Научная статья на тему 'Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза'

Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИГИДНОСТЬ / ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЪ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ORIGINALITY / УСПЕВАЕМОСТЬ / PROGRESS / REGIDNESS / FLEXIBILITY / FLUENTNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Светлана Викторовна, Павлова Екатерина Викторовна

Рассматривается уровень ригидности и креативности, прослеживается связь данных параметров с успеваемостью студентов I курса в конце второго семестра обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Светлана Викторовна, Павлова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of regidness and creativity with the first year student

The problems in connection with their progress are discussed. The level of these personality''s traits is investigated and the results of testes are analyzed. Aconclusion is drawn that there is a negative correlation between such element of creativity as flexibility/fluentness and progress and between general regidness and progress.

Текст научной работы на тему «Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза»

СООТНОШЕНИЕ РИГИДНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА

C.B. Смирнова, Е.В. Павлова (Благовещенск)

Аннотация. Рассматривается уровень ригидности и креативности, прослеживается связь данных параметров с успеваемостью студентов I курса в конце второго семестра обучения

Ключевые слова: ригидность, флексибильностъ, креативность, оригинальность, успеваемость.

Исследования последних лет потверждают, что подавляющее большинство отклонений в развитии личности опосредовано сложным взаимодействием множества предикторов, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности (Прихожан, 1995). Поэтому для ранней дифференциальной диагностики, организации психопрофилактической и реабилитационной работы необходим учет не только особенностей проявления дезадаптационных симптомов, но и внутренних условий личности, через которые преломляются все психотравмирующие и экзогенно-орга-нические факторы, способствующие формированию дезадаптационного процесса. К таким условиям относятся ригидность-флексибильность.

Ригидность и креативность как один из аспектов флек-сибипьности относятся к базовым свойствам личности человека, т.е. влияют на формирование и проявление более частных личностных черт. Гибкость, как личностная характеристика, является одним из факторов, предопределяющих возможность успешного разрешения человеком широкого спектра жизненных проблем и эффективной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [4]. Ригидный (неадекватный) способ реагирования как устойчивая личностная характеристика препятствует становлению психического гомеостаза при изменении внешней ситуации за счет фиксации неэффективных поведенческих стратегий [1]. Согласно мнению ряда авторов, ригидность и гибкость (флексибильность) являются полюсами единого континуума, т.е. между ними существует отрицательная корреляция [1]. Гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее сложившуюся систему ценностей является одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья [2].

В связи с этим мы считаем актуальной диагностику и развитие креативности/гибкости учащихся, особенно студентов, чья будущая профессия связана с деятельностью в социальной сфере. Таким образом, целью нашего пилотажного исследования является изучение уровня ригидности и креативности студентов I курса в конце второго семестра обучения и связей между креативностью и успеваемостью, а также между ригидностью

и успеваемостью. Соответственно первая задача - определить степень выраженности вышеперечисленных качеств у каждого конкретного студента, вторая - по итогам данного исследования составить план для более полного и детального изучения корреляционных связей между отдельными показателями методик.

В исследовании приняли участие 33 респондента: 30 девушек и 3 юноши. Методы, примененные в исследовании: Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) [5] и рисуночный субтест Краткого теста творческого мышления Торранса (КТТМ) [3]. В качестве показателя успеваемости использовались усредненные результаты сдачи экзаменов в первом и втором семестрах.

Результаты исследования

В методике Торранса выделяются такие показатели креативности, как беглость (число завершенных фигур), гибкость (число различных категорий ответов), оригинальность (определяет уровень стандартности - нестандартности рисунков), разработанность рисунка (количество значимых деталей (идей), дополняющих исходную стимульную фигуру как в границах контура, так и за ее пределами).

В ходе исследования нами были получены результаты, %, представленные в таблице:

Таким образом, по тесту креативности Торранса выявлено преобладание у студентов высоких показателей беглости и гибкости и средних - оригинальности и разработанности, что свидетельствует о недостаточном развитии флексибильности. Отсутствие низких показателей беглости можно считать признаком достаточной подвижности нервных процессов.

