Научная статья на тему 'Состав налогового правонарушения и порядок привлечения к ответственности'

Состав налогового правонарушения и порядок привлечения к ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7184
821
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагина А. Ю.

Налоговые правонарушения являются актуальной проблемой ввиду их фискального характера и регулярного изменения налогового законодательства. В статье рассмотрен состав налогового правонарушения. Кроме того, систематизирован порядок привлечения правонарушителей к налоговой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав налогового правонарушения и порядок привлечения к ответственности»

УДК 347.73

Смагина А.Ю.

Преподаватель, Тольяттинский государственный университет

СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ

К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Налоговые правонарушения являются актуальной проблемой ввиду их фискального характера и регулярного изменения налогового законодательства. В статье рассмотрен состав налогового правонарушения. Кроме того, систематизирован порядок привлечения правонарушителей к налоговой ответственности.

Ключевые слова: состав правонарушения, налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, налогоплательщик, налоговый орган.

Налоговые правонарушения находятся на грани экономической и правовой сферы общественных отношений, определяя чрезвычайную актуальность исследования данного вопроса. С точки зрения государства, налоговые правонарушения обладают фискальным характером: недополучение денежных средств в виде налогов и сборов по различным основаниям. С точки зрения налогоплательщиков, налоговые правонарушения несут рисковый характер: организации или физические лица подвержены допущению ошибок, в том числе при применении налогового законодательства. В любом случае, является ли ошибка намеренной или случайной, она влечет за собой привлечение к ответственности. — негативные последствия для самого экономического субъекта (для гражданина), для должностного лица, допустившего ее, для руководителя организации. Важным аспектом в изучении сущности налоговых правонарушений является определение его состава и порядка привлечения к ответственности.

В юридической литературе термин «состав правонарушения» рассматривается как совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, определяющих его как правонарушение и являющихся основанием для привлечения субъекта к юридической ответственности. Касаемо налоговой ответственности, трактовка понятия «состав налогового правонарушения» будет иметь следующий вид: система регламентированных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) фактических обстоятельств и признаков, при условии наличия которых, противоправное деяние может быть отнесено к налоговому правонарушению. Любая система состоит из взаимосвязанных элементов, определяющих структуру и эффективность функционирования механизма. Так и в налоговом праве: состав налогового правонарушения соответствует юридическому правонарушению и включает в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону налогового правонарушения. Рассматривая состав налогового правонарушения как сложный структурный объект, можно выделить следующие характеристики его элементов, представленные на рисунке 1.

К первому элементу состава налоговых правонарушений относится объект, под которым принято понимать фискальные интересы государства, которые, как правило, направлены на пополнение бюджетов всех уровней за счет налоговых платежей, сборов. Следующая категория. — субъект налогового правонарушения. Данный элемент представляет собой деликтоспособных физических лиц или предприятий, которые совершили налоговое правонарушение. Отметим тот факт, что термин «деликтоспособность» физического лица связывается с понятиями: «возраст», «вменяемость». Субъектом правонарушения может быть только вменяемое лицо, которое осознает противоправный характер своего деяния. Разумеется, оно должно достигнуть определенного возраста и быть способным руководить своими поступками. В уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают. В гражданском, административном, налоговом и

другом законодательстве субъектом правонарушения может быть не только физическое, но и юридическое лицо. — учреждение, организация.

Объект Объективная сторона Субъект Субъективная сторона

Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездейств1ими). Его составные части: -установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов; -порядок учета налогоплателыц иков; -порядок составления налоговой отчетности. Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность. Лица, совершившие правонарушение: •Налогоплательщик •Плательщик сборов. •Налоговый агент. Лица, способствующие осуществлению налогового контроля: •Эксперт. •Переводчик. •Специалист •(кредитная организация выступает в качестве особого субъекта правонарушения). Юридическая вина в форме умысла или нео стор ожно сти.

