Научная статья на тему 'Составление ситуаций по теме "национальные традиции узбеков и англичан"'

Составление ситуаций по теме "национальные традиции узбеков и англичан" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ТРАДИЦИИ / ЧАЕПИТИЕ / ГОСТЕПРИИМСТВО / РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Норкузиева Зебо Камаловна

В статье рассматривается использование метода составления речевых ситуаций на занятиях английского языка в страноведческом плане. Анализируются различия в традициях англичан и узбеков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составление ситуаций по теме "национальные традиции узбеков и англичан"»

Составление ситуаций по теме «Национальные традиции узбеков и англичан»

Норкузиева З. К.

Норкузиева Зебо Камаловна /Norkuzieva Zebo Kamalovna - преподаватель, кафедра иностранных языков, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается использование метода составления речевых ситуаций на занятиях английского языка в страноведческом плане. Анализируются различия в традициях англичан и узбеков.

Ключевые слова: ситуация, традиции, чаепитие, гостеприимство, различия.

В последнее время, когда наше общество постепенно становится открытым, когда развиваются рыночные отношения и международные связи, у значительной части населения, включая молодежь среднего возраста, возникает практический интерес к быстрому и эффективному овладению иностранным языком, в первую очередь, - английским.

Обучение иностранному языку имеет целью не только освоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации - речевые ситуации. Студентам предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо) [1]. Поэтому к технологии инновационного обучения предъявляются следующие требования: диалогичность, деятельностно-творческий подход, направленность на поддержку индивидуального развития студентов и др. [3, р.81]. В этом плане одним из действенных средств повышения эффективности уроков английского языка на современном этапе является создание речевых ситуаций, являющихся толчком для активизации мыслительной и речевой деятельности студентов.

Приведем пример использования темы «Страна изучаемого языка» в страноведческом плане. На предыдущем занятии преподаватель дает задание одной подгруппе найти материал о традициях англичан, а другой - о традициях узбеков. На занятии после прослушивания информации подгрупп и демонстрации презентаций, студентам даётся задание сравнить традиции узбеков и англичан.

Традиции, обычаи и обряды англичан и узбеков, как и многих других народов, формировались веками. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. У узбеков издревле сохраняются такие национальные традиции, как приветствие, гостеприимство, чаепитие, национальные игры и танцы, махалля, хашар, свадьбы (бешик туйи, суннат туйи, никох туйи).

Национальный характер и менталитет англичан проявляется в таких традициях, как монархия, вежливость и уравновешенность, любовь к своему дому, любовь к животным, левостороннее движение транспорта, чаепитие, частные школы-пансионаты, строгое английское воспитание, любовь к садам, национальные виды спорта, разговоры о погоде и др. Возьмем, к примеру, традицию англичан «Любовь к своему дому». Англичане любят бывать дома. Они говорят «Мой дом - моя крепость» (My house is my castle), потому что они не желают, чтобы то, что происходит дома, знали соседи. Англичане предпочитают жить в отдельных домиках, построенных для одной семьи. Центр дома - это камин, вокруг которого любят сидеть все члены семьи и смотреть на огонь, обмениваясь новостями за день.

Узбеки тоже любят свой дом, еще больше им нравится приглашать людей в гости или ходить самим, потому что они более гостеприимны и хлебосольны, чем англичане. Узбеки более открыты и часто интересуются делами соседей.

Сравнивая традиции англичан и узбеков, студенты составляют нижеследующую таблицу:

Англия Узбекистан

О Чай пьют шесть раз в день, любят чай с молоком О Монархия (королева) О Англичане вежливы и уравновешенны О Частный дом с камином О Любовь к садам О Любовь к животным О Левостороннее движение транспорта О Национальные виды спорта (гольф, крикет, конное поло, теннис, рыбная ловля и охота на лис) О Разговоры о погоде О Строгое воспитание О Частные школы пансионаты О Нет такой традиции О Пьют, когда хотят. Любая трапеза начинается и заканчивается чаепитием О Республика (президент) О Узбеки очень вежливы и более эмоциональны О Частный дом и квартира О Нет такой традиции О Нет такой традиции О Правостороннее движение транспорта О Национальные виды спорта (купкари, кураш, некоторые другие виды и спортивные игры) О Нет такой традиции О Демократическое воспитание О Общеобразовательные школы О Узбекское гостеприимство

Затем предлагается рассказать о традиции «Чаепитие». В узбекской семье любая традиция начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни узбеков. Чаем угощает хозяин или хозяйка дома. Вместе с чаем подаются сладости и фрукты. Перед тем, как угостить чаем, хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает обратно в чайник, чтобы заварка во всех пиалах была одинаковой. Как элемент гостеприимства, обычно наливается неполная пиала. В Узбекистане имеется традиционное место чаепития - чайхана, в которой посетители пьют чай, отдыхают, делятся новостями, ведут беседы.

В Англии есть традиция пить чай шесть раз в день. 1-я чашка чая: в 6-7 утра, пьют в постели до умывания и одевания. Традиция возникла вследствие сырого климата Англии и утренних туманов. 2-я чашка чая: после просыпания, на завтрак англичане пьют чай с молоком и едят, чаще всего, овсяную кашу, рыбу или яичницу с беконом. 3-я чашка чая: на второй завтрак (Lunch time) с 12.00 до 14.00 часов. 4-я чашка чая: "Five-o-clock" - это английский полдник в 17.00, сопровождается чаем и небольшими закусками. 5-я чашка чая: в обед, в 19.00 - 20.00, сопровождается чаем ("High tea") и обильной едой в гостиной за огромным круглым столом у камина, где ведутся беседы. 6-я чашка чая: после позднего ужина, незадолго до сна.

Таким образом, использование речевых ситуаций помогает преподавателю сделать урок более интересным, позволяет привлечь внимание студентов к изучению английского языка, почувствовать его практическую значимость [2].

Литература

1. Сахарова В. В. Учебно-речевые ситуации на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/10/16/uchebno-rechevye-situatsii.

2. Толешова М. Т., Казыбаева А. Т. Использование речевых навыков с помощью коммуникативных игр на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_NPE_2011/Philologia /5_83403.doc.htm.

3. Каримова З. А. Роль интерактивного обучения в преподавании иностранных языков. // European science, 2015. №. 3 (4). P. 81-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.