Научная статья на тему 'Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности'

Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / SITUATION OF UNCERTAINTY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / RESEARCH POSITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кригер Евгения

Статья предназначена для исследователей, занимающихся изучением проблем профессионального становления педагога в системе профессионального педагогического образования. В ней обсуждается вопрос сопровождения профессионального самоопределения педагога в процессе профессиональной подготовки и развитии профессионального самосознания. На основе анализа литературных источников проведено обобщение идей, имеющих отношение к проблеме профессионального самоопределения педагога и предложены рекомендации по организации этого процесса, созданные на основе разрабатываемой автором концепции построения развивающего профессионального педагогического образования, в которой речь идет о том, что одним из условий такого образования является развитие исследовательской позиции, вырастающей из ситуации неопределенности, возникающей в процессе профессионального становления. Источником самоопределения выступает ситуация неопределенности. В статье дана характеристика ситуациям неопределенности, показана типология ситуаций неопределенности, с которыми сталкивается педагог. Средством выхода из ситуации неопределенности рассматривается исследовательская позиция. В работе показано, каким критериям должна соответствовать исследовательская позиция педагога. Прикладное значение статьи определяется тем, что в ней предложены примеры методического сопровождения самоопределения педагога, через направление его исследовательской позиции к познанию им самого себя, собственной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supporting the teacher professional identification in situations of uncertainty

The article is intended for researchers who study the issues of teachers professional development in the system of professional pedagogical education. It discusses an issue of supporting teachers professional identification in the process of the professional training and the development of professional identity. The ideas related to an issue of the professional identification of the teacher are summarized on the basis of literary sources analysis. The article also gives recommendations on this process organization made on the basis of the authors’ concept of the developmental professional pedagogical education in which it is considered that one of the conditions for such education is the development of research position originated from the situation of uncertainty,arising in the process of professional development. The source of the identification is the situation of uncertainty. The article characterizes the situations of uncertainty, shows the typology of uncertainty situations faced by the teacher.The research position is considered as a mean of overcoming the uncertainty situation. The document shows what criteria the research position of the teacher has to meet. Applied importance of the article is determined by the fact that it offers practical methods of supporting the teacher’s identification, by directing his research position to the self-knowledge and identity.

Текст научной работы на тему «Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности»

УДК 377.091.4

БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-1-27-37

Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности

Евгения Э. Кригер

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ekrig@yandex.ru

Аннотация. Статья предназначена для исследователей, занимающихся изучением проблем профессионального становления педагога в системе профессионального педагогического образования. В ней обсуждается вопрос сопровождения профессионального самоопределения педагога в процессе профессиональной подготовки и развитии профессионального самосознания. На основе анализа литературных источников проведено обобщение идей, имеющих отношение к проблеме профессионального самоопределения педагога и предложены рекомендации по организации этого процесса, созданные на основе разрабатываемой автором концепции построения развивающего профессионального педагогического образования, в которой речь идет о том, что одним из условий такого образования является развитие исследовательской позиции, вырастающей из ситуации неопределенности, возникающей в процессе профессионального становления. Источником самоопределения выступает ситуация неопределенности. В статье дана характеристика ситуациям неопределенности, показана типология ситуаций неопределенности, с которыми сталкивается педагог. Средством выхода из ситуации неопределенности рассматривается исследовательская позиция. В работе показано, каким критериям должна соответствовать исследовательская позиция педагога. Прикладное значение статьи определяется тем, что в ней предложены примеры методического сопровождения самоопределения педагога, через направление его исследовательской позиции к познанию им самого себя, собственной идентичности.

Ключевые слова: ситуации неопределенности, исследовательская позиция; профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональное самообразование

Для цитирования: Кригер Е.Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 1(11). С. 27-37. БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-1-27-37

© Кригер Е.Э., 2018

Supporting the teacher professional identification in situations of uncertainty

Evgeniya E. Kriger

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, ekrig@yandex.ru

Abstract. The article is intended for researchers who study the issues of teachers professional development in the system of professional pedagogical education. It discusses an issue of supporting teachers professional identification in the process of the professional training and the development of professional identy. The ideas related to an issue of the professional identification of the teacher are summarized on the basis of literary sources analysis. The article also gives recommendations on this process organization made on the basis of the authors' concept of the developmental professional pedagogical education in which it is considered that one of the conditions for such education is the development of research position originated from the situation of uncertainty, arising in the process of professional development. The source of the identification is the situation of uncertainty. The article characterizes the situations of uncertainty, shows the typology of uncertainty situations faced by the teacher. The research position is considered as a mean of overcoming the uncertainty situation. The document shows what criteria the research position of the teacher has to meet. Applied importance of the article is determined by the fact that it offers practical methods of supporting the teacher's identification, by directing his research position to the self-knowledge and identity.

