Научная статья на тему 'Состав и содержание инструментов "насыщенной" презентации для использования на интерактивной доске'

Состав и содержание инструментов "насыщенной" презентации для использования на интерактивной доске Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
495
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Печеный А. П.

Сопровождение учебных занятий демонстрацией презентаций практикуется достаточно широко, при этом возможности программных продуктов для создания презентаций не отвечают современным требованиям, в частности, требованию эффективного использования совместного использования презентации и интерактивной доски. Интерактивная доска предоставляет значительный потенциал для повышения уровня работы с электронным сопровождением урока, но для его реализации требуется новый подход и к созданию этого сопровождения. В статье рассматривается описание инструментов, которые могут использоваться в презентациях нового типа в работе с интерактивной доской. Цели создания таких инструментов состоят в повышении наглядности, видимости, выразительности, а также удобства при управлении презентацией посредством интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав и содержание инструментов "насыщенной" презентации для использования на интерактивной доске»

Г, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

А. П. Печеный

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ "НАСЫЩЕННОЙ" ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Сопровождение учебных занятий демонстрацией презентаций практикуется достаточно широко, при этом возможности программныых продуктов для создания презентаций не отвечают современным требованиям, в частности, требованию эффективного использования совместного использования презентации и интерактивной доски. Интерактивная доска предоставляет значительный потенциал для повышения уровня работы с электронным сопровождением урока, но для его реализации требуется новый подход и к созданию этого сопровождения. В статье рассматривается описание инструментов, которые могут использоваться в презентациях нового типа в работе с интерактивной доской. Цели создания таких инструментов состоят в повышении наглядности, видимости, выразительности, а также удобства при управлении презентацией посредством интерактивной доски.

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) повсеместно входит в повседневную жизнь средней общеобразовательной и высшей школы. Появилось достаточное количество электронных пособий по разным предметам, созданных профессиональными разработчиками издательства (“Физикон”, “Дрофа”, “КиМ” и др.). Учебный процесс строится с использованием этих ресурсов. Вместе с тем многие учителя наряду с использованием "готовых" ЦОР самостоятельно готовят презентации для сопровождения своих занятий. Презентации являются популярным видом авторских цифровых ресурсов. "Готовые" ЦОР (изображения, видео, звуки, интерактивные модели и т. д.), как правило, являются составляющими такой презентации.

К сожалению, в компьютерных программах встречаются ограничения по внедрению объектов разных типов непосредственно в презентацию. В этом случае авторы пользуются гиперссылками.

Для демонстрации презентаций обычно

используются мультимедийный проектор и экран. Несколько лет назад появился новый вид оборудования, расширяющий возможности работы с ресурсами - интерактивная доска. Однако зачастую часто интерактивная доска используется лишь как экран. Отчасти это связано с недостаточностью знаний практикующих учителей о способах использования ИД. Другой причиной является то обстоятельство, что методика использования ИД находится в настоящее время на начальном этапе своего становления. Недостатки программного обеспечения, нацеленного на поддержку работы с ИД, и ограничения в его использовании также не способствуют развитию методики применения ИД и активизации у преподавателей интереса к этой деятельности.

Программные продукты, которые широко используются в сегменте образования для создания презентаций, можно условно разделить на два типа: простое ПО, но с ограниченной функциональностью (например, Microsoft PowerPoint) и функционально

© Печеный А.П., 2009

насыщенное ПО, (например, Adobe Flash). Программы первого типа предназначены для широкого круга пользователей, а программы второго типа - для пользователей с определенными знаниями в области информационных технологий, в т. ч. программирования. Очевидно, что ПО второго типа имеет определенные преимущества перед простыми программами. Оно позволяет создавать презентации качественно нового уровня. Качественные отличия состоят в их дополнительной функциональности. Под дополнительной функциональностью мы понимаем следующее:

- возможность легко внедрять элементы в различных медиаформатах, в т. ч. интерактивные (интерактивные модели, тренажеры и т. п.);

- возможность расширять функциональность посредством элементов, разработанных в более сложных системах (Flash, Flex и пр.);

- интегративность с современными типами оборудования (веб-камера, интерактивная доска).

