Научная статья на тему 'Соответствовать международному стандарту'

Соответствовать международному стандарту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соответствовать международному стандарту»

ґ

V,

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

П. ЧУБИК, профессор М. МИНИН, профессор Э. БЕЛОМЕСТНОВА, доцент Томский политехнический университет

Образовательное пространство технических университетов усложнилось как по структуре, так и по механизмам функционирования. Традиционно преподавательский состав самовоспроизводился в основном из рядов собственных выпускников. В процесс профессиональной учебной деятельности вливались молодые люди, успешно продвинувшиеся в научных исследованиях, но не имеющие соответствующей педагогической подготовки.

Сложившаяся практика выступает тормозом для воспроизводства преподавательских кадров. В условиях модернизации современного российского образования нужны новые подходы, обеспечивающие более высокий уровень их педагогического профессионализма.

Научно-обоснованная программа педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы предполагает:

■ создание различных форм образовательной поддержки преподавателей в процессе повышения квалификации и переподготовки;

■ формирование системы мониторинга профессионального самоопределения преподавателей, начиная с выяснения педагогических способностей и структуры ценностей до определения зон поэтапного становления его профессионализма и личностного роста;

■ использование общепризнанных международных критериев оценки качества преподавания.

В условиях трансформации Томско-

Соответствовать

международному

стандарту

го политеха в академический инновационный университет профессорско-преподавательский состав вовлечён в активную деятельность, связанную с освоением новых и совершенствованием традиционных образовательных программ.

Преобразования осуществляются в условиях внедрения в образовательный процесс наукоёмких педагогических технологий, ориентированных на принципы опережающего открытого образования, широкое использование проектных и проблемных методов обучения, на социальные вызовы и технологические достижения информационного общества.

Решение задач модернизации образовательных технологий требует повышения уровня педагогического профессионализма преподавателей путём специальной подготовки в области педагогической психологии, дидактики высшей школы, педагогических измерений, проектного менеджмента, новых информационных технологий, иностранных языков.

В 2000 году на базе ФПКП по инициативе ректората создан Институт инженерной педагогики (ИИП), призванный реализовать развитую систему непрерывного повышения квалификации преподавателей, активно содействовать формированию у преподавателей мотивации к переходу в инновационное педагогическое пространство, освоению комплекса наукоёмких образовательных технологий, владению иностранным языком, как компо-

нентом профессиональной компетентности.

Институт осуществляет подготовку магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей по дополнительным образовательным программам «Преподаватель высшей школы» (ПВШ) и «Тестолог» (специалист в области педагогических измерений), осуществляет повышение квалификации преподавателей по направлениям: «Использование Internet в науке и образовании», «Иностранный язык», «Инженерная и компьютерная графика», «Педагогическое мастерство», «Основы проектирования интерактивных учебных курсов».

Специфика ситуации, связанной с решением проблемы методического обеспечения образовательных программ педагогической направленности в техническом университете, определяется необходимостью проведения комплекса мероприятий, включающих:

■ анализ и оценку имеющихся научно-методических ресурсов с точки зрения использования их как дидактического материала в процессе психо-лого-педагогической подготовки преподавателей;

■ пополнение фондов НТБ научной и учебной литературой по проблемам профессиональной педагогики, инженерной и педагогической психологии;

■ подготовку программного обеспечения мониторинга профессионального роста преподавателя.

Особого внимания потребовала задача формирования методического обеспечения модуля «Технологии профессионально-ориентированного образования», включающего дисциплины: «Дидактика высшей школы», «Педагогическое проектирование», «Автоматизированный контроль качества знаний». При решении этой задачи мы исходили из того, что в ТПУ накоплен вековой опыт реализации большого

числа технических дисциплин, сложились традиции обобщения и трансляции этого опыта молодому поколению преподавателей.

Программы подготовки ориентированы на международный уровень педагогической компетенции преподавателей высшей технической школы. Весьма перспективным в плане освоения международных стандартов представляется сотрудничество с Международным обществом инженерной педагогики (Ю1Р), девиз которого - «Нобелевские премии и результаты исследований точно отражают престиж образовательных технических учреждений. Однако качество образования определяется повседневной преподавательской деятельностью профессорско-преподавательского состава».

Ю1Р формирует Регистр, в который могут быть включены квалифицированные специалисты, образование и профессиональный опыт которых соответствует установленным стандартам. Включение в Регистр одновременно обеспечивает получение звания «Европейский преподаватель инженерного вуза» - «ЩО-РАБО Ю1Р».

В документах «Общества» указано: «Регистр гарантирует компетентность преподавателя инженерного вуза и должен обеспечить его свободную профессиональную деятельность как внутри страны, так и за рубежом. Для потенциального работодателя Регистр обеспечивает подробную информацию об образовании и профессиональном опыте включенного в Регистр лица. Регистр гарантирует постоянное повышение квалификации путем определения, контроля и перепроверки квалификационного профиля, теоретически и практически обоснованного в международных рамках»

Условия включения в Регистр (наряду с такими требованиями, как базовое инженерное образование и опыт пре-

подавательской работы) предполагают специальную психолого-педагогичес-кую подготовку в центрах инженерной педагогики вузов, аккредитованных в 1О1Р [1].

Программа подготовки включает комплекс учебных дисциплин, обеспечивающих расширение компетенции преподавателей в области психологии, социологии и дидактики высшей технической школы, а также инженерно-педагогическую практику, предполагающую подготовку, проведение и анализ открытых занятий.

