СООТНОШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОБРАЗЕ Я ЛИЧНОСТИ
Т. П. Харькова1
Рассматривается вопрос о соотношении семейных и профессиональных ролей в образе Я личности. Исследование профессиональных и семейных представлений проведено с целью интегрировать уже существующие взгляды в психологии на процессы профессионального и семейного самоопределения личности. Затрагиваютсятакже вопросы практики, в частности, профессионального консультирования мужчин и женщин. Выяснено, что профессиональные и семейные представления, будучи структурной составляющей самоопределения личности, изменяются в процессе профессионализации и различаются у мужчин и женщин.
Ключевые слова: образ Я личности, самоопределение личности, профессиональные представления личности, семейные представления личности.
The author studies the rate of professional and family roles in personal self-image. The research was made to integrate the actual views on the process of professional and family-role self-identity. It also involves a practical item such as professional counseling of men and women. It has been found that professional and family images is a structural part of personal identity, they can be changed in the process of professionalization and differ from men to women.
Key words: personal self-image, personal self-identity, professional images, family images, professional and family roles in personal self-image.
Актуальность исследования профессиональных и семейных представлений продиктовананеобходимостью интегрировать уже существующие взгляды в психологии на процессы профессионального и семейного самоопределения личности. Данное исследование затрагивает также вопросы практики, в частности, профессионального консультирования мужчин и женщин, отчасти следуя тенденции к преодолению расщепления практической и исследовательской психологии [13].
В качестве системной смысловой категории, формирующейся в процессе личностного самоопределения, может выступать представление о себе как о се-
1 Харькова Татьяна Петровна - аспирант кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл.почта: [email protected]
мьянине [3; 7]. В нем отражаются значимые ценности, определяемые самой личностью или являющиеся внешне заданными, а также выработанные способы ролевого поведения.
Профессиональные представления о занятости, карьере, профессиональном успехе, профессиональной самореализации отражают процесс самоопределения и позволяют выявлять его эффективность [4; 9].
Профессиональные и семейные представления исследовались современными авторами в отдельных профессиональных группах и с различными акцентами. Рассматривались феномен профессиональной деформации [12], самоактуализация личности в профессии и семье [10], этапы профессионализации, влияние карьерной успешности супругов на семейные отношения.
Характер согласованности семейных и профессиональных представлений — предмет изучения многих исследователей [3; 8]. Профессиональная и семейная сфера представляют собой то бытийное пространство, в котором личность находится непрерывно в процессе жизни и жизнедеятельности. В данной статье особый акцент делается на содержании семейных и профессиональных представлений и предпочитаемых стратегий поведения личности в конфликтных ситуациях, возникающих в семейной и профессиональной сферах.
Для исследований нами были привлечены сотрудники структуры МВД и сотрудники сферы образования.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: содержание профессиональных и семейных представлений изменяется в процессе профессионализации и различается у мужчин и женщин.
Для изучения содержания профессиональных и семейных представлений сотрудников структуры МВД и сотрудников сферы образования, работающих и обучающихся данным профессиям, и для подтверждения выдвинутой гипотезы, мы использовали модифицированную методику самоотношения Т. Лири (образы Я-профессионал и Я-семьянин) и метод неоконченных предложений для качественного анализа профессиональных и семейных представлений.
В исследовании приняли участие 132 чел. Из них 61 — мужчины, 71 — женщины. Сотрудники структуры МВД: работающие — 29, курсанты — 31. Сотрудники сферы образования: учителя — 30, студенты — 42.
Когнитивно-содержательный анализ профессиональных и семейных представлений личности
Анализ профессиональных и семейных представлений проводился на основе данных табл. 1, 2.