Keywords: situation of uncertainty, research position, professional development of a teacher, professional identification, professional self-education

For citation: Kriger EE. Supporting the teacher professional identification in situations of uncertainty. RSUH/RGGU Bulletin. Series "Psychology. Pedagogics. Education". 2018;1(11):27-37. doi: 10.28995/2073-6398-2018-1-27-37

Поведение современных учителей характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой является появление разнообразных рисков эмоционального выгорания, кризисов компетентности, профессиональных деформаций, профессиональных кризов. С увеличением педагогического стажа работы

у учителей общеобразовательных школ снижаются показатели психического и физического здоровья. Отсутствие необходимого психологического здоровья часто вызывает противоречие в педагогической целесообразности воздействия на ученика и является причиной прогрессирующей невротизации школьников. В связи с этим решение задач профилактики и развития психологического здоровья педагогов не ново, но вполне необходимо.

Мы хотим обратиться к решению этого вопроса через широкое использование неопределенных ситуаций как средства развития исследовательской позиции. В исследованиях Д.А. Леонтьева [1], Е.Г. Луковицкой [2] высказывается мнение о том, что неопределенность предполагает присутствие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна. Неопределенность возникает в профессиональном взаимодействии, деятельности и развитии. Сегодня увеличивается количество детей с особенностями развития, которые требуют к себе индивидуального подхода во взаимодействии, постоянного поиска путей построения отношений с ними. Многие исследователи в последнее время указывают на то, что педагогам приходиться выполнять одновременно несколько разноплановых функциональных ролей - учителя-предметника, классного руководителя, социального педагога, экспериментатора и других, что требует постоянной смены позиций, разносторонней компетентности, постоянного включения в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые необходимо мобильно и конструктивно реагировать. Неопределенность возникает и в процессе инновационной деятельности, где необходимо генерировать гипотезы, вести исследовательскую деятельность, требующую поиска новизны, актуальности и исследовательской позиции по отношению к новым фактам.

Как сказано выше, неопределенность предполагает присутствие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна. Для ситуации неопределенности характерно, что она возникает не только при дефиците информации, но при ее избыточности и вызывает неоднозначную субъективную оценку восприятия информации о ней. Ситуации неопределенности обладают такими дополнительными характеристиками, как новизна, неразрешимость, сложность (С. Бандер [3]); наличие неизвестных переменных (Д.А. Леонтьев [1]); непредсказуемость -невозможность прогноза развития неизвестность вероятности события (Е.П. Кринчик [4]); воспринимаемое отсутствие причинно-

следственных закономерностей (Е.А. Лустина [5]); неконтролируемость - субъективная невозможность управлять развитием событий, противостоять неожиданностям, предугадывать их (Е.П. Белинская [6]); невозможность категоризировать ситуацию из-за отсутствия информации, наличия трудности определения ее значения в связи с отсутствием готовых схем интерпретации (Е.Г. Луко-вицкая [2]), наличия смыслового абсурда (Н.В. Зоткин [7]).

Неопределенность все более становится неотъемлемой характеристикой жизни человека. В педагогической деятельности неопределенность проявляется как многовариантность стратегий решения профессиональных задач и условий, в которых эти задачи возникают. В связи с чем актуализируется необходимость понимания деятельности педагога в условиях неопределенности образовательной среды и появляется потребность вести специальную подготовку педагогов к действиям в ситуации неопределенности.

Неопределенность в профессиональной педагогической деятельности заключает в себе момент амбивалентности - с одной стороны, она открывает новые возможности для профессионального развития педагога, реализации его творческого потенциала и личностной зрелости; с другой стороны, педагогу необходимы ресурсы выдерживания неопределенности, действия в ней, изменения условий или самого себя в такой ситуации. Тем самым вторая составляющая неопределенности может вызывать напряжение и негативно отражаться на состоянии психологического здоровья педагога в тех случаях, где он не умеет обходиться с неопределенностью. Постоянное напряжение может вести к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления), что напрямую отражается на результатах профессиональной деятельности.

