Научная статья на тему 'Сопоставление мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и смежных категорий законодательства Российской Федерации'

Сопоставление мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и смежных категорий законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / STATE SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS AND MIDDLE-SCALE BUSINESS FORMS / PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / PREFERENCES / PECULIARITIES OF LAW REGULATING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бикчинтаев А. Т.

Эффективность применения мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства зависит прежде всего от адекватного их понимания. Сложившиеся в науке и практике представления о данных мерах требуют пересмотра в связи с принятием нового профильного закона, посвященного малому и среднему предпринимательству. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства являются обособленной категорией, хотя и связанной с преференциями, гарантиями и особенностями нормативно-правового регулирования в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бикчинтаев А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES FORMS AND ADJACENT CATEGORIES IN RUSSIAN LEGISLATION

The effectiveness of using state support of small and medium businesses forms depends on the interpretation in the first place. Conceptions which is formed in science and practice should be reviewed on the score of adopting new act regulating small and medium businesses. We consider to opinion that state support of small and medium businesses forms is separate category which is linked up with preferences, guarantees, peculiarities of law regulating in that sphere.

Текст научной работы на тему «Сопоставление мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и смежных категорий законодательства Российской Федерации»

СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СМЕЖНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Т. БИКЧИНТАЕВ,

адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России

e-mail: bikch_A@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право Научный руководитель: профессор кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор Н.Д. ЭРИАШВИЛИ,

Аннотация. Эффективность применения мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства зависит прежде всего от адекватного их понимания. Сложившиеся в науке и практике представления о данных мерах требуют пересмотра в связи с принятием нового профильного закона, посвященного малому и среднему предпринимательству. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства являются обособленной категорией, хотя и связанной с преференциями, гарантиями и особенностями нормативно-правового регулирования в этой сфере.

Ключевые слова: формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, преференции, особенности нормативно-правового регулирования.

COMPARISON OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES FORMS AND ADJACENT CATEGORIES IN RUSSIAN LEGISLATION

A.T. BIKCHINTAEV

Annotation. The effectiveness of using state support of small and medium businesses forms depends on the interpretation in the first place. Conceptions which is formed in science and practice should be reviewed on the score of adopting new act regulating small and medium businesses. We consider to opinion that state support of small and medium businesses forms is separate category which is linked up with preferences, guarantees, peculiarities oflaw regulating in that sphere.

Key words: state support of small-scale business and middle-scale business forms, programs of development ofsmall and mediumbusiness; preferences; peculiarities oflaw regulating.

Разграничение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — ГПМСП) обусловливается затруднительным пониманием сути явления и реализации соответствующих законодательных установлений и отсутствием единого подхода в науке и практике. Для этого важно сопоставить государственную поддержку со смежными категориями, такими как государственные гарантии предпринимательской деятельности, государственная политика в области малого и среднего предпринимательства, особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства, государственные преференции, государственные и публичные услуги. Употребление термина «государственная поддержка» применительно ко многим сферам и в разных ипостасях размывают его суть.

Применительно к модели соотношения ГПМСП и государственной политикой в области малого и среднего предпринимательства обоснованно предположение, что ГПМСП является структурным элементом государственной политики в области малого и среднего предпринимательства и полностью входит в последнее, занимая в ней главное место. Государственная поддержка является не только составной частью, прежде всего государственной правовой политики1, но и экономической в силу разграничения нормативно-правового регулирования и программ развития малого и среднего предпринимательства. В то же время исследуемая категория отличается своеобразием от иных структурных

1 Гилъмиярова А.Ф. Правовая организация управления малым предпринимательством в Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 8.

компонентов государственной политики в силу того что государственная поддержка является межотраслевым принципом и преображается в правовой институт при регулировании отношений в сфере малого и среднего предпринимательства, причем ГПМСП осуществляет обеспечительную функцию государственной политики, является ее ресурсной составляющей. Отождествлять эти категории нельзя, поскольку одна является составной частью другой.

