалось на подготовку в высших учебных заведениях научно-педагогических работников, повышение их квалификации. Важными направлениями научной деятельности были признаны: создание учебников и монографий; выполнение исследовательских работ учебно-методического характера; популяризация достижений науки и техники путем проведения лекций и конференций, а также издание трудов преподавателей [3, с. 13].

По данным обследования, проведенного в 1945 г. в 100 вузах страны, научную работу в них вели 90 % профессоров и докторов наук, 75 % - доцентов и кандидатов наук, 40 % - ассистентов. Наличие значительного удельного веса кадров высшей квалификации в составе работников вузов способствовало тому, что они играли важную роль в развитии науки. К концу 1946 г. 70 тыс. из 90 тыс.

научных сотрудников страны работало в вузах [5, с. 134].

Научно-исследовательская работа в 17 нижневолжских вузах проводилась с учетом политических задач, выдвинутых советским руководством, современных требований науки и техники, а также для решения насущных проблем региона 1. Однако следует отметить те трудности, с которыми пришлось столкнуться высшим учебным заведениям Нижнего Поволжья. Прежде всего, это недостаточное финансирование научных исследований, проводимое по остаточному принципу. Техническое оснащение лабораторий, специализированных кабинетов и мастерских не отвечало требованиям времени, к тому же имелось в ограниченном количестве. В некоторых институтах, и не только сталинградских, переживших эвакуацию, оно отсутствовало вовсе.

Крупнейшим научным центром Нижнего Поволжья являлся Саратовский государственный университет. Важным достижением стало присуждение в 1946 г. Сталинской премии профессору кафедры исторической геологии Б.А. Можаровскому за проведение работы по открытию и изучению Елшанского газового месторождения, имевшего всероссийское значение. Кроме того, еще в 1945 г. вышло 2 тома исследования ректора СГУ Н.И. Усова «Почвы Саратовской области». Каждый том содержал 370 страниц текста и многочисленные подробные карты. В 1948 г. эта книга выдвигалась на присуждение Сталинской премии, но не была удостоена ее. Однако она используется почвоведами до настоящего времени. На протяжении многих лет с

Н.И. Усовым сотрудничал профессор А.Д. Фур-саев, который занимался изучением места и роли почв и растительности в биогеоценозах. Тем не менее бригада отдела школ и вузов Саратовского областного комитета ВКП(б), проверявшая научно-исследовательскую работу в СГУ, выявила такой недостаток, как недовыполнение заявленных в плане тем. Так, в 1947 г. из 209 тем было выполнено 170, в

1948 г. из 241-й - 195. Представителей обкома, как партийных функционеров, не удовлетворило прежде всего состояние исследовательской работы на историческом и географическом факультетах. Отмечалось также, что из 27 кандидатов наук, защитивших свои

кандидатские диссертации более 10 лет назад, ни один так и не приступил к написанию докторских [6].

Менее активно велись научные изыскания в педагогических вузах. В Сталинградском пединституте в течение 1946/47 учебного года были определены темы научно-исследовательской работы, составлен график проведения конференций, готовились к изданию научные записки института [10].

В Астраханском педагогическом вузе в 1945/46 учебном году не вышло ни одного научного сборника, не было опубликовано ни одной научной статьи. В январе 1947 г. впервые за послевоенные годы прошла отчетная научная конференция всех кафедр [8]. После проверки вуза бригадой обкомовских работников в срочном порядке был составлен и направлен в Министерство просвещения пятилетний план научно-исследовательской работы, в который вошли 20 тем. Кроме того, началась подготовка к изданию институтом ученых записок.

Наиболее остро вопрос о научных исследованиях стоял в технических вузах. Так, в Астраханском рыбвтузе отсутствовали реактивы, химическая посуда и приборы. Не хватало научной отечественной и иностранной литературы в институтской и областной библиотеках. Вследствие недостаточно компетентного руководства отсутствовала кооперация между кафедрами при составлении плана научной работы, о чем сообщал директор Астраханского рыбвтуза А.В. Кипариди в отчете Главному управлению вузами пищевой промышленности. Он подчеркивал, что из-за несогласованности происходило нежелательное распыление научных сил института. К тому же, 75 % намеченных по плану тем не имели никакого отношения к рыбной промышленности [14].

