Научная статья на тему 'Соотношение выраженности терминальных и инструментальных ценностей в аксиосфере работающей молодежи'

Соотношение выраженности терминальных и инструментальных ценностей в аксиосфере работающей молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1942
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ / ЦЕННОСТИ / СООТНОШЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / TERMINAL / INSTRUMENTAL / VALUE / RATIO / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич

Теоретически рассмотрен и эмпирически апробирован подход к определению соотношения выраженности терминальных и инструментальных ценностей в основных сферах жизнедеятельности. Результаты пилотажного исследования подтвердили валидность предлагаемого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of expression of terminal and instrumental values in axiosphere young workers

Considered theoretically and empirically tested approach to determining the ratio of expression of terminal and instrumental values in key areas of life. The results of pilot study confirmed the validity of the proposed approach

Текст научной работы на тему «Соотношение выраженности терминальных и инструментальных ценностей в аксиосфере работающей молодежи»

СООТНОШЕНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОСФЕРЕ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ

© А. В. Каппов

Кагшов Александр Васильевич кандидат

технических наук, доцент заведующий кафедрой психологии управления Самарская

гуманитарная академия [email protected]

Теоретически рассмотрен и эмпирически апробирован полхол к опрелелению соотношения выраженности терминальных и инструментальных ценностей в основных сферах жизнелеятельности. Результаты пилотажного исслелования полтверлили валилность преллатаемото полхола.

Ключевые слова: терминальные, инструментальные, ценности, соотношение, мотивация.

Одними из содержательных характеристик самоопределения личности являются критерии и показатели достижения личностью жизненных целей [6], которые определяются не в последнюю очередь системой личностных ценностей. Ценностная сфера (аксиосфера) личности представляет собой сложную ие-рархизированную многоуровневую систему. При этом исследователями решается проблема описания такой системы, состоящей из бесконечного количества ценностей, которые потенциально могут и становятся личностными ценностями отдельного индивида, и ограниченными возможностями психологической диагностики [9]. Современная психология ценностей не готова пока описать аксиосферу, предлагаемую философами [8, с. 416] и состоящую из нравственных, социально-политических, художественных, эстетических, религиозных и других ценностей, хотя поиски такой модели ведутся [1, 2]. В этой ситуации наибольшее распространение получила концепция М. Рокича, в которой предполагается, что аксиосфера личности «состоит из двух

отдельных, но функционально связанных систем»терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей [22, с. 11], что было эмпирически неоднократно подтверждено [7, 10, 11 и др.].

Поскольку модель М. Рокича чаще используется при условии прямого ранжирования ценностей, то исследователи систем терминальных и инструментальных ценностей рассматривают их раздельно [7]. А при субъективном шкалировании методом абсолютного оценивания исследуется система только терминальных ценностей [4, 18, 23]. В то же время, не умаляя актуальности исследования структуры терминальных ценностей личности, следует отметить, что мотивационная функция ценностей определяется не только значимостью цели, но и важностью средств достижения цели. При этом соотношение рангов в таблице ценностей в динамике как один из подходов оценки соотношения терминальных и инструментальных ценностей дает, скорее, качественную, нежели количественную оценку, т. к. в некоторых возрастных периодах личности возможен регресс всей аксио-сферы без значительных изменений в ранговой таблице ценностей [11, 12].

Следует сразу уточнить, что рассмотрение нами количественного соотношения терминальных и инструментальных ценностей не затрагивает известную со времен Н. Макиавелли нравственную проблему соотношения «цель-средство», обсуждаемую философами, политологами, социологами, педагогами и другими специалистами.

Еще одной проблемой исследования количественного соотношения терминальных и инструментальных ценностей является наличие в большинстве методик для диагностики ценностей одного психодиагностического конструкта, собственно ценностей, перечень которых неоднороден изначально. Исключением является концепция И. Г. Сенина, реализованная в опроснике ОТеЦ [18], согласно которой при диагностике ценностей вводится второй диагностический конструкт, названный им «жизненная сфера» [19]. Он считает, что жизненная сфера в той или иной мере представлена в жизни каждого человека и обладает для разных людей различной степенью значимости. В каждой из сфер реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности [17]. В. Ф. Сопов и Л. В. Карпушина в морфологическом тесте жизненных ценностей под жизненной сферой понимают «социальную сферу, в которой осуществляется деятельность человека» [20, с. 5].

