Научная статья на тему 'Состав данных информационного обмена участников предметной области «Образование»'

Состав данных информационного обмена участников предметной области «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липунцов Юрий Павлович

В статье показано, какие разделы в рамках образовательного учреждения подлежат стандартизации и как данные этих моделей можно использовать при взаимодействии с компаниями, регулирующими органами (в модели образовательного учреждения присутствует набор данных, который может быть использован для проведения аккредитации со стороны разных аккредитующих сторон). Дальнейшие развитие темы взаимодействия в сфере «Образование» предполагается осуществлять совместно с Центром тюнинга, организованного на экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав данных информационного обмена участников предметной области «Образование»»

Липунцов Ю.П.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, к.э.н., экономический

факультет, lipuntsov@econ.msu.ru

Состав данных информационного обмена участников предметной области «Образование»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Информационный обмен, стандартизация, взаимодействие, модель образовательного учреждения.

АНОТАЦИЯ:

В статье показано, какие разделы в рамках образовательного учреждения подлежат стандартизации и как данные этих моделей можно использовать при взаимодействии с компаниями, регулирующими органами (в модели образовательного учреждения присутствует набор данных, который может быть использован для проведения аккредитации со стороны разных аккредитующих сторон). Дальнейшие развитие темы взаимодействия в сфере «Образование» предполагается осуществлять совместно с Центром тюнинга, организованного на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.

1. Категории контрагентов организации

Особенностью современной организации является активное информационное взаимодействие с разными категориями контрагентов. По степени активности взаимодействия и возможности реализовать детерминированную модель взаимодействия всю совокупность контрагентов отдельной организации можно разделить на три категории. В первую категорию попадают контрагенты, которые взаимодействуют в рамках профессионального сообщества, предметной области, вторая категория предполагает информационное взаимодействие с совокупностью организованных сообществ, а в третью категорию попадают все остальные контрагенты.

Для трех категорий участников свойственен разный характер взаимодействия: первая категория предполагает реализацию автоматического взаимодействия на основе модели предметной области, взаимодействия с контрагентами второй категории осуществляется путем автоматической публикации и получением данных. Участникам третьей категории предоставляется возможность получить совокупность услуг в рамках стандартного перечня услуг, а также дополнительные возможности по получению информации, ее анализу, и формированию предложений. Уровни информационного взаимодействия организации с разными категориями представителей внешней среды показаны на рисунке 1.

л ч

я? о.

и

К ^

О и. н X

о

X &

X

<и с <и

£

Категория сообш ества Характер взаимодействия Моцель цан ныл [ 1р имер рвали зации

Сообщрсгво "--- участников предметно? области Аетоманг- и с кий обмеь данными Ми;: и ль предметной области Здравоохранение Си разование

ругшь Ор| ани^оваП1'ЫЯ ссисии;.' Автомат теска» пу&ликац^ V и ол учение данных Мин в ль ани заиии сбора V хранвни> данных Государственна! статистика (;ЮМХ), Се 11 регюЛП орив в

1ро1Ие участники Автоматик ш' > OTp.il '11!»' 1! л этапов, монк1 оринг V ана процессов С V ндарт изаию при публикации ма 1вриа ла Мин в ль жиэненног и цикла П.: н Н■ !:> Л Пир1 а л в 1 рсввн нв л услуг С: гкрь ■ ь е дапы> и. 1ри ложен и> на от кры гы>; Дь; нн в к

о X о и н

и ф

т г

с:

о ^

Рисунок 1. Уровни информационного взаимодействия организации с внешней средой

2. Концептуальная модель информационного обмена в рамках сообщества предметной области «Образование»

Первая категория предполагает постоянное взаимодействие внутри сообщества между разными участниками и позволяет получать актуальные данные от первоисточника. Для организации обмена используется согласованная между всеми категориями участников модель предметной области, которая признается стандартом в рамках данного сообщества и дает возможность всем участникам самостоятельно определять состав поставляемых данных.

