Научная статья на тему 'Состав и структура распределенного компьютерного тренажера'

Состав и структура распределенного компьютерного тренажера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
497
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ТРЕНАЖЕР / КЛИЕНТ / СЕРВЕР / SCHEMATIC DIAGRAM / DISTRIBUTED SIMULATOR / CLIENT / SERVER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Елизаров В. И., Галеев Э. Р., Мущинин А. В., Смолин Н. Г., Валеев И. М.

Описывается структурная схема и состав разработанного распределенного тренажерного комплекса. В качестве основы выбрана клиент-серверная архитектура. Представлен принцип обмена данными между учеником, учителем и сервером тестирования. Описан интерфейс инструктора и ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Елизаров В. И., Галеев Э. Р., Мущинин А. В., Смолин Н. Г., Валеев И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Described by the block diagram and the composition of a distributed training complex. As the basis of selected client-server architecture. Shows the principle of the exchange of data between the student, the teacher and the test server. Described interface instructor and student.

Текст научной работы на тему «Состав и структура распределенного компьютерного тренажера»

В. И. Елизаров, Э. Р. Галеев, А. В. Мущинин,

Н. Г. Смолин, И. М. Валеев

СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА

Ключевые слова: структурная схема, распределенный тренажер, клиент, сервер.

Описывается структурная схема и состав разработанного распределенного тренажерного комплекса. В качестве основы выбрана клиент-серверная архитектура. Представлен принцип обмена данными между учеником, учителем и сервером тестирования. Описан интерфейс инструктора и ученика.

Keywords: schematic diagram, distributed simulator, client, server.

Described by the block diagram and the composition of a distributed training complex. As the basis of selected client-server architecture. Shows the principle of the exchange of data between the student, the teacher and the test server. Described interface instructor and student.

Введение

Компьютерные тренажерные комплексы занимают важное место в процессе подготовки персонала предприятий химической и нефтехимической отраслей [1]. Данные комплексы помогают поддерживать высокий уровень подготовки обслуживающего и управленческого персонала, что позволяет избегать ошибок с их стороны при проведении пусконаладочных операций, штатных остановах, нормальном ведении технологического процесса и что особенно важно при ликвидации нештатных аварийных ситуаций.

Необходимость наличия распределенных компьютерных тренажерных комплексов для проведения полномасштабных тренировок [2] под руководством инструктора [3] обусловлена как необходимостью использования современных средств обучения на предприятиях, так и предписаниями общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических,

нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03).

Экономически целесообразно тренировки и обучение обслуживающего персонала проводить в составе рабочей группы или коллектива. Каждый обучаемый имеет свое рабочее место и индивидуальное задание. Для большей объективности взаимодействие обучаемых между собой исключается, а обмен информации

происходит только с сервером тестирования (СТ). Преимущество распределенного комплекса заключается в возможности одновременной работы большого количества обучаемых как в специализированном компьютерном классе, так и удаленно при наличии доступа к серверу тестирования. При этом инструктор одновременно контролирует и управляет за ходом работы всех обучаемых. Имеется возможность удаленного

доступа к серверу, что освобождает инструктора от территориальной привязанности к своему рабочему месту и позволяет вносить коррективы и

осуществлять контроль за процессом обучения с любого компьютера с установленным программным обеспечением, имеющего доступ к СТ.

В ходе разработки математического, алгоритмического и программного обеспечения был

определен требуемый функционал распределенного тренажерного комплекса:

- Среда для визуализации технологического процесса, содержащая базу данных компьютерных моделей и средств визуализации в количестве не менее 40 единиц;

- Наличие инструментария для графической разработки технологических схем;

- Наличие инструментария для разработки многопользовательской сетевой структуры;

- Модуль разработки скриптового описания;

- Модуль разработки процедур пуска, останова, локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

- Модуль разработки базы пользователей с возможностью разграничения прав доступа;

- Наличие станции оператора;

- Наличие станции инженера [4,5].

Структура тренажерного комплекса

Для реализации принципа

распределенности программного обеспечения в тренажерном комплексе реализована трехуровневая архитектура.