Из-за недостаточного финансирования в Сталинградском механическом институте не хватало средств на экспериментирование и научные командировки [16]. В Саратовском автодорожном институте в 1948 г. за невыполнение научно-исследовательской работы были уволены 8 преподавателей, которые на протяжении нескольких лет не разработали ни одной темы [9].

Несмотря на это, около 60 % профессорско-преподавательского состава нижневолж-

ских технических вузов занимались научноисследовательской работой, носившей прикладной характер. Так, к 1948 г. коллектив работников Сталинградского механического института оказал существенную помощь тракторному заводу путем практических разработок. Доцент кафедры резания металлов С.Н. Медве-дицкий предложил освоение скоростных методов обработки металлов резанием на 70 деталях. Под руководством заведующего кафедрой станков доцента Ф.С. Власкина было внедрено более качественное зубозакругление на 4 типах шестерен коробки передач трактора СТЗ-НАТИ, что позволило увеличить производительность при выполнении этой операции в 2 раза. Профессор П.В. Милентьев установил на ТЭЦ СТЗ брызгалки, которые оказались производительнее иностранных аналогов [17].

Одной из важнейших задач восстановительного периода являлся подъем сельского хозяйства. Научно-исследовательской работе в профильных вузах придавался приоритетный характер. Около 72 % преподавателей сельскохозяйственных институтов региона занимались укреплением и расширением связей институтов с сельскохозяйственным производством, преобразованием природы через орошение, озеленение и применение принципов логистики.

Исследования Саратовского зооветеринарного института ориентировались на развитие общественного животноводства. Большинство тем выполнялось непосредственно в колхозах и совхозах Саратовской области [11]. Однако иная ситуация сложилась в Сталинградском СХИ ввиду его становления, начавшегося в военные годы. Руководство вуза было занято в первую очередь организационными вопросами, фактически не уделяя внимания научному направлению. Профессорско-преподавательский коллектив только формировался, пополняясь сотрудниками, которым требовалось время для бытового и служебного освоения в новых условиях. Вспомогательный персонал комплектовался из местных жителей, не имевших опыта работы в высшем учебном заведении.

Наиболее успешно развивалась научная деятельность в медицинских вузах Нижнего Поволжья. Она проводилась по разным направлениям с привлечением к этой работе не

только основной массы преподавателей, но и студентов и практикующих врачей. В Саратове и Сталинграде научные исследования были связаны с изучением и обобщением опыта Отечественной войны: проблемами военно-полевой хирургии и терапии, травматизма нервной системы и онкологии, нейро-гумораль-ной регуляции и обмена веществ, борьбы с эпидемическими и неэпидемическим инфекциями и детской смертностью, а также вопросами краевой патологии [13; 21]. В Астрахани проблематика работ была рассчитана на местную специфику и затрагивала такие актуальные с военного времени темы, как глаукома и трахома у местного населения [15], гипертония у водников и рыбаков, заболевания легких у занятых на водном транспорте [4, с. 168, 171]. Однако уровень научных исследований в Астраханском мединституте оставался невысоким, они носили в большинстве случаев формальный характер. Так, одним из основных направлений деятельности института являлось изучение лепры. Темы, разрабатывавшиеся в развитие этой проблемы, сами по себе были актуальны. Однако работы, проводившиеся в мединституте, не координировались с исследованиями института лепры, а труды одного из ведущих разработчиков этой темы - профессора Переводчикова характеризовались чрезмерной теоретичностью. Ряд ведущих кафедр института, возглавлявшихся высококвалифицированными специалистами, фактически не участвовали в разработке основной научной проблематики института [23].