В качестве примера рассмотрим организацию взаимодействия в сфере «Образование», основными участниками которой являются образовательные учреждения, учебно-методические объединения (УМО), институты аккредитации, регулятор в лице государственных органов, работодатели и ряд других участников. Одной из существенных проблем в этом секторе является сопоставление ожиданий заказчика в лице потенциального работодателя и результатов деятельности образовательного учреждения. Существует возможность создания инфраструктуры обмена между отдельными категориями участников это процесса. В настоящее время накоплен достаточный опыт в области технологических и организационных практик, которые позволят реализовать среду взаимодействия.

Рассмотрим основные категории производителей данных и публикуемых ими классов информационных активов.

Со стороны государственных органов, регулирующих деятельность в области образования посредством законов, в т.ч. ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» и подзаконные нормативные правовые акты по реализации образовательных программ высшего образования, вытекающие из закона, выходит следующий набор регламентных информационных ресурсов: порядок организации и осуществления образовательной деятельности, порядок проведения государственной итоговой аттестации, Положение о практике обучающихся, Перечень специальностей и направлений подготовки, Федеральные государственные образовательные стандарты, Порядок разработки примерных образовательных программ, Порядок приема на обучение и ряд других документов.

Международный опыт показывает, что для взаимодействия образовательных учреждений с работодателями необходим посредник в лице института аккредитации. Образовательные учреждения проходят процедуру аккредитации и получают заключение, которое в случае положительного результата может стать публичным. Процедуру аккредитации предполагает новый закон «Об образовании в РФ» ( N 273-ФЗ), в котором определено три вида аккредитации: государственная, общественно-профессиональная и общественная. Проведением аккредитации занимаются аккредитационные агентства, которые привлекают экспертов и экспертные организации. В качестве экспертных организаций могут быть аккредитованные, в том числе, ассоциации профессиональных сообществ, такие как РСПП, Ассоциация менеджеров России, ТПП, Деловая Россия, Ассоциации российских банков, Гильдия маркетологов и т.д.

ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования», на которое возложена функция государственной аккредитации образовательных организаций, ранее называлось «Информационно-методический центр», «Научно-информационный центр», что отражает информационную направленность деятельности этого учреждения.

Для проведения аккредитации используются критерии оценки разных аспектов деятельности образовательного учреждения, основная часть которых приходится на оценку образовательных программ, научной работы. В процессе аккредитации используются фонды оценочных средств, просматриваются итоговые работы студентов. Значительную роль в аккредитации занимают программы повышения качества оказания образовательных услуг, действующие в образовательном учреждении. В качестве дополнительных источников информации при аккредитации выстурают взаимодействие с работодателем на предмет качества подготовки студентов, отслеживание успешности трудоустройства выпускников, их карьерного роста.

В настоящее время выстраивается последовательность действий для создания законченного процесса взаимодействия между отдельными участниками аккредитации, при этом роль государственных органов в этой

сфере существенно меняется, наблюдается тенденция к переходу от экспертизы государственных стандартов и государственной аккредитации к регулированию рынка, передача функций аккредитации экспертному сообществу.

При этом возникает проблема несоответствия предмета экспертизы со стороны государства и со стороны профессиональных участников, работодателей. Поэтому необходимо вырабатывать единые аттестационные требования.

Это особенно актуально в момент начала функционирования в сфере аккредитации Ассоциации классических университетов России (АКУР), образованной на базе МГУ им.М.В.Ломоносова6. Среди основных критериев оценки деятельности образовательного учреждения в методике аккредитации АКУР выделены миссия учреждения, цели образовательной программы, содержание образовательной программы, ее методическое обеспечение, организация и управление учебного процесса, кадры, студенты, социокультурная среда, обеспечивающая становление и развитие личности, научная работа, выпускники и трудоустройство, информационное сопровождение. Отдельное направление в системе аккредитации занимает система обеспечения культуры качества. Ассоциация планирует заниматься институциональной аккредитацией и аккредитацией программ. По результатам аккредитации программам может быть присвоен один из следующих статусов: базовая (члены АКУР, не члены АКУР), базовая для зарубежного вуза, международная (совместная), российская образовательная программа высшего качества.

