Научная статья на тему 'СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ФИЛОСОФИИ КИТАЯ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ'

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ФИЛОСОФИИ КИТАЯ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СХОДСТВА / РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шао Юйпэй

Существуют серьезные различия между китайской и западной философией. Например, китайская философия сосредоточена на гармонии, равновесии и духовной практике, в то время как западная философия уделяет больше внимания общественной жизни, правосудию и морали. Кроме того, китайская философия в большей степени ориентирована на коллектив, в то время как западная философия больше склоняется к индивидуализму. Другой важный аспект, различающий китайскую и западную философию, заключается в понимании времени и пространства. В западной философии временная ось ориентирована на линейность, а пространственная ось на индивидуализм. A в китайской философии временная ось имеет циклический характер, а пространственная ось ориентирована на гармонию и баланс между противоположностями. Это приводит к различным методам практики, таким как йога и медитация в западной философии и тайцзи и цигун в китайской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY OF CHINA AND WESTERN EUROPE

There are serious differences between Chinese and Western philosophy. For example, Chinese philosophy focuses on harmony, balance and spiritual practice, while Western philosophy pays more attention to public life, justice and morality. In addition, Chinese philosophy is more focused on the collective, while Western philosophy is more inclined to individualism. Another important aspect that distinguishes Chinese and Western philosophy is the understanding of time and space. In Western philosophy, the temporal axis is oriented towards linearity, and the spatial axis is oriented towards individualism. A In Chinese philosophy, the time axis has a cyclical character, and the spatial axis is oriented towards harmony and balance between opposites. This leads to various methods of practice, such as yoga and meditation in Western philosophy and Tai chi and qigong in Chinese.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ФИЛОСОФИИ КИТАЯ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»

Сопоставительный анализ концептуальных оснований философии Китая и Западной Европы

Шао Юйпэй,

аспирант, Дальневосточный федеральный университет E-mail: 479294963@qq.com

Существуют серьезные различия между китайской и западной философией. Например, китайская философия сосредоточена на гармонии, равновесии и духовной практике, в то время как западная философия уделяет больше внимания общественной жизни, правосудию и морали. Кроме того, китайская философия в большей степени ориентирована на коллектив, в то время как западная философия больше склоняется к индивидуализму. Другой важный аспект, различающий китайскую и западную философию, заключается в понимании времени и пространства. В западной философии временная ось ориентирована на линейность, а пространственная ось на индивидуализм. A в китайской философии временная ось имеет циклический характер, а пространственная ось ориентирована на гармонию и баланс между противоположностями. Это приводит к различным методам практики, таким как йога и медитация в западной философии и тайцзи и цигун в китайской.

Ключевые слова: китайская философия, западная философия, сходства, различия.

со

I_

CJ

см

Отношение к природе и окружающей среде. В западной философии природа часто рассматривается как объект, который может быть подчинен человеку и использован для его целей. Китайская философия, напротив, признает важность сохранения гармонии между человеком и природой и учит человека воспитывать себя и свою душу через единение с природой [5].

Китайская философия имеет древнюю и богатую историю, начиная с Конфуция (551-479 гг. до н.э.), Лао Цзы (VI век до н.э.), Чжуан-цзы (IV век до н.э.) и Мо-цзы (V век до н.э.). Конфуций разработал конфуцианство, которое ориентировано на этику и общественную жизнь, а Лао Цзы создал даосизм, основанный на учении о равновесии и гармонии. Чжуан-цзы представил философию трансцендентности, а Мо-цзы заложил основы учения об универсальной любви и морали.

Западная философия, с другой стороны, имеет свои основоположники, начиная с Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Сократ считал, что знание является основой морали, а Платон разработал свою теорию идей и философию государства. Аристотель создал свою систему логики и этики, а также заложил основы научного подхода. В западной философии также были такие великие мыслители, как Рене Декарт (15961650), Фридрих Ницше (1844-1900), Иммануил Кант (1724-1804) и Джон Стюарт Милль (1806-1873), которые оставили значительный след в истории западной философии. Рене Декарт считал, что мышление является основой нашего бытия, а Ницше предложил новое понимание морали и этики, основанное на идеях свободы и воли к власти. Иммануил Кант разработал свою систему этики, основанную на категорическом императиве, а Джон Стюарт Милль заложил основы свободы личности и демократии.

