Бодрикова Д.А. студент
Институт пути, строительства и сооружений Российский университет транспорта (МИИТ)
Попова С. С. студент
Институт пути, строительства и сооружений Российский университет транспорта (МИИТ)
СОРУЖЕНИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
МАГИСТРАЛЕЙ В РОССИИ
Аннотация. Современное железнодорожное сообщение немыслимо без высоких скоростей как основы инновационного развития железных дорог и эффективного инструмента для решения важных социально-экономических задач в масштабах всего государства.
Ключевые слова. Высокоскоростное движение, железнодорожный транспорт, магистраль.
Bodrikova D.A. student
Institute of Roads, Construction and Structures Russian University of Transport (MIIT)
Popova S.S. student
Institute of Roads, Construction and Structures Russian University of Transport (MIIT)
CONSTRUCTION OF HIGH-SPEED RAILWAY LINES IN RUSSIA
Annotation. Modern railway communication is unthinkable without high speeds as the basis for innovative development of railways and an effective tool for solving important socio-economic problems throughout the state.
Keywords. High-speed traffic, rail transport, highway.
Развитие высокоскоростного движения с каждым годом приобретает все более важное значение, как в экономическом развитии, так и в возрождении научно-технического потенциала страны. Высокоскоростные магистрали представляют одну из наиболее существенных технологических инноваций в секторе пассажирского наземного транспорта второй половины ХХ века [2].
Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения в России относится к числу проектов национального масштаба.
Строительство инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта является залогом успеха страны в будущем.
Впервые о необходимости создания в России высокоскоростных железнодорожных магистралей заговорили еще в конце 60-х годов XX века. Однако экономическая ситуация не позволила приступить к строительству. К вопросу вернулись в конце 80-х, но реализации плана помешал крах СССР. В 90-е от идеи не отказывались, несмотря на сложности, с которыми столкнулась новая Россия.
В ходе реализации стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 г., в 2015 г. была актуализирована и утверждена «Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Главная цель этой программы - ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости и безопасности, комфорта и стоимости проезда.
К техническим параметрам высокоскоростных железнодорожных магистралей выдвигаются высокие требования.
На главных путях ВСМ следует укладывать рельсовые плети, сваренные из новых рельсов длиной 100 м без болтовых отверстий с погонной массой не менее 60 кг/п.м. В случае, если проектом предусматривается укладка рельсовой плети некратной 100 м, допускается использование одного из рельсов меньшей длины.
Концы рельсовых плетей между собой должны быть сварены электроконтактным способом. Сварка рельсовых плетей с рельсами уравнительных приборов или уравнительных стыков должна производиться при их укладке. Минимальное расстояние между сварными стыками должно быть не менее 6 м. Стыки на стрелочных переводах, распложенных по маршрутам следования высокоскоростных поездов, должны быть сварены.
Безбалластное верхнее строение пути выполняет следующие функции:
• обеспечивает пространственную стабильность рельсовой колеи;
• распределяет нагрузку от подвижного состава на нижнее строение;
• обеспечивает снижение генерируемых подвижным составом вибраций до приемлемого уровня [2].
При проектировании плана безопасность и комфортабельность, надёжное взаимодействие рельсового пути и подвижного состава обеспечиваются при выполнении требований СП 119.13330.2017 [1].
План пути на перегонах проектируют топографических, ситуационных и иных условий в зависимости от скорости движения
поездов по участку при обязательном обеспечении следующих требований:
• непогашенное поперечное ускорение на буксе при максимальной скорости движения по условиям комфортабельности проезда для пассажиров, плавности движения и допустимого динамического воздействия на путь не должно превышать: для высокоскоростных пассажирских поездов: плюс 0,4 м/с2 - при скорости 400 км/ч; плюс 0,5 м/с2 - при скорости 350 км/ч; плюс 0,6 м/с2 - при скорости 300 км/ч; плюс 0,7 м/с2 - при скорости 250 км/ч и менее
• возвышение наружного рельса в кривой не должно превышать 150 мм. Расчётное его значение определяется во взаимосвязи с уровнем скорости движения поездов и величиной радиуса круговой кривой исходя из условий обеспечения требований, указанных в данном пункте.
Величина наибольшего уклона продольного профиля главных путей не должна превышать 24%о. Прямолинейные элементы продольного профиля следует сопрягать вертикальной Кривой. Радиус вертикальной кривой определяют с учётом ограничения наибольшей величины вертикального ускорения при следовании поездов по этой кривой [2].
На раздельных пунктах профиль главных путей должен соответствовать нормам, установленным для главных путей на перегонах. Главные и приёмоотправочные пути в пределах пассажирских платформ следует располагать на площадке в продольном профиле.
Профиль станционных путей, где возможна стоянка специальных контейнерных и хозяйственных поездов с отцепкой локомотивов, проектируется в соответствии с действующими нормативными документами. Для станционных путей, кроме главных, приёмоотправочных и соединительных, по которым будет осуществляться пропуск высокоскоростного подвижного состава, допускается применять радиус вертикальной кривой не менее 900 метров.
Уклон продольного профиля на подъём в тоннелях должен не превышать величины, позволяющей реализовать скорость 350 км/ч на всём протяжении тоннеля.
При проектировании мостов и труб основной задачей является обеспечение: надежности в течении всего срока эксплуатации (долговечности), бесперебойности пропуска высокоскоростного и технологического транспорта, комфорта перемещения пассажиров, удобства выполнения работ по техническому обслуживанию сооружений и их ремонтопригодности.
Железнодорожный путь должен оборудоваться шумозащитными сооружениями и устройствами для снижения уровня шума от высокоскоростного железнодорожного подвижного состава до допустимых значений [2].
Высокоскоростные поезда являются одним из важнейших компонентом высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры. Технически очень сложные высокоскоростные поезда уже много лет являются реальностью во многих развитых странах мира. Они быстры, вместительны, комфортны и функциональны.
Строительство ВСМ будет положительно влиять на экономическое развитие страны. Но для введения высокоскоростных магистралей, надо учитывать различные факторы. И без участия специалистов в этой области, введение ВСМ невозможно. Высокоскоростное движение является будущим железнодорожного транспорта.
Использованные источники:
1. СП 119.13330.2017 ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КОЛЕИ 1520 мм
2. Родченко В.А., Зандарашвили Д.С. Высокоскоростное железнодорожное движение. Мировой опыт и перспективы в России: Учебное пособие. - М.: МГУПС (МИИТ), 2015 - 116 с.