И. Г. Сенин выделяет пять типичных для большинства индивидов сфер жизни: профессиональная жизнь; обучение и образование; семейная жизнь; общественная жизнь; увлечения, а В. Ф. Сопов и Л. В. Карпушина дополнили этот перечень сферой физической активности, под которой понимается сфера физической культуры и спорта. Такая классификация сфер жизни в значительной степени совпадет с культурологическим подходом, в котором классификация сфер жизнедеятельности построена по отраслевому принципу [13].

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он тратит свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: производствен-

ная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т. ч. специального); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации). В этой классификации сфер жизнедеятельности отсутствует важная для любого человека сфера семьи, с чем никогда не согласятся педагоги, выделяющие, согласно концепции Н. М. Таланчука, семейную и общественную сферы жизнедеятельности [21].

Таким образом, И. Г. Сениным выделены основные сферы жизнедеятельности человека, которые в большинстве случае могут адекватно описывать как дополнительный конструкт аксиосферу личности:

1) профессионально-трудовая;

2) образовательная;

3) семейная;

4) общественная;

5) досугово-рекреационная.

На основании этого подхода в 2008 году была разработана концепция диагностики инструментальных ценностей личности в пяти сферах жизнедеятельности [11], а также опросник [5], который в дальнейшем был доработан и прошел все необходимые психометрические исследования [9]. Тем самым были созданы условия для эмпирического выявления особенностей испытуемых, имеющих различное соотношение терминальных и инструментальных ценностей сфер жизнедеятельности. Исходя из теоретических положений, возможны три исхода изучаемых соотношений:

1) уровень терминальной ценности сферы жизнедеятельности превышает уровень инструментальной ценности той же сферы жизнедеятельности, что может говорить о более высокой значимости целей достижения в конкретной сфере жизнедеятельности, возможно, меньшем оказании внимания на способы достижения этих целей. Личность в этом случае ведет себя планомерно или в соответствии с ситуацией, проявляя выдумку и смекалку только ради достижения цели;

2) уровень инструментальной ценности сферы жизнедеятельности превышает уровень терминальной ценности той же сферы жизнедеятельности, что может говорить о более высокой значимости средств достижения целей в конкретной сфере жизнедеятельности. Если при этом для личности ценность цели не столь важна, то, возможно, речь идет об индивидах, предпочитающих процесс деятельности, нежели ее результат, что можно наблюдать в различных формах поведенческой аддикции (трудоголизме, игромании, шопоголизме и т. п.). В случаях, когда цель для личности все-таки важна, но уступает по значимости средствам достижения, речь идет, скорее всего, о личности принципиальной, для которой «не все средства

хороши», а только те, которые согласуются с ней самой. Возможно, это свойственно волевым и более консервативным индивидам;

3) уровни инструментальной и терминальной ценностей сферы жизнедеятельности сбалансированы, что создает предпосылки для гармоничной деятельности личности, возможности большей результативности в изменяющихся условиях.

Поскольку каждая сфера жизнедеятельности имеет свои специфические особенности, то у каждой личности в зависимости от сферы жизнедеятельности можно наблюдать различные варианты соотношения терминальных и инструментальных ценностей, определяемых ее личностными особенностями. Это предположение было выдвинуто в качестве экспериментальной гипотезы для пилотажного исследования.

Методика исследования

Пилотажное исследование было проведено на выборке работающей молодежи (от 19 до 34 лет), добровольно согласившейся участвовать в обследовании, в количестве 68 человек, из которых 47 девушек (средний возраст — 22,1 года, Sd=3,6). Из-за малочисленности мужской выборки после тестирования и проверки результатов на достоверность их данные не анализировались. Испытуемые работают в производственных и вспомогательных цехах, а также отделах одного из машиностроительных предприятий г. Самары. Большинство работниц не замужем, имеют среднее профессиональное или незаконченное высшее образование (обучаются в различных вузах на заочной или очно-заочной форме).

