Научная статья на тему 'Образ цзюнь цзы в китайской философии'

Образ цзюнь цзы в китайской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
833
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / КУН-ЦЗЫ / МЭН-ЦЗЫ / ХАНЬ ЮЙ / ЧЖАН ЦЗАЙ / ЧЖУ СИ / ВАН ЯНМИН / ФЭН ЮЛАНЬ / DIINESE PHILOSOPHY / CONFUCIONISM / CONFUCIUS / MENCIUS / HAN YU / ZHANG ZAI / ZHU XI / WANG YANGMING / FENG YOULAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Юлиана Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования и эволюции образа цзюнь цзы в истории китайской философии. Показывается, что образ цзюнь цзы раскрывается в работах таких выдающихся представителей конфуцианской философии, как Кун-цзы, Мэн-цзы, Хань Юй, Чжан Цзай, Чжу Си, Ван Янмин и Фэн Юлань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM OF JUN ZI IN THE PHILOSOPHY OF CHINA

The article deals with the problem of «jun zi» image formation and evolution in history of Chinese philosophy. It demonstrates that the «jun zi» image got development in the works such leading representatives of Confucian philosophy as Confucius, Mencius, Han Yu, Zhang Zai, Zhu Xi (Chu Hsi), Wang Yangming and Feng Youlan.

Текст научной работы на тему «Образ цзюнь цзы в китайской философии»

Список литература

1 Декларация независимости США. URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/Декларация_независимости_США

2 Декларация о правах и достоинстве человека. X Всемирный Русский Народный Собор. URL: http://vrns.ru/ documents/63/1179/#.ViRd1fntmko.

3 Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/philec/gou/kant.pdf.

4 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона / пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. - М. : Феникс, 1992. - 448 с.

5 Соловьев В. С. Вольнодумство // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб. : Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ brokgauz_efron/23828.

6 Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего. URL: http:// www.vehi.net/chaadaev/apologiya.html.

УДК 177.9

Ю.Н. Данилова

Курганский государственный университет

образ Цзюнь цзы в китайской философии

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования и эволюции образа цзюнь цзы в истории китайской философии. Показывается, что образ цзюнь цзы раскрывается в работах таких выдающихся представителей конфуцианской философии, как Кун-цзы, Мэн-цзы, Хань Юй, Чжан Цзай, Чжу Си, Ван Янмин и Фэн Юлань.

Ключевые слова: китайская философия, конфуцианство, Кун-цзы, Мэн-цзы, Хань Юй, Чжан Цзай, Чжу Си, Ван Янмин, Фэн Юлань.

Yu.N. Danilova Kurgan State University

THE FORM OF JUN ZI IN THE PHILOSOPHY OF CHINA

Annotation. The article deals with the problem of «jun zi» image formation and evolution in history of Chinese philosophy. It demonstrates that the «jun zi» image got development in the works such leading representatives of Confucian philosophy as Confucius, Mencius, Han Yu, Zhang Zai, Zhu Xi (Chu Hsi), Wang Yangming and Feng Youlan.

Keywords: Chinese philosophy, Confucionism,

Confucius, Mencius, Han Yu, Zhang Zai, Zhu Xi, Wang Yangming, Feng Youlan.

В литературе создание гуманистического идеала совершенного, гармонического человека связывается с западной философией эпохи Возрождения. Но этот идеал возник еще в Древнем Китае в конфуцианстве и сохраняет свою социокультурную значимость до сих пор. В отличие от философии Возрождения, где данный идеал разрабатывался на основе принципа индивидуализма, в китайской философии он создавался на основе принципа этатизма. Конфуцианство являлось наиболее развитой философско-этической системой в средневековом Китае, для которого было характерно стремление к созданию целостного антропоцентрического мировоззрения: «Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, -словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации» [1]. И добавим - особая философия. Главной темой конфуцианства являлся человек как член общества и само общество, призванное посредством своих членов осуществлять социальный порядок.

