КОНЦЕПЦИЯ «ОДНОМЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА» ГЕРБЕРТА МАРКУЗЕ И.Д. Янцен, студент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10317
Аннотация. В данной работе рассматривается концепция «одномерного» человека, разработанная немецким философом и социологом Гербертом Маркузе и оказавшая сильнейшее влияние на движение новых левых и студенческое движение на Западе 1960-х годов. Концепция «одномерности» современных людей, живущих в условиях тоталитаризма общества потребления, стала первой характеристикой нового социального типа людей - людей «одномерных», многомерность которых уходит в прошлое.
Ключевые слова: «одномерный» человек, новые левые, студенческие движения, потребление, потребности, массовая культура, демократия, сознание, глобальные проблемы, США, неомарксизм.
Герберт Маркузе - одна из самых парадоксальных фигур левого движения XX века. Его популярность среди протестующей молодежи 1960-1970-х годов трудно объяснить. Написанные в русле марксист-ско-гегелевской традиции и опубликованные к этому времени основные работы Маркузе на английском языке были малопонятны массовой публике и чужды научному сообществу США. Обстоятельства жизни философа также не способствовали его широкой известности [1]. Переехав в США, Маркузе остался человеком немецкой культуры. Прожив несколько десятилетий в этой стране, он не смог вписаться в американское общество. Сам Маркузе не чувствовал себя вполне дома и сохранял тесные интеллектуальные связи с Германией, пристально интересуясь происходящими там политическими событиями. Маркузе почти не принимал участия в политической жизни: ни с одной левой организацией и ни с одним левым журналом, не смотря на поступавшие предложения, он не сотрудничал. В связи с этими обстоятельствами успех «Одномерного человека», принесший автору признание, поразителен: работа мало кому известного профессора, которому к этому времени исполнилось 66 лет, приобрела статус «обязательной» для чтения, именуясь в среде американской левой молодежи просто «книга» [1].
В своей программной работе «Одномерный человек», вышедшей в свет в 1964 году, Маркузе подверг ценности современной цивилизации критической переоценке. Он выявил недостатки и пороки капиталистического общества благосостояния и заложил теоретический фундамент студенческих движений западных стран в 1960-е годы и движения новых левых [2]. Маркузе оказал значительное влияние на развитие ультралевой, контркультурной мысли второй половины XX века. Его работы и в наши дни представляют интерес для революционных и бунтарских групп (сапатистов, «Тупак Ама-ру», маргинальных анархических групп и др.), а также для интеллектуалов, стремящихся применять на практике нетрадиционные технологии политической борьбы [2].
Согласно концепции Маркузе, «одномерность», под которой он подразумевает унифицированность людей и их ограниченность низкоматериалистическими и физическими ориентациями, стала фундаментальной характеристикой современного индустриального общества [3]. Государство, СМИ, труд, потребление, искусственные («ложные») потребности стали «инструментами господства», благодаря которым человек оказался впутанным в «варварство общественных связей». Маркузе считает, что субъекты и учреждения
власти не допускают того, чтобы люди были по-настоящему счастливыми и свободными, невзирая на все предпосылки для этого, предоставляемые достигнутым технологическим уровнем [4]. Более того, возможная жизнь вне рамок сформированных и навязанных норм и правил (то есть ограниченных только лишь низкоматериалистическими и потребительскими пределами) погрузила бы «одномерного человека» в переживания ничтожности, крайней недостаточности своего существования [3]. Именно эти установленные и утвердившиеся условия его существования наполняют его жизнь осмысленностью, упорядочивают ее в ставшие привычными рамки. Рекламное дело, которому Маркузе уделяет особое внимание в своей книге, стало одним из элементов, способствующих эффективности производства, «обеспечивающего социально необходимое избыточное потребление». Но возросший жизненный уровень членов современного общества сопряжен с управляемостью их, теперь удобной, жизнью [4]. Реклама в современном обществе предстает как один из факторов, приводящих к «одномерности», технологичности поведения людей. Ее язык исключает альтернативные ее дискурсу понятия [4]. Гипноз, суггестия, манипуляция, навязывание «обезличенных вещей» и «фиксированных образов», вызывание у реципиентов нужных ассоциаций, мистифицирование - все это неотделимо от рекламной коммуникации, с точки зрения Маркузе [4].
Восприятие идей Маркузе привело новых левых к убеждению, что современное им буржуазное общество лишено справедливости, гуманности и нравственности, доказательствами чего являются постоянное лишение миллионов граждан экономических и гражданских прав, нахождение на грани ядерной войны, неиспользование успехов в области техники и культуры для развития человека. Общество превратилось в грандиозную систему подавления и унификации человека, сформировало «одномерных» людей, мыслями и поведением которых оно с легкостью манипулирует [2]. Новые левые переняли у Маркузе его идею об «одномерном обществе» и
«одномерном человеке», как созвучную представлениям об обществе. «Одномерный человек» представляет собой индивида, попавшего под власть массовой культуры (телевидения, рекламы, комиксов), утратившего способность оценивать свое место и назначение в мире. С точки зрения Маркузе, «большинство людей в обществе изобилия на стороне того, что есть, но не того, что может или не должно быть» [4]. «Одномерный человек» мыслит и действует в согласии с желанием системы, называющей ему ложные потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету, несправедливость, а также поведение в соответствии с рекламными образцами [4]. Развитое индустриальное общество успешно подавляет потребности в освобождении и при этом навязывает искусственные потребности, создающие иллюзию благополучного существования и притупляющие стремление к радикальному изменению положения вещей [4]. «Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения...» [4].
