Научная статья на тему 'Сопоставление уровня физического развития, степени развития физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у первоклассников Московского мегаполиса'

Сопоставление уровня физического развития, степени развития физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у первоклассников Московского мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКС ГТО / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / CHILDREN / PHYSICAL DEVELOPMENT / READY FOR LABOR AND DEFENSE COMPLEX / HEART RATE VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панкова Наталия Борисовна, Романов Сергей Валерьевич, Евдокимова Ирина Константиновна, Ишкова Галина Ильинична, Карганов Михаил Юрьевич

Проведено одновременное тестирование уровня физического развития, степени развития физических качеств и функционального состояния сердечно-сосудистой системы и систем ее автономной регуляции у первоклассников ближнего Подмосковья (город Реутов). Показано, что в целом уровень физического развития детей соответствует нормативам, и большинство детей успешно справляются с силовыми тестами комплекса ГТО. Однако нормативы бега на 30 м оказались невыполненными. Возможной причиной таких трудностей является функциональное напряжение автономной регуляции сердечно-сосудистой системы, что выявлено по показателям вариабельности сердечного ритма и чувствительности барорефлекса. При этом в наибольшей степени негативные функциональные сдвиги оказались характерны для мальчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панкова Наталия Борисовна, Романов Сергей Валерьевич, Евдокимова Ирина Константиновна, Ишкова Галина Ильинична, Карганов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of the Level of Physical Development, the Degree of Development of Physical Qualities and Functional Indices of the Cardiovascular System at the First-Graders in Moscow Megalopolis

Simultaneous testing of the level of physical development, the degree of development of physical qualities and functional condition of the cardiovascular system and the systems of its autonomous regulation at first-graders (Reutov, Moscow region) was carried out. It has shown that in general the level of physical development of children corresponds to the standards, and most children successfully cope with the strength tests the “Ready for Labor and Defense” complex. However, the standards on 30 m running were unfulfilled. A possible reason for these difficulties is the functional tension in the autonomic regulation of the cardiovascular system, it was revealed according to the heart rate variability and baroreflex sensitivity. At the same time, most negative functional shifts were characteristic of boys.

Текст научной работы на тему «Сопоставление уровня физического развития, степени развития физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у первоклассников Московского мегаполиса»

1УДК 373.31+57.026+612.1+613.9-053.5:613.955 ББК 75.0

СОПОСТАВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА

Н. Б. Панкова, С. В. Романов, И. К. Евдокимова, Г. И. Ишкова, М. Ю. Карганов

Аннотация. Проведено одновременное тестирование уровня физического развития, степени развития физических качеств и функционального состояния сердечно-сосудистой системы и систем ее автономной регуляции у первоклассников ближнего Подмосковья (город Реутов). Показано, что в целом уровень физического развития детей соответствует нормативам, и большинство детей успешно справляются с силовыми тестами комплекса ГТО. Однако нормативы бега на 30 м оказались невыполненными. Возможной причиной таких трудностей является функциональное напряжение автономной регуляции сердечно-сосудистой системы, что выявлено по показателям вариабельности сердечного ритма и чувствительности баро-рефлекса. При этом в наибольшей степени негативные функциональные сдвиги оказались характерны для мальчиков.

Ключевые слова: дети, физическое развитие, комплекс ГТО, вариабельность сердечного ритма.

COMPARISON OF THE LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT, THE DEGREE OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND FUNCTIONAL INDICES OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AT THE FIRST-GRADERS IN MOSCOW MEGALOPOLIS

N. B. Pankova, S. V. Romanov, I. K. Evdokimova, G. I. Ishkova, M. Yu. Karganov

Abstract. Simultaneous testing of the level of physical development, the degree of development of physical qualities and functional condition of the cardiovascular system and the systems of its autonomous regulation at first-graders (Reutov, Moscow region) was carried out. It has shown that in general the level of physical development of children corresponds to the standards, and most children successfully cope with the strength tests the "Ready for Labor and Defense" complex. However, the standards on 30 m running were unfulfilled. A possible reason for these difficulties is the functional tension in the auto-nomic regulation of the cardiovascular system, it was revealed according to the heart rate variability and baroreflex sensitivity. At the same time, most negative functional shifts were characteristic of boys.