В соответствии с решением Российского мониторингового комитета 1О1Р в 2001 году на базе ТПУ была организована педагогическая подготовка группы преподавателей нашего университета силами Центра инженерной педагогики МАДИ. Сегодня у нас ра-ботают15 преподавателей, получивших в 2002/03 г. звание ЩО-РАБО 1О1Р.

В сентябре 2003 года ИИП ТПУ был аккредитован Международным мониторинговым комитетом Ю1Р как центр подготовки ЩО-РАБО 1О1Р.

Опыт сотрудничества с Российским мониторинговым комитетом 1О1Р и Центрами инженерной педагогики КГТУ, МАДИ, ПГТУ позволил сориентировать образовательную программу «Преподаватель высшей школы» на уровень европейского стандарта.

Важнейшие принципы, положенные в основу разработки программы:

■ позитивность - направленность на раскрытие личностных и профессиональных ресурсов молодых преподавателей;

■ комплексность - психолого-пе-дагогическая поддержка предполагает охват социальной, профессиональной и личностной сфер;

■ индивидуальность - формирование индивидуальных траекторий и личностного роста преподавателей.

В соответствии с европейским стан-

дартом в образовательную программу включены специальные и профессионально-ориентированные учебные курсы: «Педагогическая психология высшей школы», «Дидактика высшей школы», «Педагогическое проектирование», «Проектирование лекционного курса в АСУ ПДС», «Автоматизированный контроль качества знаний», «Проектный менеджмент».

Продуктивный характер образовательного процесса определяется созданием слушателями социально значимых разработок: сценариев учебных занятий, проектов учебных курсов, фрагментов электронных учебников.

Новым направлением дополнительного образования в системе повышения квалификации является программа «Те-столог» (специалист в области педагогических измерений). В ИИП открыта одноименная кафедра. Таких кафедр в России две - в РУДН (г. Москва) и ТПУ. Задачей этого направления является подготовка специалистов, способных создавать новые средства и методы диагностики качества подготовки инженерных кадров. Приоритетность исследований в области диагностики качества знаний вызвана низкой эффективностью традиционных средств и методов независимой экспертной оценки качества знаний на этапах текущего и рубежного контроля.

В программу подготовки тестологов включены дисциплины по теоретическим основам педагогических измерений, психологическому тестированию, компьютерным технологиям в тестировании, математико-статистическим методам и др.

Глобальной стратегической целью ТПУ является вхождение в международное образовательное пространство, что предполагает новое качество языковой подготовки преподавателей университета. Повышением квалификации преподавателей по иностранным

Схема 1. Многоуровневая система подготовки преподавателей ТПУ по

английскому языку

языкам ведется на ФПКП ТПУ с 1992 года. Внедрение в 1998 году «Комплексной программы совершенствования языковой подготовки в университете на период 1998 - 2005 гг.» явилось новой ступенью развития языковой подготовки преподавателей. Реализация в рамках данной программы двухсеместрового курса повышения квалификации по направлению «Английский язык» явилась результатом совместной

работы нескольких подразделений, а именно - ФПКП, ОМОП, ИЯК. В настоящее время в ИИП ведется большая работа по совершенствованию и дальнейшему развитию системы многоуровневой подготовки преподавателей университета по данному направлению. Она предполагает 5 ступеней обучения, каждая из которых ориентирована на определенный уровень исходных знаний (Схема 1).

Продолжительность обучения на каждой ступени - один семестр. Зачисление на уровни и соответствующие ступени осуществляется по результатам тестового контроля, для которого разрабатываются соответствующие диагностические материалы и автоматизированная система обработки тестовых заданий. Полная программа обучения ориентирована на требования CAMBRIDGE FCE и уровень профессионального языка, соответствующего современному инженерному вузу.

ИИП имеет опыт реализации образовательных услуг в странах ближнего зарубежья (Узбекистан, Казахстан, Киргизия). Отношения сотрудничества развиваются и имеют долгосрочные перспективы.

Активные международные контакты с педагогической общественностью университетов Европы, освоение программы повышения квалификации по модели 1О1Р, аккредитация ИИП ТПУ как центра подготовки ЩО-РАБО 1О1Р обеспечивают готовность профессорско-преподавательского состава университета к решению задач по сближению образовательных систем в рамках идей Болонской конвенции.

Литература

1. А. Мелецинек, В. Приходько, В. Жура-ковский, И. Федоров. Международное общество по инженерной педагогике // Высшее образование в России. - 2004. -№ 3.

В. ЛОПАТКИН, профессор, ректор Барнаульский государственный педагогический университет

Ключевыми элементами концепции модернизации российского образования являются доступность, качество и эффективность.

Доступность подразумевает возможность получения качественного образования любым гражданином России.

Качество — прежде всего внедрение и развитие современных технологий и методов обучения в учебных заведениях, улучшение подготовки учителей и преподавателей.

Эффективность — это экономический аспект реализации программы модернизации.

Одним из инструментов, способствующих достижению заявленных целей, является создание университетс-

Педагогическое

проектирование

университетского

комплекса

ких комплексов. Действительно, рассматривая российское образование с точки зрения теории систем, можно предположить, что объединение усилий ее отдельных подсистем даст системный эффект, то есть результат, недоступный каждой из ее компонент (подсистем) в отдельности. Этот общий тезис служит, на наш взгляд, важнейшей методологической предпосылкой работы по созданию университетских комплексов и призывает нас не останавливаться на создании региональной (межрегиональной, федеральной) системы непрерывного образования (в нашем случае педагогического), а распространять сотрудничество с региональной системой образования и на другие аспекты ее функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.