Рисунок 1 — Элементы налогового правонарушения

В соответствии с содержанием таблицы, установлены категории лиц, относящихся к субъекту налогового правонарушения: налогоплательщик, плательщик сборок, налоговый агент. В этой связи рационально рассмотреть определение каждого субъекта. Так, к налогоплательщикам относятся физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги. Сбор — особый вид налога, платеж, который взимается, как правило, за предоставление государственных услуг. Плательщик сборов отличается от налогоплательщика тем, что уплата сбора носит единовременный характер и, в некоторой мере, добровольна. Под налоговым агентом в российском налоговом законодательстве понимается лицо, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика налога и перечислению его в бюджет (например, налог на доходы физических лиц).

Третий элемент состава налоговых правонарушений. — объективная сторона, представляющая собой характеристику противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, а также причинно-следственную связь между деянием и вредными последствиями. Объективная сторона позволяет определить способ совершения этого деяния. Следует отметить, что по характеру конструкции объективной стороны, представляющего способ ее законодательного описания, составы налоговых правонарушений разделены на две группировки, представленные на рисунке 2.

www.tavr.science

Составы налоговых правонарушений по признаку конструкции объективной стороны

Объективная сторона представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно -следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями.

Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ).

Момент окончания непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют.

К формальным относится,нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Рисунок 2 — Классификация составов налоговых правонарушений по признаку конструкции объективной стороны

Последний элемент состава налоговых правонарушений определен субъективной стороной. Под ней принято понимать сознательно-волевые признаки налогового правонарушения, которые включают в себя вину, мотив и цель совершения налогового преступления правонарушителем. Так, цель предполагает достижение и предвосхищение конкретного результата. Мотив — внутренней побуждение, которое подталкивает правонарушителя на совершение противоправного деяния. Субъективная сторона состава налогового правонарушения определяет психическую деятельность лица, которая НК РФ отражен традиционный подход к субъективной стороне, базирующийся на вине правонарушителя (ст. 110 НК РФ) [2]. Следует отметить тот факт, что вина организации в совершении налогового правонарушения будет зависеть от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действие (бездействие) которых стали причиной совершения конкретного налогового правонарушения. Если рассматривать понятие вины в общем виде, во всех отраслях права ответственность за правонарушение базируется на признании лица виновным в совершении правонарушения, то есть на наличии в его деяниях вины. Под термином «вина» в юридической литературе понимается психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию. Вина подразделяется на умысел и неосторожность.

Несмотря на значимость вины как базового критерия отнесения деяния к налоговому правонарушению, законодательством предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) непреодолимая сила: подразумевает, что деяние с признаками налогового правонарушения совершено из-за стихийного бедствия или другого чрезвычайного и непреодолимого обстоятельства;

2) невменяемость: деяние с признаками налогового правонарушения совершено налогоплательщиком-физическим лицом, которое в момент его совершения находилось в состоянии аффекта (лицо не может отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния);

3) добросовестное заблуждение: налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент), выполнял письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о

налогах и сборах, которые были даны ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти или их должностными лицами в пределах их компетенции;

4) иные обстоятельства, которые суд или налоговый орган, рассматривающий дело, может признать исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, в ст. 112 НК РФ предусмотрены обстоятельства, которые могут смягчить или усилить ответственность за совершение налогового правонарушения [2].

Результатом совершения налогового правонарушения является привлечение к ответственности. Процесс привлечения к налоговой ответственности регламентирован определенным порядком, предусмотренным ст. 100.1 НК РФ. В соответствии с ней, возможны две различных процедуры по рассмотрению дела о налоговых правонарушениях:

1. в ходе камеральной или выездной налоговой проверки нарушения законодательства о налогах и сборах, дело рассматривается в соответствии со ст. 101 НК РФ;

2. в ходе иных мероприятий налогового контроля нарушения законодательства о налогах и сборах (кроме правонарушений, регламентированных ст. 120, 122 и 123 НК РФ) дело изучается в порядке, предусмотренным ст. 101.4 НК РФ.