Конфуций, основоположник конфуцианства, выразил свои идеи во многих афоризмах, например [7]:

- «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе».

- «Когда я слышу, я забываю. Когда я вижу, я помню. Когда я делаю, я понимаю».

- «Делайте то, что правильно, а не то, что просто выгодно».

Лао Цзы, основоположник даосизма, также выражал свои идеи в виде афоризмов, например [8]:

- «Путь, который может быть изречен, не является постоянным путем».

- «Здоровый человек знает, что нужно питаться, но не ест до отвращения. Он знает, что нужно дышать, но не переутомляет легкие».

- «Чем больше мы знаем, тем меньше мы понимаем». Аристотель, один из основоположников западной философии, сформулировал множество цитат, отражающих его философские взгляды, например [10]:

- «Друг - это другое я».

- «Добродетель есть золотая середина между двумя крайностями: недостатком и избытком».

- «Всякий, кто может учить, учится».

Рене Декарт, французский философ, знаменит своими словами «Cogito, ergo sum» (Я мыслю, следовательно,

я существую), которые выражают его убеждение в том, что мышление является основой нашего существования.

Иммануил Кант, немецкий философ, выразил свои идеи во многих цитатах, например [11]:

- «Две вещи наполняют ум величайшим уважением: звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

- «Человек - это то существо, которое вынуждено давать себе законы само по себе, иначе оно не было бы человеком».

- «После долгого размышления о жизни я пришел к выводу, что ее смысл заключается в том, чтобы делать жизнь других людей счастливой».

Идеи и учения основоположников китайской и западной философии оказали значительное влияние на культуру и мышление людей в своих культурных средах и во всем мире.

Конфуцианство, например, оказало огромное влияние на культуру Китая и других азиатских стран, став основой образования и общественной морали. Учение о гармонии и равновесии в даосизме также нашло свое отражение в культуре и искусстве Китая и других азиатских стран. Западная философия также оказала значительное влияние на культуру и мышление людей во всем мире. Философия Сократа, Платона и Аристотеля, например, стала основой западной науки и образования. Философия Рене Декарта и Иммануила Канта также повлияла на многие аспекты западной культуры, включая этику, логику, политику и религию. Идеи и учения основоположников китайской и западной философии также повлияли на межкультурное взаимодействие и обмен идеями между культурами. Они остаются важным источником вдохновения и обсуждения философских и духовных вопросов во всем мире.

Существуют некоторые сходства между китайской и западной философией, включая следующие:

1. Абстрактный и теоретический характер. Китайская и западная философия обе имеют абстрактный и теоретический характер, поскольку они стремятся к пониманию фундаментальных вопросов о человеческом существовании, морали, этике, религии и т.д. Обе философские традиции также часто используют аналитический и логический подход в своих исследованиях.

2. Учение о добре и зле. Обе имеют учение о добре и зле, которое формулируется через систему морали и этики. Например, конфуцианство учит людей стремиться к добродетели и совершенствованию себя, а христианство учит людей любить ближнего своего и жить в соответствии с Божьими заповедями.

3. Учение о равновесии и гармонии. Обе учат о важности равновесия и гармонии в жизни. Например, даосизм учит людей искать гармонию с природой и избегать крайностей, а аристотелизм учит людей находить золотую середину между двумя крайностями.

4. Учение о практике. Важность практики и действия, а не только теории и размышлений. Например, буддизм учит людей достичь просветления через медитацию и другие практики, а философия Аристотеля учит людей развивать добродетели через практические действия в повседневной жизни.

