Научная статья на тему 'Сопротивление управленческим инновациям в вузе в контексте организационных изменений: теоретические подходы и проблемы социологического исследования'

Сопротивление управленческим инновациям в вузе в контексте организационных изменений: теоретические подходы и проблемы социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
463
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОПРОТИВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ. ВСТУПЛЕНИЕ В XXI В. / REFORMING / HIGHER EDUCATION SYSTEM / MODERNIZATION / THE EDUCATIONAL POLICY / RESISTANCE TO ADMINISTRATIVE INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцев Дмитрий Игоревич

Статья посвящена проблемам, вызванным необходимостью реформирования отечественной системы высшего образования, направленного на модернизацию его структуры и содержания, вхождение в мировое научно-образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resistance to administrative innovations in high school in a context of organizational changes: theoretical approaches and problems of sociological research

Article is devoted the problems caused by necessity of reforming of domestic system of higher education, directed on modernization of its structure and the maintenance, occurrence in world scientificallyeducational space.

Текст научной работы на тему «Сопротивление управленческим инновациям в вузе в контексте организационных изменений: теоретические подходы и проблемы социологического исследования»

УДК 316 К-вв

Кудрявцев Дмитрий Игоревич

ассистент кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) тел.: (960) 463-90-71

Сопротивление управленческим инновациям в вузе в контексте организационных изменений:

теоретические подходы и проблемы социологического исследования

Аннотация:

Статья посвящена проблемам, вызванным необходимостью реформирования отечественной системы высшего образования, направленного на модернизацию его структуры и содержания, вхождение в мировое научно-образовательное пространство.

Ключевые слова: реформирование, система высшего образования, модернизация, образовательная политика, сопротивление управленческим инновациям.

Вступление в XXI в., сопровождаемое новыми социальными вызовами, настоятельно требует реформирования отечественной системы высшего образования, направленного на модернизацию его структуры и содержания, вхождение в мировое научно-образовательное пространство, что приводит к осознанию необходимости серьезных организационно-управленческих трансформаций в высшей школы, совершенствования качества и эффективности управления.

Модернизация образования - это всегда процесс, протекающий во времени, требующий серьезных инвестиций и нуждающийся в управлении. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что роль образования на современном этапе развития определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования [1].

Однако модернизация высшего образования сталкивается с серьезными трудностями, в числе которых - сопротивление вузовских организаций управленческим инновациям. Феномен сопротивления в социальных организациях - предмет внимания представителей многих социологических школ и направлений изучения организаций. Одними из первых приступили к исследованию явления сопротивления изменениям и инновациям представители школы социальных систем. Большой вклад в разработку проблематики внесли Ч.И. Барнард, Дж. Дж. Марч, Г.А. Саймон, А.У. Гоулднер. В отечественной социологии и науке управления проблемы сопротивления организационным изменениям и управленческим инновациям рассматриваются в работах О.Д. Волкогоновой, Т.В. Голевой, Е.А. Горбатенко, А.Г. Латкина, Е.О. Россинского, Е.Г. Сазанова, А.А. Мешкова, И.А. Суворовой, Д.В. Щербаковой и других исследователей [2].

Но пока что исследование процессов сопротивления изменениям еще не приобрело самостоятельного значения. Соответственно, отсутствует и комплексный социологический анализ явления сопротивления управленческим инновациям в вузовской организации. Между тем изучение сопротивления управленческим инновациям в вузе представляет серьезный теоретический и практический интерес. Во-первых, подобный анализ позволяет уточнить и обогатить понятийный аппарат и концептуальную систему теоретического знания социологии организаций и организационных изменений, способствуя формированию единой концепции сопротивления изменениям как составной части социологической теории развития организаций в рамках социологии управления. Во-вторых, изучение данной проблематики может способствовать преодолению издержек неэффективной управленческой деятельности и организационной культуры, господствующей в вузах.

Формирование научно обоснованного представления об основных факторах и формах проявления сопротивления управленческим инновациям в вузе, методах преодоления подобного сопротивления может способствовать более целенаправленному осуществлению организа-

77

ционно-управленческих изменений, стимулировать разработку и принятие взвешенных управленческих решений, направленных на оптимизацию процессов перестройки вузовских организационных структур. Все это предопределило тему данной статьи, в которой предпринята попытка научной постановки проблемы и ее теоретико-методологического осмысления.

Предлагаемый в данной статье теоретико-методологический подход опирается на концепцию «организационного научения» К. Арджириса, в основе которой - идея о том, что способность к организационному научению является тем качеством, которое следует развивать любой организации. Чем успешнее организации накапливают опыт и научаются, тем больше вероятность, что они смогут обнаружить и исправить ошибки, а также понять, в каких ситуациях они окажутся не в состоянии их находить и исправлять [3, с. 38]. В основе авторского подхода также положение о том, что сопротивление организационным изменениям следует рассматривать в контексте различных концепций организационного развития. Наконец, важной составной частью авторской методологии выступает положение о том, что теории развивающихся изменений и саморазвивающейся организации в наибольшей степени отражают проблематику динамики современных вузовских организаций, разработки и внедрения управленческих инноваций.