К составу нарушений законодательства о налогах и сборах, обнаружение которых может быть только по итогам налоговых проверок, производство по которым регламентировано ст. 101 НК РФ, относят следующие:

- правонарушитель допустил «...грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», что соответствует ст. 120 НК РФ;

- выявлен факт неуплаты или неполной уплаты налогов (сборов). — ст. 122 НК

РФ;

- налоговый агент не выполнил обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, ответственность предусмотрена ст. 123 НК РФ.

Иные правонарушения и производство по таким делам может быть произведено как в порядке, предусмотренном в ст. 101.4 НК РФ, так и в соответствии со ст. 101 НК РФ [2]. Выбор того или иного порядка производства по делу определяется в зависимости от вида контрольных мероприятий, проведение которых обусловило выявление признаков правонарушения (налоговые проверки или прочие мероприятия налогового контроля). При и этом, как отмечает А.Н. Борисов, в случае привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства в порядке ст. 101.4 НК РФ не играет роли факт отнесения лица. — правонарушителя к налогоплательщику, плательщику сбора, или налоговому агенту [7].

Из этого следует тот факт, что процесс привлечения к налоговой ответственности в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 101.4 НК РФ, не зависит от правового статуса лица, привлекаемого к ответственности. Однако, следует иметь в виду, что лица, обладающие другим статусом, будут привлекаться к налоговой ответственности только в порядке, предусмотренным ст. 101.4 НК РФ [2]. К таким лица относятся: специалист, эксперт, свидетель. переводчик. Они привлекаются для разъяснения материалов дела или пи возникновении сложностей, связанных с профессиональными особенностями. Данное правило будет действовать в случае привлечения указанных лиц к ответственности за правонарушения, которые предусмотрены в отношении именно свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков. Профессор А.А. Ялбулганов в своих трудах отмечает, что процедуры производства, которые установлены в ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ, могут различаться не только по параметрам их сущности, но и по формальным признакам [9]. Так, процесс привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, обычно осуществляется при отсутствии необходимости проведения налоговой проверки с целью выявления совершенного налогового правонарушения при наличии признаков следующих правонарушений:

- нарушен срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

факт уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); нарушен срок представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

- не соблюден порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, находящееся под арестом (ст. 125 НК РФ);

- не представлены налоговому органу сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, (ст. 126 НК РФ);

- нарушен порядок регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ). Помимо этого, порядок, установленный в соответствии со ст. 101.4 НК РФ,

предусматривает составления акта налоговым органом по тем правонарушениям, которые совершены специальными субъектами:

- ответственность за нарушение налогового законодательства у свидетеля (ст. 128 НК РФ);

- ответственность за нарушение налогового законодательства у эксперта, переводчика и специалиста (ст. 129 НК РФ);

- ответственность за нарушение налогового законодательства у банка (гл. 18 НК

РФ).

Для привлечения к ответственности банков, возможен порядок, установленный в ст. 101 НК РФ, когда соответствующие правонарушения выявлены в ходе налоговой проверки банка. В статьях 101 и 101.4 НК РФ установлены процедуры рассмотрения дела о нарушении законодательства о налогах и сборах. В случае нарушения установленного порядка при рассмотрении дела о налоговом правонарушении, есть полноценное основание признания принятого решения о привлечении к налоговой ответственности нелегитимным. Статья 101 НК РФ более детально регулирует порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, обнаруженных налоговым органом в процессе выездной (камеральной) налоговой проверки [2]. При производстве в соответствии со ст. 101.4 НК РФ, налоговые органы не могут использовать некоторые свои полномочия, предусмотренные ст. 101 НК РФ. Они представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Особенности полномочий налоговых органов при производстве по делу

о налоговом правонарушении В соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ в случае обнаружения признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа должно составить

шшшЛауг.Баепсе № 4 (декабрь), 2015

акт установленной формы за подписью этого должностного лица и лица, совершившего такое налоговое правонарушение.