Поставив проблему «одномерного человека» в западном потребительском обществе, Маркузе разработал теорию о революционных силах современности, заимствованную новыми левыми: рабочий класс утратил роль революционной силы, в современных условиях начать революцию способны молодежь, студенчество и интеллигенция, либо используя рабочий класс как материальную силу для воплощения своих идей, либо вовсе обходясь без него [5]. Преобразовать мир могли и массы аутсайдеров (люмпены, национальные меньшинства, страны третьего мира), «оставшиеся за бортом демократического процесса» и поэтому способных его изменить [4].
Для того, чтобы изменить общество в лучшую сторону, по мнению Маркузе, необходимо совершить «Великий Отказ» -изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности. Необходимо отказаться от репрессивной цивилизации вместе со всеми ее ценностями, отказаться от любого сотрудничества с существую-
щими общественными институтами, бороться ради самой борьбы, разорвать «со всеми рутинными способами видеть, слышать, ощущать и познавать вещи» [4]. Философ обращал внимание на то, что важно появление нового «исторического субъекта», личности, имеющей иное сознание, появление которой способствует разрушению социального порядка, созданного для поддержания в людях рабского сознания и рабских потребностей.
Концепция «одномерного человека» Маркузе, на наш взгляд, продолжает быть актуальной и сегодня. Он стал первым, кто охарактеризовал современного человека и его господствующий социальный тип. В постиндустриальном обществе «одномерный» человек сохраняется как господствующий социальный тип и человек массы [6]. Современный человек не интересуется внутренним миром другого, окружающие воспринимаются им с точки зрения полезности или нужности для себя. Добродетели теряют значение, главная ценность - обладание престижными материальными благами. Современный чело-
ный. Он создан массовой культурой и искусством и доволен собственным уровнем мироощущения и мировосприятия. Стандарты и мифы массовой культуры, СМИ стали для него готовыми критериями жизненных ценностей. Его не привлекают высокие образцы искусства и литературы. Он не привык к серьезной работе над собой, к проявлению душевных навыков. Потребление благ цивилизации превратило современного человека в инстинктивное существо [6].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «Одномерный человек» Маркузе оказал во многом решающее влияние на новый левых. Он первым дал характеристику преобладающего социального типа современного человека, который уже перешагнул в постиндустриальное общество. Маркузе поднял важнейшую глобальную проблему, имеющую опасные последствия в случае ее неразрешения -проблему человеческой духовности, заключающейся во все более полном развитии «одномерного» человека-потребителя, продукта массовой культуры.
век - человек усредненный и некритич-
Библиографический список
1. Деревянченко Ю.И. Герберт Маркузе и стратегия новых левых // Вестник НГУ. -2010. - Т. 8. Вып. 3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.sшbd.com/doc/104954279/Деревянченко-Ю-И-Герберт-Маркузе-и-стратегия-новых-левых# (Дата обращения: 30.03.2020)
2. Хренков В.В. Г. Герберт как идейный вдохновитель новых левых. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://filosofia.ru/76537/ (Дата обращения 30.03.2020)
3. Хренков В.В. Общество потребления и реклама как условия объективации человека: неомарксистское понимание проблемы // Труды БГТУ. - 2017. - №2. - С. 63-67.
4. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. - М, 2002. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070227120914/http://enatramp.narod.ru/pervoistochnik.files/man. files/man0.html (Дата обращения 30.03.20)
5. Маркузе Г. К ситуации новых левых / Пер. с нем. Е.А. Деревянченко под ред. Н.А. Дмитриевой. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_2570.html (Дата обращения 30.03.2020)
6. Корнеева И.П. Человечное измерение современного человека // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №2.
THE CONCEPT OF "ONE-DIMENSIONAL PERSON" BY HERBERT MARCUSE
I.D. Yantsen, Student
Samara National Research University
(Russia, Samara)
Abstract. In this paper, we consider the concept of a "one-dimensional" man, developed by the German philosopher and sociologist Herbert Marcuse and having a strong influence on the movement of the new left and the student movement in the West of the 1960s. The concept of "one-dimensionality" of modern people living in the totalitarianism of a consumer society has become the first characteristic of a new social type of people - people of "one-dimensional", whose multidimensionality is becoming a thing of the past.
Keywords: "One-dimensional" person, new leftist, student movements, consumption, needs, popular culture, democracy, consciousness, global problems, USA, neo-Marxism.