Трёхуровневая архитектура —

архитектурная модель программного комплекса, предполагающая наличие в нём трёх компонентов: клиентского приложения (обычно называемого «тонким клиентом» или терминалом), сервера приложений, к которому подключено клиентское приложение, и сервера базы данных, с которым работает сервер приложений.

Клиент — это интерфейсный компонент, который представляет первый уровень, собственно приложение для конечного пользователя. Первый уровень не должен иметь прямых связей с базой данных, быть нагруженным основной бизнес-логикой и хранить состояние приложения. На первый уровень может быть вынесена и обычно выносится простейшая бизнес-логика: интерфейс авторизации, алгоритмы шифрования, проверка вводимых значений на допустимость и соответствие формату, несложные операции (сортировка, группировка, подсчет значений) с данными, уже загруженными на терминал.

Сервер приложений располагается на

втором уровне, на котором сосредоточена большая часть бизнес-логики. Сервер базы данных обеспечивает хранение данных и выносится на третий уровень. Обычно это стандартная реляционная или объектно-ориентированная СУБД. Если третий уровень представляет собой базу данных вместе с хранимыми процедурами, триггерами и схемой, описывающей приложение в терминах реляционной модели, то второй уровень строится как программный интерфейс, связывающий клиентские компоненты с прикладной логикой базы данных.

Программный комплекс, структурная схема которого представлена на рис. 1 состоит из

следующих структурных единиц:

1. Программа ученик - программа для выбора теста и его прохождения.

2. Программа учитель - программа для просмотра и контроля прохождения тестов учениками.

3. Сервер тестирования - работает с учителем и учениками, осуществляет сохранение и выдачу данных для клиентских программ.

4. Конструктор тестов - позволяет создавать сценарии для прохождения тестов.

5. Модуль импорта - созданные тесты в конструкторе переносит в базу и регистрирует весь набор тестов.

Рис. 1 - Схема работы программного комплекса

Рассмотрим механизм работы показанной схемы и содержание каждого элемента.

Начальным элементом является

конструктор тестов [6]. Для унификации с уже разработанными локальными тренажерными комплексами [7] данный элемент не претерпел изменений и включает в себя:

- Среду для визуализации технологического процесса, содержащую базу данных компьютерных моделей и средств визуализации;

- Наличие инструментария для графической разработки технологических схем;

- Модуль разработки скриптового описания;

- Модуль разработки процедур пуска, останова, локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

Это позволяет сохранять преемственность с уже разработанными упражнениями, моделями и графической оболочкой [8]. Конструктор тестов не связан программно или физически с остальными

составляющими комплекса. Упражнения

разрабатываются на любом ПК с установленным конструктором. После разработки необходимого набора тестов при помощи модуля импорта все тесты заносятся в базу данных, реализованную на базе реляционной системы управления базами данных Microsoft Office Access. Данная СУБД имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.

Физически база данных хранится на компьютере, играющем роль сервера, программное обеспечение которого отвечает за взаимодействие клиентов (учеников и инструктора) друг с другом и с базой данных.

Пользовательский интерфейс

Для входа в систему в качестве инструктора используется специальное программное

обеспечение, которое устанавливается на необходимом компьютере. При запуске необходимо пройти аутентификацию, т.е. ввести имя пользователя и пароль, которые задаются в базе данных. После прохождения процедуры

аутентификации на экране появляется главное окно рис. 2.

Рис. 2 - Окно инструктора системы

Инструктор имеет возможность добавлять группы пользователей, например

операторы/технологи/аппаратчики в меню группы. В меню пользователи отображается список учеников, имеющих возможность проходить обучение. В меню задания на тестирование отображается список всех имеющихся вариантов тестов. В поле сессии тестирования отображаются все пройденные тестирования зарегистрированных пользователей. Указывается название схемы, дата начала и окончания тестирования. При установке галочки в поле активные, видимыми остаются только сессии тестирования, проходящие в данный момент времени. В нижней части окна отображается перечень выполненных действий выбранного теста, идентичный отчету, конфигурируемому при окончании тестирования в окне прохождения тестирования [7].