Итак, в период с 1945 по 1948 г. исследовательская работа проводилась с учетов актуальнейших проблем того времени. В первую очередь это касалось СГУ, медицинских вузов. Однако, следует отметить, что научные изыскания отличались «мелкотемьем», не всегда доводились до конца, не было взаимосвязи между отдельными работами и целыми направлениями. Главными причинами этого стали слабая материально-техническая база и недостаточное финансирование высших учебных заведений, в частности научно-исследовательской работы.

К концу 1940-х - началу 1950-х гг. положение изменилось в лучшую сторону. Прежде всего, это было связано с увеличением средств, направленных в систему высшего

образования (среднегодовое увеличение финансирования научно-исследовательской деятельности составляло в 1950-1952 гг. около 5-6 %) [2, с. 228]. Значительно окрепла материальная база. Произошли позитивные сдвиги в организации научных исследований. Ими стали заниматься не только профессора и доценты, но и старшие преподаватели и ассистенты. Разработки стали носить комплексный характер, и были направлены в первую очередь на нужды региона. Следует также отметить, что в течение второй половины 1940-х гг. происходило существенное расширение кадрового состава вузов (в 1,4 раза с 1945/46 по 1950/51 учебные годы), хотя их абсолютное число и возросло в 1,05 и 1,4 раза соответственно 2.

В то же время на дальнейшее развитие научно-исследовательской работы оказали негативное влияние ряд идеологических кампаний, прошедших в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Поворотным этапом стала августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 г., приведшая к пересмотру всей учебной и научной литературы, тем диссертаций и коллективных научных исследований с позиций «мичуринской» биологии. Прежде всего это касалось медицинских, сельскохозяйственных, педагогических институтов, а также самого крупного учебного заведения региона - Саратовского государственного университета [24].

Планы научно-исследовательской работы в медицинских вузах Нижнего Поволжья были обновлены в соответствии с решениями августовской сессии ВАСХНИЛ и выводами Президиума АМН СССР от 26 августа 1948 года. Помимо этого на их содержании сказалось постановление Президиума АН СССР о пересмотре состава редакционных коллегий биологических журналов с целью исключения из них сторонников «вейсманистско-морганистской генетики» и пополнения представителями «передовой мичуринской биологии». Одновременно был поставлен заслон научному совместительству.

Особое внимание было уделено кафедрам общей биологии, психиатрии, микробиологии, гистологии с эмбриологией. В целях борьбы с низкопоклонством перед Западом прошла проверка основных направлений научно-исследовательской работы, печатных тру-

дов преподавателей с последующим обсуждением допущенных «ошибок».

В итоге в Саратовском мединституте в 1949 г. из 136 тем научных работ оказались закрытыми 29, из оставшихся 107 удалось выполнить 90, в числе которых имелись 2 докторские и 14 кандидатских диссертаций, 2 монографии, 72 журнальные статьи [18]. Тем не менее по сравнению с 1948 г. произошли определенные сдвиги: в 1949 г. план научной работы был выполнен на 84 %, в то время как в предыдущем всего на 55 %.

Несмотря на усиление политизации советской науки и закрытие большого количества тем, научные исследования в вузах продолжались. Увеличивалось количество подготовленных диссертаций, причем молодыми преподавателями - выпускниками этих же вузов. Например, из 14 работ, защищенных в Саратовском медицинском институте в 1952 г., 6 были работами аспирантов того же года выпуска [20].

Именно в конце 1940-х гг. началось изучение и применение Ергенинских вод учеными Сталинградского медицинского института. Комиссия в составе профессоров В.Ф. Широкого, Н.В. Окунева, Э Р. Могилевского и доцента А.Н. Карпова, созданная по указанию Сталинградского обкома ВКП(б) 8 февраля

1949 г., положительно решила вопрос о возможности использования этих вод в весеннелетние месяцы в газированном (бутылочном) виде. Ряд кафедр и клиник: фармакологии, физики, патологической физиологии, нормальной физиологии, гигиены, а также клиники профессоров Могилевского, Ганстрема, Сурат, Пы-тель - занялись более глубоким изучением свойств Ергенинской минеральной воды [7].