5. Учение о религии. Китайская и западная философия обе имеют учение о религии и духовности, хотя религиозные традиции в этих культурах имеют разные особенности. Например, буддизм, возникший в Китае и распространившийся во всем Восточном мире, учит о просветлении и освобождении от страданий через практику медитации и другие методы, а христианство, возникшее на Западе, учит людей о вере в Бога и жизни в соответствии с Божьими заповедями.

6. Учение о государстве и праве. Обе имеют учение о государстве и праве, хотя эти учения в этих культурах имеют разные формы и особенности. Например, конфуцианство учит о важности добродетелей и морали в управлении государством, а западные философы, такие как Платон и Аристотель, разрабатывали свои теории о правосудии и государственном устройстве.

7. Учение о человеческом существовании. Китайская и западная философия обе учат о фундаментальных вопросах о человеческом существовании и его цели. Например, даосизм учит о важности принятия мира таким, какой он есть, а Ницше учил о значении индивидуальности и самовыражении.

Сходства между китайской и западной философией представляют собой не только уникальную возможность для общения Китая и китайцев с западным миром, но и важный шаг в направлении создания более глобального и гармоничного мира, в котором уважение к различиям и общим ценностям станет основой для взаимодействия между разными культурами. Китайские концепции равновесия, гармонии и учения о добре и зле не только находят отклик в западной философии, но и представляют собой общие основы для понимания фундаментальных вопросов о жизни, морали, этике и религии.

Сравнительная философия объединяет философские традиции, развивающиеся в условиях относительной изоляции друг от друга и определяемые широкими культурными и региональными признаками, например, китайской и западной. Она занимается несколькими основными вопросами о соизмеримости философских традиций. Один из таких вопросов - методологическая соизмеримость, то есть возможность проведения сравнений между различными философскими традициями, в данном случае китайской и западной, а также способы таких сравнений.

Существует множество точек зрения на возможность проведения содержательных сравнений между философскими традициями: от тех, кто полагает, что подобные сравнения вообще невозможны, до тех, кто утверждает, что содержание традиций должно в значительной степени совпадать. Кроме того, существуют и другие вопросы, связанные с соизмеримостью, которые касаются конкретных аспектов традиций.

Вопрос о метафизической и эпистемологической соизмеримости предполагает сравнение традиций в их концепциях реальности и методах ее изучения и обоснования. Этическая соизмеримость, в свою очередь, предполагает сравнение этих традиций в вопросах того, как люди должны жить своей жизнью, существует ли у обеих традиций мораль, и если да, то насколько они похожи и различны. Разделение между этими основными вопросами несколько условно, поскольку обсуждение методологической соизмеримости неизбежно включает сравнение традиций по метафизическим, эпистемологическим и этическим вопросам.

Исследование в области сравнительной философии может быть непростым делом из-за огромного количества текстов и контекстов, которые необходимо изучать. Неуместные упрощения, слишком резкие контрасты и неуместные сравнения являются наиболее распространенными ошибками. Однако сравнительная философия может помочь задуматься о глубоко закрепившихся предположениях в рамках собственной традиции, которые не вызывают вопросов. Еще одно преимущество -традиции могут взаимодействовать и обогащать друг друга. Требования к глубине и строгости изучения являются важным стандартом для исследования философии. Тем не менее, сужение области исследования может привести к ограниченному искажению истинности.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

со

I_

u

см л

Философия может рассматриваться как подход к исследованию определенной проблемной области. Один из примеров дан Антони Янг, а другой связан с лодкой, которая наклонилась из-за неправильной загрузки. Один подход - это размещение контрвеса на противоположной стороне, чтобы уравновесить лодку. Другой подход - это заранее продумать, как загрузить лодку так, чтобы масса распределялась равномерно. Первый случай - западный подход, второй -восточный. В медицине это может быть представлено заболеванием, которое мучает пациента. Западный врач дает пациенту сильное лекарство, которое может устранить вирус или что-то, вызывающее болезнь. Китайский врач выберет профилактический подход, рассматривая заболевание как дисбаланс в организме. Он восстановит баланс. Конечно, два подхода будут отличаться временем, необходимым для излечения организма. Западный подход может быть более эффективным, по крайней мере, в первый раз, но может вызвать побочные эффекты. Восточный подход будет медленным и потребует терпения и предвидения. Конечная цель (и, возможно, окончательный эффект) обоих подходов - здоровый организм.