Keywords: children, physical development, Ready for Labor and Defense complex, heart rate variability.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения остается в ряду приоритетных направлений системы образования страны. Для решения данной задачи неукоснительное выполнение требований гигиенического законодательства должно в обязательном порядке дополняться созданием для детей возможности поддержания биологи-

чески обоснованного уровня физической активности. Новым инструментом для мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом стало внедрение в практическую деятельность образовательных организаций комплекса ГТО. Однако первые результаты сдачи нормативов комплекса в московском регионе свидетельствуют о возможном несоответствии

нормативов комплекса ГТО реальным физическим и функциональным возможностям современных городских детей, значимо снизившимся за последние десятилетия.

Известно, что нормативы комплекса ГТО были разработаны на основании результатов тестирований физических качеств 182 355 человек всех возрастов из 24 регионов России в 2013-2015 гг. [1], в том числе - более чем 21 000 детей в возрасте от 6 до 8 лет (первоклассников), но без разделения на жителей крупных городов и сельской местности. Однако негативные тенденции последних лет в уровне физического развития современных школьников оказались более характерны для городских детей [2; 3]. Впервые снижение физиометрических показателей (жизненная емкость легких, динамометрическая сила кистей рук) было выявлено в Ульяновской области [4] и затем подтверждено в последующих исследованиях на выборках Московского региона [5; 6]. Предполагается, что причиной снижения функциональных показателей городских детей является изменение их образа и стиля жизни, в частности - ограничение времени и интенсивности (по многим причинам) двигательной активности.

Целью данной работы стала одновременная регистрация показателей физического развития, уровня развития физических качеств (по результатам выполнения тестов комплекса ГТО) и функциональных возможностей организма первоклассников (по параметрам сердечно-сосудистой системы и систем автономной регуляции), проживающих в московском мегаполисе, и поиск их взаимосвязей.

Материалы и методы

Работа выполнена в рамках реализации мероприятий региональной инновационной площадки «Создание системы физкультурно-оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)». В исследовании приняли участие 103 учащихся (47 мальчиков и 56 девочек) 1-х классов школы № 5 г. Реутов Московской области, группы «Р5_м» и «Р5_д» соответственно. Средний возраст мальчиков составил 7,77 ± 0,05 лет, девочек - 7,77 ± 0,05 лет. Все тестирования проведены в апреле 2016 г., в первой половине дня. В качестве группы сравнения использованы ре-

зультаты тестирования 99 первоклассников из другого пригорода Москвы - Внуково (ГБОУ СОШ № 1008 ЗАО Москвы), участвовавших в работе первичной инновационной площадки «Интеграция здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования» (результаты обследования в апреле 2014 г.), группы «1008_м» и «1008_д».

Оценка уровня физического развития проведена по общепринятым методикам: измерение длины тела (в см) с точностью до 0,5 см; измерения массы тела (в кг) с точностью до 0,5 кг, с последующим расчетом индекса массы тела (ИМТ); кистевая сила рук (динамометрия) с точностью до 0,5 кг (при помощи электронного детского силомера ДМЭР-30). Степень развития физических качеств оценивали по результатам выполнения тестов: бег на 30 м (с), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), наклон вперед из положения сидя (см), отжимания (количество раз). Методом спироартерио-кардиоритмографии (прибор САКР) оценивали основные показатели гемодинамики, сердечной производительности, вариабельности сердечного ритма (ВСР) и пальцевого артериального давления, расчетные индексы на их основе (вегетативный баланс ЬР/ИР, индекс централизации, стресс-индекс, альфа-индекс), а также величину чувствительности спонтанного артериального барорефлекса (ЧБР).

Результаты и обсуждение

Выявлено, что в обследованной выборке длина тела мальчиков составила 130,18 ± 0,95 см, девочек - 130,04 ± 0,90 см (табл. 1), что соответствует современным данным гигиенического наблюдения в Москве для 8 лет [7] и близко к нашим более ранним данным по Москве (школа № 1008). Масса тела мальчиков достигла величин 29,32 ± 1,10 кг, девочек - 29,24 ± 1,05 кг, что несколько выше региональных нормативов. Однако расчет ИМТ показал, что по усредненным статистическим показателям обследованная выборка не отличается от других регионов. ИМТ в обобщенной (мальчики и девочки) выборке составил 17,12 ± 0,32 кг/м2, с медианой 16,22, что близко к рекомендациям ВОЗ [8], данным других авторов по РФ [9], а также нашим данным по Москве для детей 7-8 лет [10].