Управленческие инновации в вузовской организации проявляются через внедрение новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от традиционных норм, которые с течением времени трансформируют сам способ функционирования организаций [4]. По оценке А.Г. Латкина, управленческая инновация - это новое содержание и адекватная ему форма управленческой деятельности. При этом реализация управленческих инноваций - процесс намного более сложный, чем реализация инноваций технологических, поскольку это связано с изменением организационной культуры, поведения, привычек и представлений персонала об управлении. Но в конечном итоге управленческие инновации с течением времени трансформируют сам способ функционирования организации и ведут к эффективным результатам [5].

Как отдельная проблемная задача, обладающая своей спецификой, вопрос сопротивления управленческим инновациям в вузе в период модернизации и организационных изменений был поставлен именно в рамках изучения организационных изменений [6]. Существует немало различных теорий организационных изменений: трехступенчатый подход К. Левина, теория запланированных изменений Баллока и Баттена, теория изменений «Восемь шагов» Коттера, формула изменений Бекхарда и Харриса, модель согласования Надлеара и Тушмана, теория управления переходом Бриджерса, модель управления изменениями Карнала, системная модель Сенге, модель сложных ответных процессов Стейси и Шоу [7]. Именно Левин ввел понятие сопротивления персонала изменениям, преодоление которого является важной задачей на различных этапах управления организационными изменениями.

В социологической и управленческой литературе достаточно широко освещается проблема сопротивления организационным изменениям. Так, И. Ансофф в работе «Стратегическое управление» разделяет сопротивление на индивидуальное (сопротивление лидера) и групповое; выделяет причины сопротивления: необходимость рисковать, страх потери власти или изменения роли, нежелание учиться новому ремеслу. При этом автор предлагает ряд мер, которые помогут предвидеть, ослаблять и держать под контролем сопротивление изменениям:

1) создание «стартовой площадки» (разработка подробных планов изменений, назначение ответственных, распределение ресурсов);

2) анализ природы изменений (определение периода времени для введения изменения, изучение возможностей фирмы, анализ культурно-политических перемен и ведущих работников, выявление соотношений групп, которые могут оказать поддержку или сопротивление);

3) создание атмосферы поддержки (разъяснение необходимости и последствий изменений для всей фирмы, вознаграждения за поддержку преобразований, уступки и материальные стимулы для сопротивляющихся);

4) учет поведенческих факторов при планировании преобразований (привлечение к разработке плана изменений потенциальных сторонников, организация обучающих и тренинговых программ) [8].

А.И. Пригожин выделяет социальные, экономические и психологические причины сопротивления изменениям. К психологическим причинам относятся неразвитость достижительной мотивации, эффекты «изобретено не здесь» и «проще купить за границей». К экономическим -дешевизна рабочей силы и отсутствие связи доходов с качеством труда. К социальным - заинтересованность сохранить существующее и инерционность организации. Способы же сопротивления следующие: конкретизация документов (постоянная доработка инновационного проекта), кусочное внедрение (внедрение одного элемента новшества), вечный эксперимент (затя-

78

гивание эксперимента), отчетное (только на бумаге) и параллельное (старое сосуществует с новым) внедрение [9, с. 798].

Е.М. Лювалина под сопротивлением изменениям понимает любые действия или бездействия работников, направленные на противодействие осуществлению перемен в организации, их дискредитацию. Носителями сопротивления являются сотрудники, которые опасаются не столько самих изменений, сколько боятся «быть измененными». Поэтому они стремятся помешать изменениям, чтобы не попасть в новую, не совсем понятную им структуру, в которой придется многое делать не так, как они привыкли. При введении каких-либо новшеств в работу предприятия, менеджеры должны быть готовы к тому, что они не будут приниматься большей или меньшей частью сотрудников. Преобразования всегда вызывают сопротивление у членов организации, в результате чего возникают отсрочки начала этого процесса, отставание от намеченных сроков достижения целей, а то и их полный срыв [10].

Среди множества подходов А.А. Мешков выделяет следующие основные направления исследований процессов сопротивления организационным изменениям: а) организации как социальной системы, б) конфликтно-игровое, в) инновационное, г) стратегического управления, д) организационной культуры, е) организационной экологии [11].