В одном предложении различие может быть охарактеризовано как различие во взгляде на «мир» или вселенную исследования. В западной философии мы сводим все к наименьшим, все еще различимым частям и рассматриваем их как наши основные объекты исследования. Объединение частей должно представлять поведение целого. В восточной философии они рассматривают всю вселенную исследования. Их предположение заключается в том, что, изучив достаточно всего, можно лучше понять поведение составляющих частей.

Сравнительная философия представляет собой объединение философских традиций, которые развивались в относительной изоляции друг от друга и определяются достаточно широко по культурным и региональным линиям - например, китайской и западной. Основные вопросы, касающиеся сопоставимости философских традиций, составляют предмет сравнительной философии. Один из вопросов - методологическая сопоставимость -касается того, можно ли и как проводить сравнения между разными философскими традициями, в данном случае китайской и западной. Взгляды на этот вопрос различны - от тех, кто считает, что смысловые сравнения вообще не могут быть проведены, до тех, кто считает, что содержание традиций должно в основном совпадать. Другие вопросы, касающиеся сопоставимости, связаны с конкретными предметами традиций. Вопрос метафизической и эпистемологической сопоставимости связан с сравнением традиций по их представлениям о реальности и их методах исследования и обоснования. Этическая сопоставимость включает сравнение этих традиций в вопросах того, как люди должны жить своей жизнью, имеют ли обе традиции мораль, и если да, то насколько они похожи и отличаются друг от друга. Разделение между этими основными вопросами несколько искусственно, так как обсуждение методологической сопоставимости неизбежно включает в себя сравнение традиций по метафизическим, эпистемологическим и этическим вопросам.

Как можно заметить из приведенных выше рассуждений, в китайской философии уделяется большое внимание деталям конкретной ситуации и не придерживаются строгих правил, как это принято в западной философии. В то же время, китайские мыслители также не игнорируют значения и принципы, которые важны для правильного принятия решения. Они считают, что в каждом конкретном случае нужно находить баланс меж-

ду разными ценностями, применяя свой здравый смысл и суждение.

Конфуцианцы склонны выражать свои учения в форме принципов, которые функционируют как обозначения ценностей или общих соображений, важных при принятии решений о том, что делать. Однако, они всегда призывают к осмотрительности и учету конкретных обстоятельств при принятии решений. Даже лучшие правила могут потерять свою применимость в необычных ситуациях.

Шун не мог вмешиваться в работу судьи, который действовал в соответствии с законом. Но, как говорит Менций, если бы отец Шуна совершил преступление, тогда Шун отрекся бы от престола и ушел со своим отцом на побережье. Таким образом, по словам Менция, Шун сбалансировал различные ценности, которые противоречат друг другу. Он не вмешивался в работу судьи, признавая необходимость беспристрастного управления общественным порядком, и одновременно свидетельствовал о ценности семейной лояльности, бегством со своим отцом.

Шуну удалось соблюсти обе ценности в различные моменты своего действия. Вывод из одного принципа не мог бы привести к такому балансу. Однако мы должны извлекать уроки из подобных историй, таких как история Шуна, потому что они служат конкретными примерами для принятия решений в будущем. История Шуна и его отца, описанная в Мэньцзы, хорошо иллюстрирует такой подход. Шун сумел найти баланс между ценностями беспристрастного управления и верности своей семье, действуя в соответствии с конкретной ситуацией, а не строгими правилами. Он не мог вмешиваться в работу судьи, но отказался от престола и бежал со своим отцом на побережье.

Когда мы сталкиваемся с ситуациями, которые создают похожие конфликты между беспристрастной заботой и семейной лояльностью, мы используем суждение Шуна как ресурс и модель для принятия решений.

