Научная статья на тему 'Соревнования как один из видов самовоспитания, самоорганизации и совершенствования физической подготовленности студентов ВУЗа'

Соревнования как один из видов самовоспитания, самоорганизации и совершенствования физической подготовленности студентов ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СПОРТ / СОРЕВНОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улеева Н.Г., Созинова О.В., Имамутдинова О.В., Ткаченко И.П.

Статья посвящается рассмотрению влияния учебных соревнований на воспитание морально-волевых качеств и физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соревнования как один из видов самовоспитания, самоорганизации и совершенствования физической подготовленности студентов ВУЗа»

СОРЕВНОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ САМОВОСПИТАНИЯ, САМООРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Улеева Н.Г.1, Созинова О.В.1, Имамутдинова О.В.1, Ткаченко И.П.1

Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

Статья посвящается рассмотрению влияния учебных соревнований на воспитание морально-волевых качеств и физической подготовленности студентов.

Ключевые слова самовоспитание, самоорганизация, спорт, соревнования, физическая подготовленность, студенты.

Социальная значимость внедрения здорового образа жизни, физической подготовки, воспитания морально-волевых качеств в повседневную жизнь студентов определяется тем, что качественная работа в любой области в будущей профессиональной деятельности во многом зависит от уровня здоровья, интеллектуальной, психологической подготовки конкретной личности.

Педагог призван в учебно-воспитательном процессе не только научить основам предмета, но и всячески способствовать самовоспитанию студентов.

В теорию педагогики вошли основные понятия - субъект и объект. В традициях гуманистической педагогики в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники. Субъект - это личность, для которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определённой деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Итак, самовоспитание -систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, воле-

1 Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

вые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности [9]. Это в полной мере можно отнести и к спортивной деятельности студенческой молодёжи, где тесно взаимодействуют преподаватель и его воспитанники.

Спорт в жизни студента играет важную роль. Игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества. Занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений, носящими, как правило, массовый характер, в основе которых - доступность и возрастная приемлемость, объединены в так называемый массовый спорт, «спорт для всех». Цели и задачи его тесно связаны с активными видами отдыха, рекреацией, повышением работоспособности, укреплением здоровья и гармоничным развитием, совершенствованием человека [4, с. 208, 210]. Всестороннее, гармоничное развитие личности - это и физическое здоровье, и образованность, и эстетические познания, и высокая профессиональная подготовка, и общая культура. Всё это может быть дополнено и творческой активностью человека. За этим определяется и цель, более отдалённая, но конкретная - качественная работа в любой области в будущей профессиональной деятельности, внедрение здорового образа жизни в социальную, личную жизнь каждого человека. Для решения данных целей и задач «необходим поиск путей повышения сознательного отношения самих студентов к совершенствованию своей физической подготовленности, воспитания у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями с целью повышения своих функциональных возможностей» [2, с. 76]. Труд студента - прежде всего интеллектуальный труд. Если студент систематически не занимается физическими упражнениями, то такой образ жизни можно отнести к малоподвижному. Это значит, что отрицательные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и на здоровье в целом [1, с. 91]. Задача преподавателей кафедры «Физическое воспитание и спорт» Севастопольского Государственного Университета (СевГУ) состоит в создании условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодёжи через повышение двигательной активности, что устраняет негативные последствия гиподинамии. Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объёма физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождаются улучшением функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), что благотворно отражается на умствен-

ной работоспособности студентов. Для её поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объёме 6-8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе (Б.К. Замаренов, 1972). Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но и тренированное тело [1, с. 117].

В Севастопольском Государственном Университете на кафедре «Физическое воспитание и спорт» («ФВ и С») занятия по предмету «Физическая культура» проходят по принципу спортивных специализаций. Студенты имеют возможность выбрать специализацию на весь срок прохождения программного материала по данному предмету, т.е. на три года. На кафедре организованы 10 специализаций. В 2015-2016 уч. года на всех специализациях с первого по третий курс обучались 1549 студентов дневной формы обучения. Кроме учебных занятий по расписанию, проводятся учебно-тренировочные занятия и соревнования.

Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности [10, с. 269].

Соревновательная деятельность студентов также является одной из важных направлений физической культуры и спорта в ВУЗе. Важность проведения спортивных мероприятий отражена в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, где указаны пути реализации стратегии развития физ. культуры и спорта на период до 2020 года.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития массового спорта являются:

- обеспечение возможностей граждан систематически заниматься физической культурой и массовым спортом, вести здоровый образ жизни;

- обеспечение организации и проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;

- развитие студенческого спорта [3].

Преподаватели кафедры «ФВ и С» СевГУ реализуют эти направления на практике. Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному [5, с. 3]. На кафедре работают 4 специализации по игровым видам спорта: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол. Ежегодно на специализациях игровых видов проводятся соревнования, в которых принимают участие студенты нашего ВУЗа. В течение 2015-2016 уч. года только на кафедре проведено 8 соревнований. В

них приняли участие 360 студентов. Соревнования в Севастопольском Государственном Университете проводятся в несколько этапов.