Последнее означает, что в такие презентации должны быть включены инструменты, повышающие эффективность ПО и использующие в этих целях названное оборудование.

Назовем такие презентации насыщенными образовательными презентациями (Rich Educational Presentation - REP, по аналогии с насыщенными интернет-приложениями -RIA, см. глоссарий).

На сегодняшний день можно обозначить проблему отсутствия программных продуктов, которые бы позволяли создавать REP и в то же время обладали достаточной простотой. Если бы эта проблема была решена, многие учителя и методисты смогли бы создавать ресурсы более высокого уровня, нежели простые презентации.

В настоящей статье обсуждается проблема состава и назначения инструментов, которые может содержать REP для работы на интерактивной доске. ПО для создания REP должно позволять легко использовать эти инструменты в REP. Помимо этого

проводится сравнение инструментов нового типа с теми аналогами, которые ранее уже были представлены в различных ЦОР.

Начать обсуждение проблемы стоит с осмысления назначения ИД. Изначально ИД задумывалась как замена обычной школьной доски, на самом деле это принципиально новое средство обучения, которое помимо возможностей обычной доски (рисование) имеет ряд других.

Поиск способов и приемов работы с ИД определяется ее ключевой особенностью -возможностью управлять ресурсом непосредственно с доски без использования других устройств ввода (мышь, клавиатура и пр.). Благодаря этому не происходит обособление информации: представляемой на экране и вербальной. Взаимодействие учителя с объектами, представленными на экране осуществляется при непосредственном визуальном контакте, так же, как если бы он работал с обычной школьной доской и мелом. Эта особенность и определяет преимущества, проявляющиеся при использовании специальных инструментов.

Рассмотрим набор инструментов, позволяющий раскрыть суть концепции насыщенной презентации.

Описание инструментов сгруппировано по назначению. Сначала дается общая характеристика группы инструментов для выполнения определенных действий, потом рассматриваются подходы к реализации этих инструментов (уже применяемые на практике и предлагаемые нами). Указываются достоинства и недостатки таких подходов.

Инструменты навигации на интерактивной доске. Основная деятельность при работе с презентацией состоит в перелистывании слайдов, которая обеспечивается инструментами навигации. Как ее можно реализовать, учитывая особенности интерактивной доски? На первый взгляд может показаться, что нет ничего проще: разместить на экране кнопки "вперед" и "назад". Как правило, так и поступают разработчики ресурсов для интерактивной доски. Но у этого способа есть определенные недостатки. Во-первыгх, эти кнопки занимают место на экране.

Поскольку информация выводится для многочисленной аудитории, часть учеников будет находиться достаточно далеко от доски. Для обеспечения видимости полезная информация на экране должна быть представлена крупным планом, для чего может потребоваться вся площадь экрана. Если же уменьшить размер кнопок, то это придаст ресурсу неряшливый вид, а также могут возникнуть проблемы из-за недостаточной точности калибровки доски. Всплывающие панели инструментов будут препятствовать комфортной работе с программой. Во-вторых, чем больше объектов расположено на экране, тем сложнее направить внимание учащихся на те из них, которые имеют непосредственное отношение к материалу занятия. Идеальным вариантом является случай, когда на экране представлена только необходимая информация и ничего кроме нее.

Такую возможность предоставляет Microsoft PowerPoint, но его возможности при работе в таком режиме с интерактивной доской весьма ограничены. Единственной эффективной в использовании остается одна функция: клик в любой области экрана, вызывающий переход на следующий слайд. Если же потребуется вернуться к предыдущему слайду, то преподаватель будет вынужден отвлечься от изложения материала для того, чтобы воспользоваться мышью или клавиатурой. В современных версиях PowerPoint созданы и другие варианты управления: всплывающая панель инструментов, которая содержит кнопки управления и инструменты рисования. Этот способ навигации может эффективно использоваться с различными координатными устройствами ввода, в число которых, к сожалению, не входит интерактивная доска. Всплывающая панель инструментов скрывается с экрана после непродолжительного промежутка времени, и чтобы она появилась вновь, требуется движение курсора. При использовании ИД движение курсора всегда сопровождается эквивалентом нажатия кнопки мыши, что в интерфейсе

PowerPoint вызывает переход к следующему слайду. Соответственно, чтобы перейти к предыдущему слайду этим способом, придется сначала перейти к следующему, а потом вернуться на два слайда назад. Мы можем видеть, что такой вариант соответствует использованию кнопок с дополнительными неудобствами. PowerPoint также позволяет создавать и обычные кнопки, со всеми присущими им недостатками.

