Научная статья на тему 'Сопоставление программ инвестиционного моделирования для обучения студентов'

Сопоставление программ инвестиционного моделирования для обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
403
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Воловиков Сергей Алексеевич, Федина Ирина Викторовна

В статье сравниваются наиболее популярные программные комплексы инвестиционного моделирования, применяемые для обучения и расчёта реальных проектов. Предложены новые критерии сравнения, позволяющие сделать обоснованный выбор программ с учётом их функциональной полноты и стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of investment modeling computer programs for students training

The most popular programs of investment modeling applied to training and calculation of real projects are compared. New criteria of the comparison, allowing to make a reasonable choice of programs taking into account their functional completeness and cost are offered

Текст научной работы на тему «Сопоставление программ инвестиционного моделирования для обучения студентов»

15. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

15.1. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ ИНВЕСТИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Воловиков Сергей Алексеевич, д.э.н., профессор Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный индустриальный университет», г. Москва

Федина Ирина Викторовна, к.т.н., доцент

Место работы: ГБОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет» г. Москва

Аннотация: В статье сравниваются наиболее популярные программные комплексы инвестиционного моделирования, применяемые для обучения и расчёта реальных проектов. Предложены новые критерии сравнения, позволяющие сделать обоснованный выбор программ с учётом их функциональной полноты и стоимости.

Ключевые слова: инвестиционное моделирование,

бизнес-планирование, обучение

COMPARISON OF INVESTMENT MODELING COMPUTER PROGRAMS FOR STUDENTS TRAINING

Volovikov Sergey A., Dr. Economics, Professor,

Place of employment: Moscow State Industrial University

Fedina Irina V., Dr. Engineering, associate professor

Place of employment: Moscow City Teachers’ University

Annotation: The most popular programs of investment modeling applied to training and calculation of real projects are compared. New criteria of the comparison, allowing to make a reasonable choice of programs taking into account their functional completeness and cost are offered

Keywords: invest modeling, business planning, training.

Сегодня образовательный процесс, являясь одним из объектов интеллектуализации общества, требует от преподавателя вуза активного использования современных информационных технологий при преподавании финансово-экономических дисциплин в целях повышения уровня и качества проведения практических занятий.

Разрабатывая методическое обеспечение

компьютерной технологии обучения, преподаватель помимо фундаментальных знаний в предметной области и навыков решения практических задач должен представлять с помощью каких технических средств и программных продуктов достигается автоматизация решения прикладных задач, и владеть ими.

Такие знания преподавателей, отвечающие запросам современных работодателей к выпускникам вузов, предполагают создание образовательной среды, ориентирующей выпускников вузов не только на знание проблемных аспектов соответствующей области знаний, но и технологий автоматизации решения её прикладных вопросов. Значимость

компетенций, относящихся к автоматизации бизнес-процессов, представлена в материалах исследования топ-менеджеров, собственников крупных и средних компаний, проведенного Московской международной высшей школой бизнеса МИРБИС по программе MBA «Финансовый менеджмент»1. Из материалов следует, что современные специалисты должны владеть не только оперативно-методическими вопросами управления финансовыми ресурсами компании, но и информационными технологиями, направленными на стратегические аспекты их формирования, распределения и использования. При этом высокой значимостью характеризуются такие компетенции как «умение формировать финансовую стратегию» - 8,88 баллов2, «умение формировать кредитную политику -8,21 баллов, «знание методов оценки инвестиций» -7,52 баллов, «умение формировать инвестиционную политику» - 7,36 баллов. Названные компетенции, необходимые при расчете бизнес-планов инновационно-инвестиционных проектов, можно реализовать с использованием программных продуктов (ПП), позволяющих более эффективно осуществить их разработку в рамках компетенции «управление проектами», имеющей в вышеприведенном исследовании, достаточно высокий уровень значимости - 8 баллов.