Таблица 1

Показатели физического развития первоклассников школы № 5 г. Реутов

и школы № 1008 ЗАО г. Москвы

Показатели Школа № 5 Реутов, весна 2016 Школа № 1008, весна 2014

мальчики мальчики мальчики девочки

Число детей 47 56 49 50

Возраст, лет 7,77 ± 0,05 7,74 ± 0,06 7,67 ± 0,05 7,70 ± 0,04

Длина тела, см 130,2 ± 0,9 130,0 ± 0,9 134,5 ± 1,9 132,9 ± 1,8

Масса тела, кг 29,3 ± 1,1 29,2 ± 1,1 31,0 ± 1,5 31,6 ± 1,6

ИМТ, кг/м2 17,12 ± 0,47 17,11 ± 0,42 16,77 ± 0,44 17,41 ± 0,49

Сила левой руки, кг 11,94 ± 0,45 10,15 ± 0,34 12,32 ± 0,78 12,18 ± 0,84

Сила правой руки, кг 12,61 ± 0,52 10,67 ± 0,36 13,04 ± 0,94 13,10 ± 0,83

При этом у 16 человек зафиксированы величины ИМТ ниже средних (ниже 14,32 кг/м2), и у 21 ребенка - выше средних (выше 19,00 кг/м2). Близкие результаты получены в 2014 г. в школе № 1008 (рис. 1).

Сила правой кисти у мальчиков составила в среднем 12,61 ± 0,52 кг, у девочек - 10,67 ± 0,36 кг, что существенно выше данных 2003-2010 гг. по Москве [11]: 6,70 ± 2,33 кг для мальчиков и 5,60 ± 2,43 кг для девочек. При этом в нашей выборке 48% мальчиков и 66% девочек достигли нормативно-рекомендуемых величин (13,0 и 9,8 кг соответственно). Близкие величины кистевой динамометрии с использованием того же прибора получены в 2014 г. в школе № 1008 (рис. 2).

Тестирование физических качеств показало, что лучше всего дети справляются с силовыми упражнениями и упражнениями на гиб-

Рис. 1. Распределение первоклассников по величине индекса массы тела (ИМТ). Обозначения групп см. в разделе «Материалы и методы», границы диапазонов ИМТ — в разделе «Результаты и обсуждение», в соответствии с данными [10]

кость. Так, 68% мальчиков выполнили нормативы 1-й ступени ГТО [12] по отжиманиям, причем 34% - на золотой значок (17 раз и более). Среди девочек нормативы ГТО выполнили 58%, из них на золотой значок - 17% (11 раз и более) (рис. 3). Хотя по данному тесту наблюдается достаточно большой разброс результатов - от 0 раз у 11 девочек до более 20 раз у 6 девочек, у мальчиков максимальный показатель - 40 раз. Не справились с нормативами 32% мальчиков (менее 7 раз) и 42% девочек (менее 4 раз). Данное распределение близко к запланированной разработчиками трудности выполнения нормативов комплекса ГТО: выполнять их должны 70% участвующих в соревнованиях, причем на золотой значок - 20% [1].

Тестирование гибкости (наклон вперед из положения сидя) показало, что рекомендуемые учебные нормативы [13] оказались посильными для 71% мальчиков (от -1 см) и 80% девочек (от +2 см) (в комплексе ГТО оценка гибкости проходит в положении стоя и не имеет количественной оценки). При этом оценку «отлично» получили только 7% мальчиков (+9 см) и 26% девочек (+11,5 см), оценку «хорошо» - 32% мальчиков (+3 см) и 22% девочек (+6 см).

Однако уже прыжок в длину с места на значок ГТО выполнила меньшая доля обследованных детей: 30% мальчиков (115 см и более) и 50% девочек

Р5 м

у

-1—1—1—1—1—1—

4,5 5,5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5 24,5 25,5 26,5 27,5

1008 м

-1—I—I—I—I—г-

-1-1-1-Н^НН-1-1—

4,5 5,5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5 24,5 25,5 26,5 27,5

Р5_д

I ^ ^ I I I

т—I—т—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—

4,5 5,5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5 24,5 25,5 26,5 27,5

1008_д

ШШ

Т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1 I I-1-1-Г-

4,5 5,5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5 24,5 25,5 26,5 27,5

Рис. 2. Гистограммы распределения результатов оценки силы кисти правой руки у мальчиков и девочек школ № 5 г. Реутов (2016) и № 1008 ЗАО г. Москвы (2014). Темным цветом выделены результаты, превышающие норматив для возраста 8 лет

Отжимания

J... I II I..I ■■ ■

I Р5_м Р5_Д

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

количество раз

Наклон вперед из положения сидя

I Р5_м Р5_Д

-16 -14 -12 -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

см

10

8

>5

Ш

1- ш 6

Ч

о 4

с;

и

s

т 2

0

Прыжок в длину с места

ill.....

