УДК 377.5
Шершнёва Е.В.
преподаватель Вологодский колледж технологии и дизайна (г. Вологодский, Россия)
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА БУДУЩЕГО НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО ГОСТЕПРИИМСТВУ
Аннотация: на современном этапе динамично развивающейся гостиничной индустрии большое значение приобретает готовность специалиста по гостеприимству работать в новых условиях, поскольку научный прогресс и глобализация существенно повысили требования к представителям индустрии гостеприимства. Статья посвящена анализу составляющих профессиональной культуры специалиста по гостеприимству. В ней раскрыты профессиональные компетенции специалистов будущего в индустрии гостеприимства, дано обоснование значение профессионального образования для формирования профессиональной культуры сотрудников отрасли.
Ключевые слова: гостиничное дело, специалисты, образование.
Трансформация человечества сегодня представляет непрерывный процесс актуализации личностного начала в человеке. Вместе с этим на современном этапе развития гостиничного дела большое значение приобретает готовность специалиста сферы гостеприимства к работе в новых условиях, поскольку научно-технический прогресс и высокие технологии существенно изменили работу гостиничной индустрии. Профессиональный успех, карьерный рост, успешное существование человека обеспечиваются личностной целостностью, творческой и интеллектуальной полнотой, непрерывным развитием общих и профессиональных компетенций, а также достижением личностных результатов.
Формирование, развитие и непрерывный процесс повышения профессиональной культуры обучающихся является основной деятельностью преподавателя и определяется требованиями рынка труда, перспективами развития отраслей, особенностями образовательного учреждения и учебного процесса. Образование и обучение должны показать будущему специалисту, как правильно применять полученные знания в реальной жизни и профессиональной деятельности. Это помогает личности ставить цели, достигать определённых результатов. Процесс формирования культурных, профессиональных навыков должен стать непрерывным и лежать в основе планирования и проектирования направлений формирования и развития профессиональной культуры будущих специалистов.
Профессиональная культура - это интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной, формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности [1].
Таким образом, профессиональная культура включает комплекс знаний и практических умений, относительно какого-либо вида труда, уровень владения которой определяется квалификацией. Сравним формальную и реальную квалификацию. Формальная квалификация, подразумевающая прохождение обучения в образовательной организации с получением документа об образовании: диплома, аттестата, удостоверения, дает получение теоретических знаний, умений, необходимых для осуществления конкретного вида трудовой деятельности. В отличие от формальной, реальная квалификация приобретается в процессе трудовой деятельности, работая в конкретной области, где специалист получает реальный набор практических умений и навыков.
Отметим, что любой специалист не может быть успешным отдельно от общества, и его продуктивная работа, успех любого дела зависит от
эффективного взаимодействия с другими членами общества - партнерами, клиентами, гостями, партнерами и др., что не ограничивается только степенью квалификации работников.
Культура специалиста по гостеприимству включает манеру держаться и одеваться, общаться с коллегами, гостями, уважение и взаимопонимание.
Рассмотрим составляющие профессиональной культуры специалиста по гостеприимству.
Сфера гостеприимства сегодня нуждается в специалистах, которые компетентны и ответственны, конкурентоспособны на туристском рынке, профессионалы в своем виде деятельности и смежных областях, способны к непрерывному личностному и профессиональному росту, готовы к эффективной работе в условиях применения международных стандартов, социально и профессионально мобильны, способны адаптироваться в постоянно меняющейся внешней среде, стремятся к непрерывному образованию. Всему этому способствует формирование профессиональной культуры.
Как показывает анализ рынка труда, наблюдается несоответствие качества подготовки специалистов для гостиничной индустрии потребностям экономики в лице работодателей. Вызвано это несоответствие рядом причин:
неосознанный выбор специализации, связанный с поздней профориентационной работой,
отсутствие практического опыта выполнения производственных задач у обучающихся, чаще всего связанных с нежеланием работодателей проводить наставническую работу или просто высокая загруженность на рабочих местах,
несоответствие мировых требований к специалистам по гостеприимству, которые внедряются в настоящее время в форме обязательных демонстрационных экзаменов по стандартам Ворлдскиллс и требований реальных работодателей.