Начальный этап: соревнования среди студентов первого курса проводятся по упрощённым правилам и во многом имеют ознакомительную направленность. Это связанно с тем, что выбрав определённый вид спортивной специализации, первокурсники ещё не в полной мере владеют специфическими особенностями этого вида и недостаточно точно ознакомлены с правилами соревнований. Участие в таких соревнованиях помогает более глубоко ознакомиться не только с методическими основами избранного вида, но и с оздоровительными возможностями той или иной игры. Общее количество студентов первого курса в 2015-2016 учебном году на специализациях баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол составило 688 человек. В этом учебном году в соревнованиях на данных специализациях среди первых курсов приняли участие 196 студентов. При организации судейства соревнований на начальном этапе основная нагрузка ложиться на преподавателей и студентов старших курсов.

К промежуточному этапу относятся соревнования среди групп и курсов. Здесь студенты имеют возможность проявить не только физическую, техническую, тактическую подготовку, но и свои личностные качества: волю, выдержку, умение преодолевать различные моральные и физические препятствия, встречающиеся в спортивной борьбе, ответственность за команду, интересы которой защищает студент. В целях повышения самоорганизации для студентов, в том числе первых курсов, проводятся семинары по правилам судейства в том или ином игровом виде спорта. Начиная с этого этапа, организация соревнований и судейства проводится в основном силами студентов. Функцию контроля и координацию соревновательного процесса исполняет преподаватель. В процессе управления контроль рассматривается как элемент общего руководства, как обеспечение обратной связи между студентами и преподавателями.

Учебные соревнования - это продолжение учебно-воспитательного процесса и его важная органичная часть. Но если на начальных этапах соревнований в них имеет возможность участвовать каждый студент, то с повышением статуса соревнований повышаются и требования к участникам. В команду включаются наиболее физически, технически и психологически подготовленные студенты. Это обстоятельство является хорошим стимулом к самовоспитанию, к стремлению посещать учебно-тренировочные занятия, заниматься самостоятельно, чтобы попасть в состав сборной команды группы, курса, института или университета.

Заключительным этапом соревнований являются соревнования между институтами, а также дружеские встречи на спортивных площадках между преподавателями и студентами.

Соревнования являются важной составляющей самовоспитания и самоорганизации студентов.

Необходимость проведения соревнований объясняется глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, освоением жизненно важных двигательных навыков, а также возможностью для студента самостоятельно определить уровень его физической подготовленности.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развитием основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) [8].

Формируются и совершенствуются важные качества, необходимые выпускнику любого ВУЗа: циркуляторно-респираторная выносливость, координационные способности, гибкость, устойчивость организма в условиях производства. Происходит формирование нервно-мышечной координации и точности усилий, глазомера, механизма адаптации к возникающим стрессам, концентрации внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости (чувства равновесия), ритмичности, способности к произвольному расслаблению мышц, дисциплинированности, решительности, стойкости, выдержки, самообладания и т.д. [7, с. 25, 26].

Учебные соревнования, являясь упрощённой моделью многих жизненных ситуаций, позволяют определить слабые стороны каждого студента и стимулировать пути его развития и совершенствования. Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создаёт условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объёма двигательной активности, необходимого для нормального функционирования организма, формирования мотивационно ценностного отношения к физической культуре.

Список литературы:

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт - М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.

2. Гальчинский В. Влияние учебных соревнований на повышение сознательного отношения студентов к совершенствованию физической подготовленности / В. Гальчинский, Н. Улеева, А. Бойко // Физическая культура, спорт и здоровье нации: сб. науч. ст. - Винница, 2006. - 559 с.

3. Доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Рабочая группа [Электронный ресурс]. - 182 с. -Режим доступа: fisvosp.ru/assets/media/4d/ca/1458.pdf (дата обращения: 19.05.2016).

4. Евсеев Ю.А. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.А. Евсеев -Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 384 с.

5. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова. - М.: Асадема, 2002. - 520 с.

6. Имамутдинова О.В. Использование средств физической культуры для организации самостоятельных занятий студентов / О.В. Имамутдинова и др. // EURASIACIENCE: Матер. II Междунар. науч.-практ. телеконф. Актуальность. РФ. Москва. - М., 2015. - С. 33-36.

7. Носова Е.А. Студенческое самовоспитание средствами физической культуры в ВУЗе / Е.А. Носова и др. / Науч. дискуссия: вопросы педагогики и психологии. сб. ст. по материалам L международной науч.-практ. конф. -М.: изд. «Интернаука», 2016. - № 5 (50). - Ч. 2. - 154 с.

8. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3345 (дата обращения: 15.06.2016).

9. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с. -Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin36.htpml (дата обращения: 14.06.2016).

10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Асадема, 2004. - 480 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Хабибуллина И.Р.

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания -это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, учебный предмет, спорт, дисциплина, педагогическая задача, ЗОЖ, адаптивная физкультура.

Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.