Научная статья на тему 'Сопоставление положений конфуцианской правовой мысли и западной моральной философии: на примере понятий «категорический императив» и «золотое правило»'

Сопоставление положений конфуцианской правовой мысли и западной моральной философии: на примере понятий «категорический императив» и «золотое правило» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конфуций / правовая мысль / категорический императив / «золотое правило» / Confucius / legal thought / categorical imperative / “golden rule”

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ван Бода

Актуальность данного исследования обоснована особенно активным российским и китайским взаимодействием в области политики, экономики и культуры в последние несколько лет. В основе этих областей лежит моральные принципы, исходя из которых формируются те или иные правовые правила и законы. В связи с этим автор статьи рассматривает наиболее важные моральные законы в двух политических полях: западном и восточном. В статье автор рассматривает важные понятия «категорического императива» и «золотого правила» в конфуцианской правовой мысли. В статье были проанализированы эти концепции и найдены отличия между пониманием кантовской, конфуцианской правовой мыслью и «золотым правилом». Автор рассматривает трансформацию утверждения «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили» в этих концепциях. Автор находит критически важные отличия между ними, которые стали принципами моральной правовой восточной и западной философии. Автором делается оценка развития обоих ветвей данной области. Данная статья может быть полезна специалистам, работающим в области компаративного правоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE PROVISIONS OF CONFUCIAN LEGAL THOUGHT AND WESTERN MORAL PHILOSOPHY: “CATEGORICAL IMPERATIVE” AND “GOLDEN RULE” CONCEPTS

The relevance of this study is justified by the particularly active Russian and Chinese interaction in the field of politics, economics and culture in the last few years. These areas are based on moral principles, on the basis of which certain legal rules and laws are formed. In this regard, the author of the article examines the most important moral laws in two political fields: Western and Eastern. In the article, the author examines the important concepts of the “categorical imperative” and the “ golden rule” in Confucian legal thought. The article analyzed these concepts and found differences between the understanding of Kantian, Confucian legal thought and the “ golden rule”. The author examines the transformation of the statement “do unto others as you would have them do unto you” in these concepts. The author finds critically important differences between them, which have become the principles of moral legal Eastern and Western philosophy. The author assesses the development of both branches of this area. This article may be useful to specialists working in the field of comparative law.

Текст научной работы на тему «Сопоставление положений конфуцианской правовой мысли и западной моральной философии: на примере понятий «категорический императив» и «золотое правило»»

Сопоставление положений конфуцианской правовой мысли и западной моральной философии: на примере понятий «категорический императив» и «золотое правило»

Ван Бода,

Студент магистратуры, Московский государственный университет

E-mail: 13673970094@163.com

Актуальность данного исследования обоснована особенно активным российским и китайским взаимодействием в области политики, экономики и культуры в последние несколько лет. В основе этих областей лежит моральные принципы, исходя из которых формируются те или иные правовые правила и законы. В связи с этим автор статьи рассматривает наиболее важные моральные законы в двух политических полях: западном и восточном.

В статье автор рассматривает важные понятия «категорического императива» и «золотого правила» в конфуцианской правовой мысли. В статье были проанализированы эти концепции и найдены отличия между пониманием кантовской, конфуцианской правовой мыслью и «золотым правилом». Автор рассматривает трансформацию утверждения «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили» в этих концепциях. Автор находит критически важные отличия между ними, которые стали принципами моральной правовой восточной и западной философии. Автором делается оценка развития обоих ветвей данной области.

Данная статья может быть полезна специалистам, работающим в области компаративного правоведения.

Ключевые слова: Конфуций, правовая мысль, категорический императив, «золотое правило».

В работе "Критика практического разума" книга "Аналитика чистого практического разума" Кант формулирует основные положения практического разума, которые включают в себя моральные законы. Один из таких законов звучит таким образом: "поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства" [1]. Это означает, что человек должен действовать таким образом, чтобы его действия могли бы быть всеобщими. Например, мы хотим, чтобы нам говорили правду, в таком случае мы сами должны говорить только правду. В этом случае наше стремление станет всеобщим. Такой закон называется категорическим императивом.