В информационном обороте в сфере образования существенную роль играют УМО, которые занимаются разработкой организационно-методических материалов таких, как учебные планы образовательных программ, нормы материально-технического обеспечения. Помимо этого УМО выполняет аудит основных образовательных программ.

Осуществляется сбор данных для проведения рейтингования университетов. В настоящее время наиболее популярными в международной академической среде являются следующие рейтинги: Times Higher Education World University Ranking, Times Higher Education; World Best University Ranking- US News& World Report in cooperation with Quacquarelli Symonds, US; Global Universities Ranking - Reitor, Russia; EU University-Based Research Assessment - AUBR Working Group, European Commission; Shanghai Academic Ranking of World Universities (ARWU). Shanghai Ranking Consultancy, China.

Рассмотрим основные элементы методики Шанхайского рейтинга, который составляется в институте высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун. Основными критериями оценки является количество выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии

6 http://www.acur.msu.ru/

(10 процентов), количество сотрудников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (20 процентов), часто цитируемых исследователей в 21 категории (20 процентов), статьи, опубликованные в журналах Nature или Science (20 процентов), индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук Института научной информации (англ. Institute for Scientific Information, ISI) Science.Citation.Index и Social.Sciences.Citation.Index,

индексы ведущих журналов Arts_and_Humanities_Citation_Index (20

процентов), а также размер университета (10 процентов).

Многие учебные заведения разрабатывают технологические решения для управления учебным процессом. При реализации проектов по созданию систем по автоматизации учебной деятельности включают такие разделы как составление учебного плана и его представление в виде расписания, реализация балльно-рейтинговой системы, тематическая классификация работ студентов и преподавателей, проверка работ на заимствования и ряд других разделов, характерных для любого образовательного учреждения.

Для совершенствования обмена в сфере образования необходимо стандартизировать совокупность информации, которая является обязательной для взаимодействия между образовательным учреждением с аккредитационным агентом и другими участниками этой сферы. Работы по аналогичной тематике проводились в рамках Болонского процесса, когда возникла необходимость сопоставлять результаты обучения разных университетов Европы при объединении стран Евросоюза и открытию рынка труда [2].

Процедуры взаимодействия разных категорий участников сферы «Образование» требуют создания среды, поскольку возникает необходимость взаимодействия на постоянной основе образовательного учреждения с аккредитационным агентством, агентства с экспертными организациями и т.д. Одной из основных проблем, которая существует в этой сфере - это наличие большого количества локальных систем, данных. При этом данные систем представляют собой разрозненные части, не сопоставимые по времени, относятся к разным уровням детализации. В этом направлении необходима работа по стандартизации представления информации.

Это позволит решить проблему масштаба в сфере аккредитации. По данным Росаккредагентства7 сейчас ежегодно аккредитуется около 200 программ, и стоимость аккредитации одной программы составляет примерно 150-200 тыс. рублей. При этом текущая потребность в ежегодной аккредитации составляет около 20 000. Выполнение такого объема при текущей стоимости не реально.

Это подтверждает статистика о числе образовательных учреждений в России: если в 1990 году число высших учебных заведений было 514 и все

7 http://www.nica.ru/

они были государственными, то в 2011 число государственных учреждений возросло до 660 и образовалось 610 частных образовательных учреждений, работающих в секторе высшего образования.

Создание информационной среды позволит выстроить прозрачный механизм контроля. Отдельными элементами создания такой среды является формирование реестра организаций, разработка требований для включения организаций в реестр и исключения из него, а также разработка процедур мониторинга деятельности и контроля качества работы образовательных организаций. Основные классы информационных объектов среды взаимодействия в сфере «Образование» приведены на рис.2.