По-прежнему на низком уровне оставалась научно-исследовательская работа в Астраханском мединституте. Многие вопросы решались эмпирически, без необходимой подготовки, отсутствовал комплексный подход к решению важных проблем, что приводило к медленному внедрению рациональных предложений в практику, их слабой эффективности. Так, ценная работа профессора Б.И. Курочкина по профилактике гнойничковых заболеваний у работников рыбной промышленности не была связана с аналогичным исследованием профессора И.Н. Переводчикова. Изу-

чение запыленности г. Астрахани, проводившееся доцентом С.И. Куликовым, оказалось невыполнимым без помощи коллектива врачей и научных работников. Отсутствие контроля со стороны дирекции способствовало тому, что многие исследования не доводились до конца. К тому же, за период с 1949 по 1951 г. в институте прошла защита всего одной кандидатской диссертации.

Августовская сессия ВАСХНИЛ оказала влияние и на научную деятельность сельскохозяйственных вузов. Закрытие тем, не отвечавших новым веяниям, стало серьезным ударом для преподавателей, у многих из которых имелись подготовленные работы. Руководители сельхозинститутов, избиравшие при этом нейтральную роль, полностью устранялись от руководства научной работой, пустив ее на самотек. В такой ситуации большинство преподавателей заняло выжидательную позицию.

Исключением было положение в Саратовском институте механизации сельского хозяйства. Усиление контроля со стороны партийных и советских органов после августовской сессии и Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. привели к активизации в организации и проведении научно-исследовательской работы. Большинство предложений ученых института удалось внедрить в производство, наладилась связь между научными работниками и сельскими производителями. В СИМСХ были проведены научно-производственные конференции с участием большого количества механизаторов МТС и совхозов. Тематика докладов включала пропаганду достижений науки и передового опыта в сельскохозяйственном производстве. Для распространения новаторских идей стали активно использоваться поездки сотрудников института в сельскую местность. За 1950/51 г. из 434 лекций и докладов 202 были сделаны в совхозах, МТС и бригадах, из 223 бесед и консультаций 130 проведены в селах [19].

В аналогичном положении находился и Саратовский госуниверситет. Несмотря на нервозную обстановку, установившуюся в эти годы в СГУ, научные исследования не прекращались. В начале 1950-х гг. окрепла связь между университетом и предприятиями обо-

ронной промышленности. Значительная часть научных исследований по договорам с предприятиями Саратова и других городов страны выполнялась в отделах и лабораториях НИИМФ СГУ. В дополнение к уже действовавшим подразделениям на физическом факультете в 1952 г. была организована лаборатория радиоэлектроники, где проводились работы по созданию новых радиолокационных приборов и навигационной аппаратуры.

О масштабе подобных исследований свидетельствует открытие спецфака или второго физического факультета, призванного готовить специалистов для оборонной промышленности [22, с. 225].

В более выгодном положении находились представители технических наук, поскольку в партийных органах оценить тематику научных исследований могли лишь в самом общем виде, исходя из конкретных практических результатов. Научно-педагогические работники Сталинградского механического института оказали консультационную и практическую помощь «великим стройкам коммунизма»: Волго-Донскому каналу и Сталинградгидрос-трою. Они провели консультации по техническим и организационным вопросам, прочитали лекции на политические, экономические и технические темы. Квалифицированные специалисты Сталинградского мехинститута оказали непосредственную помощь строителям: изготовили в своих мастерских отдельные детали для землеройных машин, а также спроектировали различные приспособления и установки для ремонта и испытания тракторов [1].