Для решения проблемы освобождения места на экране (повышение видимости) и соответственно скрытия лишних объектов на экране (уменьшение рассеивания внимания) можно предложить несколько способов.

Использование тап-зон. Это такие области экрана, которые визуально никак не обозначены, при этом клик в каждой зоне вызывает определенное действие. Можно рассматривать этот способ как использование больших невидимых кнопок. Такой способ хорошо иллюстрируется примером работы в сервисах предоставления презентаций посредством Интернета (www.slideshare.net) (рис. 1). Экран вертикально делится на две тап-зоны. Клик в правой части экрана -переход к следующему слайду, в левой - к предыдущему. Зон может быть и больше, следует лишь помнить о том, что у пользователя нет возможности визуального контроля: если будет представлено много маленьких зон, то возможны частые промахи. Разумный предел - 9 зон при делении экрана 3 х 3. К примеру, такое количество тап-зон используется в приложении Haali Reader -программе для чтения книг на карманных компьютерах (рис. 2).

Достоинства способа: прост в освоении.

Недостатки:

- ограниченное число вызываемых действий (это может оказаться существенным, если данный способ применяется не только для навигации, но и для вызова других функций программы, например, управления режимами);

- осуществление навигации может потребовать активного перемещения со стороны

преподавателя (это может иметь негативный эффект в виде перекрытия зоны видимости);

- вероятность возникновения проблемы при использовании активного контента: если содержимое слайда предполагает воздействие со стороны пользователя, то клики в этих зонах будут также обрабатываться и самим контентом (например, интерактивной моделью).

І {> к і рГґ№ Т ‘.J

Рис. 1. Использование тап-зон в сервисе www.slideshare.net

Настройки управления

Выбор зоны:

И Зона 1 След, страница

Н Зона 2 След, строка

й Зона 3 След, страница

Н Зона 4 Назад

ЕЯ Зона 5 Во весь экран

ЕЕ] Зона 6 Вперед

И Зона 7 Пред. страница

И Зона 8 Пред. строка

ЕВ1 Зона 9 Пред, страница

Выбор действия:

<пусто>

т Назначить

Очистить

Кнопки Тап-Зоны Тап-Меню Управление

£ Ш Ж

Рис. 2. Настройки тап-зон в программе Haali Reader

Символы могут быть достаточно простыми, как прямая или Г-образная линия, при этом программа чувствительна к направлению начертания символа. Этот способ управления активно применяется в браузерах, таких как Opera, Safari, Firefox (в последнем потребуется plug-in).

Такие действия, как "вперед" и "назад" обычно представлены интуитивными понятными как для слушателя, так и для пользователя жестами, например, горизонтальные линии, проведенные слева направо и справа налево соответственно (рис. 3). Наряду с удобством использования такого способа навигации следует отметить его наглядность: движение стилуса слева направо экранной плоскости подсознательно подразумевается как движение вперед, а обратное

- назад. Следовательно, ученикам всегда будет ясно, в каком направлении был совершен переход, что положительно скажется на структурированном усвоении материала. Причем этот сигнал будет связан именно с невербальным жестом преподавателя в момент перехода и не потребует использования дополнительной, отвлекающей внимание слушателей, индикации.

Использование жестов. Идея этого способа заключается в начертании символов в определенной области экрана, которые в дальнейшем распознаются как команды. Эта область, как и тап-зона, может никак не отображаться. Назовем ее зоной ввода жестов.