Стандартизация основных правил описания деятельности образовательных учреждений является требованием текущего момента. Одним из направлений, в котором движется текущее законодательство в области образования, является открытость информации по работе образовательного учреждения: списки курсов, их содержание, публикаций сотрудников. Это предполагает централизованное управление информационными активами учреждения, выполнение процедур автоматической публикации в стандартизированном формате.

Рисунок 2. Основные группы классов информационных объектов среды взаимодействия в

сфере «Образование»

Во многих случаях информация для оперативного управления учебным заведением, аккредитации, рейтингования, взаимодействия с работодателями - это пересекающаяся информация, с незначительной спецификой, присущей отдельным методикам. Поэтому необходимо ставить работу по управлению данными, выделять это в самостоятельное направление, как наиболее актуальный на текущий момент раздел информатизации этого сектора. Такие разделы управления данными,

выработка принципов централизованного управления данными, инвентаризация данных и распределение ответственности зачастую являются более важными, чем создание новых программных продуктов, которые будут работать на решение локальных задач без учета возможности повторного использования накапливаемых данных. Регулирующая роль государственных органов должна отразиться и на регулировании в области управления данными.

Путем создания качественной информационной базы, в которой будут взаимоувязаны базовые компоненты, образовательные учреждения, аккредитационные агентства, регуляторы, профессиональные сообщества получат инструмент для отслеживания состояния образовательных процессов, их анализа. Это также позволит создать набор информационных систем для представления ситуации в области образования широкому кругу пользователей и получение ответной реакции со стороны гражданского сообщества.

3. Элементы модели данных образовательного учреждения как

основа для взаимодействия

В соответствии с текущим законодательством [12] каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает следующие элементы образовательной программы:

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;

- оценочные и методические материалы.

В соответствии с законом в разных образовательных учреждениях возможны вариации в учебных планах, поэтому необходимо создать согласованную модель данных отдельных элементов процесса обучения и затем агрегировать информацию на основе этой модели данных для того, чтобы можно было производить сравнительный анализ полученной из разных образовательных учреждений информации. Агрегированную информацию можно использовать для согласования реализуемых учебных планов с запросами со стороны работодателей, а также для согласования учебных планов отдельных университетов при организации обмена студентами. Как обсуждалось выше, в рамках образовательного учреждения будем рассматривать две категории систем: система управления учебным планом (Curriculum Design System) и система управления обучающими ресурсами (LMS). Начнем с первой системы, предназначенной для формирования учебного плана и его реализации.

4. Модель данных системы управления учебным планом

Рассмотрим модель данных системы управления учебным планом, в

которую попадают первые две из четырех позиций закона: составление учебного плана и его реализация в форме календарного учебного плана. Эта модель разработана на основе модели данных «Среды интеграции»

экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В модели отражаются программы обучения, отдельные дисциплины, из которых формируется учебный план, персоны, выступающие в роли преподавателей, администрации или обучающихся. По результатам обучения отдельным дисциплинам студенты получают баллы, которые отражаются в ведомости. Система содержит блок классификации неструктурированных данных, который включает курсовые работы, выпускные квалификационные работы, магистерские и кандидатские диссертации, публикации сотрудников, а также места прохождения практик и стажировок.

Подробное описание функций и модели данных «Среды интеграции» описано в [24], здесь кратко остановимся на представлении отдельных модулей.

Студенты и сотрудники, основные пользователи системы представлены в блоке «Персоны», который включает три основные сущности: «PERSON», «STUDENT» и «EMPLOYEE». Описание подразделений приведено в сущности «DEPARTMENT», а деление студентов на группы в сущности «GROUP».