Следующим логическим элементом системы является модуль ученика. Для прохождения тестирования необходимо запустить

соответствующее приложение и пройти аутентификацию. При этом модуль ученика

запрашивает у сервера тестирования (СТ) список учеников. После обработки запроса СТ отправляет сформированный список ученику. После выбора идентификатора ученика и ввода пароля ученик отправляет на СТ эти данные. При этом ученик формирует запрос на список разрешенных заданий. После проверки данных на правильность СТ в соответствие с таблицей прав формирует список задач и отправляет ученику.

Ученик выбирает задачу из представленного списка (рис. 3), после чего на СТ отправляется данная информация. СТ совершает проверку режима тестирования (обучение/экзамен), после чего собирает данные для проведения тестирования и отправляет ученику следующую информацию: дата проведения тестирования,

объекты с параметрами, линии связи, визуальные объекты, схема теста.

Рис. 3 - Окно выбора задания

После нажатия кнопки Старт ученик отправляет на СТ эту команду. Поле статуса меняет свое значение на активный. В таблице результатов создаются нулевые параметры.

При совершении каждого действия ученик отправляет на СТ текущее состояние параметров, а СТ изменяет таблицу результатов. Завершение тестирования возможно в двух случаях: при

нажатии кнопки Стоп учеником и при окончании всех действий. При этом ученик отправляет команду завершения тестирования на СТ, а в строке состояния статус меняется на завершенный. Все запросы клиента (ученик/учитель) к СТ осуществляются посредством http протокола командой GET.

Архитектура сервера

Сервер получает от Клиента запрос GET, ядро разделяет строку с адресом и переменные запроса. В соответствии с адресом запроса выбирается контроллер и ему передаются переменные запроса. Контроллер выбирает действие и выполняет его. Действие контроллера обращается к модели, которая в свою очередь делает запрос к

БД. Работа с БД возможна как из модуля инструктора, так и непосредственно в Microsoft Access. Графическое представление архитектуры сервера (рис. 4) содержит следующие логические элементы: ядро, контроллер, действие, модель, сервер, база данных.

Рис. 4 - Архитектура сервера

Практические результаты

На основе разработанного программного обеспечения [6], математических моделей [8] были реализованы распределенные компьютерные тренажерные комплексы для обучения операторов действующих химических и нефтехимических производств [9,10].

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (соглашение №14.В37.21.0591).

Литература

1. В. М. Дозорцев, Компьютерные тренажеры для обучения операторов технологических процессов. Синтег, Москва, 2009, 372 с.

2. ПБ 09-540-03. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.

3. А. Г. Колмогоров, Н.С. Благодарный, Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 26. 2. 51-56 (2010).

4. А.В. Мущинин, Д. В. Елизаров, В. В. Елизаров, Вестник Казан. технол. ун-та, 15. 8. 348-351 (2012).

5. Д.В. Елизаров, А.В. Мущинин, В.В. Елизаров, ММТТ-25. 9. 31-33 (2012).

6. Авт. свид. РФ 2013618497 (2013)

7. А.В. Мущинин, Вестник Сарат. гос. технич. ун-та, 64.2. 230-234 (2012).

8. А.В. Мущинин, А.В. Долганов, Д. В. Елизаров, В. В. Елизаров, Вестник Казан. технол. ун-та, 16. 12. 269272 (2013).

9. Авт. свид. РФ 2013618498 (2013)

10. Авт. свид. РФ 2013618499 (2013)

© В. И. Елизаров - д-р техн. наук, проф., зав. каф. автоматизации технологических процессов и производств НХТИ КНИТУ; Э. Р. Г алеев - канд. техн. наук, доцент, зам. директора по НР НХТИ КНИТУ, eldargaleev@inbox.ru; А. В. Мущинин - асп. каф. автоматизации технологических процессов и производств КНИТУ, aleksey_muschinin@mail.ru; Н. Г. Смолин - зав. отделом технического обеспечения ИВЦ НХТИ КНИТУ; И. М. Валеев - нач. информационно-вычислительного центра НХТИ КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.