Рис. 3. Жест для перехода на следующий слайд

Достоинства способа:

- обширные возможности управления ввиду значительного количества возможных символов;

- небольшой размер зоны экрана, необходимой для управления ресурсом жестами (в этом случае преподавателю не потребуется перемещаться во время изложения материала);

- хорошая (очевидная, интуитивно понятная) невербальная связь действий преподавателя по управлению ресурсом и поведением самого ресурса.

Недостатки: требует некоторого усилия в освоении при использовании большого количества жестов.

Инструменты рисования на интерактивной доске. Несмотря на то что интерактивная доска часто используется лишь как экран с возможностями компьютерной мыши, ее изначальное назначение - прийти на смену обычной школьной доске. Поэтому возможности обычной доски унаследованы интерактивной. Речь идет об инструментах рисования (рис. 4). Что позволяют делать эти инструменты при работе с ресурсами:

- воспроизводить графический материал в ходе занятия (начертить поясняющую схему);

- отмечать на готовых изображениях важные детали и комментирующие подписи (векторы на чертежах, значения и названия физических величин на схемах, определения понятий и пр.);

- заполнять различные шаблоны (по аналогии с тетрадями для самостоятельной работы на печатной основе, где могут быть представлены таблицы, схемы, координатные плоскости для построения графиков и т.п.).

Рис. 4. Использование инструментов рисования

Инструменты от производителя досок Комплект ПО, поставляемого вместе с интерактивной доской, содержит инстру-

менты рисования. Эти инструменты работают как режим работы программы. То есть после переключения в этот режим каким-либо способом движения указателя в любой области экрана оставляют след - линию. Способ переключения этого режима варьируется в зависимости от программы, обеспечивающей работу интерактивной доски (существует множество производителей интерактивных досок, и каждый снабжает их собственными программами). Например, в некоторых случаях этот режим вызывается соответствующей кнопкой на пульте дистанционного управления или изъятием стилуса-маркера из лотка интерактивной доски (в лотке стоит фотодатчик, который позволяет определить, находится маркер на месте или нет).

Достоинства способа:

- универсальность (работает с любыми ресурсами, в том числе с презентациями PowerPoint);

- освоение в качестве основной функции интерактивной доски конкретной модели (применяется пользователем сразу после знакомства с инструкцией).

Недостатки

- переключение внимания в момент активизации режим;

- различная реализация для досок от разных производителей. Следовательно, для работы с доской другого типа придется осваивать его заново;

- полная зависимость от интерактивной доски. Если по какой-либо причине невозможно воспользоваться функциями интерактивной доски (потерялся пульт, занятие проходит в аудитории без интерактивной доски), то использование этого инструмента невозможно. В случае, когда инструменты внедрены в ресурс, их можно использовать и без ИД. Все действия можно выполнять мышью, хотя эффективность использования этих инструментов несколько снижается.

Инструменты, внедренные в образовательный ресурс (изначально представлен как неотъемлемый компонент).

С таким подходом мы уже начинаем сталкиваться, например, в новых пособиях от “Нового Диска” (Интерактивные плакаты. Молекулярная физика). На экране всегда представлена панель инструментов рисования (рис. 5).

о ¥

I IJ

г ^

_гт_

т_г

=

Рис. 5. Панель инструментов рисования с диска “Интерактивные плакаты”. Молекулярная физика, “Новый Диск”

Рассмотрим достоинства и недостатки такого подхода.

Преимущества:

- отсутствие привязанности к типу доски и даже ее наличию (в последнем случае эффективность снижается);

- возможность учитывать особенности конкретного ресурса;

- минимум технических ограничений, сдерживающих творческие замыслы разработчика (системы, разработка в которых ведется средствами написания программного кода, такие как Flash, Java, позволяют реализовать много больше вариантов, чем системы визуального конструирования); проблема сводится только к сложности разработки для массового пользователя.

Недостатки:

- разное поведение ресурсов от разных разработчиков, к настоящему моменту не выработан единый системный подход к проектированию ресурсов. Это требует дополнительного времени на освоение новых ресурсов и препятствует формированию навыков;

- снижение технических ограничений приводит к возможности понижения качества в той же степени, как и его повышения (обширные технологические возможности иногда могут стать самоцелью, а не средством предоставить содержательную часть оптимальным способом).