I Р5 м

Р5_Д

50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 105 110 115 120 125 130 135 140 145 150 155 160

Бег на 30 м

Р5_м Р5_Д

I I

6,8 7,0 7,2 7,4 7,6 7,8 8,0 8,2 8,4 8,6 8,8 9,0 9,2 9,4 9,6 9,8 10,0 10,2 10,4 10,6 10,8 11,0 11,2 11,4 11,6 11,8 12,0

секунды

Рис. 3. Гистограммы распределения первоклассников школы № 5 г. Реутов по результатам выполнения тестов и испытаний по оценке степени развития физических качеств (результаты мальчиков и девочек приведены отдельно)

см

(110 см и более). В более «мягкие» нормативы учебных программ по физической культуре [13] уложились 78% мальчиков (100 см и более на «тройку»), хотя до отличной оценки с нормативом 155 см не дотянул никто, оценку «хорошо» (115 см) заслужили 33%. Среди девочек в учебные нормативы уложились 85% (90 см и более), оценку «отлично» (150 см) получили только 2 ученицы, оценку «хорошо» (110 см) - 46%.

Набольшие сложности вызвало выполнение беговых тестов, где помимо состояния мышечного аппарата и координационных способностей оцениваются также возможности вегетативного обеспечения двигательной активности. Так, ни один из мальчиков не смог выполнить норматив ГТО по бегу на 30 м (до 6,9 с). Из девочек только 2 смогли выполнить требования бронзового значка (до 7,2 с). Более легкие учебные нормативы выполнили 4 мальчика (2 на «тройку» - менее 7,5 с и 2 на «четверку» - менее 7,3 с) и 10 девочек (5 на «тройку» - менее 7,6 с и 5 на «четверку» - 7,5 с).

Состояние систем, участвующих в вегетативном обеспечении двигательной активности, было оценено при помощи прибора САКР, хорошо себя зарекомендовавшего в экспресс-оценке функционального состояния организма как в клинике [14], так и в практике комплексного саногенетического мониторинга учащихся общеобразовательных школ [15; 16].

Основные показатели гемодинамики и сердечной производительности, оцениваемые методом САКР, в обследованной выборке соответствовали возрастной норме [17]. Так, для мальчиков и девочек соответственно величины частоты сердечных сокращений составили 101,9 ± 1,7 и 97,6 ± 1,5 уд./мин, систолического пальцевого артериального давления 100,4 ± 2,9 и 106,7 ± 3,1 мм рт. ст., диастолического пальцевого артериального давления 50,9 ± 1,4 и 55,3 ± 1,3 мм рт. ст., ударного объема сердца 47,3 ± 0,8 и 47,8 ± 0,7 мл. Эти результаты близки к аналогичным, полученным нами этим же методом в более ранних исследованиях в школе № 1008 в начале учебного года (табл. 2).

Оценка параметров ВСР показала, что величины общей мощности спектра ВСР у мальчиков и девочек составили соответственно: 3272 ± 432 и 3959 ± 456 мс2, мощности диапазона VLF - 812 ± 117 и 784 ± 99 мс2, мощности диа-

пазона ЬР - 1111 ± 161 и 1212 ± 122 мс2, мощности диапазона НР - 1157 ± 207 и 1613 ± 279 мс2. Средние величины расчетных индексов составили для мальчиков и девочек соответственно: вегетативного баланса ЬР/НР 1,70 ± 0,20 и 1,59 ± 0,19, индекса централизации 3,10 ± 0,33 и 2,66 ± 0,31. Величина ЧБР, отражающая наряду со спектральными показателями ВСР состояние регуляторных систем, составила 13,11 ± 0,33 и 14,94 ± 1,57 мс/мм рт. ст. у мальчиков и девочек соответственно. Все перечисленные величины параметров ВСР соответствуют как нашим более ранним данным [17], так и данным других исследователей [18; 19].