Однако по Канту этот закон не может быть эмпирическим, то есть исходить из наших личных желаний, предполагающий определенный результат. Кант пишет "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" [1 ]. То есть мы не можем делать наши эгоистичные желания всеобщим законом. Если мы будем так делать, то наши поступки станут аморальными, и разум никогда не сможет достичь "добродетели" [1, п. 7, примечание].

Подобные правовые принципы отражены в учении великого восточного мыслителя Конфуция, который подчеркивал важность искренности, уважения и справедливости в межличностных отношениях. Конфуцианская традиция выражает идею, что если люди относятся к другим с искренностью и уважением, то и сами будут получать такое же обращение [3].

Конфуцианская этика включает в себя не только ритуалы и этикет, но также подчеркивает важность уважения и заботы о других. По мнению Конфуция, когда общество освоит этот этический кодекс, оно достигнет процветания, и управлять страной станет более легким заданием. Эти принципы, основанные на идее универсальности, обеспечивают хорошие межличностные отношения и способствуют справедливости и порядку в обществе [5].

Таким образом, теория Конфуция о этическом управлении страной содержит универсальные идеи, которые могут быть внедрены в правовую практику, чтобы служить обществу, поддерживать справедливость и облегчать управление государством.

Конфуцианство подчеркивает принцип честности и доверия в межличностных отношениях. Согласно этой философии, люди должны обладать

5 -о

сз ж

■с

честностью и заслуживать доверия, не манипулируя добротой других для достижения своих целей. Если другие люди проявляют честность и достойны доверия в отношении вас, вам следует воздерживаться от использования их благонамеренности для собственной выгоды. Как бенефициар, вы также обязаны соблюдать этот универсальный принцип взаимности. В правовой конструкции Китая мы видим [4], что честность и надежность являются ключом к защите прав и интересов людей. Целью правового строительства является сохранение социальной справедливости и защита прав и интересов людей. Добросовестность также является важной ценностной ориентацией при разработке и реализации законов. Принцип добросовестности требует, чтобы люди оставались честными и прозрачными в юридической практике и не участвовали в неправомерном поведении, таком как сделки «власть за деньги» или погоня за властью.

Таким образом, закон используется для регулирования социальных отношений между людьми. Создатели и исполнители закона должны поддерживать ценности честности и справедливо определять, и регулировать права и обязанности между людьми. Только тогда, когда юридическая практика является целостной, люди могут доверять правовой системе и активно участвовать в юридической практике, тем самым достигая цели юридического строительства. По этой причине в китайском обществе закон используется как основной инструмент для построения правового и эффективного общества.

Что касается "Золотого правила нравственности", то на первый взгляд он не сильно отличается от категорического императива Канта, однако при внимательном рассмотрении можно увидеть сильные расхождения. Правило гласит следующим образом: "не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили". Это правило можно найти как в философских трактатах, так и в религиозных книгах, например, в Библии. Тем не менее Кант бы не согласился с ними.

Следуя логике правила, мы должны исходить из наших собственных желаний, чтобы к нам также относились. Такие желания могут быть эгоистичными и нацеленными на определенный результат. Например, мы хотим получить более высокую должность на работе, поэтому угодничаем и льстим начальству. Мы полагаем, что наше начальство будет вести так же, как мы относимся к нему, нам дадут повышение. В чем же недостаток этого правила? Кант бы сказал, что мы находимся в ловушке собственных желаний. Разбирая пример выше, я могу сказать, что, если все сотрудники начнут угодничать начальству, оно не сможет определиться, ко-= му дать повышение. Вполне вероятно, оно никому ~ не достанется. То есть наше желание, определясь емое результатом, ни к чему не приводит. Таким £ образом, все наши действия становятся бессмыс-^ ленными и правило просто "не работает".

Если бы все действовали таким образом, это привело бы к отсутствию четких принципов, которым можно было бы следовать, поскольку каждый преследовал бы свои собственные эгоистические интересы, а не исходил бы из универсально применимых моральных законов. Истинное моральное поведение должно основываться на принципе, который может применяться повсеместно, а не диктоваться индивидуальными желаниями. Только такое моральное поведение может быть универсальным и разумным и не зависеть от конкретных желаний или результатов. И эта идея действительно соответствует конфуцианской правовой мысли. Не имейте определенных желаний и не стремитесь к конкретным результатам, а также не навязывайте свои желания другим для достижения собственных целей.

