Научная статья на тему 'Концепция «Одномерного человека» Герберта Маркузе'

Концепция «Одномерного человека» Герберта Маркузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10478
1409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОДНОМЕРНЫЙ» ЧЕЛОВЕК / НОВЫЕ ЛЕВЫЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕМОКРАТИЯ / СОЗНАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / США / НЕОМАРКСИЗМ / “ONE-DIMENSIONAL” PERSON / NEW LEFTIST / STUDENT MOVEMENTS / CONSUMPTION / NEEDS / POPULAR CULTURE / DEMOCRACY / CONSCIOUSNESS / GLOBAL PROBLEMS / USA / NEO-MARXISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Янцен И.Д.

В данной работе рассматривается концепция «одномерного» человека, разработанная немецким философом и социологом Гербертом Маркузе и оказавшая сильнейшее влияние на движение новых левых и студенческое движение на Западе 1960-х годов. Концепция «одномерности» современных людей, живущих в условиях тоталитаризма общества потребления, стала первой характеристикой нового социального типа людей людей «одномерных», многомерность которых уходит в прошлое.In this paper, we consider the concept of a “one-dimensional” man, developed by the German philosopher and sociologist Herbert Marcuse and having a strong influence on the movement of the new left and the student movement in the West of the 1960s. The concept of "one-dimensionality" of modern people living in the totalitarianism of a consumer society has become the first characteristic of a new social type of people people of "one-dimensional", whose multidimensionality is becoming a thing of the past.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция «Одномерного человека» Герберта Маркузе»

КОНЦЕПЦИЯ «ОДНОМЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА» ГЕРБЕРТА МАРКУЗЕ И.Д. Янцен, студент

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10317

Аннотация. В данной работе рассматривается концепция «одномерного» человека, разработанная немецким философом и социологом Гербертом Маркузе и оказавшая сильнейшее влияние на движение новых левых и студенческое движение на Западе 1960-х годов. Концепция «одномерности» современных людей, живущих в условиях тоталитаризма общества потребления, стала первой характеристикой нового социального типа людей - людей «одномерных», многомерность которых уходит в прошлое.

Ключевые слова: «одномерный» человек, новые левые, студенческие движения, потребление, потребности, массовая культура, демократия, сознание, глобальные проблемы, США, неомарксизм.

Герберт Маркузе - одна из самых парадоксальных фигур левого движения XX века. Его популярность среди протестующей молодежи 1960-1970-х годов трудно объяснить. Написанные в русле марксист-ско-гегелевской традиции и опубликованные к этому времени основные работы Маркузе на английском языке были малопонятны массовой публике и чужды научному сообществу США. Обстоятельства жизни философа также не способствовали его широкой известности [1]. Переехав в США, Маркузе остался человеком немецкой культуры. Прожив несколько десятилетий в этой стране, он не смог вписаться в американское общество. Сам Маркузе не чувствовал себя вполне дома и сохранял тесные интеллектуальные связи с Германией, пристально интересуясь происходящими там политическими событиями. Маркузе почти не принимал участия в политической жизни: ни с одной левой организацией и ни с одним левым журналом, не смотря на поступавшие предложения, он не сотрудничал. В связи с этими обстоятельствами успех «Одномерного человека», принесший автору признание, поразителен: работа мало кому известного профессора, которому к этому времени исполнилось 66 лет, приобрела статус «обязательной» для чтения, именуясь в среде американской левой молодежи просто «книга» [1].

В своей программной работе «Одномерный человек», вышедшей в свет в 1964 году, Маркузе подверг ценности современной цивилизации критической переоценке. Он выявил недостатки и пороки капиталистического общества благосостояния и заложил теоретический фундамент студенческих движений западных стран в 1960-е годы и движения новых левых [2]. Маркузе оказал значительное влияние на развитие ультралевой, контркультурной мысли второй половины XX века. Его работы и в наши дни представляют интерес для революционных и бунтарских групп (сапатистов, «Тупак Ама-ру», маргинальных анархических групп и др.), а также для интеллектуалов, стремящихся применять на практике нетрадиционные технологии политической борьбы [2].

Согласно концепции Маркузе, «одномерность», под которой он подразумевает унифицированность людей и их ограниченность низкоматериалистическими и физическими ориентациями, стала фундаментальной характеристикой современного индустриального общества [3]. Государство, СМИ, труд, потребление, искусственные («ложные») потребности стали «инструментами господства», благодаря которым человек оказался впутанным в «варварство общественных связей». Маркузе считает, что субъекты и учреждения

власти не допускают того, чтобы люди были по-настоящему счастливыми и свободными, невзирая на все предпосылки для этого, предоставляемые достигнутым технологическим уровнем [4]. Более того, возможная жизнь вне рамок сформированных и навязанных норм и правил (то есть ограниченных только лишь низкоматериалистическими и потребительскими пределами) погрузила бы «одномерного человека» в переживания ничтожности, крайней недостаточности своего существования [3]. Именно эти установленные и утвердившиеся условия его существования наполняют его жизнь осмысленностью, упорядочивают ее в ставшие привычными рамки. Рекламное дело, которому Маркузе уделяет особое внимание в своей книге, стало одним из элементов, способствующих эффективности производства, «обеспечивающего социально необходимое избыточное потребление». Но возросший жизненный уровень членов современного общества сопряжен с управляемостью их, теперь удобной, жизнью [4]. Реклама в современном обществе предстает как один из факторов, приводящих к «одномерности», технологичности поведения людей. Ее язык исключает альтернативные ее дискурсу понятия [4]. Гипноз, суггестия, манипуляция, навязывание «обезличенных вещей» и «фиксированных образов», вызывание у реципиентов нужных ассоциаций, мистифицирование - все это неотделимо от рекламной коммуникации, с точки зрения Маркузе [4].