Интерпретируя полученные данные, мы приходим к выводу, что мужчины, работающие в структуре МВД, различают представление о себе как профессионале и семьянине. Образ Я-профессионал характеризуется такими чертами,
Таблица 1
Средние значения характеристик образа Я-профессионал в четырех исследуемых группах сотрудников структуры МВД и сферы образования
Группа Пол (м — мужчины, ж — женщины) Доминантность Уверенность в себе Требователь-ность Скептицизм Уступчивость Доверчивость Добросердечие Отзывчивость
Работающие в структуре МВД м 5,1 5,5 4,8 2,5 0,9 0,8 2,5 1,1
Работающие педагоги м 2,8 3,9 2,6 2,1 2,1 1,5 2,4 1,2
Учащиеся в структуре МВД м 10,6 7.3 6,8 4,3 3,2 3,8 7 6,9
Учащиеся-педагоги м 6 5,5 4,6 2,8 1,7 1,8 2,8 3,3
Работающиев структуре МВД ж 5,2 3,9 3,5 2,4 2,8 3,2 3,9 3,2
Работающие педагоги ж 3,6 2,5 3,2 1,5 2 2,4 3,3 2,7
Учащиеся в структуре МВД ж 6,5 5,3 3,8 1,9 1,9 2,2 3,4 3,4
Учащиеся-педагоги ж 6,6 3,6 3,1 1,7 2 1,6 3,5 3
Таблица 2
Средние значения характеристик образа Я-семьянин в четырех исследуемых группах сотрудников структуры МВД и сферы образования
Группа Пол (м — мужчины, ж — женщины) Доминантность Уверенность в себе Требовательность Скептицизм Уступчивость Доверчивость Добросердечие Отзывчивость
Работающиев структуре МВД м 2,5 3,2 2,8 2,1 2,1 1,8 3 3,1
Работающие педагоги м 2,4 2,6 3,4 2,2 1,1 2,2 2,7 3,3
Учащиеся в структуре МВД м 11 8,1 7,4 5 3,4 4,6 7 7,2
Учащиеся-педагоги м 5 4 3 2 2,1 2 3,4 3,9
Работающие в структуре МВД ж 3,4 2,4 3,5 1,9 3,4 3,8 5,2 5,7
Работающие педагоги ж 2,1 1,7 2,8 1,8 2,5 2,5 3,9 4,1
Учащиеся в структуре МВД ж 5,6 3,3 4,6 2,9 3,8 3,4 4,3 4,6
Учащиеся-педагоги ж 3,5 2,5 3,1 2,3 2,2 2,3 4,3 5,0
как доминантность, уверенность в себе, склонность к соперничеству, требовательность, настойчивость и энергичность. Образ Я-семьянин наполнен другими характеристиками: уверенность в себе, дружелюбие, способность к компромиссу, способность к проявлению заботы и сострадания. Мужчины-педагоги предъявляют идентичный образ Я-семьянин, при этом более скупо описывают себя как профессионала: уверенность в себе, склонность к соперничеству, без признаков эгоцентризма.
Работающие в МВД женщины, подобно мужчинам, различают образы Я-профессионал и Я-семьянин. Образ Я-профессионал — это уверенная в себе, с ярко выраженными лидерскими чертами, но проявляющая дружелюбие и эм-патию. Я-семьянин - образчик типично женских качеств: добросердечие, отзывчивость, способность к проявлению заботы и сострадания, в то время как Г. Ю. Фоменко в своем исследовании указывает на отсутствие истинно женских черт в образе идеальной женщины у сотрудниц структуры МВД. Женщины-учителя практически не различают представления о себе как о профессионале и семьянине. Этот интегрированный образ выглядит противоречиво: доминантная и дружелюбная учительница, с одной стороны, и требовательная, настойчивая и в то же время проявляющая сострадание, заботящаяся и стремящаяся к компромиссу во всем мать и жена — с другой. Такое смешение представлений ведет к развитию внутриличностных конфликтов, о которых в свое время говорила еще Карэн Хорни, описывая типы невротических нарушений в работе. К. Хорни приводит пример невротических проявлений у женщин: «Женщина считает, что должна быть совершенной хозяйкой, женой и матерью; еще она должна быть лучше всех одета, заседать во всех комитетах, приложить руку к политике и стать великой писательницей». Интересен тот факт, что у курсантов, как юношей, так и девушек, представление о себе как профессионале и семьянине слито в единый образ и идентично: с лидерскими чертами, уверенный в себе, энергичный, требовательный, а также дружелюбный и в некоторой степени способный к сотрудничеству и к проявлению заботы. Так, для девушек-курсантов скорее всего характерен вариант ролевого конфликта, о котором говорит Г. Ю. Фоменко, когда наблюдается механический перенос «рабочих» качеств в сферу семейных отношений [12].Существенное различие в том, что уверенность в себеу юношей-курсантов в их образе Я-семьянин выступает ведущим показателем, а у девушек такая черта отсутствует. Для студентов педагогической специальности характерно различие самоописаний. Юноши стереотипно наделяют лидерскими чертами образ профессионала, а к образу Я-семьянин помимо доминантных характеристик добавляют добросердечие и отзывчивость. У девушек представления также стереотипны. Я-профессионал - доминантная, уверенная в себе, но дружелюбная и способная к компромиссу. Я-семьянин — только способная проявлять заботу и сострадание, стремящаяся к компромиссу и проявляющая эмпатию.