В качестве диагностических методик были использованы авторские методики: акмеологический тест личностных ценностей (АТЛЦ) для диагностики терминальных ценностей и тест инструментальных ценностей личности (ИЦЛ11) [9]. Перед проведением исследования методики АТЛЦ и ИЦЛ11 прошли рестандартизацию шкал ценностей сфер жизнедеятельности по трем возрастным группам (16-18 лет, 19-24 года и 25-34 года). Общий объем выборки женщин для рестандартизации АТЛЦ составил 564 чел., а для ИЦЛ — 879 чел.

Для диагностики уровня самомониторинга испытуемых использовалась шкала (self-monitoring), предложенная Марком Снайдером в 1974 году и являющаяся неким компромиссом между ситуационными теориями и теориями черт. Понятие «самомониторинг» представляется, во-первых, «как способность отслеживать через самонаблюдение и самоконтроль свое экспрессивное поведение и самопрезентацию в социальных ситуациях и, во-вторых, реализация этой способности с целью достижения социальной приспособленности»[16, с. 4].

Исследования показали, что у одних людей поведение можно достаточно точно прогнозировать, опираясь на личностные установки, черты и предрасположенности, у других, наоборот, поведение определяется требованиями ситуации и в минимальной степени соответствует личностным установкам и ценностям. М. Снайдер предположил, что эти индивидуальные различия обусловлены разной степенью выраженности самомониторинга и

определяются тем источником информации, который индивид использует для управления своим поведением. Лица с высоким уровнем самомонито-ринга опираются на информацию о ситуационной адекватности того или иного поведения, а лица с низким уровнем самомониторинга в большей степени учитывают собственное внутреннее состояние, свои установки и предрасположенности, что можно диагностировать методикой, адаптированной Е. А. Полежаевой [16].

Для диагностики смысложизненных ориентаций испытуемых использовался тест СЖО Д. А. Леонтьева, позволяющий оценить цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность само-реализацией (прошлое), а также охарактеризовать внутренний локус контроля испытуемых как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен (ЛК-жизнь), и собственную способность осуществлять такой контроль (ЛК-Я).

Дополнительной методикой диагностики являлась шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглера [14]. Несмотря на то, что шкала была разработана в рамках экзистенционально-аналитического подхода А. Лэнгле, в ней есть субшкалы (самодистанцирование, самотрасцендентность, свобода, ответственность и их комбинации), которые позволяют проследить персональную динамику личности и показывают, находятся ли в равновесии фундаментальные мотивации человека и в чем заключается специфика развития [15]. Серьезным ограничением использования этой шкалы является высокий уровень интеркорреляций субшкал на уровне значимости р<0,01, что было обнаружено авторами адаптированной методики [14, с. 91] и подтверждено в нашем предварительном исследовании. В этих условиях использование парного коэффициента корреляции приводит к неадекватным результатам, поэтому в настоящем исследовании применялись только частные коэффициенты корреляции.

В качестве статистических методов обработки использовался пошаговый регрессионный анализ на увеличение (пакет БТАТЕБТЕСА 10), позволяющий не только определять уровень частной корреляции между исследуемыми переменными, но и предикторы соотношения выраженности терминальных и инструментальных ценностей сфер жизнедеятельности работающей молодежи. Исследуемое соотношение ценностей определялось как разность ценностей одноименных сфер жизнедеятельности, детерминированных соответственно терминальными и инструментальными ценностями. Предварительно шкалы ценностей сфер жизнедеятельности прошли стендартизацию (стены). Мы отдаем себе отчет в том, что на полученное соотношение повлияла систематическая ошибка, обусловленная тем, что стандартизация шкал терминальных и инструментальных ценностей сфер жизнедеятельности осуществлялась на различных по составу выборках. В дальнейшем, по мере накопления данных, полученные в настоящее время результаты будут скорректированы на основе вычисленной систематической ошибки. Нам представляется, что ее величина будет незначительной, т. к. обе выборки ре-стандартизации имели распределение, близкое к нормальному закону по критерию %2 (для АТЛЦ р=0,18, для ИЦЛ р= 0,12).