Статья 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — ФЗ о малом и среднем предпринимательстве) устанавливает открытый перечень особенностей нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства, называя их мерами, которые включают в себя отдельные элементы поддержки. К последним относятся меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7 и п. 8 ст. 7). Эта позиция законодателя обоснованна, закрепление подобных особенностей вызвано необходимостью развести нормативно-правовое регулирование от мер государственной поддержки, что удалось, в частности примыкание к первым специальных налоговых режимов и упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности. Включение отдельных мер ГПМСП в число особенностей призвано акцентировать внимание на последних, указать их приоритетность среди остальных мер. Эти понятия пересекаются, и одно может предусматривать другое, но не исчерпываться им. Вопрос вызывает исключение отдельных мер государственной поддержки и их понимание исключительно как особенностей нормативно-правового регулирования, в частности особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Наиболее полно государственные гарантии предпринимательской деятельности определяются как закрепленная в законодательстве многоуровневая система средств и способов, предусмотренных нормами права, регулирующих предпринимательскую деятельность, служащую охране прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, выявлению и устранению нарушений этих прав, которые во взаимодействии со всеми видами гарантий и интересов граждан формируют деятельность государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих, в свою очередь, государственные и общественные

интересы в сфере предпринимательства2. Гарантии так же содержат в себе совокупность элементов, присущих ГПМСП, в частности соотношение частных и публичных интересов, система средств, что позволяет отнести ГПМСП к разновидности государственных гарантий. Это возможно лишь при рассмотрении ГПМСП как принципа права. Если понимать государственную поддержку как институт права, т.е. структурное звено норм, регулирующих определенную область общественных отношений или как субъективное право, то становится очевидным что оно само нуждается в гарантиях.

Учитывая, что ГПМСП рассматриваются прежде всего под углом системы правовых норм и субъективного права, вряд ли возможно тождество с государственными гарантиями, хотя до принятия профильного закона некоторыми исследователями приводились доводы в поддержку противоположной точки зрения3. В доктрине современности разграничиваются гарантии и меры, направленные на поддержку предпринимательства, поэтому государственную поддержку как правовой институт следует рассматривать как механизм реализации соответствующей гарантии4.

Государственные преференции заложены в антимонопольном законодательстве. Ранее называвшиеся государственной помощью, они осуществляются в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции», к которым наряду с развитием образования и науки, проведения научных исследований и других целей (всего 15) имеется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Вызывает недоумение положение законодательств об исключительности осуществления преференций лишь в этих целях, поскольку п. 14 ч. 1 ст. 19 позволяет определять их, помимо федеральных законов, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, хотя в ранее действовавшей редакции подобное положение отсутствовало, и существовала поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществлявшего лишь приоритетные виды деятельности. Это было вызвано, в частности, отсутствием в законодательстве понятия «среднее предпринимательство», тенденцией возрастающего делегирования законодательных полномочий высшим органам исполнительной власти и признание приоритета целей антимонопольного законодательства перед целями законодательства о малом и среднем

2 Волкова В.В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 27.

3 Филъченко Д.Г., Ящинский М.В. Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства // Право и экономика. 2003. № 14.

4 Волкова В.В. Указ. соч. С. 93.

предпринимательстве. Первый и последний аспекты позитивно повлияли на законодательство путем расширения поддержки всех субъектов малого и среднего предпринимательства, а не только осуществляющих приоритетные виды деятельности, поскольку они также конкурируют между собой.

Государственные преференции, являясь средством защиты конкуренции, были бы ограничены лишь рамками приоритетов для государства, и глобальные цели антимонопольного законодательства, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» (обеспечение единства экономического пространства и др.) были бы слабо достижимы. Расширение полномочий Президента РФ и Правительства РФ в сферах формулирования целей использования тех или иных средств ставит вопрос об обоснованности и эффективности подобного способа регулирования. Соответственно требуется или исключение из ч. 1 ст. 19 Федерального закона положения о делегировании полномочий, или исключения «исключительности» использования преференций в этих целях.

Определение мер, являющихся преференцией, относится к компетенции антимонопольного органа. При решении вопроса закон требует сравнивать отдельные хозяйствующие субъекты, в том числе с положением и того участника рынка, которому предоставляется преференция. Это обстоятельство позволяет расширительно толковать понятие «преференция», включая в него в том числе меры ГПМСП, что может повлечь за собой дополнительный административный барьер5.