Преодоление недостатков этого подхода достигается созданием новых программных средств по конструированию ресурсов. Удобство и эффективность использования таких инструментов будут определяться их конкретной реализацией в реурсе. Рассмотрим возможные варианты такой реализации

Вариантыг реализации инструментов рисования, внедренныгх в ресурс.

Все известные нам реализации этого инструмента основаны на так называемом режиме работы программы (см. глоссарий). Следует отметить, что режим рисования присутствует и в PowerPoint, но его реализация весьма неудобна в использовании (из-за использования всплывающей панели, недостатки которой рассмотрены при анализе инструментов навигации). Еще в 1989 году Джонсон и Ингльбек писали: "Режимы являются важным источником ошибок, путаницы, ненужных ограничений и сложности в интерфейсе". [2, с. 57]. Дж. Рас-кин в своей книге раскрывает суть проблемы, связанной с использованием режимов.

Одна из проблем, связанных с режимом, заключается в том, что одни и те же действия пользователя будут вызывать разные действия со стороны программы, в зависимости от того, какой режим был активен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применительно к ситуации с режимом рисования, на наш взгляд, к ключевым

требованиям реализации интерфейса, обеспечивающих снижение проблем, связанных с модальностью (см. глоссарий) интерфейса, относятся следующие:

1. Способ переключения режима должен быть максимально прост и согласован со всей концепцией управления ресурсом. Такую возможность, например, предоставляет концепция, основанная на жестах. Определенный символ, начерченный в зоне ввода жестов, включает этот режим; выключать его и возвращаться к основному режиму можно упрощенным символом - точкой, поставленной в зоне ввода жестов.

2. Пользователь в любой момент должен знать, в каком режиме он находится. В последнее время стали появляться ресурсы, в которых используется такой способ индикации: на все изображение "накладывается" полупрозрачный слой для рисования, который выглядит как тонированная пленка. Это несколько понижает видимость материала ресурса и сильно проявляется ввиду того, что изображение с проектора обладает низкой контрастностью. В качестве альтернативы мы предлагаем следующее. В режиме рисования поверх слайда выводится полупрозрачная сетка, это будет выглядеть как будто слайд изображен в тетради в клеточку. Кроме информирования пользователя о нахождении в режиме рисования, вне зависимости от того, какая часть экрана находится в фокусе его внимания, такой способ индикации несет дополнительную полезную функцию разметки: помогает точнее и ровнее чертить и писать. Как следствие возникает еще один положительный психологический эффект: слушателям лекции индикация режима не нужна, но этот способ не вызовет озадаченности как имеющий логичное обоснование в качестве разметки.

Достоинства: эффект рассеивания внимания при переключении сводится к минимуму для решения с режимами.

Недостатки: модальность интерфейса.

При всех недостатках подхода с режимами, в случае, когда без них не обойтись, послед-

ний способ сведет негативные последствия к минимуму. Тем не менее при работе с инструментами рисования можно полностью избавиться от модальности. Мы предлагаем использовать зоны контекстной активации инструмента. В отдельно взятом ресурсе можно предположить заранее, где понадобятся инструменты рисования: например, на одном из слайдов есть изображение, требующее дополнительных построений, или таблица, которую предлагается заполнить вместе с учениками в режиме диалога. В таком случае в областях, ограничивающих это изображение, всегда будет действовать инструмент рисования, в то время как в остальных местах курсор будет вести себя привычным образом.

Достоинства: абсолютно не требует переключения внимания и трат времени на переключение режима

Недостатки: инструмент может использоваться только в заранее подготовленных местах

Два последних способа можно комбинировать: так, в подготовленных областях инструмент включается автоматически, а для остальных случаях можно использовать режим.

Инструменты управления (навигации) и рисования составляют основу возможностей интерактивной доски. Кроме них может существовать еще группа инструментов, повышающих качество и эффективность восприятия материала.