Восприятие идей Маркузе привело новых левых к убеждению, что современное им буржуазное общество лишено справедливости, гуманности и нравственности, доказательствами чего являются постоянное лишение миллионов граждан экономических и гражданских прав, нахождение на грани ядерной войны, неиспользование успехов в области техники и культуры для развития человека. Общество превратилось в грандиозную систему подавления и унификации человека, сформировало «одномерных» людей, мыслями и поведением которых оно с легкостью манипулирует [2]. Новые левые переняли у Маркузе его идею об «одномерном обществе» и

«одномерном человеке», как созвучную представлениям об обществе. «Одномерный человек» представляет собой индивида, попавшего под власть массовой культуры (телевидения, рекламы, комиксов), утратившего способность оценивать свое место и назначение в мире. С точки зрения Маркузе, «большинство людей в обществе изобилия на стороне того, что есть, но не того, что может или не должно быть» [4]. «Одномерный человек» мыслит и действует в согласии с желанием системы, называющей ему ложные потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету, несправедливость, а также поведение в соответствии с рекламными образцами [4]. Развитое индустриальное общество успешно подавляет потребности в освобождении и при этом навязывает искусственные потребности, создающие иллюзию благополучного существования и притупляющие стремление к радикальному изменению положения вещей [4]. «Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения...» [4].

Поставив проблему «одномерного человека» в западном потребительском обществе, Маркузе разработал теорию о революционных силах современности, заимствованную новыми левыми: рабочий класс утратил роль революционной силы, в современных условиях начать революцию способны молодежь, студенчество и интеллигенция, либо используя рабочий класс как материальную силу для воплощения своих идей, либо вовсе обходясь без него [5]. Преобразовать мир могли и массы аутсайдеров (люмпены, национальные меньшинства, страны третьего мира), «оставшиеся за бортом демократического процесса» и поэтому способных его изменить [4].

Для того, чтобы изменить общество в лучшую сторону, по мнению Маркузе, необходимо совершить «Великий Отказ» -изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности. Необходимо отказаться от репрессивной цивилизации вместе со всеми ее ценностями, отказаться от любого сотрудничества с существую-

щими общественными институтами, бороться ради самой борьбы, разорвать «со всеми рутинными способами видеть, слышать, ощущать и познавать вещи» [4]. Философ обращал внимание на то, что важно появление нового «исторического субъекта», личности, имеющей иное сознание, появление которой способствует разрушению социального порядка, созданного для поддержания в людях рабского сознания и рабских потребностей.

Концепция «одномерного человека» Маркузе, на наш взгляд, продолжает быть актуальной и сегодня. Он стал первым, кто охарактеризовал современного человека и его господствующий социальный тип. В постиндустриальном обществе «одномерный» человек сохраняется как господствующий социальный тип и человек массы [6]. Современный человек не интересуется внутренним миром другого, окружающие воспринимаются им с точки зрения полезности или нужности для себя. Добродетели теряют значение, главная ценность - обладание престижными материальными благами. Современный чело-

ный. Он создан массовой культурой и искусством и доволен собственным уровнем мироощущения и мировосприятия. Стандарты и мифы массовой культуры, СМИ стали для него готовыми критериями жизненных ценностей. Его не привлекают высокие образцы искусства и литературы. Он не привык к серьезной работе над собой, к проявлению душевных навыков. Потребление благ цивилизации превратило современного человека в инстинктивное существо [6].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «Одномерный человек» Маркузе оказал во многом решающее влияние на новый левых. Он первым дал характеристику преобладающего социального типа современного человека, который уже перешагнул в постиндустриальное общество. Маркузе поднял важнейшую глобальную проблему, имеющую опасные последствия в случае ее неразрешения -проблему человеческой духовности, заключающейся во все более полном развитии «одномерного» человека-потребителя, продукта массовой культуры.

век - человек усредненный и некритич-

Библиографический список

1. Деревянченко Ю.И. Герберт Маркузе и стратегия новых левых // Вестник НГУ. -2010. - Т. 8. Вып. 3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.sшbd.com/doc/104954279/Деревянченко-Ю-И-Герберт-Маркузе-и-стратегия-новых-левых# (Дата обращения: 30.03.2020)

2. Хренков В.В. Г. Герберт как идейный вдохновитель новых левых. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://filosofia.ru/76537/ (Дата обращения 30.03.2020)

3. Хренков В.В. Общество потребления и реклама как условия объективации человека: неомарксистское понимание проблемы // Труды БГТУ. - 2017. - №2. - С. 63-67.

4. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. - М, 2002. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070227120914/http://enatramp.narod.ru/pervoistochnik.files/man. files/man0.html (Дата обращения 30.03.20)

5. Маркузе Г. К ситуации новых левых / Пер. с нем. Е.А. Деревянченко под ред. Н.А. Дмитриевой. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_2570.html (Дата обращения 30.03.2020)

6. Корнеева И.П. Человечное измерение современного человека // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №2.

THE CONCEPT OF "ONE-DIMENSIONAL PERSON" BY HERBERT MARCUSE

I.D. Yantsen, Student

Samara National Research University

(Russia, Samara)

Abstract. In this paper, we consider the concept of a "one-dimensional" man, developed by the German philosopher and sociologist Herbert Marcuse and having a strong influence on the movement of the new left and the student movement in the West of the 1960s. The concept of "one-dimensionality" of modern people living in the totalitarianism of a consumer society has become the first characteristic of a new social type of people - people of "one-dimensional", whose multidimensionality is becoming a thing of the past.

Keywords: "One-dimensional" person, new leftist, student movements, consumption, needs, popular culture, democracy, consciousness, global problems, USA, neo-Marxism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.