PROPOSALS FOR THE USE OF WASTE OILS V.G. Shram, B.I. Kowalski
The results of the study to determine the anti-wear properties of a mixture consisting of used oil and diesel fuel, compared to the anti-wear properties of diesel fuel, to determine the optimal concentration of used motor oil in diesel fuel.
Key words: diesel fuel, waste oil, wear scar diameter, anti-wear properties.
Shram V.G., postgraduate, Shram I8rus@mail.ru. Russia, Krasnoyarsk, Oil and gas institute, Siberian federal university,
Kowalski B.I., doctor of engineering, professor, Labsm@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, oil and gas Institute, Siberian federal university
УДК 621.892.1
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СИНТЕТИЧЕСКОГО МОТОРНОГО МАСЛА СА8ТЯОЬ 01^30 8Ь/СР ПРОИЗВОДСТВА ГЕРМАНИИ И РОССИИ НА ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА
В.Г. Шрам, Б.И. Ковальский
Представлены результаты сопоставительных испытаний синтетического моторного масла Castrol 0Ж-30 SL/CF производства Германии и России на термоокислительную стабильность и противоизносные свойства.
Ключевые слова: моторные масла, термоокислительная стабильность, оптические свойства, летучесть, вязкость.
Тестирование моторного масла — это процесс очень сложный и разносторонний. Начинается он с исследования базовых физикохимических параметров масла: кинематической вязкости, индекса вязкости, щелочного числа, плотности, динамической вязкости и т.д. Численные величины параметров изменяются в зависимости от класса вязкости масла, и если оно не укладывается по какому-либо из них, то считается, что продукт не соответствует заявленному классу. Подобные исследования юстированы, но имеют один недостаток: они не могут дать информации о том, как масло будет вести себя в двигателе автомобиля. Для того чтобы оценить эксплуатационные свойства моторного масла, необходимо обратиться к так называемым исследовательским методам тестирования. Одними из них является исследование масла на термоокислительную стабильность и противоизносные свойства.
В данной работе проводились сопоставительные испытания синте-
382
тического моторного масла СаБІгоІ 0Ш-30 8Ь/СБ производства Германии и России на термоокислительную стабильность и противоизносные свойства.
Данные масла испытывались на одном приборе для определения термоокислительной стабильности, объем масел составлял 100 г, температура испытания 180 оС, частота вращения мешалки - 300 об/мин. Термоокислительная стабильность определялась по изменению таких параметров как: коэффициент поглощения светового потока, летучесть, относительная (отношение вязкости окисленного масла к вязкости товарного), коэффициент термоокислительной стабильности, учитывающий изменение оптических свойств и летучести при окислении масел.
Противоизносные свойства определялись на трехшариковой машине трения со схемой трения “шар-цилиндр”. Параметры трения составили: нагрузка 13Н, скорость скольжения 0,68 м/с, температура масла в объеме 80 оС, время испытания 2 часа.
Результаты испытания представлены на рис. 1-4. Установлено, что оптические свойства масел, оцениваемые коэффициентом светового потока К П, при прямом фотометрировании практически идентичны (рис. 1) и не зависят от производителя. Показано, что окислительные процессы ускорятся в течение 120 часов испытания, а затем стабилизируются в период времени от 120 до 170 часов. В период времени от 170 до 224 часов окислительные процессы замедляются за счет образования центров коагуляции продуктов окисления, адсорбирующих на своих поверхностях продукты окисления, осветляя масла.
_Я *|* ____I_I____I_I____I_I____I_I_____I_I_11,4
20 60 100 140 ISO 220
Рис. 1. Зависимости коэффициента светового потока от времени окисления синтетических моторных масел Castrol 0W-30 SL/CF:
• - производство Германии; о - производство России
Летучесть масел (рис. 2) также практически одинакова, однако следует отметить различия в начале окисления (8 час): показано, что масло произведенное в России, характеризуется меньшей летучестью, 1,6 г, а произведенное в Г ермании - 2,5 г, что и вызвало некоторое несовпадение результатов.
Коэффициент относительной вязкости (рис. 3) при окислении масел имеет тенденцию к увеличению по отношению к вязкости товарного масла, однако в период времени до 100 часов вязкость стабильна и не зависит от производителя. Начиная от 100 часов окисления вязкость увеличивает-
3S3
ся, а в период времени испытания от 170 до 224 часов вязкость увеличивается более интенсивно: за 224 часа испытания она увеличилась на 40 % (норма 25...30 %), поэтому ресурс масла составляет по этому показателю 190 часов.
Рис. 2. Зависимости летучести от времени окисления синтетических моторных масел Са81гв10Ж-30 8Ь/С¥
Рис. 3. Зависимости относительной вязкости от времени окисления синтетических моторных масел Са81гв10Ж-30 8Ь/С¥
Вязкость товарных масел составила 10 сСт - производитель Германия и 9,76 сСт - производитель Россия.
Коэффициент термоокислительной стабильности ЕТОС (рис. 4) исследуемых масел различается незначительно. Он учитывает изменение оптических свойств и летучести при окислении масел.
Рис. 4. Зависимости коэффициента термоокислительной стабильности от времени окисления синтетических моторных масел
СазШ 0W-30 8Ь/СЕ
384
Противоизносные свойства, оцениваемые по диаметру пятна износа для товарных масел составили: 0,277 мм - производитель Германия; 0,295 мм - производитель Россия. После окисления параметр износа составил: 0,414 мм - производитель Германия; 0,311 мм - производитель Россия.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
данные масла характеризуются одинаковой высокой сопротивляемостью окислению, низкой летучестью, стабильной вязкостью в течение 100 часов испытания, не склонны к загрязнению деталей двигателя и характеризуются высокими противоизносными свойствами, и незначительными различиями.
Шрам В.Г., аспирант, 89504014163, ShramI8rus@mail.ru. Россия, Красноярск, Институт нефти и газа, Сибирский федеральный университет,
Ковальский Б.И., д-р техн. наук, проф., (391)2062926, Labsm^mail.ru, Россия, Красноярск, Институт нефти и газа, Сибирский федеральный университет
COMPARATIVE TEST RESULTS OF SYNTHETIC ENGINE OIL CASTROL 0W-30 SL / CF PRODUCTION IN GERMANY AND RUSSIA THERMAL STABILITY AND WEAR
V.G. Shram, B.I. Kowalski
The results of comparative tests of synthetic motor oil Castrol 0W-30 SL / CF from Germany and Russia on the thermal stability and wear.
Key words: motor oil, thermal stability, and optical properties, volatility, viscosity.
Shram V.G., postgraduate, Shram18rus@mail.ru. Russia, Krasnoyarsk, Oil and gas institute, Siberian federal university,
Kowalski B.I., doctor of engineering, professor, Labsm^mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, oil and gas Institute, Siberian federal university