Поиск корреляционных связей между результатами тестирования физических качеств и уровнем физического развития и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы дал отрицательный результат - мы не выявили ни одной статистически значимой связи. Однако оказалось, что в нашей выборке средние значения стресс-индекса составили 259 ± 32 у. е. у мальчиков и 233 ± 21 у. е. у девочек, причем доля детей с величиной данного показателя более 200 у. е. (что выходит за границы нормы) была 53% и 50% соответственно. Как показано другими авторами, в регионах России у детей в возрасте 7-8 лет данный показатель имеет величину в 60,0 ± 2,8 у. е. [20]. Однако в Москве, по нашим более ранним данным, величина стресс-индекса в возрасте 6-8 лет достигает 116 ± 17 у. е. [21]. Более поздние исследования других авторов показали, что в столице в выборках детей, проживающих в экологически неблагоприятных районах в социально неблагополучных семьях (при сочетан-ном действии как минимум двух факторов риска для здоровья), усредненная величина стресс-индекса достигает 240 у. е. [22].

Кроме того, в нашем исследовании выявлено, что величина ЧБР оказалась ниже критических для развития сердечно-сосудистой патологии 5 мс/мм рт. ст. [23] у 26% мальчиков и у 13% девочек. Также показано, что величина относительной мощности диапазона УЬР в спектре ВСР, отражающего в том числе влияния психоэмоциональных факторов, превысила рекомендуемые 30% у 68% мальчиков и у 66% девочек.

Приведенные результаты оценки состояния сердечно-сосудистой системы и ее вегетатив-

Таблица 2

Основные показатели сердечно-сосудистой системы первоклассников школы № 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Реутов и школы № 1008 ЗАО г. Москвы

Показатели Школа № 5 Реутов, весна 2016 Школа № 1008, осень 2013

мальчики мальчики мальчики девочки

ЧСС, уд./мин 101,9 ± 1,7 97,6 ± 1,5 93,8 ± 1,8 96,9 ± 1,7

пАДС, мм рт.ст. 100,8 ± 2,9 106,7 ± 3,1 101,0 ± 1,6 100,1 ± 2,0

пАДД, мм рт.ст. 60,0 ± 1,3 62,3 ± 1,5 59,3 ± 1,6 57,4 ± 1,7

УО, мл 47,3 ± 0,8 47,8 ± 0,7 48,9 ± 0,8 47,7 ± 0,7

МОК, л 4,79 ± 0,08 4,67 ± 0,07 4,58 ± 0,10 4,60 ± 0,08

ной регуляции позволяют предполагать, что у подмосковных первоклассников данные показатели функционального статуса организма находятся не в диапазоне «сбалансированное состояние», а в диапазоне «напряженное состояние» [15-17]. И именно это обстоятельство не позволяет маленьким горожанам справляться с нормативами физкультурно-спортивного комплекса ГТО по оценке скоростно-силовых качеств (прыжки и особенно бег на короткие дистанции). При этом ведущим фактором в повышении уровня функционального напряжения в работе регуляторных систем организма подмосковных первоклассников (в первую очередь, мальчиков), по-видимому, является психоэмоциональный стресс. Однако ответить на вопрос, насколько он связан со школьной средой, а не с особенностями жизни в мегаполисе, сможет только мониторинг функционального состояния школьников на протяжении учебного года (или нескольких лет).

Заключение

Полученные данные свидетельствуют о том, что в изученной выборке первоклассники обладают нормативными показателями уровня физического развития и неплохо справляются с силовыми тестами комплекса ГТО и тестами на гибкость. Однако для подавляющего большинства детей выполнение нормативов по бегу, требующих хорошего состояния систем вегетативного обеспечения двигательной деятельности, оказалось недоступным. Вероятной причиной может быть функциональное напряжение систем автономной регуляции сердечной деятельности, более выраженное у мальчиков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уваров, В. А. Результаты научного обоснования содержания видов испытаний и норма-

тивных требований 1-Х1 ступеней комплекса ГТО на основе исследований физической подготовленности населения в 2013-2015 годах [Электронный ресурс] / В. А. Уваров, И. И. Попов, А. В. Масленников. - Режим доступа: www.minsport.gov.ru/2015/PrezYva rov_021215.ppt (дата обращения: 26.07.2016).

2. Михайлова, С. В. Особенности морфофунк-ционального развития сельских школьников в современных условиях (на примере Нижегородской области) [Текст] / С. В. Михайлова, Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, В. Н. Крылов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 519-526.

3. Блинков, С. Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области [Текст] / С. Н. Блинков, С. П. Левуш-кин // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. -2015. - № 7 (125). - С. 38-43.