Некоторые исследователи отождествляют меры ГПМСП и государственные преференции6, что не убедительно, поскольку, во-первых, различны цели их предоставления. ГПМСП направлена на достижение целей, предусмотренных ст. 6 ФЗ о малом и среднем предпринимательстве, а государственные преференции осуществляются в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции», где поддержка малого и среднего предпринимательства лишь одно из многих направлений. Во-вторых, государственная преференция согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» использует передачу государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставление имущественных льгот, а ГПМСП содержит финансовую, имущественную, информационную составляющую (ст. 16 ФЗ о малого и среднем предпринимательстве). В-третьих, различен порядок

5 Арнаутович A.A., Лебедев С.А. Помощь и преференция: сходства и различия в целях применения законодательства о конкуренции // Закон. 2009. № 12. С. 205.

6 Семенова Е.Г. Государственные или муниципальные преференции как меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства //Южно-Уральский юридический вестник. Челябинск, 2009. № 6. С. 25; Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М., 2008.

предоставления государственных преференций и ГПМСП: первые предоставляются в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О защите конкуренции» и требуют, в частности, согласия антимонопольного органа на их предоставление, для мер ГПМСП — в соответствии со ст. 14 ФЗ о малом и среднем предпринимательстве, хотя требования, установленные Федеральным законом «О защите конкуренции», и обязательны, но порядок отличается, в частности ФЗ о малом и среднем предпринимательстве многие вопросы относит к соответствующим федеральным и региональным программам поддержки и регулирует этот вопрос в общем виде. Государственная преференция хотя и применяется в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, но ограничена по сравнению с ГПМСП по используемым средствам и порядку предоставления, в связи с чем не может быть отнесена к последним. Актуальным представляется предложение исключить требование о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении любой государственной или муниципальной преференции7. Отдельные меры ГПМСП могут быть признаны преференцией, поскольку ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет закрытый перечень мер, не являющихся преференциями, к числу которых меры ГПМСП не относятся. Исходя из определения преференций, к последним может быть отнесена лишь финансовая и имущественная поддержка.

Интерес представляют формирующиеся в правовой системе России категории «публичная услуга» и «государственная услуга». Определение государственной услуги содержалось в проекте федерального закона «О стандартах государственных услуг» -деятельность органа, оказывающего государственную услугу, выражающаяся в совершении действии и (или) принятии решений, влекущих за собой возникновение, изменение или прекращение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей8. Это данное определение страдает как логическими (круг в определении), так и юридическими недочетами.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти» под функциями по оказанию государственных услуг понимает-

7 Лисица В.Н.О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса // Предпринимательское право. 2009. № 4. С. 23- 26.

8 Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг / Российская юстиция. 2009. № 2. С. 32.

ся предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. В настоящее время легальное определение установлено в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» как деятельность по реализации функций соответствующих субъектов, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами России и субъектов Федерации

полномочии органов, предоставляющих государственные услуги.

В литературе отмечается отсутствие четкости в подходах к определению государственных услуг9. Теоретически возможно функционирование ГПМСП в рамках оказания государственных услуг, поскольку судить о степени соотношения этих категорий можно с накоплением опыта правового регулирования государственных услуг.

Таким образом, меры ГПМСП являются самостоятельным правовым явлением, которые хотя и связаны с примыкающими категориями, однако сохраняют свою самостоятельность и не могут быть сведены к какой-либо из них.

9 Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сб./Под ред. Е.В. Гриценко, H.A. Шевелевой. М., 2007. С. 91.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПОЛИЦИИ, ИХЗНАЧЕНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

A.B. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

Е.Н.ХАЗОВ,

кандидат юридических наук, профессор (МосУ МВД России)

e-mail: khazov-mos@mail.ru

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминолистика; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Анализируется состояние взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия по выявлению и раскрытию преступлений на современном этапе.

Ключевые слова: оперативные подразделения, органы предварительного следствия, взаимодействие, следственно-оперативная группа, ОВД, средства массовой информации.

MAIN AREAS OF INTERACTION OF OPERATIONS UNITS AND BODIES PRELIMINARY INVESTIGATION POLICE THEIR SIGNIFICANCE FOR THE IDENTIFICATION AND DISCLOSURE CRIMES

A.V. BOGDANOV,

PhD, Associate Professor E.N. KHAZOV,

PhD, Professor, University of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. The article examines the state of the interaction of operational units and of the preliminary investigation to identify and disclose crimes nowadays.

Keywords: operational units, the bodies ofthe Pre-investigation, communication, investigative team, internal affairs bodies, the media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.