Таким образом, для мужчин содержание представлений скорее связаны с их мужской ролью, что согласуется с их профессиональной ролью. Для женщин-педагогов, также ведущей является их женская роль, но согласующаяся с их «превосходным» началом профессиональной роли. У женщин, работающих в структуре МВД, сочетание женской и профессиональной роли носит более сглаженный характер. У студентов обоих профессиональных групп преобладают стереотипные представления о традиционных гендерныхи профессиональных представлениях.
Аффективно-содержательный анализ о себе как профессионале и семьянине
В данном исследовании была обозначена структура семейных и профессиональных представлений через исследование рефлексивного образа Я: личностное отношение, восприятие, чувства и поведение.
Респондентам предлагался ряд предложений, которые нужно закончить, исходя из своих представлений о семье и профессии.
Интерпретируя данные с помощью контент-анализа, мы выделили критерии оценки личностного отношения к образу Я-профессионал и Я-семьянин. В качестве методологического основания мы ориентировались на теорию отношений Мясищева и выделили такие компоненты: когнитивный, аффективный, поведенческий и добавили рефлексивный как обобщающий.
Как показало исследование, мужчины двух профессиональных групп по-разному определяют стиль отношений в профессии: для мужчин, работающих в структуре МВД, это вертикальные, иерархические связи, а для педагогов — горизонтальные. В данном контексте негативные чувства адресованы у сотрудников МВД к начальству, а у сотрудников сферы образования к коллегам. Итак, когнитивный компонент содержит строгую фиксацию профессиональных отношений и разделяемую ценность стиля управления (командное управление для МВД, т. е. административно-авторитарный стиль, и меня не ценят для педагогов, т. е. демократический, где основной принцип — ценность сотрудника).
Аффективный компонент мы рассматриваем по способу решения проблем. Мужчины — сотрудники структур МВД выбирают аффективно-агрессивный способ и по большому счету не решают проблему, педагоги же рациональны, выбирают конструктивно-целевой способ и направляют усилия не на агрессию, а на поиски пути решения проблемы.
Поведенческий компонент раскрывается следующим образом. Для мужчин, работающих в структуре МВД, основной является стратегия конформизма, они ведут себя «как все»; для мужчин-педагогов — стратегия поддержания статуса,
т. е. важно сохранять позитивный образ, поэтому они себя ведут «учтиво, спокойно, как интеллигенты».
Четко видны изменения в когнитивном представлении о ценности профессии: для студентов обеих профессий важны личная жизнь и тесные межличностные отношения, в то время как для работающих профессионалов эта ценность уже не актуальна.
Семейные представления мужчин являются в некоторой степени продолжением профессиональных установок и образов. Мужчины двух возрастных и профессиональных групп расценивают тип своих семейных отношений скорее как горизонтальные. Но взаимодействуют мужчины — сотрудники структур МВД по принципам патриархатно-равноправных отношений (недовольство, возникает, только когда жена не выполняет своих обязанностей), а мужчины-преподаватели — по принципу патриархатно-конкурентных отношений (недовольства возникают, когда жена берет в свои руки управление отношениями).