Drag'n'drop (перетащи-и-бросъ) - Самый простой пример интерактивности. Некоторые объекты на экране можно перетаскивать произвольным образом. В учебном процессе это может служить эффективным приемом при классификации и сортировке законов, явлений, величин и других объектов из предметной среды физики, а также при сборке схем. Например, таким инструментом удобно пользоваться при рассмотрении сборки экспериментальной установки (электрической цепи). Изобретательные преподаватели нашли возможность использовать PowerPoint для реализации этого

приема, хотя специального инструмента в нем не предназначено. Перетаскивание производится в режиме конструктора слайдов. Недостатки этого способа очевидны, но за неимением альтернатив приходится использовать его. Реализовать этот инструмент в среде Flash не составляет труда.

Многослойное наложение и маскировка. Пользователям программы Adobe Photoshop или любого другого продвинутого графического редактора знакомо понятие слоев. Его сущность состоит в наложении нескольких изображений друг на друга. В местах, где в верхнем изображении находятся "дырки" -прозрачные области - видно изображение нижнего слоя. Суть инструмента при этом заключается во временном вырезании таких "дырок" в верхнем слое. Нужно лить обвести требуемый участок стилусом, и он станет прозрачным. Как только мы совершаем следующее действие, дырка исчезает. Появляется возможность вырезать новую в другом месте.

Для этого инструмента можно найти несколько применений.

Во-первых, это многоуровневые схемы, чертежи или изображения установок, для которых важен и внешний вид, и внутреннее устройство (двигатель внутреннего сгорания, осциллограф и т. п.) (рис. 6).

Рис. 6. Два слоя описания устройства осциллографа

Во-вторых, это маскировка отдельных элементов учебной демонстрации, содержащих ответы и подсказки. На нижнем слое могут быть указаны дополнительные характеристики данных элементов, разме-

щены подсказки и ответы. На верхнем слое -только рисунок или чертеж без каких-либо дополнительных пояснений. Например, верхний слой - схема последовательного и параллельного соединения резисторов, нижний - эта же схема, но уже с указанием их номиналов (рис. 7).

Рис. 7. Просмотр номинального значения сопротивления на схеме

Масштабирование. На изображениях, детали которых представляют особый интерес, этот инструмент можно использовать следующим образом: обвести интересующую деталь курсором, после этого она увеличится до размеров экрана (рис. 8). Следующий клик вернет интерфейс в исходное состояние.

Рис. 8. Увеличение значимой части изображения

Для учителей важна возможность использовать ИД, эти инструменты востребованы, позволят повысить интерактивность авторских презентаций и поставить их на одну ступень с ресурсами от профессиональных разработчиков, разнообразить деятельность учащихся. Значимым является соединение таких возможностей в одном программном продукте, доступном для всех (вне зависимости от типа оборудования и ПО). Мы предлагаем комбинировать инструменты в рамках одного экрана презентации и упростить управление ими (зона контекстной активности инструмента). Инструменты,

масштаб, слой-маска, предлагаемые нами, существенно расширят спектр возможностей презентации. Также мы предлагаем использовать жесты в качестве инструмента навигации по презентации, что повысит удобство работы с ней учителя и положительно скажется на наглядности для учащихся. В дальнейшем набор инструментов в составе данного продукта планируется расширять. Программный продукт, реализующий эти возможности в настоящий момент, разрабатывается на кафедре МДиИТО ПГПУ.

ГЛОССАРИЙ

Интерактивная доска (ИД, interactive whiteboard, IAW) - это координатное (позиционирующее, указательное) устройство ввода, большой сенсорный экран, соединенный с компьютером, на который подается изображения при помощи проектора. Пользователь может использовать поверхность доски для управления компьютером при помощи стилуса, пальца или другого предмета [6].

Plug-In - независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе, предназначенный для расширения и/или использования ее возможностей. Также может переводиться как "модуль". Плагины обычно выполняются в виде разделяемых библиотек

[7].