Эта модель не является тем же самым, что и общий принцип, который позволил бы дедуктивно сделать вывод о том, что нужно делать в текущей ситуации. При определении того, достаточно ли новые ситуации похожи на случай с Шун, нам необходимо проявлять здравый смысл, а также рассмотреть, какие действия могут быть параллельными действиям Шун.

В заключении можно отметить, что сравнительная философия представляет собой сложную задачу из-за необходимости охвата широкого спектра текстов и контекстов. Однако, она позволяет задуматься над задачами и предположениями собственной традиции и взаимодействовать с другими традициями. Несмотря на различия между восточной и западной философией, они могут обогащать друг друга и давать возможность рассмотреть проблемы с разных точек зрения. Тем не менее, необходимо избегать упрощений и нелегитимных ассимиляций, а также соблюдать стандарты философского исследования в плане точности и глубины изучения темы.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург, 2006.

2. Григорьева Т.П. Иньская фаза эволюции. URL: http:// www.delphis.ru/journal/ article/inskaya-faza-evolyutsii. (Дата обращения 15.05.2023.)

3. Гуйван П.Н. Проблема человека в истории философии: (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Средневековая Европа): учебное пособие /

П.Н. Гуйван, В.Ю. Инговатов. -Барнаул: Алт. ГТУ, 2015.

4. Дашеева В.В. Китайские антропонимы: вопросы истории, семантики и функционирования. Улан-Удэ, 2014. С. 68-69. Текст: непосредственный.

5. Дубровская С.А. Международная Бахтинская конференция в Шанхае // Регионология (Regionology). 2018. Т. 26, № 1. С. 179-183. doi: 10.15507/24131407.102.026.201801.179-183. URL: https://region-sar.ru/sites/default/files/2018_1/dubrovska-ya.pdf?ys-clid=l17e2orhoy (Дата обращения 15.05.2023.)

6. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII - начало XX века. М.: Восточная литература, 2005.

7. Середкина Е.В. Современное конфуцианство и западноевропейская философия в их диалогичности: опыт философско-компаративистского анализа. Пермь, 2005.

8. Той Л. Фэншуй для практического применения. Санкт-Петербург, 2000. 160 с. Текст: непосредственный.

9. Фэн Юлань «Чжунго чжзсгаэ цяньши» / «Краткая история китайской философии». -Пекин, 1997.

10. Хандархаева В.В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия. 2015. Вып. 6. С. 33. Текст: непосредственный.

11. Цичао Чжоу. После и помимо понятий «полифония», «диалог», «карнавализация». Изучение Бахтина в современном Китае // Вопросы литературы. 2015. № 6. С. 219-237.

12. Чжан Бин. Место и смысл «Марксизм и философия языка» в развитии диалогизма круга М.М. Бахтина - краткое изложение содержания монографии «Изучение марксистской философии языка в бах-тинских кругах» // Русский язык и культура в зеркале перевода. 2016. № 1. С. 613-625.

13. Чжао Сюе, Говорухина Ю.А., Суханов В.А. Русская литература в Китае: конфликт интерпретаций, его причины и пути преодоления (на материале рецепции русской литературы китайским читателем). Статья I // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 473. С. 112-118. doi: 10.17223/15617793/473/13

14. Шабуро О.В. Традиционная правовая система в Китае и современность. URL: http://docs.yandex.ru/docs/ vie w?tm=1664066391&tld=ru&lang=ru&name (Дата обращения 15.05.2023.)

15. Шапошникова И.В. Ипостаси вербальной культуры: универсальное в специфичном // Сибирский филол. журнал. 2020. № 1. С. 199-215.