Очень высокие показатели ригидности были обнаружены только по шкале ригидности как состояния (у 25% студентов), что мы объясняем стрессовой ситуацией накануне сессии. По шкалам ригидности как состояния и преморбидной ригидности преобладали высокие показатели среди исследуемой выборки; данный факт настораживает, так как шкала преморбидной ригидности выявляет вероятность серьезных нарушений психического здоровья в стрессовых или нестандартных си-

Показатель Бегл. Гибк. Ориг Разр. LUKCP ШАР ШСР ШУР ШРКС ШПР ШЛ ШР

Очень высокий 3,1 0 0 0 25 3,1 9,4 0

Высокий 90,6 53,1 15,6 39,4 28,1 18,8 37,5 9,4 40,6 46,9

Средний 9,4 40,6 43,8 54,5 62,5 62,4 46,9 68,7 25 43,7 90,6 100

Низкий 0 6,3 40,6 6,1 6,3 18,8 15,6 21,9 9,4 6,3

№ 16-17

Сибирский психологический журнал

2002 г.

туациях. По другим шкалам преобладают умеренные показатели.

В целом можно сделать вывод, что у данной группы студентов ригидность и флексибильность выражены примерно в равной степени.

При решении второй задачи мы провели корреляционный анализ успеваемости и разработанности, успеваемости и гибкости, успеваемости и беглости, при этом мы опирались на утверждения Т.Е. Левицкой, С.А, Богомаза, Г.В. Залевского о существовании отрицательной корреляции между показателем гибкость/беглость КТТМ и усредненной за год успеваемостью учащихся, а также мнение Торранса о наличии положительной корреляции между разработанностью и успеваемостью.

Нами выявлена незначительная отрицательная корреляция между показателем беглость/гибкость и успеваемостью (-0,12), что совпадает с первым утверждением, и средняя выраженная отрицательная корреляция между разработанностью и успеваемостью (-0,32), что противоречит мнению Торранса. Также была выявлена отрицательная корреляция между разработанностью и ригидностью в целом (-0,31), между беглостью и ригидностью (-0,30). Значимая корреляция между гибкостью и ригидностью и оригинальностью и ригидностью не обнаружена. Нами планируются продолжение исследования в данном направлении и проведе-

ние ряда бихевиорально ориентированных тренингов и других форм занятий по развитию креативности, так как, согласно Л.Б. Ермолаевой-Томиной, природу креативности определяют не только природные задатки и индивидуальные особенности человека, но и все формы влияния социальной среды, а также характер и структура деятельности.

Выводы

1. В выборке студентов-первокурсников выявлено преобладание высоких показателей беглости и гибкости и средних - оригинальности и разработанности, высокие показатели ригидности по шкале ригидности как состояния и шкале преморбидной ригидности, что свидетельствует о недостаточном развитии флексибильно-сти в целом.

2. Студенты-первокурсники обладают достаточной подвижностью нервных процессов в целом.

3. В нашем исследовании подтвердились данные о существовании отрицательной корреляции между показателем гибкость/беглость КТТМ и усредненной за год успеваемостью учащихся.

4. Данные о наличии положительной корреляции между разработанностью и успеваемостью в нашем исследовании не подтвердились.

Литература

1. Залевский Г.В., Богомаз С.А. Специализация полушарий мозга человека как фактор, детерминирующий его ригидность//Сибирский психоло-

гический журнал 1998.№10.С. 36-41.

2. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993.

3. Краткий теспворческого мышления: Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995.

4. Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме творческого мышления учащихся// Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

С. 54-58.

5. ОсиповаТ.Ю. Возможности развития коммуниютивной креативности студентов технического вуза// Сибирский психологический журнал.

1999. №11 С 47-52.

6 Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. С. 129-134.

THE PROBLEMS OF REGIDNESS AND CREATIVITY WITH THE FIRST YEAR STUDENT S.V. Smimova, E.V. Pavlova (Blagoveschensk)

Summary. The problems in connection with their progress are discussed. The level of these personality's traits is investigated and the results of testes are analyzed. Aconclusion is drawn that there is a negative correlation between such element of creativity as flexibility/fluentness and progress and between general regidness and progress.

Key words: regidness, flexibility,fluentness, originality,progress, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.