Основателя конфуцианства Кун-цзы (íLí) (551-479 до н.э.) можно считать великим мыслителем не только Китая, но и всего Востока. В трактате «Суждения и беседы», или «Луньюй»(аи11), он создал образ идеального гражданина, «благородного человека» - цзюнь цзы (®Ф), обладающего двумя важнейшими достоинствами: человеколюбием и чувством долга. Человеколюбие включало такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям, а долг, основой которого является совесть, связывался с исполнением ритуалов. О том, как должен себя вести «благородный человек», в «Луньюе» сказано: «Цзы Лу спросил о благородном муже. Учитель ответил: "Совершенствуй себя (сю цзи |й), чтобы быть почтительным". [Цзы Лу] спросил: "И это все?" Ответил: "Совершенствуй себя, чтобы принести спокойствие другим (ань жэнь йЛ)". "И это все?" Ответил: "Совершенствуй себя, чтобы принести спокойствие народу (ань бай син ЙМЙ). Совершенствовать себя, чтобы принести спокойствие народу, - разве не это заботило Яо и Шуня?"» [2]. Образ «благородного человека» был почти недосягаемым идеалом, к которому необходимо было стремиться. Жизнь и деятельность Кун-цзы сама выступала примером его учения. Наибольшие требования Кун-цзы предъявлял правителю, способному более других своими нравственными качествами содействовать установлению воли Неба на земле, для которого человеколюбие превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая нравственный пример.

Последователь Учителя Мэн-цзы (jé.í) в основу необходимых для совершенного человека качеств положил сострадание, стыд, уступчивость, считая их врожденными, а Сюнь-цзы (^í) - совестливость, переживание чувств вины и стыда, признавая их результатом воспитания.

До XII в. о совершенномудром учителе и его учении знали лишь немногие. В смутное время Пяти династий была даже предпринята попытка осквернения (вскрытия) его захоронения. Хань Юй живший в VIII-IX вв. во

время популярности буддизма и даосизма, утверждал,

что именно конфуцианство способно сформировать образ «благородного человека», живущего согласно нормам морали, сформулированным Кун-цзы. Ее основными требованиями Хань Юй считал человечность, или «жэнь»({г), и долг, или «и» (Ш). Цзюнь цзы должен с состраданием и добротой относиться ко всем, кто его окружает, и поступать в соответствии с этими чувствами. Хань Юй выступал против таких требований буддизма, как духовный аскетизм и отрешенность от мира. Мыслитель утверждал, что основой жизни общества и миропорядка в целом являются путь (закономерность), или дао (Ж), и добродетель, или дэ (Ш). Но их действие, процветание общества и гармония во взаимоотношениях между людьми возможны, только если в основе дао и дэ лежат человечность и долг. Ссылаясь на «Великое учение», или «Да сюэ» (^Щ, он полагал, что человек не должен пренебрегать устоями конфуцианства: должен заботиться не о личном спасении, а о процветании государства и общества, поддерживать «порядок в семье» и «спокойствие в Поднебесной» [3]. Если человек целью своей жизни ставит процветание государства и его подданных, он может называться настоящим цзюнь цзы.

Чжан Цзай (йШ), живший в XI в., на основе «Книги перемен», или «И-цзин» (МШ), одного из самых ранних философских текстов в Китае, создал свою версию конфуцианства. Согласно его взглядам, в основе мира лежит Великий предел, «ци» (М) - «пневма», «энергия», «материя», который обладает функцией Великой гармонии. Ее он отождествлял с дао, а также с моральным законом, который был способен руководить не только миропорядком в целом, но и жизнью отдельного человека. Моральный закон, заложенный в человеке изначально, заставляет его самосовершенствоваться, учиться жить в гармонии, относиться с состраданием к другим, а значит, становиться «благородным человеком». Мыслитель считал, что стремление к совершенству, гармонии заложено в основе человеческой природы и способно привести к просветлению, обретению мудрости.

Большое значение для раскрытия представлений Чжан Цзая о моральном законе и природе человека имеют надписи, изображенные на западной стене зала, где преподавал мыслитель, или «Западные надписи» -«Си мин» (Н!£). В них утверждается, что все живые существа духовно связаны друг с другом: «Небо - мой отец, Земля - моя мать, и даже у такого малого существа, как я, есть местечко между ними», «все люди -братья и сестры, все вещи - мои товарищи» [4]. Эти представления аналогичны идеям космополитизма древних стоиков. Отношения между людьми должны быть основаны на человеколюбии. Исследователи считают «Западные надписи» основой конфуцианской этики.