16. Шлет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контексте. М.,1989. С. 215-255.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY OF CHINA AND WESTERN EUROPE

Shao Yupei

Far Eastern Federal University

There are serious differences between Chinese and Western philosophy. For example, Chinese philosophy focuses on harmony, balance and spiritual practice, while Western philosophy pays more attention to public life, justice and morality. In addition, Chinese phi-

losophy is more focused on the collective, while Western philosophy is more inclined to individualism. Another important aspect that distinguishes Chinese and Western philosophy is the understanding of time and space. In Western philosophy, the temporal axis is oriented towards linearity, and the spatial axis is oriented towards individualism. A In Chinese philosophy, the time axis has a cyclical character, and the spatial axis is oriented towards harmony and balance between opposites. This leads to various methods of practice, such as yoga and meditation in Western philosophy and Tai chi and qigong in Chinese.

Keywords: Chinese philosophy, Western philosophy, similarities, differences.

References

1. Baudrillard J. Passwords. From fragment to fragment. Yekaterinburg, 2006.

2. Grigorieva T.P. The Yin phase of evolution. URL: http://www. delphis.ru/journal/ article/inskaya-faza-evolyutsii. (Accessed 15.05.2023).

3. Guiwan P.N. The problem of man in the history of philosophy: (Ancient India, Ancient China, Ancient Greece, Medieval Europe): textbook / P.N. Guiwan, V.Y. Ingovatov. -Barnaul: Alt. GTU, 2015.

4. Dasheeva V.V. Chinese anthroponyms: questions of history, semantics and functioning. Ulan-Ude, 2014. pp. 68-69. Text: direct.

5. Dubrovskaya S.A. International Bakhtin Conference in Shanghai // Regionology (Regionology). 2018. vol. 26, No. 1. pp. 179183. doi: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.179-183. URL: https://regionsar.ru/sites/default/files/2018_1/dubrovska-ya.pd-f?ysclid=l17e2orhoy (Accessed 15.05.2023).

6. Nepomnin O.E. The History of China: The Qing Epoch. XVII -the beginning of the XX century. Moscow: Oriental Literature, 2005.

7. Seredkina E.V. Modern Confucianism and Western European philosophy in their dialogicity: the experience of philosophical andcomparative analysis. Perm, 2005.

8. Toy L. Feng Shui for practical application. St. Petersburg, 2000. 160 p. Text: direct.

9. Feng Yulan "Zhongguo zhzsgae qianshi" / "A brief history of Chinese Philosophy". -Beijing, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Khandarkhayeva V.V. The problem of the interaction of oppo-sites in Chinese philosophy // Bulletin of the Buryat State University. Ser. Philosophy. 2015. Issue. 6. p. 33. Text: direct.

11. Qichao Zhou. After and in addition to the concepts of "polyphony", "dialogue", "carnivalization". The study of Bakhtin in modern China // Questions of Literature. 2015. No. 6. pp. 219-237.

12. Zhang Bing. The place and meaning of "Marxism and the philosophy of language" in the development of dialogism of M.M. Bakhtin's circle - a summary of the contents of the monograph "The study of Marxist philosophy of language in Bakhtin circles" // Russian language and culture in the mirror of translation.

13. Russian Russian Literature in China: Conflict of Interpretations, its causes and ways of overcoming (based on the material of reception of Russian literature by a Chinese reader). 2016. No. 1. pp. 613-625. 13. Zhao Xue, Govorukhina Yu. A., Sukhanov V.A. Russian literature in China: conflict of interpretations, its causes and ways of overcoming. Article I // Bulletin of the Tomsk State University. 2021. No. 473. pp. 112-118. doi: 10.17223/15617793/473/13

14. Shaburo O.V. The traditional legal system in China and modernity. URL: http://docs.yandex.ru/docs/vie w?t-m=1664066391&tld=ru&lang=ru&name (Accessed 15.05.2023).

15. Shaposhnikova I.V. Hypostases of verbal culture: universal in specific // Siberian Philol. journal. 2020. No. 1. pp. 199-215.

16. Shlet G.G. Hermeneutics and its problems // Context. M., 1989. pp. 215-255.

C3

о

сг

IE

0

1

-1 У

IE СГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.