По Д.В. Щербаковой, теоретический анализ процессов сопротивления организационным изменениям и практика менеджеров должны опираться на следующие исходные установки: 1) сопротивление изменения является естественным, закономерным и необходимо возникающим процессом, сопровождающим любые организационные изменения. Причем чем выше способность организации к воспроизводству собственной структуры или чем выше структурная инерция организации, тем сильнее сопротивление структурным изменениям в организации; 2) для корректного управления процессами изменений необходимо определить характер сопротивления (конструктивный, деструктивный, смешанный). Зачастую сопротивление изменениям приводит к перерасходу ресурсов, отсрочке реализации нововведений, разрушению организационной культуры. Поэтому сопротивление изменениям чаще всего трактуется субъектами управления как негативное явление. Изменения в организации всегда сопровождаются сопротивлением. По сути, сопротивление является реакцией социальной системы на воздействие [12].

Сопротивление инновациям в вузе можно рассматривать как феномен, связанный с экономическими и социальными условиями функционирования данной организации. В свою очередь, сопротивление управленческим инновациям в вузе - это неприятие новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от традиционных норм. Бесконфликтное внедрение управленческих инноваций в вузе в условиях модернизации высшего образования является скорее исключением, чем правилом. Феномен сопротивления срабатывает на любом уровне управления и гораздо сильнее, чем ожидают лица, принимающие реформаторские решения [13]. С точки зрения исследователя стратегии в организации, сопротивление является проявлением иррационального поведения, отказом признать новые черты реальности, размышлять логически и реализовывать на практике выводы логического мышления. С точки зрения наук о поведении сопротивление представляет собой естественное проявление различных психологических установок в отношении реальности, согласно которым группы и отдельные индивиды взаимодействуют друг с другом [14].

В вузовских организациях сопротивлением переменам является любая установка или поведение, демонстрирующие нежелание проводить или поддерживать изменения. Причины сопротивления кроются в личных и структурных барьерах (по трактовке Й. Хентце и А. Камме-ля) на индивидуальном и групповом уровнях. Важным методологическим требованием выступает создание классификации видов и форм проявления сопротивления организационным изменениям. Основные виды можно разделить: 1) по характеру психологических параметров процесса: осознанное и неосознанное; 2) по форме проявления (наблюдаемости) процесса: явное и латентное; 3) по применяемым методам сопротивления: активное и пассивное.

На индивидуально-психологическом уровне сопротивление управленческим инновациям в вузе проявляется в активной и пассивной формах. В активной форме оно представляет собой сознательное демонстративное выступление против тех или иных планов, проектов, решений о проведении структурных изменений в организации. Активная форма сопротивления всегда открытая. В пассивной форме сопротивление изменениям выступает как нежелание вносить свои усилия в коллективную систему действий, бюрократический стиль работы, игнорирование и саботирование отдельных решений, перекладывание работы на других сотрудников и т.д. [15].

С.С. Фролов выделяет технические, политические и культурологические причины, вызывающие сопротивление инновациям в организации. Технические причины связаны с действием технических условий организации, которые представляют собой способы соединения человеческих и технических ресурсов в организации. Политические причины сопротивления изменениям связаны с перераспределением власти при структурных и культурологических изменениях в организации. В случае значительных структурных изменений перед руководителями

79

различных уровней всегда стоит вопрос: кто и в какой степени будет привлечен к принятию управленческих решений в новой ситуации. От ответа на этот вопрос зависит отношение руководителей к инновациям. Культурологические причины сопротивления изменениям связаны с изменением ценностных ориентации и социальных норм, действующих в организации [15, с. 354-357]. Как представляется, высказанные соображения в значительной мере применимы к анализу сопротивления управленческим инновациям в вузе.

Важным вопросом является выявление причин сопротивления вузовским управленческим инновациям. Одной из первых и наиболее распространенных классификаций причин сопротивлений является классификация Коттер и Шлезингер. Они выделяют четыре причины сопротивления изменениям:

1. Узкособственнический интерес. Желание не потерять что-то ценное: положение, власть, материальную выгоду, комфорт, привычную обстановку, политическое преимущество и неформальные связи.

2. Непонимание и недостаток доверия. Обычно это происходит, если недостаточно было приложено усилий и потрачено времени, на налаживание взаимоотношений с теми, кого затронет изменение, и (или) если эти изменения не были адекватно объяснены и убедительно аргументированы.

3. Низкая терпимость к изменениям. Люди имеют значительно отличающиеся уровни готовности к изменению. Для одних даже незначительное нарушение привычных связей означает кризис, для других потребуются чрезмерные затраты энергии на восстановление контроля и приспособление к новой окружающей среде. Часть людей сопротивляется необходимости обучения, которое часто сопровождает изменения, а кто-то автоматически сопротивляются всему тому, что он рассматривают, как требование приспосабливаться к чьим-то нормам или ожиданиям.

4. Различная оценка ситуации. Вероятно, это менее эмоциональная причина, чем другие; сопротивление здесь возникает из-за того, что люди искренне не могут понять выгоды, связанные с изменением или видят больше потерь, чем преимуществ, не только для себя, но и для организации в целом [17].