Проблема ситуации неопределенности в педагогической деятельности и профессиональном развитии является новой и неисследованной; вместе с тем в настоящее время ситуации неопределенности наполняют современную педагогическую деятельность. Среди источников неопределенности мы выделяем: постоянную динамику внешней среды, необходимость индивидуализации образовательных возможностей каждого субъекта образования, наличие инновационных процессов, полифункциональность деятельности педагога.

Сферы возникновения неопределенности в деятельности и профессиональном развитии педагога могут быть многообразны. Мы выделяем ситуации неопределенности, связанные с особенно-

стями профессиональной педагогической деятельности. По источникам возникновения ситуаций неопределенности в профессиональной педагогической деятельности мы можем предложить внутренние и внешние ситуации неопределенности; по возможностям, открывающимся в ситуации неопределенности, возникают ситуации неопределенности, развивающие и препятствующие развитию педагога, ситуации неопределенности, имеющие место на разных уровнях организации педагогического процесса и ситуации неопределенности, возникающие на основе способа выбора стратегий педагогического взаимодействия.

В данной статье мы хотим обратиться к ситуациям неопределенности, возникающим во внутреннем мире педагога, влияющим на построение им образа самого себя и профессиональное самоопределение. Особое значение для определения динамики профессионального становления педагога, на наш взгляд, имеет профессиональное самоопределение, которое не сводимо к выбору профессии, а выступает как сущностная основа его профессионального становления, своеобразный механизм, обеспечивающий приращение психологического здоровья. Педагог на протяжении всего своего профессионального пути осуществляет поиск и обретение смыслов своей профессиональной деятельности, открытие и реализацию своего «Я» как профессионала, осуществляет выбор в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность.

Одним из вариантов возникновения неопределенности во внутреннем плане может выступить построение собственной социально-профессиональной идентичности. Она связана с определением образа себя, выбором и присвоением новой профессиональной роли, развитием себя как профессионала. При этом возникает также необходимость открытия своего персонального смысла профессиональной педагогической деятельности. Неопределенность в создании образа своей социально-профессиональной идентичности задается противоречием между необходимостью построения собственного профессионального образа и многообразием вариантов профессиональной идентичности. Разрешение неопределенности происходит как обнаружение персонального смысла, как выход из противоречия профессионального развития.

Средством разрешения противоречия и обеспечения выхода из ситуации неопределенности является исследовательская позиция. В отечественной психологии имеются теоретические исследования, посвященные изучению исследовательской позиции, отраженные в современных психологических работах, где исследовательская по-

зиция рассматривается как субъектное начало в человеке, определяющее его активность в выборе и реализации исследовательской деятельности и взаимодействия с действительностью. Исследовательская позиция педагога описана как процесс проектировочно-исследовательской деятельности, в котором натуральные психические функции становятся высшими (Л.С. Выготский [8]), а также в работах других ученых - как процесс моделирования развития личности ребенка, процесс научно-исследовательской деятельности. Проведено сопоставление исследовательской позиции с педагогической рефлексией.

Исследовательская позиция является условием инициативного осмысления профессиональных задач. Она позволяет не приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей действительности, а изменять эти условия, влиять на ситуацию с целью поиска необходимого результата развития личности ребенка и поиска условий, обеспечивающих достижение этого результата. Исследовательская позиция обладает рядом характеристик: она дает возможность активно реагировать на изменения, возникающие в действительности, помогает находить вариативные способы осмысления действительности, вызывает необходимость попадать в ситуации неопределенности и находить выход из них. Так, В.С. Ротенберг говорит о том, что исследовательская позиция может выступать фактором соматического здоровья [9].

Мы рассматриваем исследовательскую позицию как профессионально-личностное свойство, проявляющееся в познавательном отношении педагога к педагогической действительности, обеспечивающее поиск и извлечение из сознания, основанного на методологическом знании смысла решения педагогической задачи, позволяющее моделировать развитие личности Другого и самого себя на основе преобразования целей, содержания и методов образования личности и ее индивидуальности. Исследовательская позиция педагога проявляется в активном исследовательском отношении к себе, профессиональной деятельности и взаимодействию, а также к саморазвитию. Она представляет собой целостное, интегрированное, упорядоченное психическое образование, обеспечивающее не только готовность к новому опыту, но и умение педагога выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и о педагогической действительности. Исследовательская позиция дает возможность педагогу эффективно выстраивать исследовательский процесс и находить выход из сложных ситуаций педагогической деятельности, порождая новые смыслы организации педагогического взаимодействия. Поскольку предметом деятельности педагога выступает

«другой человек», то мы полагаем, что особое значение исследовательская позиция педагога имеет в межличностной рефлексии, где необходимо осознавать образование и развитие смысловой сферы Другого субъекта.

