УДК-1
Литвинова А. И. студент 3-го курсa научный руководитель: Костомаров А. С., к.филос.н.
доцент
СНИУ им. ак. Королёва Россия, г. Самара
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ "ОТЧУЖДЕНИЕ" В МАРКИЗМЕ (МАРКС) И НЕОМАРКСИЗМЕ
(МАРКУЗЕ)
В статье прослеживается эволюция отчуждения и интерпретации данного понятия в рамках марксистской и неомарксистской традиций на основе работ Карла Маркса и Герберта Маркузе. Дело в том, что философы являются представителями разных эпох, соответственно, посредством сопоставления их интерпретаций одного понятия можно сделать вывод относительно эволюции самого общества.
Ключевые слова: Маркс, Маркузе, марксизм, неомарксизм, отчуждение.
Litvinova A., third year undergraduate Samara University (SSAU), Russia, Samara Supervisor of studies: Kostomarov A. S. candidate of philosophic sciences, docent Samara University (SSAU), Russia, Samara COMPARATIVE ANALYSIS OF THE INTERPRETATION OF THE NOTION "ALIENATION" IN MARXIST (MARX) AND NEOMARXIST
(MARCUSE) THEORY The article shows the evolution of alienation and of the interpretation of this notion within the bounds of marxist and neomarxist theory on the basis of Karl Marx's and Herbert Marcuse's works. The point is that the philosophers are great representatives of two different epochs; consequently by comparing their interpretations of one notion an inference about the evolution of the society can be drawn.
Key words: Marx, Marcuse, marxist theory, neomarxist theory, alienation.
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи... [1, С. 605] Проблематика отчуждения зародилась ещё в период античности, но само понятие «отчуждение» сформировалось намного позже: о нём впервые заговорили в XVII веке и с течением времени этот феномен становился всё более многообразным и актуальным, пока в XIX-XX веках не перерос в одну из ключевых философских проблем.
Как писал Маркс, «вся так называемая всемирная история есть не что
иное, как порождение человека человеческим трудом» [2, С. 216]. Как известно, в юности Карл Маркс был гегельянцем-идеалистом, но позже он критиковал Гегеля за спекулятивность его работ, не применимость их к практике. В отличие от Гегеля, Маркс говорит, что для снятия отчуждения недостаточно осмысления каждым человеком этого отчуждения. Маркс видит только революционно-практический путь преодоления «грехов» буржуазного общества пролетариями, так как «капитализм является чуждым человеческой сущности; отношение к нему человека труда антагонистично» [3]. Целью Маркса было возвращение к неотчуждённому труду, то есть освобождение человеческой сущности и создание общества, ориентированного не на товары, а на людей. Отчуждение для Карла Маркса - это социально-экономический процесс, связанный с тем, что работник отчуждён от труда и его результатов, а путь преодоления отчуждения -пролетарская революция.
Герберт Маркузе представляет капиталистическое общество, изменившееся со времён Карла Маркса, но не ставшее справедливым - в нём свободно само общество, но не составляющие его люди. Развивая понятие отчуждения в таком обществе, он говорит, что это понятие «делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нем находят пути своего развития и удовлетворения» [4]. Маркузе видит отчуждение глубоко внедрённым в цивилизацию, в общество и в то же время видит, хоть и практически ничтожную, возможность избавиться от первопричин этого отчуждения. В его интерпретации отчуждения на первый план выходит не само понятие, а то, что вся цивилизация построена на нём, а значит, она не может быть избавлена от отчуждения, не подвергнувшись полному разрушению.
Важно подчеркнуть, что общество, в рамках которого развивал своё понятие отчуждения Герберт Маркузе, кардинально отличается от того, в рамках которого отчуждение интерпретировал Карл Маркс. Именно поэтому многие положения последнего просто перестали быть актуальными.
Ключевые моменты отчуждения по Марксу: капиталисты оплачивают труд рабочих, обеспечивая их существование и получая право использовать их, а продукт труда не принадлежит самим рабочим - отчуждается от них. Согласно Марксу, отчуждение можно снять путём социального преобразования. Цивилизация Маркса - капиталистическая, причём именно её «капиталистичность» является первопричиной отчуждения, присутствующего в ней. Он говорит о том, что «капитализм является чуждым человеческой сущности», а вернуть человека к самому себе может социализм.