При том у налогоплательщика-правонарушителя есть право на отказ в подписании составленного акта. В общем виде, процесс составления акта о налоговом правонарушении говорит о начале процедуры привлечения к налоговой ответственности. Необходимо различать два вида акта:

1) акт, составленный по правилам ст. 101.4 НК РФ;

2) акт налоговой проверки, составленный в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Руководитель (заместитель) налогового органа устанавливает факт совершения

налогового правонарушения в процессе рассмотрения акта, а также прочих материалов и документов в соответствии с регламентом ст. 101.4 НК РФ [2]. Конкретные действия руководителя (заместителя) налогового органа в ходе рассмотрения акта наглядно отражены на рисунке 4.

Процесс выявления признаков какого-либо налогового правонарушения осуществляется сотрудниками налоговой службы непосредственно в ходе мероприятий налогового контроля. Так, согласно п. 1 ст. 82 НК РФ: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [2].

В случае нарушения данного регламента, возможно рассмотрение основания для признания в суде решения о привлечении к налоговой ответственности не легитимным. При этом, следует иметь в виду тот факт, что если решение принято в порядке ст. 101.4 НК РФ, оно не подлежит апелляционному обжалованию [2].

Рисунок 4 — Действия руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в

ходе рассмотрения акта и прочих материалов дела

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по итогам рассмотрения материалов проверки выносит соответствующее решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. К общим условиям

привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения относятся следующие:

1) к ответственности за совершение налогового правонарушения можно привлечь только по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации;

2) к ответственности нельзя привлечь повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Отметим тот факт, что привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не является освобождением от обязанности уплаты причитающейся суммы налога, сбора и пени. Виновным признается лицо, совершившее налоговое правонарушение, только с момента доказательства его вины в порядке, предусмотренным федеральным законом и установления ее вступившим в силу решением суда. Таким образом, у привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения лица нет обязанности по доказательству своей невиновности в совершении налогового правонарушения. В тоже время, обязанность доказательства обстоятельств вины лица возлагается на налоговые органы. Любые сомнения в виновности привлекаемого лица будет истолкованы в его пользу.

Выделяют несколько форм вины при налоговых правонарушениях. Умышленно совершенным признается налоговое правонарушение, когда лицо в момент совершения:

- осознавало противоправный характер своего действия (бездействия);

- желало либо сознательно допустило наступление вредных последствий такого действия (бездействия).

Другая форма вины — совершенное по неосторожности налоговое правонарушение. Таковым признается правонарушение, в случае, если совершившее его лицо не осознавало противоправный характер своего действия (бездействия) либо вредный характер последствий, которые возникли в результате этого действия (бездействия), хотя осознавать это оно должно было и могло.

Как было отмечено выше, ответственность за совершение налоговых правонарушений возлагается на организации и физические лица. При этом, в случае совершения налогового правонарушения виновным признается лицо, которое совершило противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Законодательство предусматривает ряд обстоятельств, которые исключают возможность привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом наличие хотя бы одного обстоятельства уже будет являться основанием для не привлечения к ответственности:

- отсутствует событие налогового правонарушения;

- отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

- деяние с признаками налогового правонарушения совершено физическим лицом, которое в момент совершения деяния не достигло шестнадцати лет;

- истекли сроки давности для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом следует отметить, под сроком давности понимается промежуток времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к ответственности. В отношении налоговых правонарушений данный срок составляет три года, которые исчисляются:

- для правонарушений с грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты налогов срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения;

- для других видов правонарушений, предусмотренных НК РФ. — со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого данное правонарушение было совершено [2].

Важен и тот факт, что в случае, если привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение лицо оказывало активное противодействие проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ, течение срока давности приостанавливается.