Исследовательская позиция педагога проявляется в следующих основных показателях: в склонности к методологическому поиску педагогических решений; в проявлении толерантного отношения к новому, неизвестному, необычному, нестандартному, возникающему в развитии личности при сохранении познавательной потребности и интереса в исследовании его; поиске его смысла и смысла организации образовательного процесса; в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности в ситуации неопределенности профессионально-педагогической деятельности и взаимодействия; в наличии открытой познавательной позиции по отношению к нестандартным педагогическим задачам; в предпочтении самостоятельного нешаблонного продуктивного мышления в решении типовых и нестандартных педагогических задач.

Исследовательская позиция педагога может быть сопоставима с адаптивной позицией, которая проявляется в более низком уровне исследовательской активности, готовности действовать по заданным образцам и правилам, предпочтении неизменности в противовес неизвестности, в жестком следовании традициям, стремлении подстроиться под ситуацию без ее осмысления. Это сужает видение возникающих профессиональных проблем и лишает конструктивных профессиональных средств деятельности, особенно в новых, неизвестных, неопределенных ситуациях, что приводит к нарушениям эмоциональных состояний, деформации личности профессионала, невозможности самоуправления, прогнозирования и оценки ситуации.

Становление исследовательской позиции осуществляется одновременно с профессиональным становлением и совершенствованием личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышением уровня знаний, умений и профессиональных компетенций, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Становление исследовательской позиции в системе образования - это длительный процесс, связанный с различными целями, который имеет специфичное содержание на разных этапах профессионального становления. Он предполагает внешнее руководство и создание условий, с одной стороны, и учет внутренних особенностей развития самого профессионала - с другой. Современная система педагогического образования, решающая проблемы профессионального развития

педагога, должна целенаправленно формировать у педагога исследовательскую позицию как условие его успешной профессиональной деятельности и развития.

Активность исследовательской позиции проявляется в том, насколько личность педагога целостно моделирует или конструирует образовательную деятельность и саму себя. Исследовательская позиция может быть направлена во внутренний план на профессиональное самоопределение и личностный рост. Одним из аспектов личностного роста может выступить построение собственной социально-профессиональной идентичности.

Основу ситуации неопределенности человека составляет противоречие, возникающее между ценностно-смысловой и пространственно-временной организацией бытия человека. Именно оно выступает в качестве источника психологического содержания самоопределения и разворачивается в профессиональном контексте в профессиональное самоопределение специалиста.

Условиями, задающими неопределенность ситуации в процессе педагогического образования, направленного на формирование самоопределения, могут являться:

- наличие противоречивой и бессвязной информации (между обыденным педагогическим сознанием и теоретическим че-ловековедческим знанием);

- несогласованность актуальной социально-педагогической ситуации и прошлого опыта педагога.

В этой статье мы приведем примеры, которые могут быть использованы в образовании для определения образа себя, открытия своего персонального смысла профессиональной педагогической деятельности. Эти ситуации могут быть связаны с психологическим содержанием профессионального самоопределения, выбором и присвоением новой профессиональной роли, развитием себя как профессионала.

Например, в ходе взаимодействия со студентами - будущими педагогами на занятиях, где раскрываются аспекты профессионального становления педагога, можно обсудить такие вопросы и выполнить такие задания, как:

• Переживали ли вы в своей жизни переоценку ценностей, когда это происходило? Что к этому приводило?

• Как вы разводите для себя понятия «личностный» и «неличностный смысл»? Какую роль играют эти смыслы в самоопределении педагога?

• В каких ситуациях человек определяет не сам себя, а, наоборот, является определяемым другими? Приведите примеры.

• Приведите примеры литературных героев, столкнувшихся с противоречием, возникающим между духовным и вещным миром. Как была выстроена ценностно-смысловая и пространственно-временная организация среда этих персонажей.