4. Левушкин, С. П. Динамика физического развития школьников Ульяновска области [Текст] / С. П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 56-58.

5. Панкова, Н. Б. Физиологические корреляты результатов тестирования физического развития пятиклассников-москвичей [Текст] / Н. Б. Панкова, С. В. Романов, Е. Н. Архипо-ва, Е. В. Афанасьева, Н. И. Назаркина // Ва-леология. - 2009. - № 3. - С. 61-67.

6. Баранов, А. А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях [Текст] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева // Вестник РАМН. - 2012. - № 12. - С. 35-40.

7. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации [Текст]: сб. материалов (вып. VI) / под ред. акад. РАН и РАМН

A. А. Баранова, члена-корр. РАМН В. Р. Кучмы. - М.: ПедиатрЪ, 2013. - 192 с.

8. ВМЬйэг^е [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/growthref/en (дата обращения: 26.07.2016).

9. Максимова, Т. М. Физическое развитие детей и подростков в возрасте 7-15 лет в Российской Федерации и в мире [Текст] / Т. М. Максимова // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сб. материалов (вып. VI) / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М.: ПедиатрЪ, 2013. - С. 180-181.

10. Панкова, Н. Б. Взаимосвязь латентных периодов простой сенсомоторной реакции на световой стимул и индекса массы тела у детей 7-8 лет [Текст] / Н. Б. Панкова, М. А. Лебедева, Н. Н. Хлебникова, М. Ю. Карганов // Валеология. - 2015. - № 4. - С. 25-32.

11. Кучма, В. Р. Физическое развитие детей Украины и России в начале XXI столетия [Текст] / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина, А. Г. Платонова. - Киев: Генеза, 2013. - 128 с.

12. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). I ступень (возрастная группа от 6 до 8 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gto.ru/bundles/gtofront/img/norms/gto_ norm_01.pdf71.636 (дата обращения: 26.07.2016).

13. Контрольные нормативы и испытания по физической культуре для учащихся начальной школы. 1-4 классы (на основе федеральной комплексной программы физического воспитания учащихся) [Электронный ресурс] / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - 2010. -Режим доступа: azmanov.tmweb.ru/assets/ files/normativy_1-4_kl.doc (дата обращения: 26.07.2016).

14. Панкова, Н. Б. Спироартериокардиоритмо-графия - новый метод изучения состояния сердечно-сосудистой системы [Текст] / Н. Б. Панкова, М. А. Лебедева, Л. Е. Курнешова,

B. В. Пивоваров, М. Ю. Карганов // Патогенез. - 2003. - Т. 1, № 2. - С. 84-88.

15. Булин-Соколова, Е. И. Мониторинг здоровья учащегося как элемент индивидуализации обучения [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. - С. 61-64.

16. Polysystemic approach to school, sport and environment medicine [Электронный ресурс] / ed. M. Karganov. - OMICS Group eBooks, 2013. - Режим доступа: http://esciencecentral. org/ebooks/polysystemic-approach/ (дата обращения: 26.07.2016). - DOI: http://dx.doi. org/10.4172/978-1-63278-000-3-001.

17. Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков [Текст]. - М.: МИОО, 2002. - 88 с.

18. Галеев, А. Р. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6-16 лет [Текст] / А. Р. Галеев, Л. H. Игишева, Э. М. Казин // Физиология человека. - 2002.

- Т. 28, № 4. - С. 54-58. - PMID: 12187882.

19. Кузнецова, О. В. Исследование барорефлек-торной чувствительности в популяции здоровых детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Кузнецова // Швые исследования. - 2009. - № 1 (18). - С. 79-91.

20. Калюжный, Е. А. Морфологическая и функциональная адаптация организма детей ше-сти-семилетнего возраста в процессе обучения [Текст] / E. А. Калюжный, Ю. Г. Кузми-чев, С. В. Михайлова, H. В. Жулин // Уч. зап. Крымского инж.-пед. ун-та. Биол. науки. -2011. - Вып. 31. - С. 26-31.

21. Панкова, Н. Б. Функциональное развитие вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы человека в онтогенезе [Текст] / H. Б. Панкова // Рос. физиол. журн. - 2008. - Т. 94.

- № 3. - С. 267-275. PMID: 18507155.