Программы обучения образовательного учреждения, как правило, имеют иерархическую классификацию по уровням, направлениям, программам обучения. В нашем случае блок программ представлен тремя сущностями:

• школы (DEGREE) с альтернативами: довузовкая подготовка, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура, дополнительное образование;

• направления (PATH) - бакалавриат экономика, бакалавриат менеджмент и т.д.;

• программы (PROGRAM) - программы магистратуры, дополнительного образования.

Важным элементом системы управления учебным планом является классификация периодов обучения: семестры, триместры, их нумерация. Основные сущности:

• периоды (PERIOD) - классификатор периодов обучения по направлениям;

• коды направлений обучения по годам набора (PATH STARTYEAR) -установка трех параметров: года набора, года обучения и дата начала периода для классификатора программ второго уровня (PATH);

• пересечение периодов и кодов направлений (PERIOD PATH STARTYEAR) - детализация сущности PATH STARTYEAR по периодам обучения.

Основой деятельности учебного заведения является учебный план, который представляет собой перечень дисциплин и время на их изучение по программам обучения и периодам. Для построения учебного плана

используется сущность, агрегирующая информацию из трех первичных сущностей: «PERIOD», «PROGRAM» и «SUBJECT», и называется «PERIOD PROGRAM SUBJECT». Непосредственно учебный план (CURRICULUM) составляется с участием сущности «SUBJECT PERIOD PROGRAM» путем пересечения его c направлением обучения, представленного в сущности «PATH STARTYEAR». Таким образом, создается сущность «Учебный план» (CURRICULUM), которая служит для генерации кода позиции дисциплины в учебном плане студентов определенной программы обучения и года набора. Детальная информация об объеме преподаваемой дисциплины в часах по типам занятий представляется в сущности «Данные по учебному плану» (CURRICULUM DATA).

Одним из элементов оценивания работы студентов за период обучения являются курсовые, выпускные квалификационные работы, магистерские и кандидатские диссертации. В этом блоке представлены сущности с описанием тематик (THESIS THEME), которыми занимаются отдельные преподаватели. Информация об утвержденной теме работы приводится в сущности «Тема работы» (THESIS TOPIC), которая связана с позицией учебного плана, научным руководителем, студентом и тематикой.

Среда интеграции содержит большой объем текстов: работы студентов, публикации преподавателей, который нуждается в классификации. Для этого в системе используются несколько классификаторов: по направлениям изучения в экономике, секторам экономики, и классификатор профессий. На схеме (рис.3) отражена классификация работ студентов по академическому классификатору JEL (JEL). Для этого используются сущности «JEL» и «THESIS TOPIC JEL».

Одной из задач системы является выполнение аккредитации студентов и преподавателей на дисциплины системы управления материалами дисциплин (LMS). Для аккредитации пользователей на курсы сначала в LMS создаются курсы с помощью сущности Курсы LMS (LMS COURSE). Аккредитация пользователей на курсы осуществляется с использованием сущности Аккредитация (ACCREDITATION), которая является основой для выполнения аккредитации по двум основным ролям - преподаватель и студент. Для этого используются сущности «Аккредитация студентов» (ACCREDITATION STUDENT) и «Аккредитация преподавателей» (ACCREDITATION TEACHER).

Результаты обучения студентов заносятся в ведомости, формируемые на основе баллов поступающих из LMS. Аккредитованные на курсы студенты выполняют задания, и по результатам выполнения преподаватель проставляет баллы. Эти баллы поступают в среду интеграции и, на основе информации о количестве кредитов дисциплины, рассчитывается оценка студента. Эта операция реализуется с помощью двух сущностей «Ведомость» (MARKSHEET) и «Оценки студентов» (STUDENT MARK).

Сущность «Ведомость» (MARKSHEET) предназначена для отражения

факта наличия ведомости по определенному курсу, а «Оценки студентов» (STUDENT MARK) - для хранения оценок студентов по курсам. В этой сущности отражаются ведомость, баллы, бонусы, оценка, дата, преподаватель, предыдущая ведомость, если это ведомость на пересдачу, ранг студента по группе и ранг студента по курсу

Рис 3. Схема данных системы управления учебным планом

Публикации преподавателей в схеме данных отражаются в двух сущностях: для описания публикаций создана сущность «Публикации» (PUBLICATION), а для описания соотношения между авторами и публикациями сущность «Публикации Автор» (PUBLICATION AUTHOR).

