Сопряженность изменений показателей иммунологического и метаболического гомеостаза при заболеваниях печени
^АТамидова, Д.М.Рзакулиева, М.К.Мамедов
Азеpбайджанский медицинский унивеpситет, Национальный центр онкологии, г. Баку
Печень является ведущим оpганом, непосредственно участвующим в pегуляции метаболического гомеостаза (МГ) и потому патология печени закономеpно отpажается на многих показателях, отpажающих состояние МГ [5]. А поскольку стpукIуpный гомеостаз (СГ) поддеpживается на метаболической основе, патология печени, рано или поздно, приводит к нарушению СГ и, в частности, его важнейшей составляющей - иммунологического гомеостаза, лежащего в основе иммунобиологического надзора за фенотипической гомогенностью клеточных популяций гомеостаза [11, 9].
Подобная взаимосвязь МГ и СГ при хронической патологии печени наиболее ярко демонстрируется данными о непосредственном участии печени, с одной стороны, в адекватном обеспечения иммуноцитов пластическими и энергетическими материалами, а с другой стороны, в предотвращении появления во внутренней среде организма (и, в частности, в крови и лимфе) иммунотоксических веществ. Именно поэтому патология печени зачастую сопровождается развитием не только биохимических, но и иммунологических сдвигов в организме [2].
Косвенным подтверждением существования такой взаимосвязи могут послужить данные о том, что у больных хроническими заболеваниями печени регулярно отмечается повышение чувствительности к патогенным и, даже, условнопатогенным, инфекционным агентам, а длительно текущие диффузные заболевания печени могут ощутимо повышать риск появления некоторых злокачественных опухолей [8, 12].
В настоящем сообщении представлены данные, подтверждающие то, что обусловленные гепатоцел-люлярной дисфункцией сдвиги в МГ вносят немалый непосредственный вклад в развитие иммунологических сдвигов, отмечаемых у больных с острыми и хроническими заболеваниями печени.
Эти данные были получены при анализе результатов иммунологического обследования групп больных острыми и хроническими гепатитами, вызванными вирусами гепатитов В (ВГВ) и С (ВГС), осуществленного с целью определения наиболее характерных изменения важнейших показателей неспецифической иммунологически обусловленной резистентности (НИОР) - важнейшего компонента СГ. Среди обследованных было: 36 больных острыми вирусны-
ми гепатитами В и С (ОВГ); 63 больных хроническими гепатитами В и С (ХГВ); в) 57 внешне здоровых лиц с субклиническими ВГВ- и ВГС-инфекциями [1].
Образцы крови этих пациентов были исследованы с помощью комплекса лабораторно-иммунологи-ческих методов оценки показателей, отражаюших состояние НИОР [10]. Выявленные при этом у этих больных иммунологические нарушения по спектру, в целом, соответствовали ныне существующим представлениям об особенностях изменения иммунного статуса у больных ОВГ и ХВГ.
В то же время, уже располагая результатами этого обследования, мы подсчитали количество пациентов, у которых определенные нами показатели НИОР выходили за пределы диапазона физиологических колебаний - последний ранее был определен по результатам обследования представительной группы здоровых взрослых лиц, жителей г.Баку [6]. Определив процент этих лиц, отражавший частоту встречаемости изменения каждого из показателей НИОР, можно было легко и наглядно сравнить между собой разные группы обследованных пациентов.
Такое сравнение показало, что наиболее часто снижение величин всех пяти определенных нами показателей отмечалось у больных ОВГ, причем частота снижения иммунологических показателей среди больных ОВГ В не имела статистически устойчивого отличия от таковой у больных ОВГ С. В то же время, выраженность изменений показателей НИОР зависела от тяжести этих заболеваний и, в частности, от степени повышения у этих пациентов уровня билирубина в крови. В большинстве случаев чем выше была концентрация билирубина в крови, тем более выраженным было снижение иммунологических показателей.
Снижение величин этих же показателей у больных ХВГ отмечалось заметно реже, по сравнению с больными ОВГ. При этом статистически устойчивое различие между частотой выявления снижения величин всех этих показателей между группами больных ХВГ В и больных ХВГ С не выявилось.
Среди лиц с субклиническими инфекциями, вызванными ВГВ и ВГС частота выявления "выхода" величин иммунологических показателей за границы диапазона их физиологических колебаний оказалась минимальной, причем и в этой группе больных частота
выявления сниженных показателей НИОР мало зависела от этиологии субклинической инфекции.
Оценивая эти данные в едином комплексе, мы пришли к заключению о том, что минимальные по выраженности иммунологические сдвиги, выявленные у лиц с субклиническими инфекциями, по всей вероятности, были обусловлены аутоиммунными процессами, поскольку у этих лиц отсутствовали какие-либо существенные метаболические расстройства.
Напротив, у больных манифестными формами инфекций более значительные иммунологические нарушения были, скорее всего, прямо связаны с метаболическими расстройствами и, будучи прямо обусловлены гепатоцеллюлярной дисфункцией, развиваясь, в основном, по известному механизму формирования метаболической иммунодепрессии.
В то же время, однозначно связать отмеченные сдвиги в иммунограмме с наличием у этих больных дисфункции печени не представлялось возможным, поскольку выявленные изменения иммунологических показателей могли быть обусловлены не патологией печени, как таковой, а названными выше вирусными гепатотропными инфекциями, тем более, что хорошо известна способность их возбудителей индуцировать развитие в организме широкого спектра иммунопатологических процессов [7].