После первичной обработки результатов тестирования данные по тестам ценностей проверялись на достоверность. Учитывая, что испытуемые добровольно согласились на обследование и в дальнейшем каждый прошел собеседование по результатам тестирования, тем не менее, в проверке на достоверность использовались шкалы безразличия [9, с. 36], оценивающие установку испытуемых на неопределенные или «средние» ответы. При превышении допустимого количества ответов «безразлично» данные в соответствующей шкале ценностей сферы жизнедеятельности независимо от выраженности в дальнейшем анализе не участвовали. Это можно обосновать по крайней мере двумя причинами. Во-первых, в тестах для всех испытуемых предлагался единый перечень ценностей, который вполне мог не соответствовать индивидуальным особенностям аксиосферы испытуемого. Во-вторых, возрастной диапазон участвующих в исследовании был достаточно широк (от 19 до 34 лет), на протяжении которого возможно проявление ценностного кризиса [11], когда в действительности испытуемые демонстрируют безразличное отношение к ряду ценностей. В результате такой отбраковки не участвовали в анализе данные по терминальным и инструментальным ценностям сферы общественной деятельности 21,3% девушек и 12,8% — в досуговой сфере (для сравнения: в семейной сфере терминальных ценностей было отбраковано всего 6,4%). В сфере профессии и образования отбракованных данных не было. Сравнение количества отбракованных данных по сферам жизнедеятельности девушек показало, что почти 80% — это терминальные ценности, что требует дальнейших исследований для объяснения данного факта.

Результаты исследования

Исходя из методики исследования, в выборке были выделены три типа испытуемых в зависимости от соотношения выраженности терминальных и инструментальных ценностей сфер жизнедеятельности:

тип 1 — выраженность сферы жизнедеятельности терминальных ценностей превышает выраженность инструментальных ценностей;

тип 2 — выраженность сферы жизнедеятельности терминальных и инструментальных ценностей сбалансирована, т. е. разность ценностей в одноименных сферах деятельности равна нулю;

тип 3 — выраженность сферы жизнедеятельности инструментальных ценностей превышает выраженность терминальных ценностей.

Относительное количество выявленных типов в различных сферах жизнедеятельности приведено в табл. 1. В силу малочисленности выборки статистически значимых различий между представленными типами испытуемых не выявлено, поэтому данные табл. 1 носят, скорее, качественный характер и могут в дальнейших исследованиях помочь в формулировке экспериментальных гипотез.

Таблица 1

Относительное количество типов личности (%) в различных сферах жизнедеятельности

Сфера жизнедеятельности Тип 1 Тип 2 Тип 3

Профессиональная 9 31 60

Образовательная 38 24 38

Семейная 29 26 45

Общественная 40 32 28

Досуговая 7 28 65

Из табл. 1 видно, что в трех сферах жизнедеятельности (образовательная, семейная и общественная) испытуемые равно представлены в каждом из трех типов, что же касается профессиональной и досуговой сфер, то налицо явное преобладание испытуемых с высоким уровнем инструментальных ценностей. Если в досуговой сфере жизнедеятельности преобладание типа с высокими инструментальными ценностями вполне объяснимо тем, что увлечения и хобби — это в подавляющем количестве случаев процесс, доставляющий внутреннее удовлетворение, то аналогичный подход к профессиональной деятельности потребовал дальнейшего анализа. Установлено, что большинство девушек на работе занимают невысокие позиции в иерархии должностей (оператор по вводу данных, лаборант, станочница, помощник бухгалтера и т. п.). Трудовой стаж в должности не превышает 3-5 лет, все испытуемые имеют окладную форму оплаты труда. В беседе с испытуемыми было выявлено, что предприятие имеет нестабильное финансовое положение, которое определяется наличием госзаказа, поэтому многие работницы рассматривают данное место работы как временное (до окончания обучения в вузе, до поступления ребенка в школу из ведомственного детского сада, до переезда мужа на новое место работы и т. п.). Следовательно, высокое относительное количество испытуемых с преобладанием инструментальных ценностей (р<0,062) может свидетельствовать об имеющейся тенденции значимости для работниц определенной индивидуальной системы ценностей, регулирующей каждодневное поведение (индивидуальный стиль деятельности) работниц и позволяющей удовлетворительно справляться с производственными заданиями (из беседы с испытуемой: «... мою работу никогда всю не переделаешь, сколько бы ни старалась...»).

Таким образом, можно предложить гипотезу для проверки в дальнейших исследованиях: соотношение выраженности терминальных и инструментальных ценностей, например, в производственной сфере жизнедеятельности, определяется характером деятельности работника и его статусом.