Насыщенные интернет-приложения

(Rich Internet Applications, RIA) - это приложения, доступные через сеть Интернет, обладающие особенностями и функциональностью традиционных настольных приложений. Как правило, приложения RIA передают веб-клиенту необходимую часть пользовательского интерфейса, оставляя большую часть данных (ресурсы программы, данные и пр.) на сервере, запускаются в браузере и не требуют дополнительной установки ПО;

К преимуществам RIA можно отнести то, что требуется установка приложения -обновление и распространение приложения

- быстрый и автоматизированный процесс,

а также то, что пользователи могут использовать приложение на любом компьютере, имеющем соединение с Интернет, причем обычно не важно, какая операционная система на нем установлена.

Стилус (калька с англ. stylus) - разговорное название компьютерного пера, один из инструментов ввода графических данных в компьютер, разновидность манипуляторов

[4].

Жесты, жесты мышью (англ. mouse gestures) - способ управления программами в компьютере при помощи движений мыши. Идея способа состоит в замене навигации по командам меню на ввод команд с помощью знаков, нарисованных на плоскости экрана, движениями мыши. "Рисовать" команды значительно быстрее и проще, чем искать нужный пункт меню. Кроме того, такой способ облегчает работу для тех, кому затруднительно пользоваться клавиатурой [7]. Несмотря на прижившееся название, жесты мышью чаще используются с другими позиционирующими устройствами ввода, преимущественно с такими, в которых используется стилус: сенсорные экраны карманных компьютеров, планшеты.

Кроме того, этот термин в литературе, посвященной проектированию интерфейсов, используется и в другом значении: жест (gesture) - это последовательность действий человека, которая выполняется автоматически (после старта). Например, для опытного пользователя набор такого простого слова, как это, представляет всего один жест, в то время как для начинающего пользователя, который еще не вполне овладел клавиатурой, набор этого слова по буквам будет состоять из трех жестов [2]. Это значение позволяет раскрыть понятие модальности.

Режимы проявляются в том, как реагирует интерфейс на тот или иной жест. Состояние интерфейса, при котором интерпретация данного конкретного жеста остается неизменной, назыгваетсярежимом. Если жест получает другую интерпретацию, это значит, что интерфейс находится в другом режиме. Такое определение дает ценное

первоначальное представление о том, что составляет режим. Позже мы уточним это определение [2].

Модальность - характеристика интерфейса. Интерфейс "человек-машина" является модальным по отношению к данному жесту, если, во-первых, текущее состояние интерфейса не находится в локусе внимания пользователя и, во-вторых, если в ответ на некоторый жест интерфейс может выполнить одно из нескольких возможных действий в зависимости от текущего состояния системы [2].

Adobe Flash - среда для создания приложений под Flash платформу (Flash Platform), наряду с ней существуют и другие инструменты (среды): Adobe Flex Builder, Flash Development Tool (FDT) и др. [5].

При создании продукта можно использовать медиа, звуковые и графические файлы, создавать интерактивные интерфейсы и полноценные веб-приложения с использованием PHP и XML. Формат предоставления приложений - SWF.

SWF (Shockwave Flash) - формат предоставления приложений под Flash-платформу. Спецификация SWF версии 4 была открыта, но описания последующих версий продавались только с подпиской о неразглашении, в мае 2008 года Adobe Systems объявила об открытии спецификаций SWF и видеоконтейнера FLV для использования на значительно более мягких условиях как часть проекта "Open Screen Project", ориентированного на создание общей среды Flash на всех устройствах [5].

Библиографический список

1. Жесты мышью. Материал из Википедии //http:// ru.wikipedia.org/wiki/®ecTbi_Mbimbro.

2. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерный систем : пер. с англ./Д. Раскин. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с.: ил.

3. Плагин // httpV/m.wikipedia.org/wiki/nraraH.

4. Стилус // http^/m.wikipedia.org/wiki/Cranya

5. Adobe Flash Материал из Википедии // http:// ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Flash.

6. Interactive_whiteboard // http://en.wikipedia.org/ wiki/Interactive_whiteboard.

7. Rich Internet Applications // http://ru.wikipedia.org/ wiki/Rich_Internet_Applications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.