Научная статья на тему 'СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ "ТЕПЛОВИЕ ЯВЛЕНИЯ"'

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ "ТЕПЛОВИЕ ЯВЛЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / ЗАДАНИЕ / ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ / УЧЕНИКИ / ФОРМУЛА / ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ / ТАБЛИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучакшоев Давлатназар Соибназарович, Давлатов Абдуали

В статье авторы подчеркивают, что во всем учебном году изучения физики в школе, нужно ознакомить ученика с понятием физической задачи и процессом решения задачи. Составление задач физики и их решения сложный процесс, и в этом процессе ученик (или учитель) составляя задачу проводить ряд действий. Природа, свойства и количество этих действий, прежде всего, зависит от тех показателей, которые направлены на выполнение задания по составление задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучакшоев Давлатназар Соибназарович, Давлатов Абдуали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHEDULING THE PROBLEMS ON PHYSICIST TO SUBJECTS "HEAT PHENOMENA"

In all school years of the study physicists in school, it is necessary to acquaint the pupil with notion of the physical problem and process of the decision of the problem. Sheduling the problems physicists and their decisions complex process, and in this process pupil (or teacher) forming problem to conduct the row an action. The Nature, characteristic and amount these action, first of all, depends on that factors, which are directed on performing the task on sheduling the problem.

Текст научной работы на тему «СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ "ТЕПЛОВИЕ ЯВЛЕНИЯ"»

6. Грес С., Синг К. Адсорбция, удельная поверхность, пористость. - М.: Мир, 1970.

7. Дубинин М.М. Основные проблемы теории физической адсорбции.- М.: Наука,

1970.

8. Бранауэр С. Адсорбция газов и паров. М., 1948.

9. Сандитов Д.С., Бартенев Г.М., физические свойства неупорядоченных структур. -

Новосибирск, 1982.

10. Тагер А.А., Цилипоткина М.В. Успехи химии, ^XLVII, 1986, Вып.1, стр 152 - 175.

11. Будтов В.П., Воробьев В.П., Сажин Б.И. Высокомолек.соед. ^(A)XVI, №11, 1974, стр. 2586 - 2592.

12. Лебедев В.П. Успехи химии, т. XLVII, Вып.1, 1978, стр.127-151.

13. Манин В.Н., Громов А.Н., Григорьев В.П. Дефектность и эксплуатационным свойства полимерных материалов Л., 1986.

14. Дубинин М.М. Адсорбенты, их получение, свойства и применение, труды IV всесоюного совещения по адсорбентам. Л., 1978.

15. Кадыров Б.А., Джаборов А.Г. В кн. Сборник научных статей, посвященный тридцатилетию физического факультета / под ред. Джаборова А.Г. - Душанбе: Статус, 2001. - 176-181.

КРИТЕРИИ МИКРОДЕФЕКТНОСТИ ПОЛИМЕРНЫХ ТЕЛ

Для характеристики микродефектности полимерных тел предложен критерий дефектности. Данные по микродефектности полимерных тел, в основном, извлекаются из экспериментального определения параметров процессов переноса и сорбции низкомолекулярных жидкостей в полимерных телах.

Ключевые слова: микродефекты, адсорбция, сорбция, адсорбент, критерий дефектности.

CRITERIA OF MICRODEFICIENCY OF POLYMERIC BODIES

The criterion of deficiency is offered for the characteristics of microdeficiency of polymeric bodies. Data on microdeficiency of polymeric bodies, basically, are taken from experimental definition of parametres of processes of carrying over and absorption of low-molecular liquids in polymeric bodies.

Key words: microdefects, adsorption, сорбция, адсорбент, criterion of deficiency.

Сведения об авторе: Кадыров Бобокул Абдуллоевич - кандидат технических наук, доцент, заведующей кафедрой экспериментальной физики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, e-mail: kadirov-bb@bk.ru

Information about the author: Kadyrov Bobokul Abdulloevich - Ph. D. in technical sciences, docent, head of chair of experimental physics, faculty of physics, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Кучакшоев Д. С., Давлатов А.