• Рассматривая вопросы самореализации человека, как вам кажется: большинство людей скорее детерминированы своей жизнью (слиты с ней) или вступают с ней в отношения? Большая часть людей находятся «внутри своей жизни» не выходя за пределы непосредственных связей с другими людьми, или они выходят за пределы заданности? Что человеку позволяет обретать психологическую зрелость?

Результат развития нам видится как становление профессионально зрелой личности педагога, формирующейся вследствие личностно-профессионального самоизменения, проявляющей исследовательскую позицию, способной порождать новые идеи в конкретных ситуациях неопределенности, стремящейся к авторству в понимании подходов к своей профессиональной педагогической деятельности и осмысленному взаимодействию с другими субъектами.

Таким образом, разрешение ситуации неопределенности является условием профессионального образования и становления современного педагога. Факторами профессионального становления педагога выступают его собственная активность как субъекта, процесс профессиональной педагогической деятельности и профессиональное педагогическое образование. Решение проблем профессионального становления педагога во многом обусловлено возможностями развивающего профессионального педагогического образования.

Педагогическое образование должно формировать у личности исследовательскую позицию и готовность действовать в изменяющихся условиях. Это позволит обеспечить профилактику стресса, сопровождающего всю профессиональную деятельность педагога, возникающего вследствие невозможности выйти из ситуации неопределенности. Именно тогда это образование будет иметь развивающий характер.

Современное профессиональное образование должно учитывать характер протекания профессиональной педагогической деятельности в условиях неопределенности и проблемы профессионального становления, связанной с этим. Поэтому одним из путей решения этих проблем может выступить специальная организация образовательного процесса, выстроенная на основе развивающего характера образования, ведущей идеей которого выступает раз-

витие исследовательской позиции педагогов и подготовка их к действиям в ситуациях неопределенности. На первых этапах построения образа собственной профессиональной деятельности у педагога необходимо формировать внутренний план работы с неопределенностью. Этому могут способствовать ситуации выбора социально-профессиональной идентичности, в том числе соотнесения собственного образа профессионального выбора и образа, отраженного в художественной литературе.

Литература

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. 487 с.

2. Луховицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 17 с.

3. BudnerS. Intolerance of ambiguity as a personality variable //Journal ofpersonality. 1962. Vol. 30. No. 1. P. 29-50.

4. Критик Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1979. № 3. С. 14-23. [Электронный ресурс] URL: http://flogiston.ru/articles/labour/krinchik (дата обращения: 10.01.2018).

5. Лустина Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 122-125.

6. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т.Г. Стефаненко. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 30-53.

7. Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 107 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

9. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. 239 с.

References

1. Leont'ev DA. Psychology of meaning. Moscow: Smysl Publ.; 2003. 487 p. (in Russ.)

2. Lukovitskaya EG. Socio-psychological importance of tolerance to uncertainty [avtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk]. Saint Peterburg, 1998. 17 p. (in Russ.)

3. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of personality. 1962;30(1):29-50.

4. Krinchik EP. Psychological problems of labor activity in conditions of uncertainty. [Internet]. Vestnik MGU. Seriya 14. "Psihologiya". 1979;3:14-23. URL: http:// flogiston.ru/articles/labour/krinchik (data obrashcheniya 10.01.2018) (in Russ.)

5. Lustina EA. Overcoming the situation of uncertainty in the processes of thinking and imagination. Voprosy psihologii. 1982;5:122-5. (In Russ.)

6. Belinskaya EP. The construction of identity structures in the situation of uncertainty. Transformatsiya identifikatsionnykh struktur v sovremennoi Rossii / Ed. by T.G. Stefanenko. Moscow: Moscow Public Science Foundation Publ.; 2001. P. 30-53. (In Russ.)

7. Zotkin NV. The conceptualization in an uncertainty situation. [dis. ... kand. psikhol. nauk]. Moscow; 2000. 107 p. (In Russ.)

8. Vygotskii LS. Pedagogical psychology. Moscow: Pedagogika Publ.; 1991. 480 p. (In Russ.)

9. Rotenberg VS., Bondarenko SM. Brain. Training. Health. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1989. 239 p. (In Russ.)

Информация об авторе

Евгения Э. Кригер, доктор психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6; ekrig@yandex.ru

Information аbout the author

Evgeniya E. Kriger, Doctor in Psychology, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; ekrig@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.