22. Сидельникова, Н. Ю. Эколого-физиологиче-ская оценка адаптации младших школьников в условиях столичного мегаполиса [Текст]: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.02.08 / H. Ю. Сидельникова. - М., 2016. - 25 с.

23. Жемайтите, Д.Клинико-физиологическое значение анализа вариабельности сердечного ритма у больных хронической формой ишемической болезни сердца [Текст] / Д. Жемайтите // Вестн. Харьковского национального ун-та им. В. H. Каразина. Сер. «Медицина». - 2002. - № 3 (545). - С. 59-80.

REFERENCES

1. Uvarov V. A. Popov I. I., Maslennikov A. V. Rezultaty nauchnogo obosnovaniya soderzhani-ya vidov ispytaniy i normativnykh trebovaniy

I-XI stupeney kompleksa GTO na osnove issle-dovaniy fizicheskoy podgotovlennosti nasele-niya v 2013-2015 godakh. Available at: www. minsport.gov.ru/2015/PrezYvarov_021215. ppt (accessed: 26.07.2016).

2. Mikhaylova S. V., Kalyuzhnyy E. A., Kuzmi-chev Yu. G., Krylov V. N. Osobennosti morfo-funktsionalnogo razvitiya selskikh shkolnikov v sovremennykh usloviyakh. Sovremennyye prob-lemy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 4, pp. 519-526.

3. Blinkov S. N., Levushkin S. P. Sravnitelnyy analiz fizicheskoy podgotovlennosti selskikh i gorodskikh shkolnikov Ulyanovskoy oblasti. Uch. zap.i un-ta im. P. F. Lesgafta. 2015, No. 7 (125), pp. 38-43.

4. Levushkin S. P. Dinamika fizicheskogo razviti-ya shkolnikov Ulyanovskoy oblasti. Fizicheska-ya kultura: vospitaniya, obrazovaniye, trenoro-vka. 2005, No. 1, pp. 56-58.

5. Pankova N. B., Romanov S. V., Arkhipova E. N., Afanaseva E. V., Nazarkina N. I. Fiziolo-gicheskiye korrelyaty resultatov testirovaniya fizicheskogo razvitiya pyatiklassnikov-moskvi-chey. Valeologiya. 2009, No. 3, pp. 61-67.

6. Baranov A. A., Kuchma V. R., Skoblina N. A., Milushkina O. Yu., Bokareva N. A. Osnovnyye zakonomernosti morfofunktsionalnogo razviti-ya detey i podrostkov v sovremennykh usloviy-akh. Vestn. RAMN. 2012, No. 12, pp. 35-40.

7. Baranov A. A., Kuchma V. R. (Eds.) Fiziches-koye razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii. Proceedings, Iss. VI. Moscow: Pedi-atr, 2013. 192 p.

8. BMI-for-age. Available at: http://www.who.int/ growthref/en (accessed: 26.07.2016).

9. Maksimova T. N. Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov v vozraste 7-15 let v Rossiyskoy Federatsii i mire. In: Baranov A. A., Kuchma V. R. (Eds.) Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii. Moscow: Pediatr, 2013, pp.180-181.

10. Pankova N. B., Lebedeva M. A., Khlebnikova N. N., Karganov M. Yu. Vzaimosvyaz latent-nykh periodov prostoy sensomotornoy reaktsii na svetovoy stimul i indeksa massy tela u detey 7-8 let. Valeologiya. 2015, No. 4, pp. 25-32.

11. Kuchma V. R, Skoblina N. A., Platonova A. G. Fizicheskoe razvitie detey Ukrainy i Rossii v nachaleXXIstoletiya. Kiev: Geneza, 2013. 128 p.

12. Normativy ispytaniy (testov) Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu I oborone". I stupen (vosrastnaya gruppa ot 6 do 8 let). Available at: http://www.gto.ru/ bundles/gtofront/img/norms/gto_norm_01. pdf?1.636 (accessed: 26.07.2016).

13. Kontrolnye normativy i ispytaniya po fizicheskoy kulture dlya uchashchihsya nachalnoy shkoly 1-4 klassa (na osnove federalnoy kom-pleksnoy programmy fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya: avtory V. I. Lyakh, A. A. Zdan-evich, 2010). Available at: azmanov.tmweb.ru/ assets/files/normativy_1-4_kl.doc (accessed: 26.07.2016).

