СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
А.Ф. Кузнецов
(заместитель начальника кафедры физической подготовки Омской академии МВД России, кандидат педагогических наук, доцент; [email protected])
А.А. Зуева
(слушатель 5 курса следственного факультета Омской академии МВД России; [email protected])
В статье рассматривается профессиональная компетентность и профессиональные компетенции оперативного уполномоченного уголовного розыска, изучаются показатели профессиональной компетентности лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России, исследуется взаимосвязь профессионального мастерства с различными разделами профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, образовательные компетенции, оперативные уполномоченные уголовного розыска, показатели уровней профессиональной компетентности оперативных уполномоченных уголовного розыска.
В основе совершенствования высшего профессионального образования в России в настоящее время лежит ком-петентностный подход. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования предполагается переход от передачи знаний к управлению познавательной деятельностью обучающихся, акцент на подготовку выпускника компетентного и квалифицированного, способного к профессиональному росту и умеющего работать в команде, готового к самостоятельному поиску новых идей и способов их применения на практике, ответственного за качество труда и принятие решений не только в стандартных, но и в экстремальных ситуациях.
Такое понимание конечных целей образования находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В качестве конечного результата освоения основных образовательных программ предусматривается формирование готовности специалиста к конкретным видам профессиональной деятельности, развитие способности решать профессиональные задачи, овладение рядом общекультурных и профессиональных компетенций [1].
Ключевым является понятие «компетенции». Данная дефиниция трактуется в словарях как «круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу; знания, опыт в той или иной области» [2, с. 621], «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» [3, с. 369].
В отечественной педагогической науке понимание данного термина неоднозначно: ряд исследователей трактует компетенцию как интегральное личностное качество человека; другие - как описание деятельности и ее аспектов, позволяющих человеку успешно справляться с решением проблем. Кроме этого, компетенции часто понимаются как система требований или норм в образовательной подготовке обучающихся.
Наряду с термином «компетенция» в научно-педагогической литературе широко используется как синоним термин «компетентность». Данное понятие определяют как «.. .готовность специалиста включиться в определенную деятельность» (А.М. Аронов); «.системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» (А.Г. Бермус); «...основывающийся на знаниях, интел-
118
лектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» (И.А. Зимняя); «.способность действовать в ситуации неопределенности» (О.Е. Лебедев); «.постоянное стремление к обновлению знаний и использованию в конкретных условиях» (М.А. Чошанов); «.атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности» (П.Г. Щедровицкий).
Вопрос о соотношении «компетентности» и «компетенции» также пока еще не разрешен. Одни авторы употребляют данные термины как слова-синонимы и обозначают ими действенность системы знаний (В.И. Байденко, С.Я. Батышев, М.Д. Ильязова, О.В. Ховов). Другие различают эти понятия. Э.Ф. Зеер и Э. Сы-манюк, например, обозначают термином «компетентность» интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенция»
- интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. И.А. Зимняя полагает, что компетентность гораздо шире компетенции. Компетенция, по мнению ученой,
- это «программа», на основе которой развивается компетентность.
На наш взгляд, наиболее концептуальными являются определения А.В. Хуторского [4], который полагает, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность -характеристика личности, владение, обладание человеком соответствующим комплексом знаний, умений, навыков, способов и опыта деятельности в заданной сфере.
Вузы МВД России осуществляют подготовку специалистов для правоохранительных органов по многим специальностям, однако одной из наиболее важных и востребованных является специальность 0311001.65 - «Правоохранительная деятельность», предусматривающая подго-
товку оперативных уполномоченных уголовного розыска.
Представители этой профессии находятся на переднем крае борьбы с преступностью. На них возложено раскрытие, расследование и предупреждение уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т.д. Выполняя профессиональные задачи, оперуполномоченный уголовного розыска выезжает вместе со следователем на место происшествия, участвует в осмотре, обыске и других следственных действиях; предпринимает меры для предупреждения реализации замысла преступника путем его задержания с поличным с помощью профессиональных приемов и методов.
Это сложная работа, часто связанная с опасностью и риском. Она требует находчивости, инициативы, смелости, умения быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня самоорганизо-ванности и настойчивости [5; 6; 7].