Рассмотрим предикцию соотношения выраженности терминальных и инструментальных ценностей Д для типа 1, характеризующегося преобладанием выраженности терминальных ценностей над инструментальными, полученную с помощью пошагового регрессионного анализа. Для образовательной сферы жизнедеятельности До6р1 описывается следующим уравнением:

Ло6р1= 5,41 — 0,75571 — 0,44 Ькд + 0,34 5Т

где До6р1 — преобладание выраженности терминальных ценностей над инструментальными в образовательной сфере жизнедеятельности для испытуемых типа 1; Эп — уровень самомониторинга личности (шкала «Самомониторинг»);

Ьк§ — уровень локуса контроля — жизнь (тест СЖО);

ЭТ — уровень самотрансцендентности (шкала «Экзистенция»).

Первое слагаемое уравнения (1) показывает, что преобладание цен-ности-цели над ценностью-средством статистически обусловлено низким уровнем самодетерминации, т. е. чем больше испытуемые руководствуются своими установками и предрасположенностями, тем в большей степени им важны цели, которые они сами себе ставят в сфере образования. При интерпретации второго и третьего слагаемых уравнения (1) возникает кажущееся противоречие. С одной стороны, чем ниже управляемость своей жизнью и ее контролируемость, т. е. убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, тем выше значимость целей в сфере образования испытуемых, что, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу. Однако с аналогичным фактом мы сталкивались при исследовании взаимосвязи личностных ценностей и индивидуальных потребностей [3], когда ценность цели возрастала при высокой потребности и низкой вероятности ее удовлетворения. По всей видимости, здесь мы наблюдаем тот же случай, в котором работницы предприятия, считающие, что от них в жизни мало что зависит, отдают предпочтения ясным и конкретным целям в своем образовании.

Третье слагаемое уравнения (1) говорит о высоком предпочтении терминальных ценностей девушками, эмоционально откликающимися на свои приоритеты, ориентирующимися не только на цель, но и на смысл (субшкала самотрансцендентности), что положительно коррелирует со шкалой локус контроля-Я теста СЖО (в уравнении (1) эта составляющая не внесена из-за статистической незначимости коэффициента регрессии).

Таким образом, уравнение (1) для образовательной сферы жизнедеятельности состоит из трех составляющих, обеспечивающих 70% объяснительной дисперсии при линейной аппроксимации ответов испытуемых (р<0,05).

Хотя значимость терминальных ценностей работниц предприятия в семейной сфере жизнедеятельности является сугубо личным делом, тем не менее, рассмотрим основные предикторы преобладания терминальных ценностей над инструментальными. Сразу следует отметить, что к этому типу были отнесены большинство из незамужних девушек, поэтому мы имеем дело со случаем, когда высокая ценность цели в сфере семьи только вероятна в достижении.

А = 9,80 — 2,37571 + 5,85? — 1,17Цель —0,2850 ,

сем1 ’ ’ ’ ’ ' ’ ’

где Е — уровень свободы (шкала «Экзистенция»);

Цель - уровень осмысленности будущего (тест СЖО);

ЭБ - уровень самодистанцирования (шкала «Экзистенция»).

Из уравнения (2) следует, что приоритет терминальных ценностей над инструментальными ценностями характерен для девушек, руководствующихся своими установками (низкий уровень самодетерминации Бп), уверенных в своих решениях, руководствующихся своими ценностями (вы-

сокий уровень субшкалы Г), в то же время нереалистично воспринимающих мир, что побуждает их заниматься только своими навязчивыми мыслями и желаниями (низкий уровень субшкалы самодистанцирования ЭЮ), и плохо осознающих свое будущее (низкий уровень по шкале «Цель»теста СЖО).

Таким образом, уравнение (2) для семейной сферы жизнедеятельности состоит из четырех составляющих, обеспечивающих 99% объяснительной дисперсии при линейной аппроксимации ответов испытуемых (р<0,009).

Уравнение для остальных ценностей сфер жизнедеятельности испытуемых получить не удалось либо из-за малочисленности выборки (профессиональная и досуговая, см. табл. 1), либо из-за низкой вариативности зависимой переменной Ло6щ1 (общественная сфера).

Перейдем к рассмотрению предикции соотношения выраженности терминальных и инструментальных ценностей для испытуемых, отнесенных к типу 3, т. е. у которых преобладает выраженность инструментальных ценностей сфер жизнедеятельности над терминальными.