14. Pankona N. B., Lebedeva M. A., Kurneshova L. E., Pivovarov V. V., Karganov M. Yu. Spiroar-teriokardioritmografiya - novy metod izucheniya sostoyaniya serdechno-sosudistoy sistemy. Pato-genez. 2003, Vol. 1, No. 2, pp. 84-88.

15. Bulin-Sokolova E. I., Semenov A. L. Monitoring zdorovya uchaschegosya kak element indi-vidualizatsii obucheniya. Kultura Fizicheskaya i Zdorove. 2009, No. 6, pp. 61-64.

16. Karganov M. (Ed.). Polysystemic approach to school, sport and environment medicine. OMICS Group eBooks, 2013. Available at: http://esciencecentral.org/ebooks/polysystemic-approach/ (accessed: 26.07.2016). DOI: http:// dx.doi.org/10.4172/978-1-63278-000-3-001.

17. Sbornik normativno-metodicheskikh dokumen-tov po otsenke vliyaniya obrazovatelnykh tekh-nologiy na zdorovye detey i podrostkov. Moscow: MIOO, 2002. 88 p.

18. Galeev A. R., Igisheva L. N., Kazin E. M. Vari-abelnost serdechnogo ritma u zdorovykh detey v vozraste 6-16 let. Fiziologiya cheliveka. 2002, Vol. 28, No. 4, pp. 54-58. PMID: 12187882.

19. Kuznetsova O. V. Issledovanie baroraflektornoy chuvstvitelnosti v populyatsii zdorovykh detey mladshego shkolnogo vozrasta. Novye Issledo-vaniya. 2009, No. 1 (18), pp. 79-91.

20. Kalyuzhny E. A., Kuzmichev Yu. G., Mikhaylova S. V., Zhulin N. V. Morfologicheskaya i funktsionalnaya adaptatsiya organizma detey shesti-semiletnego vozrasta v protsesse obu-cheniya. Uch. Zap. Krymskogo inzh.-ped. un-ta. Biol. nauki. 2011, Iss. 31, pp. 26-31.

21. Pankova N. B. Funktsionalnoe razvitie vegeta-tivnoy regulyatsii serdechno-sosudistoy sistemy cheloveka v ontogeneze. Ros. Fiziol. Zhurn. im.

I. M. Sechenova. 2008, Vol. 94, No. 3, pp. 267 275. PMID: 18507155.

22. Sidelnikova N. Yu. Ekologo-fiziologicheskaya otsenka adaptatsii mladshikh Shkolnikov v uslo-viyakh stolichnogo megapolisa. Extended abstract of PhD dissertation (Biology). Moscow, 2016. 25 p. Available at: http://search.rsl.ru/ru/ record/01006646254 (accessed: 26.07.2016).

23. Zhemaityte D. Kliniko-fiziologicheskoe izuche-nie analiza variabelnosti serdechnogo ritma u bolnykh khronicheskoy formoy ishemicheskoy bolezni serdtsa. Vestn. Kharkovskogo natsional-nogo un-ta im. V. N. Karazina. Seriya "Medit-sina". 2002, No. 3 (545), pp. 59-80.

Панкова Наталия Борисовна, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии ФГБНУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии» e-mail: nbpankova@gmail.com

Pankova Natalia B., ScD in Biology, Chief Researcher, Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, Institute of General Pathology and Pathophysiology e-mail: nbpankova@gmail.com

Романов Сергей Валерьевич, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 5, г. Реутов Московской области e-mail: romanow_sergey@mail.ru

Romanov Sergey V., Physical Education Teacher, Municipal Budget Educational Institution General Education School No. 5, Reutov (Moscow Region) e-mail: romanow_sergey@mail.ru

Евдокимова Ирина Константиновна, директор МБОУ СОШ № 5, г. Реутов Московской области e-mail: school-reutov5@mail.ru

Evdokimova Irina K., Headmaster, Municipal Budget Educational Institution General Education School No. 5, Reutov (Moscow Region) e-mail: school-reutov5@mail.ru

Ишкова Галина Ильинична, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 5, г. Реутов Московской области

e-mail: ischkovag@mail.ru

Ishkova Galina I., Deputy Director for Educational Work, Municipal Budget Educational Institution General Education School No. 5, Reutov (Moscow Region) e-mail: ischkovag@mail.ru

Карганов Михаил Юрьевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии ФГБНУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии» e-mail: mkarganov@mail.ru

Karganov Mikhail Yu., ScD in Biology, Professor, Head of Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, Institute of General Pathology and Pathophysiology e-mail: mkarganov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.