Маркузе же именует современную ему цивилизацию иррациональной технологической рациональностью, где чаще всего можно столкнуться с «одномерным человеком» - типом массового человека, сформированным «высшими» классами благодаря развитию науки и техники, и не
обладающим критическим отношением к действительности. Он говорит о том, что человек передаёт свою индивидуальность технике, становясь частью самого орудия труда, сводя себя к состоянию одушевлённой вещи.
Современным рабочим, считает Маркузе, всё больше движут мотивы не борьбы, но потребления. Экономические условия, созданные благодаря прогрессу в области науки и техники и повышению жизненного уровня, представляются обывателю настолько (ложно) комфортными, что его мысли направлены только на включение в общество потребления. Пролетарская революция, представлявшаяся Марксу путём преодоления отчуждения, не коррелирует с тем одномерным, запрограммированным «высшими» классами, не обладающим критическим отношением к действительности пролетариатом, который существует в действительности Маркузе, вынужденного искать другие решения. Он приходит к выводу, что революцию могут осуществить лишь «изгои» общества, а возможность преодоления отчуждения связывает со сферой искусства: оно может стать радикальной силой, восстающей против отчуждения. Помимо этого, Маркузе говорил о «Великом Отказе» - отказе от репрессивной цивилизации и от её ценностей, о борьбе ради самой борьбы.
Таким образом, отчуждение Маркса более отстранено от самого общества и рабочих, оно довлеет над ними, оставляет свой отпечаток, но является лишь следствием капитализма, который следует преодолеть путём пролетарской революции. Маркузе же утверждает, что никакие действия, направленные на трудящихся, не изменят систему господства, пока она построена на труде.
Прогресс общества в марксистской теории - не что иное, как процесс снятия отчуждения, причём это снятие возможно лишь благодаря межклассовой борьбе, в то время как Маркузе говорит, что «общество уже преодолело период исторической организации человеческого существования, когда цивилизация и инстинкты людей находились в конфликте. Теперь цивилизация предпочитает не бороться с ними, а их переориентировать, в частности на внешний мир, в форме труда» [5, С. 170] и лишь искусство обладает достаточным потенциалом для снятия отчуждения.
Эпиграфом ко нашей работе была цитата из сочинений Энгельса и Маркса, утверждавшая: «Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи». Проследив историю понятия отчуждения, мы пришли к такому же выводу. Сопоставив интерпретации, мы выяснили, что степень различия в осмыслении феномена отчуждения в указанных традициях крайне велика и в большей мере из-за глубоких изменений в самом обществе - философы жили и работали в разные эпохи. Соответственно, был сделан вывод не только относительно эволюции трактовки понятия отчуждения, но и относительно «эволюции» самого общества, самой цивилизации.
Использованные источники:
1. Энгельс, Ф. Положение Англии. Девятнадцатый век [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. Т. 1. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1955-1981.
2. Маркс, К. Сочинения [Текст] : в 50 т. Т. 42. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1955-1981.
3. Иванова, С. И. Онтологический смысл феномена отчуждения человека в мировой философии [Электронный ресурс] / С. И. Иванова. - Электрон. науч. журн. - М : Современные проблемы науки и образования, 2012. -Режим доступа: URL: https://www.science-education.m/ra/artide/view?Id=7321 (дата обращения: 08.03.2017)
4. Маркузе, Г. Одномерный человек [Электронный ресурс] / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - Электрон. б-ка. - Режим доступа: URL: http://www.e-reading.club/book.php?Book=1041040 (дата обращения: 10.03.2017)
5. Шинкова, С. С. Проблема социокультурного отчуждения человека в философии Герберта Маркузе [Текст] / С. С. Шинкова // Вестник ОГУ. -2006. - №10. - С. 170.
УДК 311
Ловакова Е. С. студент бакалавриата, 3 курс факультет «Педагогический» Важенина Н.В. старший преподаватель кафедра «Учет и внешнеэкономическая деятельность» Курганский государственный университет
Россия, г. Курган МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ЗАУРАЛЬЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению миграции молодежи Зауралья. Указаны причины миграции молодежи. Показаны пути решения данной проблемы. Проведено исследование среди студентов Курганского государственного университета. Выявлены отличия крупных городов от провинциальных.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, организация работы с молодежью, миграция молодежи, экономика.