В связи с этим адаптация студентов к рентабельному управлению экономико-производственным

потенциалом организации предусматривает использование предметно-ориентированных ИС, позволяющих автоматизировать трудоемкие процессы прогнозирования, анализа и эффективно управлять бизнес-проектированием. К наиболее

распространенным отечественным технологиям проектного управления относятся пакеты «Project Expert», «Альт-Инвест», «ТЭО-ИВЕСТ» и другие программные продукты. Из используемых в России зарубежных имитирующих систем, применяемых для оценки инновационно-инвестиционных проектов, наиболее известными являются программы COMFAR и PROPSPIN. Исключительное значение для управления бизнес-процессами имеют ERP-системы: sAp Business Suite (Sap R/3), Oracle E-Business Suite, SSA ERP (Baan), Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics NAV и др., обладающие универсальными управленческо-моделирующими возможностями. Однако высокая стоимость этих систем существенно ограничивает их использование в практике российских вузов. Поэтому в настоящее время в отечественной высшей школе с целью повышения уровня компетентности студентов в области проектного менеджмента широкое распространение получили отечественные аналитические системы и зарубежный пакет COMFAR.

1 http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=22576 Лисицина Е.В. , Бешкинская Е.В. Портрет современного

Российского финансового директора // Финансовый менеджмент.

- 2007. - № 3.

2 10 баллов - максимальный балл для оцениваемой компетенции.

Воловиков С. А.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ ИНВЕСТИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Эталоном для разработки рассмотренных в таблице 1 аналитических систем является пакет «COMFAR», прошедший, как и программа «PROPSPIN», международную сертификацию, базирующийся на методике оценки инвестиционных проектов UNIDO, используемой в качестве стандарта в области бизнес-планирования и инвестиционного проектирования.

Сравнительная характеристика наиболее

распространённых в РФ отечественных и зарубежных ПП, используемых в инвестиционном анализе,

приведена в Табл. 1. Наряду с традиционными

характеристиками, добавлены новые,

сформулированные на основании личного опыта применения описываемых программных средств в учебном процессе различных вузов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных программных систем инвестиционного проектирования: «Project Expert Professional» (РЕ),«Альт-Инвест» (АИ); «COMFAR III Expert» (CHI); «PROPSPIN» (PS).

Достоинства

Качественные характеристики РЕ АИ СІМ PS

Международная сертификация. - - + +

Проведение анализа проекта сточки зрения не только микро-, но и макроуровня. - - + -

Открытый1 - + - +

Гибкость в использовании.Пакет позволяет пользователю определять степень детализации анализа проекта. + + + -

Варьирование шага расчета. + + - -

Проведение качественного анализа рисков. + - +2 -

Учет инфляции. + + + -

Введение налогов, соответствующих НК и ТК РФ. + + - -

Введение стартовых исходных данных в агрегированную форму баланса, отвечающую общим стандартам отечественных форм бухгалтерской отчетности. - + - -

Построение сетевого графика производства работ в рамках проекта. + - - -

Учет механизма реинвестирования активов. - + - -

Анализ чувствительности. + + + +

Метод Монте-Карло. + - - +

Анализ эффективности по подразделениям + + - -

Интегрированность, т.е. возможность для пользователя одновременно видеть на экране и входные данные, и их финансовые последствия. - - - +

Создание и анализ вариантов проектов. + + + -

Моделирование деятельности холдинговой компании, вт.ч. формирование общего бюджета холдинга и контроль хода реализации его проектов. + - - -

Проведение совместного анализа всех реализуемых компанией проектов или группы проектов разных компаний. + - - -

Большой объем графической информации. + - + -

Закрытый3 + - + -

Не позволяет провести полный финансовый анализ. - - - +

Частичное снижение надежности за счет отсутствия автоматизированного контроля соответствия между входом и выходом системы. - - + -

Технические сложности при расчете на перспективу. - + - -

Наличие ряда жестких ограничений. - - - +

Зависимость от принятой системы электронных таблиц. - + - -

Высокие требования к квалификации пользователя. - + - -

Отсутствие современного многооконного интерфейса. - - + -

Ограниченная возможность учета влияния конкретных рисков4 + + + +

Отсутствие алгоритмов оптимизации финансовых показателей, позволяющих решать задачи линейного программирования. + + + +