Возвращение конфуцианства связано с учением мыслителя XII в. Чжу Си (^Ж), которого называли «вторым мудрецом» после Кун-цзы. Он внес большой вклад в формирование образа цзюнь цзы, считая, что человек по своей природе добр и только вследствие взаимодействия с окружающим миром может стать злым: «Изначальная природа - это чистый образец ли, и тем самым эта природа человека изначально добра. И так как всем людям присущ один и тот же образец ли, все они изначально по природе добры» [5]. Поэтому целью воспитания и образования является очищение первоначального принципа ли (Я) от всего, что искажает изначальную положительную природу человека, а целью самовоспитания и самообучения - совершенствование

своих моральных и умственных качеств. В создании образа «благородного человека» Чжу Си также опирался на принципы «жэнь» (человеколюбие) и «и» (долг), считая их основными для поведения человека. По мнению Чжу Си, каждый житель Поднебесной должен стремиться стать цзюнь цзы, что необходимо для достижения порядка и процветания не только в семье, но и в стране в целом.

Представитель конфуцианской школы синь сюэ конца XV- начала XVI вв. Ван Янмин стремился

ввести в философию конфуцианства идеи буддизма. Он считал природу человека двойственной, склонной и к добру, и к злу: делая между ними выбор, человек познает себя. С одной стороны, человек благодаря усвоенным им в процессе воспитания нормам поведения (ритуалы), знаниям этикета, благопристойности - ли (Щ способен совершать высокоморальные поступки, следовать требованиям своей совести. С другой - обладая «жизненной энергией», или ци (М), склонен действовать иррационально, вопреки моральным принципам. Мыслитель относил принцип ли к духовной природе человека, принцип ци - к эмоциональной, аффективной и утверждал необходимость сосредоточенности человека на своей внутренней природе.

Представления о природе человека Ван Янмина были близки взглядам Чжу Си. Он признавал, что поскольку суть человека воплощена в его сердце (душе), оно не может быть источником зла, и человек от природы добр. Но его эмоции, чувства и поступки под воздействием окружения могут иногда иметь негативный характер. Поэтому необходимо исправлять не сердце, а стремления. Философ утверждал, что главной задачей, которую должен ставить перед собой каждый, чтобы стать «благородным человеком», является самосовершенствование, саморазвитие, умение контролировать свои чувства и мысли для того, чтобы соответствовать своей изначальной сущности, заложенной в нем от природы.

Эпоха современного конфуцианства началась на рубеже XIX-XX вв. Виднейший представитель неоконфуцианства Фэн Юлань стремился придать традиционному конфуцианству современные черты. Философ считал, что человек имеет несколько уровней существования: природный, утилитарный, моральный и универсальный. Если на природном уровне, или цзы жань (человек удовлетворяет свои естественные потребности и еще не способен осмыслить своего поведения, т.е. действует на уровне инстинктов, то на утилитарном, гунн ли, он уже руководствуется эгоистическими стремлениями или личной выгодой. На моральном уровне, дао дэ (ЖШ), человек начинает осознавать себя членом общества, направляемым общественным долгом, и становится «благородным человеком». На самом высоком универсальном уровне, тянь ди - «Небо и Земля», он приходит к осмыслению высших ценностей и становится единым с миром. Важнейшим условием достижения универсального уровня является соединение внутреннего, духовного совершенства и социальной роли (нэй шэн вай ван - «внутренней совершенной мудрости и внешней царственности»). Моральный и универсальный уровни создаются усилиями разума: один указывает на нравственные идеалы служения обществу, другой воплощает буддийские принципы, призывая человека к единению со всем миром [6].

Таким образом, именно конфуцианцы способствовали формированию в китайской культуре образа цзюнь цзы, тем самым создав гуманистическое представление о назначении человека и смысле его жизни.

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

69

«Благородный человек» должен сохранять и совершенствовать свою природу, основанную на принципах «жэнь» и «и», способствовать установлению гармоничных отношений в обществе, поддерживая порядок в государстве. Если в эпоху средневековья доминировала социальная функция цзюнь цзы как человека, призванного поддерживать порядок в Поднебесной, то в более поздние эпохи главной становится проблема духовного развития личности, живущей по законам совести и долга. Произошла и трансформация образа «благородного человека»: теперь это уже не мудрец и правитель, а простой человек, сохранявший верность нормам конфуцианской морали. Сегодня, как и много веков назад, образ цзюнь цзы носит характер нравственного идеала, эталона моральности, формируя в людях представления о добре и зле, совести и долге.