Об этом Конфуций пишет следующим образом: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» [2, Глава XII, 2 пункт]. В качестве этического правила Конфуций выступал за то, что необходимо в первую очередь учитывать мнение других. Он имеет в виду, что если вам что-то не нравится, то это не может быть навязанным. В отличие от «золотого правила» Конфуций не утверждает, что необходимо «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили». Конфуций не думает, что только потому, что вы хорошо относитесь к другим, вы можете ожидать, что другие будут хорошо относиться к вам.

Данная конфуцианская концепция была отражена в правоохранительных и судебных процессах Китая, где соблюдаются эти правила [4]. Правоохранители должны быть строгими, соблюдать законные процедуры, полностью защищать законные права и интересы сторон, не оказывать предпочтения ни одной из сторон и не злоупотреблять своими полномочиями. Судебные работники должны осуществлять свои полномочия независимо, справедливо и честно, не допуская какой-либо формы вмешательства или давления, основываясь на фактах и законе, принять справедливое решение.

В заключении, говоря о категорическом императиве Канта, «золотом правиле» и юридической мысли Конфуция, мы можем понять сложность и разнообразие современного правового общества, а также универсальность права и схожие черты между восточной и западной философской правовой мыслью. Анализ данных концепций позволил нам лучше понять развитие права в разных политических, экономических и культурных полях. Эти идеи дают мотивацию и вдохновение для дальнейших размышлений о построении правовой системы и решении моральных принципов в современной правовой системе.

Литература

1. Кант Иммануил. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. А.В. Гулыги, Т.И. Ой-

зермана], М.: издательство «Мысль». - 1965. -Т. 4, Ч. 1. - 544 с.

2. Лунь Юй. - М.: РАН «Восточная литература», 2001. - 180 с.

3. Мартынов А.С. Конфуцианство «Лунь юй»: в 2 т //СПб.: Петербургское Востоковедение. -2001. - Т. 2. - С. 384.

4. Сюй Фаньчэн. Конфуцианство, СПБ: Нестор-История, 2020. - 235 с.

5. Angle S.C. Contemporary Confucianism and Ethical Theory //Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. - 2021. - P. 409-446.

6. Hahm C. Law, culture, and the politics of Confucianism //Colum. J. Asian L. - 2002. - V. 16. -P. 253.

COMPARISON OF THE PROVISIONS OF CONFUCIAN LEGAL THOUGHT AND WESTERN MORAL PHILOSOPHY: "CATEGORICAL IMPERATIVE" AND "GOLDEN RULE" CONCEPTS

Van Boda

Moscow State University

The relevance of this study is justified by the particularly active Russian and Chinese interaction in the field of politics, economics and culture in the last few years. These areas are based on moral principles, on the basis of which certain legal rules and laws are formed.

In this regard, the author of the article examines the most important moral laws in two political fields: Western and Eastern. In the article, the author examines the important concepts of the "categorical imperative" and the "golden rule" in Confucian legal thought. The article analyzed these concepts and found differences between the understanding of Kantian, Confucian legal thought and the "golden rule". The author examines the transformation of the statement "do unto others as you would have them do unto you" in these concepts. The author finds critically important differences between them, which have become the principles of moral legal Eastern and Western philosophy. The author assesses the development of both branches of this area.

This article may be useful to specialists working in the field of comparative law.

Keywords: Confucius, legal thought, categorical imperative, "golden rule".

References

1. Kant Immanuel. Works in six volumes [Under the general. ed. V.F. Asmus. A.V. Gulygi, T.I. Oizerman], M.: Mysl Publishing House. - 1965. - T.4, Part 1. - 544 p.

2. Lun Yu. - M.: RAS "Oriental Literature", 2001. - 180 p.

3. Martynov A.S. Confucianism "Lun Yu": in 2 volumes // St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies. - 2001. - T. 2. - P. 384.

4. Xu Fancheng. Confucianism, St. Petersburg: Nestor-History,

2020. - 235 p.

5. Angle S.C. Contemporary Confucianism and Ethical Theory // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. -

2021. - P. 409-446.

6. Hahm C. Law, culture, and the politics of Confucianism //Colum. J. Asian L. - 2002. - V. 16. - P. 253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.