Отсутствие визуальных (графических), и аналитических средств сравнения различных проектов. + + + +

Не «различают» пользователей, выдавая один и тот же набор выходных показателей для инвестора, реципиента или другого участника проекта. + + + +

Считаются «статическими», так как рассматривают заранее, экзогенно заданные издержки, инвестиционные затраты, программу реализации и в отличие от «динамических» систем не допускают автоматическую корректировку показателей на п-ом шаге в зависимости от значений показателей на предыдущих шагах. + + + +

1 Качество рассматривается как достоинство, так как алгоритм расчета доступен для просмотра и изменений. Это позволяет

свободно ориентироваться в методике расчета.

2 Возможность проведения более глубокого анализа проектных рисков, чем у других ПП.

3 Качество может рассматриваться как недостаток ИС, так как исключает изменение методики расчета пользователем. В то же время эта особенность, обеспечивая гарантию от методических ошибок и преднамеренных подтасовок, может быть отнесена и к достоинствам ПП.

4 Отмеченный ссылкой недостаток и указанные ниже недостатки приводятся на сайте http://www.masters.donntu.edu.ua/2001/fem/pismenniy/diss/stat/s4/p8.htm

Таблица 2.

Стоимость различных версий ПП «Project Expert» (http://www.expert-systems.com/financial/price/)

Продукт Локальная версия Сетевая версия в зависимости от количества рабочих мест

1 2 3 4 5 10 15 20

Project Expert 7 Standard 52910 55000 68970 82940 92070 101200 135575 161120 186670

Project Expert 7 Professional 102025 104060 129415 154770 171133 187495 245795 286330 326865

Project Expert 7 Holding 133980 135960 168905 201850 222805 243760 317240 367785 418330

Project Expert 7 Base 30000

Немаловажное значение для учебных заведений при приобретении программных продуктов

инвестиционного проектирования имеет и их стоимость. Цены разработчиков по наиболее распространенным отечественным программам

приведены в Табл. 2 и Табл. 3, в рублях. Сетевые версии для вузов, как правило, меньше указанных в таблицах цен в 2-3 раза.

В тоже время стоимость зарубежных пакетов «COMFAR» и «РР0РЭР1М> соответственно составляет примерно 4400 и 800 долларов.

Таблица 3.

Стоимость различных версий ПП «Альт-Инвест»

(http://www.alt-invest.ru/index.php/ru/programmy/tseny)

Программный продукт Версия Стоимость лицензии в руб. Стоимость поддержки в руб.

Отдельные организации Холдинговые структуры Базовая, 1 год Полная, 1 год

Альт-Инвест 6 74150 108150 5500 30000

Альт-Инвест Сумм 6 109720 155720 7000 40000

Альт-Инвест Прим 5 53050 87050 5500 30000

Альт-Финансы 2 45330 79330 5500 30000

Апьт-Финансы Сумм 2 64630 102630 6000 35000

Альт-Прогноз 3 82700 120700 6000 35000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альт-Инвест Строительство б 86890 120890 5500 30000

Альт-Инвест Сумм Строительство 6 131190 177190 7000 40000

Таким образом, проведенный анализ показывает, что выбор сравниваемых программ инвестиционного моделирования, используемых вузами в целях оценки инвестиционных (инновационных) проектов, может определяться:

- отличиями и особенностями программных пакетов;

- специфическими требованиями учебных заведений к созданию информационно-образовательной среды, коррелируемыми с формируемыми компетенциями выпускников, необходимыми для финансовопроектного управления;

- финансовыми возможностями учебных заведений.

Приведённые материалы позволяют обосновать

выбор подходящего средства инвестиционного моделирования для обучения студентов.

Список литературы:

1. http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=22576

2. Лисицина Е.В. , Бешкинская Е.В. Портрет современного Российского финансового директора // Финансовый менеджмент.

- 2007. - № З.

Reference list:

1. http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=22576

2. Lisitsina E.V. Beshkinsky E.V. Portret of the modern Russian finance director//Financial management. - 2007 .

- No. З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.