В технических вузах перешли к исследованию комплексных проблем. Например, в Саратовском автодорожном институте решались вопросы использования природного газа саратовского месторождения в качестве моторного топлива: разрабатывались методы реализации Сталинского плана преобразования природы в степных и лесостепных районах, осуществлялось проектирование, конструирование и строительство дорожных одежд из местных материалов [12].

Результатом государственной политики в отношении высшей школы к началу 1950-х гг. стало заметное расширение и улучшение качественных показателей научно-исследовательской деятельности в вузах Нижневолжс-

кого региона. Усиление контроля над планированием и осуществлением научной деятельности высших учебных заведений со стороны партийных органов привело к тщательному отбору тем; научно-исследовательская работа приобрела комплексный характер; выросло число вовлеченных в нее преподавателей, более жесткой стала отчетность за выполнение плана НИР. При непосредственном участии ученых был заложен мощный фундамент, позволивший нашему региону стать одним из наиболее развитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении в стране.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В 1945 г. в Нижнем Поволжье насчитывалось 18 вузов. В 1946 г. произошло слияние двух вузов Саратова - планово-финансового и экономического. До конца изучаемого периода в регионе действовало 17 высших учебных заведений.

2 Посчитано автором по архивным материалам: ГААО. - Ф. 1071. - Оп. 5. - Д. 4. - Л. 15 ; Ф. 2181. - Оп. 2. - Д. 47. - Л. 24. ГАВО. - Ф. 4330. -Оп. 2. - Д. 8. - Л. 83 об. ; Ф. 5977. - Оп. 1. - Д. 10. -Л. 7 ; Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 27. - Л. 9 ; Ф. 6056. -Оп. 2. - Д. 3. - Л. 5-14. ГАРФ. - Ф. 8009. - Оп. 9. -Д. 699. - Л. 30 ; Ф. 9396. - Оп. 5. - Д. 25. - Л. 20 ; Оп. 4.- Д. 172. - Л. 2 ; Ф. 2306. - Оп. 1. - Д. 4636. -Л. 22-24 ; Оп. 70. - Д. 4630. - Л. 2-9. ГАСО. -Ф. 2649.- Оп. 1. - Д. 7. - Л. 13 ; Ф. 261. - Оп. 5. -Д. 7. - Л. 7 ; Ф. 3556. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выполнение шефской помощи великим стройкам коммунизма из годового отчета Сталинградского механического института за 1952/1953 г. // ГАВО. - Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 70. - Л. 56.

2. Высшее образование в СССР : стат. сб. -М. : Высш. шк., 1961. - 285 с.

3. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны // Высшее образование в России. -1995.- №> 2. - С. 5-14.

4. Гоманенко, О. А. Трудовой потенциал речного флота Нижней Волги в военной навигации 1942 г. / О. А. Гоманенко // Известия Волгоградского государственного технического университета : межвуз. сб. науч. ст. - Волгоград : Политехник, 2006.- №° 7 (22). - 270 с.

5. Гранина, Э. И. Восстановление научных центров в прифронтовых и освобожденных районах / Э. И. Гранина // Возрождение прифронтовых

и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М. : Наука, 1986. - 216 с.

6. Докладная записка бригады Кировского райкома ВКП(б) за 1948 г. о состоянии научно-исследовательской работы Саратовского государственного университета // ГАНИСО. - Ф. 594. -Оп. 2. - Д. 1502. - Л. 52.

7. Докладная записка Министерству здравоохранения РСФСР о выполнении научно-исследовательской работы в Сталинградском медицинском институте за 1949/1950 г. // ГАВО. - Ф. 4330. - Оп. 2. -Д. 24. - Л. 51.

8. Докладная записка о выполнении постановления бюро обкома ВКП(б) г. Астрахани «О работе педагогического института» от 16 авг. 1946 г. // ГАСДАО. - Ф. 325. - Оп. 3. - Д. 171. - Л. 136.

9. Докладная записка о состоянии научно-исследовательской работы в Саратовском автодорожном институте за 1947/1948 г. // ГАНИСО. - Ф. 594. -Оп. 2. - Д. 1107. - Л. 45.