К обстоятельствам, исключающим вину, относятся деяния, совершенные в результате стихийного бедствия, непреодолимых обстоятельств, в случае если физическое лицо-правонарушитель не отдавало себе отчет в момент совершения деяния вследствие болезни и т. д., а также, когда налогоплательщики выполняли письменные разъяснения налоговых органов по трактовке применения законодательства о налогах или сборах. Если признается наличие одного из вышеперечисленных обстоятельств, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Выделяют так же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливает которые суд или налоговый орган и учитывает при наложении санкций. К смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствам относятся следующие:

- в результате стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- на совершение правонарушения повлияла угроза или принуждение либо материальная, служебная или иная зависимость;

- иные обстоятельства, которые может признать суд в качестве смягчающих ответственность.

К отягчающим ответственность обстоятельствам относится совершение налогового правонарушения лицом, уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Для физических лиц и организаций выделяют специфику привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности только после наступления шестнадцатилетнего возраста. Кроме того, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации ответственность за правонарушение физического лица, наступает, когда установлено, что это деяние не содержит признаков состава уголовного преступления. В свою очередь, для организаций привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения не является поводом для освобождения ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. При привлечении к налоговой ответственности налогового агента, он не освобождается от обязанности перечислять причитающиеся суммы налога и пени.

Выявленные налоговым органом факты налоговых правонарушений должны быть подтверждены документально. В зависимости от совершенного правонарушения таким подтверждением могут быть копии документов налогоплательщика (первичная и внутренняя документация, договора, учетные регистры), представленные в контролирующий орган декларации, прочая налоговая отёчность, документы контрагентов, других лиц (например, извещения банков об открытии счета), протоколы опроса свидетелей, заключения экспертов. В некоторых случаях факт совершения налогового правонарушения фиксируется в специальном документе. — акте, который подписывает уполномоченное должностное лицо налогового органа. Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие случаи для обязательного составления акта, отраженные на рисунке 5.

В иных случаях, не предусмотренных НК РФ, в том числе при обнаружении фактов налоговых правонарушений при проведении камеральной проверки, акт не составляется.

Форма акта о нарушении законодательства о налогах о сборах, а также требования к его составлению регламентируются Приказом ФНС России от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@ [5]. При этом, статья 101.4 НК РФ уточняет временной период для составления

такого акта: или день обнаружения признака налогового правонарушения или в какой-либо другой срок [2]. Спорная ситуация разъяснена в письме Минфин РФ от 22.01.2009 г. № 0302-08-7: в случае, если п. 1 ст. 101.4 НК РФ определяет срок составления акта в момент обнаружения фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, его оформление следует произвести не позже одного рабочего дня после их выявления [6].

Кроме того, в ст. 101.4 НК РФ не установлен период, в течение которого необходимо вручить налогоплательщику: в п. 4 с. 101.4 НК РФ указан лишь способ отправки акта по почте налогоплательщику в случае его уклонения от получения такового [2]. При этом, датой вручения акта по почте признается шестой день с момента его отправления. Так же в ст. 101.4 НК РФ отсутствует срок, по окончанию которого решение налогового органа признается вступившим в силу, что позволяет считать, что такое решение считается вступившим в силу с момента его принятия [2].

Составленные должностными лицами налогового органа акты, как и прочая сопутствующая документация, подтверждающая факт нарушения законодательства о налогах и сборах, должны быть представлены для рассмотрения руководителю налогового органа или его заместителю. По результатам рассмотрения данных материалов выносится один из трех видов решения: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; отказ в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; привлечение лица к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Последний вид решения включает в себя три части: вводную, описательную и резолютивную. В вводной части решения содержатся следующие данные:

- номер, дата вынесения решения;

- местонахождение и наименование налогового органа;

- классный чин, фамилия, имя и отчество руководителя налогового органа или его заместителя, которым вынесено решение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- полное наименование (для организаций) или фамилия, имя, отчество (для физических лиц) и идентификационный номер лица, в отношении которого вынесено решение.