Это побудило нас осуществить иммунологическое и биохимическое исследование крови 38 больных с компенсированным ЦП, из которых у 14 пациентов не были выявлены серологические маркеры инфицирования ВГВ и ВГС [3].
Исследование крови этих больных, помимо определения показателей НИОР, включало определение концентрации восстановленного глутатиона в крови, а также определение в крови уровня среднемо-лекулярных пептидов - "средних молекул", который принимался за показатель интенсивности эндогенной интоксикации. Судя по полученным результатам, изменения показателей НИОР у больных ЦП были сопоста-вымимы с таковыми, ранее выявленными у больных ХВГ и, в целом, хорошо согласовывались с данными по этому вопросу, имеющимися в литературе [4].
Сравнение результатов иммунологического исследования крови пациентов, у которых были выявлены специфические маркеры инфицирования ВГВ и/или ВГС и пациентов, у которых эти маркеры отсутствовали показало, что достоверная разница между этими группами выявилась в отношение показателей, отражающих состояние НИОР не выявилась. Это косвенно свидетельствовало о том, что развитие иммунологических сдвигов у больных ЦП печени было обусловлено, главным образом, именно патологией печени, а "вклад" в развитие депрессии НИОР, вносимый вирусными инфекциями, менее значим.
Сопоставление результатов биохимического и иммунологического исследования крови одних и тех же больных ЦП показало, что отклонения показателей состояния НИОР оказались наиболее выраженными у тех больных, у которых отмечались более высокие
уровни в крови билирубина и "средних молекул" и более низкое содержание в крови восстановленного глу-татиона.
И если пренебречь негативным иммунотропным влиянием вирусных инфекций на НИОР, то можно было бы с определенностью утверждать, что у больных циррозом печени изменения основных показателей, отражающих состояние НИОР сопряжено с изменением ряда биохимических показателей, отражающих степень выраженности дисфункции печени.
Обобщая результаты проведенного нами клини-ко-лабораторного обследования больных с различными типами патологии печени, мы пришли к заключению о том, что эти результаты не только продемонстрировали существование взаимосвязи иммунологических и биохимических показателей, но и указывали на тесную сопряженность механизмов, обеспечивающих иммунологический гомеостаз и МГ организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Н.А., Ахундова Д.М., Гамидова Н.А. и др. Изменение показателей иммунологической реактивности при клинически манифестных и субклинических инфекциях, вызванных вирусами гепатитов В и С. - Здоровье, 2004, N.9, c.80-82; 2. Гамидова Н.А., Мамедов М.К. Роль печени в обеспечении структурного гомеостаза. - Современные достижения азербайджанской медицины, 2007, N.3, c.56-60; 3. Гамидова Н.А., Кадырова А.А., Гулиева А.А. и др. Сопряженность изменений показателей иммунобиохимического гомеостаза у больных с субклинически протекающим циррозом печени. - Биомедицина, 2007, N.1, c.34-36; 4. Губергриц Н.Б. Хронические гепатиты и циррозы печени. Донецк, 2002; 246 с.; 5. Иваников И.О., Сюткин В.Е., Говорун В.М. Общая гепатология. М.: Медпрактика, 2003; 159 с.; 6. Кадырова А.А., Кабулов Г.Г., Мамедов М.К. и др. Показатели неспецифической иммунологически обусловленной резистентности у здоровых жителей г.Баку. - Экоэнергетика, 2004, N.1, с.24-27; 7. Курбанова С.А., Ма-медли Ф.М., Мамедов М.К. Патогенез иммунологических нарушений при инфекциях, вызванных вирусами гепатитов В и С.- Азерб. Ж. онкологии, 2006, N.2, с.71-73; 8. Мамедов М.К., Гудратов Н.О. Экспериментальная патология печени и противоопухолевая резистентность. М.: Кристалл, 2003, 140 с.; 9. Мамедов М.К., Кадырова А.А. Современные представления о гомеостазе. - Азерб.Ж.онкологии, 2003, N.2, с.129-138; 10. Мамедов М.К., Гиясбейли С.Р., А.А.Кадырова А.А., Гамидова Н.А., Гулиева А.А. Комплекс лабораторных методов оценки состояния неспецифической иммунологической резистентности для использования в профилактических и клинико-экс-периментальных исследования. Методические рекмендации. Баку, 2005, 18 с.; 11. Hamidova N. About linked changes of structural-metabolic homeostasis at chronic pathology of the liver. - Azerb.J.oncolohy, 2001, v.8, р.89; 12. Comprehensive clinical hepatology. Eds.B.Bacon et al.2-nd ed. Ph^e^Ma: Elsevier ltd, 2006, 792 р.
SUMMARY
Connected changing of immunological and metabolic homeostasis parameters at patients with liver diseases
N.Hamidova, D.Rzakuliyeva, M.Mamedov
The authors have analyzed results of immunologic examination of patients with acute and chronic viral hepatitis and liver cirrhosis and demonstrated that spectrum and expressivity of the immunologic parameters changes directly depended of clinical forms of above mentioned liver diseases and metabolic disorders caused by liver dysfunction.
Поступила 14.06.2007