5. Заключение

Управление данными становится наиболее актуальным разделом информатизации. Имея необходимые данные в машиночитаемом виде пользователь способен самостоятельно решить многие вопросы, не прибегая к сложным технологическим приложениям. Решение задачи поставки актуальных качественных данных сопряжено как с содержательными, относящимися к определенной предметной области, так и технологическими вопросами.

Слой данных, его метаданные, особенно в части содержательных метаданных, является ключевым моментом развития информатизации и создания систем. В тексте рассмотрен пример работы со статистическими данными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важных этапов перехода на взаимодействие с

использованием технологий семантического вэба является создание согласованной в рамках сообщества пользователей модели данных. В статье рассмотрен круг вопросов, решение которых необходимо для организации взаимодействия трех категорий участников в сфере образования: образовательные учреждения, работодатели и регулирующие органы. Многие образовательные учреждения занимаются созданием приложений для взаимодействия в рамках одной организации. Стандартизация моделей данных позволит организовать взаимодействие, как между учреждениями, так и образовательных учреждений с другими категориями участников.

Рассмотренные в статье модели данных, которые могут использоваться в качестве основы для организации взаимодействия в рамках сообщества пользователей, приведены в идеологии реляционной модели. Наиболее перспективная технология интеграции — это технология семантического вэба, которая используется, в том числе, в рассмотренных примерах публикации открытых данных и реализации взаимодействия по морской тематике.

Две формы представления модели предметной области -реляционная модель и модель семантического вэба - могут быть конвертированы одна в другую. Для перевода реляционной модели в RDF-формат необходимо выполнить ряд действий, которые описаны в методических указаниях по подготовке RDF файлов на основе реляционных моделей [17].

Литература

1. Data Documentation Initiative [сайт] URL: http://www.ddialliance.org (дата обращения: 18/05/2013)

2. Demartini, G., Enchev, I., Gapany, J., Cudré-Mauroux, P. The Bowlogna Ontology: Fostering Open Curricula and Agile Knowledge Bases for Europe's Higher Education Landscape. //Semantic Web 2011, №2 р.52-64.

3. Finkelstein, C. Enterprise Architecture for Integration. Rapid Delivery Methods and Technologies. Boston London: Artech house. 2006

4. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012.

5. Ostin, C. Competency Data for Training Automation. Ostin Consulting. 2005

6. Pellegrino, M. Maintaining the quality of EU statistics while enabling re-use. Eurostat. SEMIC 2013. Dublin: 2013

7. Project Manager Competency Development Framework. Newtown Square: Project Management Institute. 2011

8. Cookbook for translating relational data models to RDF schemas. PwC EU Services EESV, ISA programme 2012. Brussels, Belgium:

9. Булатов, В. А., Липунцов , Ю. П. Среда интеграции информационных ресурсов образовательного учреждения. // Информатизация образования и науки, 2013 №4, в печати.

10. Информационная система управления ИСУ НИУ ИТМО [Электронный ресурс] // ИСУ НИУ ИТМО [сайт] URL: https://isu.ifmo.ru/ (дата обращения: 12/05/2013)

11. Кабинет студента МГТУ им.Н.Э.Баумана [Электронный ресурс] // МГТУ им.Н.Э.Баумана [сайт] URL: http://students.bmstu.ru/cabinet/ (дата обращения: 12/05/2013)

12. Личный кабинет сотрудников и студентов экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова[Электронный ресурс] // Эконоимческий факультет МГУ им.М.В.Ломоносова [сайт] URL: lk.econ.msu.ru (дата обращения: 12/05/2013) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.