В когнитивных представлениях о семье у мужчин не существует четких критериев семейного конфликта (разногласия, спор), ввиду такой размытости и не-дифференцированности не представляется возможным выявить способы разрешения таких ситуаций. Но через аффективные реакции на конфликт можно определить меру принятия ответственности за данную ситуацию. Мужчины, работающие в структуре МВД, такую ответственность на себя не берут («раздражение, дискомфорт»), а педагоги признают свою ответственность («чувство вины»). Возрастная особенность проявляется в способе реагирования на конфликтную ситуацию: работающие мужчины хотят «уйти или замыкаются в себе», а студенты и курсанты «ищут способы решения».
Оценивая рефлексивно-поведенческий компонент, мы делаем вывод о том, что все мужчины ведут себя в семье «хорошо и отлично», но выявлены и некоторые особенности: работающие мужчины — сотрудники структур МВД характеризуют свое поведение как «мачо + тиран», а преподаватели — как «второй номер». Курсанты выделяют характеристику «любящий муж и отец», а студенты — «дремлющий лев». На наш взгляд, это характерные изменения представлений: интересен механизм превращения любящего мужа и отца в мачо + тиран, и дремлющего льва во второй номер.
Женщины также проявляют особенности профессиональных и семейных представлений в зависимости от профессиональной принадлежности.
Так, исходя из представленных результатов, мы говорим о том, что когнитивный компонент профессиональных представлений женщин, занятых в разных профессиональных структурах, в меньшей степени различается, чем у мужчин. Доминирующий стиль профессиональных отношений — горизонтальный. Видимо, женщины в структуре МВД занимают руководящие посты гораздо реже, чем мужчины, поэтому их представления о стиле отношений
во многом схожи с представлениями женщин-учителей. Различия наблюдаются в декларируемых ценностях: для женщин-сотрудниц структур МВД важны «перспективы роста карьеры и заработная плата», а для женщин-учителей — чтобы «не указывали на недостатки некомпетентные в данном вопросе люди». То есть выбор стиля управления очевиден (авторитарно-административный и демократический). Это позволяет нам говорить об универсальных профессиональных представлениях, так как на примере мужской выборки складывалась идентичная картина. Размыты представления о конфликте в профессиональной среде: для женщин — сотрудниц структур МВД это оскорбления и замечания, а для педагогов — непонимание.
Аффективный компонент раскрывается через описание способов реагирования на конфликт. Женщины, работающие в структуре МВД, как и женщины-учителя, чувствуют раздражение и злость, но выбирают разные способы разрешения возникающих в профессиональной среде конфликтов. Женщины-сотрудницы структур МВД предпочитают переживать (неловкость, напряжение, досаду), женщины-педагоги — ищут пути выхода, т. е. так же, как и мужчины данных профессиональных групп.
Поведенческий компонент раскрывает особенности отношения к профессии. Женщины, работающие в структуре МВД, ведут себя «ответственно и добросовестно», а педагоги — «соответственно служебному положению». Так, можно предполагать, что у женщин двух профессиональных групп разные карьерные ценности: для женщин, работающих в структуре МВД, характерна ориентация на профессиональную компетентность, а для женщин-учителей — ориентация на служение. Также различаютсяи способы поведения. Более уверены в своем положении женщины — сотрудницы структур МВД (уверенно, спокойно, свободно), тогда как у учителей виден некий «задор» (энергично, реа-лизовывая себя).
Семейные представления женщин тоже имеют свои особенности. В структуре когнитивного компонента у всех женщин существует такая характеристика, как неприязнь измен и предательства (ложь, предательство, измены). Но для женщин, работающих в структуре МВД, важен показатель бытовой приспособленности мужа (не знает, где лежат его вещи, не замечает наличия или отсутствия еды и др.). Женщины-учителя знают, что муж не должен их унижать тем, что семейные обязанности разделены неравномерно, т. е. очень четкая ориентация на независимость и равноправие, но в то же время наблюдается острая потребность в единении и близости (невозможно, когда «муж в другом городе» или «засыпать и просыпаться одной»). Существуют и возрастные особенности: взрослые женщины не переносят, когда их «игнорируют и не советуются с ними», а студентки — «когда муж командует». У женщин, как и у мужчин, размытые представления о конфликте (нет взаимопонимания, повышение голоса и грубые обиды).