ФГОС ВПО [1] определяет профессиональные компетенции, которые должен иметь выпускник вуза МВД для успешной профессиональной деятельности:
- способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан;
- способность выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения;
- способность раскрывать преступления;
- способность применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
- способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффек-
Юридическая наука и правоохранительная практика тивно применять и использовать табельное оружие;
- способность эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику;
- способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач и др.
Для эффективного формирования указанных компетенций у курсантов образовательных учреждений МВД России определим, какие знания, умения и навыки; какие личностные качества и свойства личности отличают наиболее компетентных специалистов уголовного розыска, лучших оперативных уполномоченных МВД России.
Для решения поставленной задачи авторами статьи изучались результаты испытаний, показанные участниками финального этапа Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России 2011 года. Предполагалось, что индивидуальный уровень профессиональной компетентности каждого обследуемого достаточно точно отражает сумма баллов, набранных им в итоговом зачете в ходе испытаний по специальной, техникокриминалистической, огневой, физической и медицинской подготовке.
Всего было обследовано 77 оперативных оперуполномоченных, представляющих различные субъекты Российской Федерации и ставших победителями в региональных этапах конкурса.
Результаты исследования показали следующее.
Показатели профессиональной компетентности обследуемых находятся в достаточно тесной корреляционной взаимосвязи с показателями их физической подготовленности (г = 0,68); знаниями теории и правил стрельбы, материальной части оружия и навыками практической стрельбы (г = 0,64); знаниями порядка и
правил оказания первой доврачебной помощи, умениями практически оказывать первую помощь пострадавшему (г = 0,53); знаниями соответствующих положений федеральных законов и ведомственной нормативно-правовой базы МВД России, тактики и методов оперативно-розыскной деятельности, умениями и навыками оформления процессуальных документов (г = 0,47); знаниями технико-криминалистических средств, их принципов действия и способов применения, тактики действий при осмотре места происшествия, обыске, выемке и производстве других следственных действий, навыками документального оформления (г = 0,41).
Степень взаимосвязи специальной, технико-криминалистической, огневой, физической и медицинской подготовленности оперативных уполномоченных уголовного розыска с показателями их профессиональной компетентности весьма сильно зависит от уровня профессионализма сотрудников. На рис. 1 представлены коэффициенты корреляции в группах конкурсантов, занявших места с 1 по 20, 31-51 и 57-77 в общем зачете.
Из гистограммы видно, что у «лучших» оперативных уполномоченных (имеющих рейтинг профессиональной компетентности с 1 по 20) показатели специальной, технико-криминалистической, огневой, физической и медицинской подготовленности находятся в такой взаимосвязи с уровнем профессионализма, которую можно оценить как сильную (коэффициенты корреляции от 0,5 до 0,7). В то же время у специалистов, отнесенных к группам «средних» (занявших места с 31 по 51) и «худших» (занявших места с 57 по 77), данные взаимосвязи слабые (коэффициенты корреляции от 0,2 до 0,35).
Для определения ориентиров в учебном процессе курсантов было произведено сравнение результатов, показанных «лучшими», с требованиями программ, наставлений и образовательных стандартов по специальности. В результате было установлено следующее.
По огневой подготовке уровень «лучших» составляет 84,3 % в области зна-
120
ния теории и правил стрельбы, 100 % - в умениях по материальной части оружия и 78,6 % - в навыке практической стрельбы. По физической подготовке - 86,7 % от требований программы обучения (сила
- «отлично», выносливость и боевые приемы борьбы - «хорошо»). По медицинской подготовке - 86,3 % в области знаний порядка и правил оказания первой доврачебной помощи, и 88,7 % - в умении оказывать первую доврачебную помощь. В техникокриминалистической подготовке «лучшими» освоено 72,3 % от уровня требований. Знание основ криминалистики - 50 %; классификации технических средств, их принципов действия и способов применения - 42,2 %; тактики действий при осмотре места происшествия - 80 %; при обыске
- 70 %; при выемке - 50 %; при производстве других следственных действий - 70 %. Навыки документального оформления
- 96,4 %.