Апро3= 2,5 — 0,52Результат — 0,14571 ,

где ^проз — преобладание выраженности инструментальных ценностей над тер-

минальными в профессиональной сфере жизнедеятельности для испытуемых типа 3;

Результат — уровень осмысленности прошлого (тест СЖО).

Из уравнения (3) следует, что предпочтение инструментальных ценностей присуще девушкам, удовлетворенным прожитой частью своей жизни (высокий уровень шкалы «Результат»теста СЖО) и высокой ситуативностью поведения (высокий уровень шкалы самомониторинга). Вероятнее всего, они уверены в себе и самодостаточны. Уравнение (3) состоит только из двух составляющих и описывает 56% дисперсии (р<0,016).

Несколько иная картина наблюдается у представительниц типа 3 в образовательной сфере жизнедеятельности.

Ао6р3= 1,1 — 0,55Результат + 0,2550 — 0,35Цель ,

где Результат — уровень осмысленности прошлого (тест СЖО);

ЭБ — уровень самодистанцирования (шкала «Экзистенция»);

Цель — уровень осмысленности будущего (тест СЖО).

Согласно уравнению (4), девушки, работающие на предприятии и получающие образование, для которых ценность средств достижения целей в учебе важнее самих целей, удовлетворены своим прошлым и видят свое будущее (высокие уровни по шкалам «Результат»и «Цель»теста СЖО), но какое? Скорее всего, малореалистичное, т. к. они не способны адекватно анализировать происходящие в их жизни события и занимаются только своими желаниями или мыслями (низкий уровень субшкалы самодистанцирования БЮ). Не это ли является причиной предпочтения инструментальных ценностей терминальным? Полученный результат ставит перед дальнейшими исследованиями новые задачи, в частности, сравнение с аналогичным уравнением (4), полученным на выборке студентов, для которых обучение является основным видом деятельности. Для обоснованности полученной

интерпретации уравнения (4) не хватает данных о взаимосвязи результатов диагностики шкалы экзистенции и теста СЖО, который при оценке валидности в обеих адаптациях (взрослой и подростковой) не использовали [14, 15].

Количественные оценки модели (4) получились вполне удовлетворительными: 92% объяснительной дисперсии при р<0,017, что говорит о достоверности результатов.

В семейной сфере жизнедеятельности модель оказалась очень простой и состоящей из одного предиктора — показателя персональности (субшкала Р методики экзистенции), обратно пропорционально взаимосвязанного с Дсем3. Это говорит о том, что девушки, предпочитающие в семейной жизни строго следовать определенным принципам, открыто воспринимают мир и себя самих, им присущи когнитивная и эмоциональная «доступность» для себя и для мира. Коэффициент корреляции равен 0,6, что описывает только 36% дисперсии ответов при р<0,02.

Для ценностей общественной сферы жизнедеятельности уравнение будет иметь следующий вид:

А , ,= -5,6 — 0,97У + 1,22? + 0,33Р

общЗ ’ ’ ’ ’

где V — уровень ответственности (шкала «Экзистенция»);

Е — уровень свободы (шкала «Экзистенция»);

Р — показатель персональности (шкала «Экзистенция»).

Из уравнения (5) следует, что девушки, которые в общественной деятельности в большей степени ценят средства достижения цели, отличаются ответственностью, персональной включенностью в деятельность (высокий уровень субшкалы V), в то же время нерешительностью, неспособностью к принятию самостоятельных решений (низкий уровень субшкалы Е) и закрытостью (низкий уровень субшкалы Р). На вопрос во время беседы, участвуете ли вы в общественной жизни своего отдела или цеха и зачем, отвечали: «чтобы не отрываться от коллектива», «не быть белой вороной» и т. п.

Таким образом, уравнение (5) описывает портрет добросовестных исполнителей общественных поручений на предприятии с 97% объяснительной дисперсиии при р<0,004.

Завершаем описание полученных результатов ценностью досуга девушек, для которых ценность цели уступает ценности условий его протекания.