Список литературы

1 Васильев Л. С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). URL: http://ijkl.ru (дата обращения 12.06.2015).

2 Цит. по: Рыков С.Ю. Древнекитайская философия. Курс лекций. URL: http://www.synologia.ru (дата обращения 20.06.2015).

3 См.: Хань Юй. URL: http://www.synologia.ru (Дата обращения 05.08.2015).

4 Селлман Д. Джеймс. Чжан Цзай /Энциклопедия Китая. URL: http://www.abirus.ru (дата обращения 08.08.2015).

5 Цит. по: Джозеф С. Ву. Чжу Си / Энциклопедия Китая. URL: http://www.abirus.ru (дата обращения 08.08.20015).

6 Фэн Юлань. Конфуцианство, неоконфуцианство и «новое конфуцианство» // История современной зарубежной философии: компаративистский подход : Для высшей школы. - СПб.,1997; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. URL: http://religa.narod.ru (дата обращения 23.11.2014).

УДК 111.1

Т.А. Кирик

Курганский гоcударcтвенный университет

применение

КОHCТРУКТИBИCТCКОЙ

парадигмы к анализу ^ецифики ^цидльной реально^и

Аннотация. В работе рассматривается понятие конструктивистской парадигмы, ее основания

и возможности применения к анализу специфики социальной реальности, обозначается интерпретация социальной реальности как имеющей коммуникативную природу и вытекающей из специфических свойств коммуникации парадоксальность существования псевдореалий как объектов социальной реальности.

Ключевые отова: конструирование реальности, конструктивизм, реальность, социальная реальность, коммуникация.

T.A. Kirik Kurgan State University

THE USE OF THE CONSTRUCTIVIST PARADIGM TO THE ANALYSIS OF SPECIFICS OF SOCIAL REALITY

Annotation. This paper examines the notion of the œnstrudivist paradigm, its Foundation and possibility of аррНсаЬ'оп to the analysis of the spedfidty of sodal reality refers to the interpretation of sodal reality as having a œmmuniœtive nature and the resulting spedfe properties of œmmuniœtion the paradox of existenœ of pseudoreality as objeds of sodal reality.

Keywords: ^ns^^n of reality, constructivism, reality, sodal reality, соттитса^оп.

Трактовка реальности как некого конструкта - одна их ведущих тенденций современной философской мысли. Такие понятия, как независимая от субъекта восприятия объективная реальность, истина, представление о том, что можно изучать объект вне зависимости от позиции интерпретатора, постепенно уступают место понятиям «жизненное пространство», которое зависит от системы отсчета, «жизненный мир», которое подразумевает наличие человека с целой системой непосредственных неосознаваемых регуляторов смыслополагания, «множественность истины», адекватность и эвристичность модели взамен самого понятия «истина». Эта система методологических подходов, активно используемая в квантовой физике и структурной лингвистике, в гуманитарной науке находит свою реализацию как конструктивистская парадигма.

Очевидно, что конструктивистские идеи были заложены еще в классической философии. Так, в знаменитой работе «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» И. Кант пишет: «рассудок не почерпывает свои законы (a priori) из природы, а приписывает их ей» [1, 144]. Другими словами, разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Да и опыт по сути есть синтез чувственного содержания, «материи», которое даётся миром вещей в себе, и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Анализируя Канта, И.С. Нарский отмечает, что объективная реальность, как полностью независимая от субъекта, не присуща ни априорным формам чувственности, ни категориям, ни идеям, ни идеалу. Однако объективная реальность, как объективная значимость знания для всех предметов, может быть приобретена ими, если устанавливается соответствие их содержания опыту [2, 150-151].

Для Гегеля реальность в одном из значений приписывается (курсив наш - Т.К.) тому, что имеет наличное бытие или есть нечто [3, 10-12].

В. Красиков уже в XXI веке пишет: «... человеческий разум с разной степенью успешности и осознанности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.