Институт развития образования Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

На протяжении всего учебного года изучения физики в школе, нужно знакомить ученика с понятием физической задачи и процессомее решения. Составление задач по физике и их решение сложный процесс, и в этом процессе ученик (или учитель) составляя задачу проводит ряд действий.

Природа, свойства и количество этих действий, прежде всего, зависит от тех показателей, которые направлены на выполнение заданияна составление задачи. Например, если дано такое задание: составить задачу на тему "Расширение тел от нагревания", в этом случае ученик должен производить следующие действия:

1) вспомнить явление или процесс, обсуждаемый в условии задачи;

2) выбрать одно из явлений или процессов, что составляет содержание составляемыйзадачи;

3) определить закон или законы, формулу (уравнение) характеризирующее выбранное явление или процесс;

4) выбрать один из этих законов или формул, по которым составляется задача;

5) установить вид составленной задачи: количественная, качественная, экспериментальная или графическая

Например, дано такое задание: по формуле "расширение твёрдых тел от нагревания" составить количественную задачу. В этом случае ученик должен провести следующие действия:

1) установить величины, которые включены в формулу;

2) в этой формуле присутствует линейный коэффициент расширения твёрдых тел, следовательно, нужно определить, из какого материала изготовлено твёрдое тело;

3) из всех величин входящих в формулу выделить нужную величину;

4) установить, какая величина играет основную роль;

5) определитьприближённое значение - предел (область) каждой из данных величин;

6) выбрать возможное значение для каждой величины;

7) если линейный коэффициент расширения тела не определён в условии данной задачи, то найти его значение из справочника;

8) вкратце составить условие задачи.

Таким образом, установление систем действий, которые выполняет ученик (или учитель)для выполнения задания о составлении той или иной задачи физики является необходимым. Естественно, что для успешного выполнения задания о составлении задачи, ученик должен обладать умениями совершать все необходимые действия.

Задание 1

Тепловыедвижении молекул. Ответить на следующие вопросы:

1) объясните строение вещества согласно молекулярно - кинетической теории;

2) какие существуют методы изучения тепловых явлений, объяснить каждую из

них;

3) где появилась первая идея о природе тепла?

4) приведите примеры о температурных явлениях из повседневной жизни;

5) назовите и объясните основные идеи молекулярно-кинетической теории.

Задание 2

1) Напишите формулу объемного и линейного расширения тела, какие физические величины обозначаются через Д1,а, ДТ и в?

2) Объясните причину расширения тел при нагревании и сжатие тел при охлаждении.

3) Приведите примеры о расширении тел при нагревании и сжатие тел при охлаждения в природе.

4) Как определить коэффициент линейного и объёмного расширения тел?

Точные и достоверные ответы с объяснениями из жизненных примеров на эти

задания, являются результатом хорошего освоения теоретической части учебного материала. Впоследствии, для определения умения применения знаний на практике, ученикам можно предложить выполнить следующие задания.

Задание 3

Используя таблицу линейного и объёмного расширения тел, составить задачи:

1) о линейном расширении тел- Д1;

2) об объёмном расширении - р.

Значение физических величин выберитеиз таблицы линейного и объёмного расширения тел. Задание 4

Наблюдая за столкновением свинцового шара со свинцовой плитой, определите, как изменяется состояние этих тел. Сделав нужные выводы из своего наблюдения, составьте задачу об изменении внутренней энергии. Задание 5

Монету в 50 дирам положите на деревянной доске и часто передвигайте её в ту или инуюсторону. Наблюдайте за тем, что сколько раз нужно передвигать монету для того, чтобы монета стала тёплой или горячей. По результатам наблюдения составьте задачу качественного вида о внутренней энергии. Задание 6

Возьмите закрытую стеклянную колбу и положите в горячую воду, наблюдайте за тем, происходят ли какие либо изменения с воздухом внутри колбы. Сделав выводы из своего наблюдения, составьте задачу об изменении кинетической и потенциальной энергии.