Соответственно, и аффективный компонент невозможно дифференцировать по профессиональной или возрастной принадлежности. Женщины чувствуют «вину, досаду и боль» в момент конфликта в семье, но женщины, работающие в структуре МВД, не решают проблему, а переживают ее (жалость к себе, угнетение, желание выпить), а учителя помимо переживания (растерянность, одиночество) ищут выход из такой ситуации.
Поведенческий компонент выглядит просто женским — «любящая жена и мать». Интересны возрастные особенности. Работающие женщины — сотруд-ницыструктур МВД могут вести себя по-разному в семье: «доброжелательно» или «замкнуто, как на поле боя», а женщины-учителя — как «заботливая, но ранимая женщина». Девушки-студентки предполагают, что нужно быть такой, «чтобы муж гордился», или просто быть «как друг и жена».
Полученные с помощью контент-анализа данные мы рассматривали по трем полярным критериям: социальный контекст — контекст Я; жизненно обоснованные — жизненно необоснованные; конкретность — размытость.
Таким образом, мы выяснили, что образы семьи и профессии у мужчин двух возрастных групп и различной профессиональной принадлежности более социальны, в то время как образы женщин ярко личностно окрашены (рефлексивны). Образы работающих представителей обеих профессий более жизненно обоснованы, чем образы студентов. В общем более конкретные представления о семье и профессии у женщин, нежели у мужчин (женщины испытывают агрессивные чувства в конфликтной ситуации в профессиональной среде и глубоко переживают конфликты в семье), мужчины же используют универсальные способы реагирования на конфликты. Интересен тот факт, что у работающих респондентов образ семьи более пассивен, чем у студентов и курсантов.
Исследование позволило нам сделать ряд выводов.
1. Мужчины обеих профессиональных групп разделяют образы Я-профессионал и Я-семьянин. Содержание их представлений связано скорее с их мужской ролью и согласуется с их профессиональной ролью.
2. Семейные и профессиональные образы мужчин — сотрудников структуры МВД и сотрудников сферы образования значимо различны.
3. Профессиональные и семейные представления женщин двух профессиональных групп различаются слабо и являются «чисто женскими» с некоторыми специфическими различиями.
4. У студентов обеих профессиональных групп стереотипные представления о традиционно гендерных и профессиональных особенностях.
5. Образы семьи и профессии у мужчин более социальны, а у женщин ярко личностно окрашены (рефлексивны).
6. У работающих респондентов семейные и профессиональные образы более пассивны, чем у студентов.
Мы выяснили, что профессиональные и семейные представления являются структурной составляющей самоопределения личности. Часто эти представления слабо интегрированы и абстрактны. В нашем исследовании среди тех, кто нуждается в большей психологической поддержке, оказались студенты и курсанты, а также женщины, занятые в сфере образования.
В качестве практических рекомендаций можно предложить следующие:
— внедрять в систему образовательных учреждений обязательные тренинги профессионального самоопределения, конструирования жизненных и карьерных планов;
— проводить антикризисные мероприятия для работающих профессионалов (по различной тематике в зависимости от профессиональной принадлежности);
— в процессе индивидуального консультирования по вопросам профессионального и семейного самоопределения учитывать профессиональные и возрастные особенности клиента.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Наука, 2002.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
4. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
5. Заев С. В. Гендерный аспект семейных ожиданий студентов // Личность и бытие: субъектный подход: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2004.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18,№ 6.
7. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Питер, 1998.
8. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
9. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: ACADEMIA, 2004.
10. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: КубГУ, 2006.
11. Рябикина З. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: КубГУ, 1995.
12. Фоменко Г. Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях. Краснодар: КубГУ, 2006.
13. Фоменко Г. Ю. Возможности преодоления «схизиса» между исследовательской и практической психологией // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 3.
14. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. 2-е изд. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2000.