Вторая, описательная часть решения содержит перечень обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые подтверждены документами. Кроме того, приводится оценка объяснений и доказательств, которые представило привлекаемое к ответственности лицо. Последняя, резолютивная часть решения содержит в себе выводы касательно рассмотренного дела, которые являются базой для наступления правовых последствий: решении о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, которые предусматривают данные нарушения и применяемые меры ответственности.

В соответствии с требованиями п. 11 ст. 101.4 НК РФ копия решения должна быть вручена налогоплательщику или передана иным способом, для фиксирования даты его получения конкретным лицом (или представителем), однако срок передачи такого решения законом не уточнен [2]. Отметим, что

п. 12 ст. 101.4 НК РФ содержит следующие случаи отмены принятого решения:

- должностные лица налоговых органов не соблюдали требования, установленные НК

РФ;

- нарушены существенные условия процедуры рассмотрения акта и прочих материалов мероприятия налогового контроля;

- выявлены прочие нарушения процедур рассмотрения материалов, при том, если они стали причиной или могли привести к принятию неверного решения.

Законодатели выделяют следующие существенные условия процедуры рассмотрения акта и прочих материалов мероприятий налогового контроля:

1) лицо, по отношению к которому был составлен акт, должно иметь возможность участия в процессе рассмотрения материалов лично и/или посредством своего представителя;

2) лицо, по отношению к которому был составлен акт, должно иметь возможность в представлении собственных объяснений в письменной или устной форме. При этом такие объяснения имеют форму возражений по поводу акта в общем виде или по его некоторым положениям, являясь доказательством по конкретному делу.

Письменное возражение и приобщенные к нему документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в течение десяти дней с момента получения акта, что указано в п. 5 ст. 101.4 НК РФ [2]. Если установленный десятидневный срок будет нарушен, приобщение представленных возражений и документов к материалам дела в любом случае должно быть совершено, что указано в п. 7 ст. 101.4 НК РФ [2].

В момент рассмотрения акта происходит изучение объяснения лица, которое привлекается к ответственности, а также анализируются прочие доказательства. Использование при рассмотрении дела доказательств, что были получены с нарушением НК РФ, не допустимо. Этот регламент направлен на защиту интересов лица, которые привлекается к ответственности.

Вынесенное решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства является основанием для направления правонарушителю требования об уплате пеней и штрафа, что соответствует положениям п. 10 ст. 101.4 НК РФ. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, кроме того, содержат период времени на обжалование данного решения. При этом, как было указано выше, решение привлечения к налоговой ответственности (или отказ в привлечении к налоговой ответственности), которые было принято в порядке ст. 101.4 НК РФ, не требует обязательного досудебного (апелляционного) обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства в соответствии со ст. 101.4 НК РФ представляет собой механизм, позволяющий налоговым органам более эффективно в отличие от порядка, предусмотренного в ст. 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о правонарушениях, которые совершенны в сфере налогообложения.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004)

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001.. — №7.

5. Приказ ФНС РФ от 13.12.2006 N САЭ-3-06/860@ "Об утверждении Формы Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2007 N 8822)

6. Письмо Минфина РФ от 22.01.2009 N 03-02-08-7

7. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок. Практические рекомендации // КонсультантПлюс

8. Гогин А.А. К вопросу об уточнении отдельных положений налогового кодекса Российской Федерации// Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. — № 3 (12). — Изд-во СГЭУ, Самара. — 2005. — С.182-186

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах и ответах / Под общ. ред. проф. А.А. Ялбулганова // КонсультантПлюс.

10. Репетева О.Е. Юридическая ответственность за семейные, финансовые и экологические правонарушения как межотраслевой институт права// Право и государство: теория и практика. 2010. № 3. С. 135-139

11. Смагина А.Ю. Налоговые риски предприятия и способы их минимизации//Инновационные аспекты социально-экономического развития региона сборник статей по материалам участников V ежегодной научной конференции аспирантов ФТА. — 2014. — С. 515-525

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.