В настоящее время именно профессиональные образовательные организации формируют профессиональную культуру индустрии гостеприимства, которая складывается из:
гуманизации обучения, то есть учета индивидуальных особенностей личности обучающихся, создания условий саморазвития, саморегуляции и самоконтроля,
практикоориентированности - сочетания обучения профессиональной деятельности в специально созданных производственных условиях - имитации будущего рабочего места,
социальной и профессиональной мобильности - формирования навыков взаимодействия в сфере гостеприимства, непрерывного обновления содержания профессиональной подготовки,
соответствия требованиям сферы гостеприимства - владения и применения современных технологий, приемов и способов выполнения профессиональных задач с учетом передового опыта в сфере туризма и гостеприимства,
инновационности - стремления к созданию и применению новых услуг с целью совершенствованию гостиничного бизнеса,
культуросообразности - языковой практики, знания особенностей культуры и традиций иностранных государств,
толерантности или терпимости по отношению к культуре и религии гостей гостиничного предприятия, соблюдение этических норм при обслуживании.
При формировании профессиональной культуры специалиста по гостеприимству необходимо делать акцент на включение обучающихся на всех этапах обучения в условия профессиональной среды, то есть гостиничные предприятия, на их мотивацию на достижение личностного и профессионального роста, соответствующих усложняющимся требованиям выбранной специальности.
Формировать профессиональную культуру специалистов по гостеприимству позволяет развитие у обучающихся компетенций, которые можно разделить на 3 группы:
компетенции субъекта жизнедеятельности:
- компетенции в сфере охраны здоровья и безопасности (знание правил личной гигиены, обеспечение санитарных норм и техники безопасности в гостиницах, отрицательное отношение к вредным привычкам, терпимое отношение к нормам жизни в других странах, религиозным традициям),
- ценностно-смысловые компетенции сотрудников сферы гостеприимства (знание особенностей культуры и религии стран, терпимое отношение и уважение к традициям своей и других стран),
- интегративная компетенция (систематическое и непрерывное изучение новых тенденций развития индустрии гостеприимства),
- гражданско-общественные компетенции (знания прав и обязанностей граждан во время пребывания в Российской Федерации и других государствах, соблюдение законодательства в сфере гостеприимства),
- компетенции личностного саморазвития, саморегуляции и самоконтроля (контроль и регулирование своего физического и эмоционального состояния, стремление к постоянному саморазвитию и профессиональному росту в сфере гостеприимства, совершенствование знаний иностранных языков),
2) компетенции социального взаимодействия:
- компетенции социального и профессионального взаимодействия в сфере гостеприимства (стрессоустойчивость, коммуникабельность, доброжелательность, склонность к командной работе, соответствие корпоративной культуре гостиничного предприятия, терпимость, социальная и профессиональная мобильность),
- компетенции в профессиональном общении (умение находить общий язык с гостями, коллегами и партнерами, владение технологиями обслуживания гостей гостиничного предприятия, знание различных психотипов гостей и
клиентов, переговорные компетенции, знание и соблюдение этикета, знание документооборота в сфере гостеприимства, владение иностранными языками),
3) компетенции профессиональной деятельности в сфере гостеприимства:
- компетенции познавательно-аналитической деятельности (умение определения и разрешения конфликтных ситуаций в сфере гостеприимства, способность анализировать большие объемы маркетинговой информации, проводить сегментацию рынка гостиничных услуг),
- компетенции профессиональной деятельности (навыки планирования, проектирования и прогнозирования развития предприятия, моделирования ситуаций на рынке гостиничных услуг),
- информационные компетенции (знание оргтехники предприятия, знание специализированных программ в области обеспечения безопасности, бронирования).
Формирование профессиональной культуры является основой становления специалиста, а её развитие и совершенствование делает настоящего профессионала, которым можно стать лишь в процессе осуществления профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. - М. : Вече : АСТ, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). - 509, [2] с. : ил., 22 см., ISBN 594538-390-2;
2. Основы профессиональной культуры: учеб. пособие / Е. Ю. Сысоева. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. - 60 с;
3. Беликов В.А. Личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного образования // Инновационное развитие профессионального образования.— 2018.— № 2(18).— С.96-101;
4. Чернова Е.В., Баженова И.А. Практические аспекты подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства// Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Выпуск 7 СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021.— С.56-60
Shershneva E.V.
Vologda College of Technology and Design (Vologda, Russia)
COMPONENTS OF PROFESSIONAL CULTURE OF SPECIALIST OF FUTURE ON EXAMPLE OF HOSPITALITY SPECIALIST
Abstract: at the present stage of the dynamically developing hotel industry, the willingness of a hospitality specialist to work in new conditions is of great importance, since scientific progress and globalization have significantly increased the requirements for representatives of the hospitality industry. The article is devoted to the analysis of the components of the professional culture of a hospitality specialist. It reveals the professional competencies of specialists of the future in the hospitality industry, substantiates the importance of vocational education for the formation ofprofessional culture of industry employees.
Keywords: hotel business, specialists, education.