10. Докладная записка о состоянии научно-исследовательской работы в Сталинградском педагогическом институте за 1946 г. // ЦДНИВО. - Ф. 113. -Оп. 23. - Д. 151. - Л. 41-43 об.

11. Докладная записка отдела школ и вузов Саратовского обкома ВКП(б) об итогах выполнения научно-исследовательской работы за 1948 г. // ГАНИСО. -Ф. 594. - Оп. 2. - Д. 1107. - Л. 126.

12. Общая характеристика научно-исследовательской деятельности и охват научными работами Саратовского автодорожного института за 1949/1950 г. // ГАРФ. - Ф. 9396. - Оп. 4. -Д. 329. - Л. 158.

13. Отчет о научно-исследовательской работе за 1946 г Саратовского медицинского института // ГАРФ. -Ф. 8009. - Оп. 9. - Д. 699. - Л. 29.

14. Отчет о научно-исследовательской работе Главному управлению вузами пищевой промышленности за 1946/1947 г. // ГАРФ. - Ф. 9396. - Оп. 6. -Д. 117. - Л. 12.

15. Отчет о научно-исследовательской работе Астраханского медицинского института за 1948 г. // ГАРФ. - Ф. 8009. - Оп. 9. - Д. 855. - Л. 15.

16. Отчет о научно-исследовательской работе Сталинградского механического института за 1945/ 1946 г. // ГАВО. - Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 27. - Л. 54.

17. Отчет о научно-исследовательской работе Сталинградского механического института за 1948 г. // ГАРФ. - Ф. 9396. - Оп. 3. - Д. 379. - Л. 9.

18. Отчет о научной работе Саратовского медицинского института за 1949 г. // ГАРФ. - Ф. 8009. -Оп. 9. - Д. 1090. - Л. 4.

19. Отчет Саратовского института механизации сельского хозяйства за 1950/1951 г. // ГАРФ. -Ф. 9396. - Оп. 5. - Д. 646. - Л. 146.

20. Отчет о работе Саратовского медицинского института за 1951/1952 г. // ГАСО. - Ф. 884. -Оп. 3. - Д. 140. - Л. 35.

21. Протокол № 31 заседания ученого Совета Сталинградского медицинского института от 16 апр. 1946 г. // ГАВО. - Ф. 4330. - Оп. 2. - Д. 8. - Л. 39.

22. Семенов, В. Н. Ректоры Саратовского университета. Факты жизни и деятельности / В. Н. Семенов. - Саратов : Изд-во СГУ, 1999. - 303 с.

23. Справка сектора школ, вузов и техникумов о проверке работы Астраханского медицинского института за декабрь 1948 г. // ГАСДАО. - Ф. 25. -Оп. 6. - Д. 212. - Л. 181-184.

24. Харинина, Л. В. Идеологические кампании в вузах Нижнего Поволжья в 1946-1949 гг. / Л. В. Харинина // Стрежень : научный ежегодник. - Вып. 7. -Волгоград : Издатель, 2009. - С. 119-126.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Астраханский рыбвтуз - Астраханский технический институт

рыбной промышленности и хозяйства Трактор СТЗ-НАТИ - транспортный

трактор, выпускавшийся в СССР на Сталинградском тракторном заводе СТЗ - Сталинградский

тракторный завод НИИМФ СГУ - Научно-исследова-

тельский институт механики и физики Саратовского государственного университета

Сталинградгидрострой - строительное управление, образованное для возведения Сталинградской гидроэлектростанции

BASIC DIRECTIONS AND RESULTS OF SCIENTIFIC-AND-RESEARCH ACTIVITIES OF THE LOWER VOLGA INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

IN 1945-1953

L. V. Kharinina

The basic directions and results of scientific-and-research activities of the Lower Volga institutes of higher education in 1945-1953 are analyzed in this article.

Key words: institutes of higher education, Lower Volga, scientific-and-research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.