По специальной подготовке подготовленность «лучших» составила 96,6 % от уровня требований. Знание федерального законодательства - 100 %, ведомственной нормативно-правовой базы МВД России
- 82,3 %, тактики и методов оперативнорозыскной деятельности - 100 %, умения и навыки оформления нужных документов
- 100 %.
Анализ технических результатов, показанных «лучшими» в различных видах конкурсных испытаний, дает основание для выделения конкретного перечня знаний, умений и навыков, определяющих высокий уровень профессиональной компетентности оперативного уполномоченного уголовного розыска. Они состоят в следующем.
Следует знать: положения Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и приказа МВД России, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность; последовательность осмотра места происшествия и способы фиксирования вещественных доказательств; порядок и процедуру производства обыска; основания для производства выемки; порядок и правила оформления процессуальных до-
кументов; порядок и правила использования спецсредств, средств радиосвязи; приборов, используемых в ОВД при осмотре мест происшествий (металлоискатели, газоанализаторы); специальных устройств, применяемых при допросе («Полиграф»); химических препаратов и иных средств («Бумеранг»), применяемых для документирования противоправных деяний; основы теории и правила стрельбы; порядок и правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях, травмах и повреждениях внутренних органов.
Уметь: подтягиваться на перекладине 23-25 раз, пробегать дистанцию 1 км за 3 мин 25 с - 3 мин 30 с, выполнять боевые приемы борьбы на оценку не ниже «хорошо»; снаряжать магазин, разбирать и собирать оружие, поражать цели из пистолета Макарова на оценку не ниже «хорошо»; использовать средства оказания первой доврачебной помощи и умело оказывать первую доврачебную помощь при ранениях и травмах.
Для определения значимости отдельных морально-психологических качеств конкурсантам было предложено оценить их важность для профессиональной деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска.
Результаты опроса показали, что такие качества, как коммуникабельность, самостоятельность и инициатива, настойчивость и упорство, работоспособность и самоотдача, умение работать в команде, имеют определенную значимость в структуре профессиональной компетентности исследуемых специалистов (см. рис. 2).
У специалистов, отнесенных к группе «лучших», отмеченные качества весьма значимо коррелируют с уровнем профессиональной компетентности (коэффициенты корреляции от 0,25 до 0,51); у отнесенных к группам «средних» и «худших» - незначительно.
Отдельно следует отметить профессиональную значимость такого качества, как смелость. По мнению «лучших», данное качество не является полезным для оперативного уполномоченного (г =
- 0,48), тогда как «худшие» по рейтингу
Юридическая наука и правоохранительная практика профессиональной компетентности придают ему определенную значимость (г =
0,26). Очевидно, «лучшие» предпочитают смелости разумную осторожность.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Профессиональнаякомпетентность оперативных уполномоченных уголовного розыска имеет уровневое строение. Выделяются высокий, средний и низкий уровни, обусловленные объемом специальных знаний, наличием профессионально-прикладных умений и навыков, сформированнос-тью профессионально важных качеств и свойств личности.
2. Выявлены показатели сформированное™ специальных знаний, профессионально-прикладных умений и навыков, профессионально важных физических качеств, определяющие высокий уровень профессиональной компетентности оперативных уполномоченных уголовного розыска.
3. Высокий уровень профессиональной компетентности оперативных уполномоченных уголовного розыска связан с развитием коммуникабельности, самостоятельности и инициативы, настойчивости и упорства, разумной осторожности и предусмотрительности, работоспособности и самоотдачи, умения работать в команде.
Рис. 1. Значимость отдельных видов подготовки в структуре профессиональной компетентности оперативных уполномоченных с различным уровнем подготовленности
Рис. 2. Значимость отдельных морально-психологических качеств в структуре профессиональной компетентности оперативных уполномоченных с различным уровнем подготовленности
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001: Правоохранительная деятельность: утв. приказом Минобрнауки РФ от 14 янв. 2011 г. № 20 // Ц^: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/12084837 (дата обращения: 7 апр. 2013 г.).
2. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2005.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 23 апр.
5. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юристъ, 2005. 206 с.
6. Скалин Ю.Е. Профессиональный психологический отбор оперативных сотрудников уголовного розыска: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 20 с.
7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. М.: Проспект, ТК Велби, 2006. 208 с.