Согласно А.Г. Латкину, для успешной реализации управленческих нововведений, включая новые методы управления, важную роль играет характер воззрений персонала - его ориентация на развитие, отношение к переменам. При реализации управленческих новшеств, связанных с переориентацией мышления с внутрихозяйственных на внешние проблемы, требуется огромная работа по преодолению сопротивления изменениям, формированию новой организационной культуры. Управленческие инновации выступают обычно ответом на различные формы вызова, с которым сталкивается организация [18]. Иначе говоря, инновации в менеджменте возникают в основном через необходимость изменений.

Таким образом, социологический анализ феномена сопротивления управленческим инновациям в вузе в контексте организационных изменений базируется на достаточно широкой теоретической основе, связанной, прежде всего, с общей проблематикой изучения сопротивления изменениям. Вопросы управления изменениями в организациях входят в число активно обсуждаемых в научной и практической литературе по менеджменту. Другой важной тенденцией современной теории и практики управления является повышенное внимание к персоналу организации как к ключевому ресурсу конкурентоспособности и долгосрочного развития организации в непредсказуемой и сложной социальной среде (фактор социальной неопределенности). При этом обширная литература и опыт практиков свидетельствуют о том, что именно с человеческим фактором связано множество проблем в процессе организационных изменений, поскольку сознание и поведение сотрудников изменить гораздо сложнее, чем технологии, оборудование или организационную структуру.

Механизм управленческих инноваций в вузе может быть представлен как способ связи и взаимодействия субъекта инновации, деятельности инновационных групп организации, инновационных процессов в организации, социально-адаптационного фона организации и системы управления организацией. Положения концепции «организационного научения» К. Арджириса, а также идея о том, что теории развивающихся изменений и саморазвивающейся организации в наибольшей степени отражают проблематику динамики современных вузовских организаций могут стать теоретико-методологической основой дальнейшего перспективного и научнозначимого социологического анализа феномена сопротивления управленческим инновациям в вузовских организациях через выявление причин возникновения и форм его проявления, а также анализ методов преодоления сопротивления управленческим инновациям в вузе со стороны как менеджеров-администраторов, так и профессорско-преподавательского состава.

80

Ссылки:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: sinncom.ru/content/reforma/index1.htm

2. Волкогонова О.Д. Методы преодоления сопротивления изменениям. URL: www.iteam.ru/publications/project/; Голева Т.В. Преодоление сопротивления персонала организации инновационным изменениям: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Белгород, 2006; Горбатенко Е.А. Сопротивление организационным изменениям как проблема организационного развития. URL: ^мм/. treko.ru/; Горбатенко Е.А. Сопротивление организационным изменениям: функциональный подход. URL: www.isras.ru/; Латкин А.Г. Управленческие нововведения в современной экономической системе: автореф. дисс. ..канд. экон. наук. М., 2008; Мешков А.А. Модели сопротивления изменениям в современной социологии организаций: авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 1998 ; Россинский Е.О. Организационный механизм преодоления сопротивления изменениям: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Тверь, 2002; Сазанов Е.Г. Сопротивление организационным изменениям: диагностика и преодоление // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6; Суворова И.А. Сопротивление изменениям: причины возникновения и методы преодоления. URL: www.iteam.ru/publications/project/; Щербакова Д.В. Управление организационными инновациями в современных компаниях: социальные аспекты: автореф. дисс. ... канд. социолог. наук. СПб., 2007.

3. Арджирис К. Организационное научение /пер. с англ. М., 2004.

4. Биркиншау Д. Управленческий катарсис. URL: www.ippnou.ru/

5. См.: Латкин А. Г. Управленческие нововведения в современной экономической системе. автореф. дисс. .канд. экон. наук. М., 2008.

6. См.: Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М., 2001.

7. Лювалина Е.М. Специфика управления человеческими ресурсами в различных.

URL: условиях//www. .ru/article/

8. Ансофф И. Стратегическое управление. URL: mx4.ru/ansoff_smanagement/23/1/

9. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

10. Лювалина Е.М. Указ. соч.

11. См.: Мешков А.А. Модели сопротивления изменениям в современной социологии организаций: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 1998.

12. Щербакова Д.В. Сопротивление организационным инновациям: методология социологического исследования. URL: www.jourssa.rU/2006/4/5/

13. См.: Россинский Е.О. Организационный механизм преодоления сопротивления изменениям: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Тверь, 2002.

14. Щербакова Д.В. Указ соч.

15. Там же.

16. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М., 2001.

17. Горбатенко Е.А. Сопротивление организационным изменениям как проблема организационного развития. URL: www.treko.ru/

18. Латкин А.Г. Указ. соч.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.