А ,= -1,4 — 0,42? + 0,35Р

досЗ у у у >

Из уравнения (6) следует, что таким девушкам, с одной стороны, свойственна уверенность в собственных решениях, критичность в поступках, способность действовать с учетом иерархии ценностей (высокий уровень субшкалы Г), ас другой — закрытость и погруженность в себя (низкий уровень субшкалы Р). Модель (6) при относительно невысоком уровне объяснительной дисперсии 64% (из них 40% субшкала Р) получилась достаточно достоверной (р<0,0001).

Таким образом, результаты пилотажного исследования в целом подтверждают возможность сравнения терминальных и инструментальных цен-

ностей. При этом, судя по наличию статистически значимых взаимосвязей с другими методиками, исследование валидно. В то же время обнаружены проблемы, которые необходимо решить в ходе дальнейших исследований, в частности, недостаточная дифференцирующая способность показателя соотношения терминальных и инструментальных ценностей, обусловленная использованием в тестах АТЛЦ и ИЦЛ стандартной шкалы стенов, что привело либо к низкой вариативности зависимой переменной, либо к нелинейному характеру исследуемых зависимостей.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Теоретически и эмпирически показана возможность сравнения выраженности систем терминальных и инструментальных ценностей в сферах жизнедеятельности испытуемых.

2. Установлено, что приоритет системы терминальных ценностей над инструментальными взаимосвязан с уровнем самодетерминации личности.

3. Показано, что приоритет системы инструментальных ценностей над терминальными взаимосвязан со смысложизненными ориентациями и особенностями ситуативного поведения личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алишев,Б. С. Психологическая теория ценностей (системно-функциональный подход) : дис. ...докт. психол. наук. — Казань, 2002. — 367 с.

2. Алишев, Б. С. Структура ценностей личности // Психология индивидуальности : матер. IV Всерос. науч. конф. / отв. ред. А. Б. Купрейченко, В. А. Штроо. — М. : Логос, 2012. — С. 36.

3. Безумова, Л. Г. Соотношение личностных ценностей и потребностей как источников смыслообразования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2007. — № 1. — С. 24—35.

4. Бубнова, С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2 /под ред. А. Н. Воронина. — М. : Институт психологии РАН, 1994. — С. 144—157.

5. Бухвалова, E. М. Методика диагностики инструментальных ценностей личности / E. М. Бухвалова, Л. В. Карпушина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2008. — № 2. — С. 130—142.

6. Журавлев, А. Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 480 с.

7. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 335 с.

8. Каган, М. С. Избранные труды в VII томах. Том II. Теоретические проблемы философии. — СПб. : ИД «Петрополис», 2006. — 600 с.

9. Капцов,А. В. Психологическая аксиометрия // Психологическая диагностика. — 2011. — № 4. — С. 4—114.

10. Карандышев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб. : Речь, 2004. — 70 с.

11. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.

12. Каширский, Д. В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. ijig^K. — Барнаул, 2002. — 232 с.

13. JlaepuHoea, H. Н. Аналитика социокультурной ситуации (структура и проблемы проектирования) // Аналитика культурологии: электронное научное издание.— 2010. — № 2(17). URL: http://analiculturolog.ru/ component/k2/item/230-article_42. html (дата обращения: 10.10.12).

14. MaÜHuna, И. Н. Стандартизация методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер / И. Н. Майнина, А. Ю. Васанов // Психологический журнал. — 2010. — Том 31. — № 1. — С. 87—89.

15. Пергаменщик,Л. А. «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер для подростков: процесс и результаты адаптации / Л. А. Пергаменщик, Н. Л. Пузыревич // Психологическая диагностика. — 2011. — № 1. — С. 95—115.

16. Полежаева, Е. А. Шкала самомониторинга и возможности ее применения // Психологическая диагностика. — 2006. — № 1. — С. 3—32.

17. Сенин, И. Г. Модифицированный вариант опросника терминальных ценностей (ОТеЦ-2). — Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 2001. — 24 с.

18. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей. — Ярославль : НПЦ «Психодиагностика»: Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991. — 19 с.

19. Сенин,И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования : дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2000. — 186 с.

20. Сопов, В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина. — Самара : Изд-во СамИКП : СНЦ РАН, 2002. — 56 с.

21. Степанов, E. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.

22. Rokeach, М. The nature of human values. — N.Y.: Free Press, 1973. — 438 p.

23. Schwartz, S. H.ßilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol. 58. — № 5. — P. 550—562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.