Задание 7

Наполните стакан горячей водой, можно ли сказать, что в это время внутренняя энергия воды увеличивается? Можно ли сказать, что воде передано некоторое количество теплоты? Объясните ваш ответ. По результатам вашего опыта о составьте качественную задачу. Задание 8

Приведите примеры, в которых внутренняя энергия изменяется в результате:

1) трения;

2) получения удара;

3) сжатия тела. Задание 9

Пользуясь формулой количества тепла, составьте задачи: а) о количестве тепла -Q, б) об удельной теплоёмкости вещества - Су, в) о массе тела - т. Задание 10

Используя таблицу удельной теплоёмкости некоторых веществ, составьте задачи: а) о количестве тепла - Q, б) о массе тела - т, в) о конечной температуре - 12.

Следует отметить, что при проверке учеников на самостоятельное составление задач, выяснилось, что большинство учеников справились с этим заданием.Следующие результаты проверки показали, что использование данного метода является стимулом не только для хорошего усвоения явления и законов физики,но и развивает интерес у школьников к самостоятельному изучению науки. Они осваивают смысл каждой физической величины, связь между единицами измерения, и осваивают методы измерения величин на практике. В заключении можно отметить, что в процессе учения нужно уделять больше вниманиярешению качественныхи экспериментальных задач с тем, чтобы каждый ученик лучше осознал проблемную ситуацию в условии задачи.

Литература:

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решение. - М.: Просвещение, 1974.

2. Володарский В.Е. Обучение учащихся составлению физических задач. Метод развития их мышления // Физика в школе, 1975. - № 5. - С. 61-66.

3. Герасименко И.Ф. Составление задач учащимся как способ обучения их умениям применять теоретические знания на практике // Умственное развитие учащихся в процессе обучения. - Волгоград, 1967. - 142 с.

4. Дзидберг А. П. Составление задач как метод обучения // Физика в школе. - 1982, № 5. - с. 59-67.

5. Знаменский П.А. Методика преподавание физики в средней школе. - М.: Учпедгиз, 1947. - с. 86-89.

6. Иванов А.С. Задачи по физике в средней школе: Методическое пособие для учителей. - Киев: Радянська школа, 1971. - с. 125-138.

7. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 336 с.

8. Мошков С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе. - Л.: Учпедгиз, 1955. - 245 с.

9. Павлов М.Я. Составление и решение задач на тепловые явления // Физика в школе, 1984, № 5. - с. 51-52.

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ «ТЕПЛОВИЕ ЯВЛЕНИЯ»

В статье авторы подчеркивают, что во всем учебном году изучения физики в школе, нужно ознакомить ученика с понятием физической задачи и процессом решения задачи. Составление задач физики и их решения сложный процесс, и в этом процессе ученик (или учитель) составляя задачу проводить ряд действий. Природа, свойства и количество этих действий, прежде всего, зависит от тех показателей, которые направлены на выполнение задания по составление задачи.

Ключевые слова: физика, составление задач, решение задач, задание, тепловые явления, ученики, формула, физические величины, таблицы.

SHEDULING THE PROBLEMS ON PHYSICIST TO SUBJECTS "HEAT

PHENOMENA"

In all school years of the study physicists in school, it is necessary to acquaint the pupil with notion of the physical problem and process of the decision of the problem. Sheduling the problems physicists and their decisions complex process, and in this process pupil (or teacher) forming problem to conduct the row an action. The Nature, characteristic and amount these action, first of all, depends on that factors, which are directed on performing the task on sheduling the problem.

Key words: physicssheduling the problems, decision problem, task, heat phenomena, pupils, formula, physical values, tables.

Сведения об авторах: Кучакшоев Давлатназар Соибназарович - научный отрудник Института развития образования (Таджикистан), e-mail: k.davlat@mail.ru; Давлатов Абдуали - кандидат технических наук, доцент кафедры методики преподавания физики Таджикского государственного педагогического университета им. СадридинаАйни, email: abualy2009@mail.ru

Information about the authors: Kuchakshoev Davlatnazar Soibnazarovich - scientific employee of the Institute of the development of the formation; Davlatov Abduali - candidate of the tecnical sciences, docent, the teacher physicists Tajik State Pedagogical University named by Sadriddin Ayni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.