Научная статья на тему 'Соотношение психологической поддержки и психотерапии'

Соотношение психологической поддержки и психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
588
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение психологической поддержки и психотерапии»

условий жизни.

Ритуалы отличаются обязательными и очень жесткими актами разрыва, посредством которых разум радикально отсеивается от установок и привычек, а также образа жизни той стадии, которая остается позади. Далее следует период уединения, на протяжении которого исполняются обряды, направленные на ознакомление субъекта с характером и ощущениями его нового положения.

Успешность ритуальных переживаний через очистку эмоций объясняются тем, что в процессе ритуальных действий сознание индивида раскалывается, разрушается на несводимые образы. Ритуально умирая, человек освобождается от тревог прошлого, от стереотипов и привычек, связывающих его с прошлым, создавая пространство для новых надежд. Совершая активность в направлении неизвестного под контролем общины, он проходит две стадии: отрешенность (detachment) и преображение (transfiguration). В результате этого болезненного для индивида процесса происходит ассимилирование и трансформирование нежелательных черт и достигается определенный уровень контроля над дальнейшей своей судьбой.

И.Е. Лилиенталь

СООТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Проблема психологической поддержки личности является в настоящее время одной из наиболее интересных и значимых научных проблем. Ее востребованность психологической и образовательной практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе. В условиях социально-экономического и духовного кризиса в стране ломка привычных стереотипов жизнедеятельности и возрастание потока агрессивно насыщенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям.

Осмысление содержания понятия «психологическая поддержка» предполагает соотнесение поддержки и психотерапии как психологических феноменов. Как отмечает Е.В. Шорохова, существует практически значимая связь между психотерапией и социально-педагогическими воздействиями [4].

Накопленный психотерапией опыт является весьма ценным для психологической практики. Выдвижение в последние годы новой модели психотерапии делает возможным использование психотерапевтических методов и установок в образовательном процессе.

Новая модель психотерапии - философская и психологическая - основана на первичном значении этого слова - «исцеление душой». С такой точки зрения основной целью использования психотерапевтического подхода в образовании является не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности. Подобная интеграция психотерапии и психологии сделает возможным выявление и использование возможностей отдельных психотерапевтических приемов и методов в процессе оказания психологической поддержки студентам.

Анализ медицинской и психологической литературы позволяет выделить два основных подхода к пониманию психотерапии. В широком смысле психотерапия трактуется как воздействие на психику человека психологическими факторами для лечения заболеваний и коррекции поведения.

В узком смысле психотерапию понимают как «применение специальных методов с лечебной или коррегирующей целью в первую очередь при невротических и неврозоподобных расстройствах, девиациях поведения». В своем узком смысле пси-

Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики

хотерапия выступает одним из видов профессиональной медицинской или психологической помощи, в отличие от психологической поддержки, которая может быть как профессиональной, так и непрофессиональной. В этом отношении психотерапия может рассматриваться как одна из разновидностей психологической поддержки.

С. Ледер, рассматривая психотерапию как многоплановое явление, выделяет следующие аспекты ее понимания:

1) как метод лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности;

2) как метод оказания влияния или воздействия, приводящий в движение процесс научения;

3) как метод инструментальной манипуляции, служащий целям социального контроля;

4) как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения

людей.

Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье - с социологическими, четвертое - с философией [2].

Анализ многообразия подходов к сущности психотерапии позволяет условно выделить две ее разновидности - клинически ориентированную и личностно ориентированную. Клинически ориентированная психотерапия преимущественно направлена на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики, а ее основными методами выступают гипноз, аутогенная тренировка, внушение.

Личностно ориентированная психотерапия ставит своей задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. В технологическом плане она представляет собой систему методов личностно-ориентированной, индивидуальной групповой психотерапии, посредством которых достигаются позитивные личностные изменения (коррекция нарушений системы отношений, неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов) [2].

Теоретическими и методологическими основами личностно ориентированной психотерапии выступают гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс, Франкл и др.) и концепция личности как системы взаимоотношений с окружающей средой (Мясищев, и др.).

В отечественной науке теория и технологии личностно ориентированной (реконструктивной) психотерапии в настоящее время разрабатывается Б. Д. Карва-сарским, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыковым и другими исследователями. В русле исследований этих авторов задачи личностно ориентированной психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания - самопонимании, отношении к себе и саморегуляции [2].

Система механизмов личностно ориентированной психотерапии включает в себя механизмы лечебного воздействия (эмоциональная поддержка и принятие) и психологические механизмы (идентификация, интернализация, интериоризация).

Эмоциональная поддержка для субъекта выступает в различных формах, к которым можно отнести следующие: 1) принятие его психотерапевтом и группой; 2) признания его личностной и человеческой ценности и значимости; 3) признание его самостоятельности, индивидуальности и права отличаться от других.

Значение эмоциональной поддержки состоит в том, что, благодаря ей создается атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и взаимопонимания, а это, в свою очередь, становится предпосылкой для преодоления защитных механизмов, тревоги и страха. Эмоциональная поддержка, означающая для пациента принятие его психотерапевтом (группой), приводит к тому, что он начинает принимать себя

(механизм, описанный К. Роджерсом) [3].

Психологический механизм идентификации отражает первый уровень перемен в системе отношений личности. Она выступает как следствие такого контакта индивида с психотерапевтом, который удовлетворяет его потребности (например, в признании, принятии или опеке).

Идентификация является основой для перехода к более глубокому уровню перемен, который осуществляется с помощью механизмов интернализации и инте-риоризации [3, с.238-239].

Сопоставление психологической поддержки и личностно ориентированной психотерапии как психологических феноменов показывает, что в их основе лежат общие цели и механизмы. Категориальный анализ подводит к заключению о том, что «психологическая поддержка» - понятие, обозначающее широкий круг феноменов межличностного взаимодействия, в том числе и такого, как личностно ориентированная психотерапия. Это, в свою очередь, дает основания для использования методов личностно ориентированной психотерапии в образовательной практике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ледер С. Этические вопросы психотерапии // Транскультурные исследования в психотерапии. - Л., 1989. - С.27-35.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарско-го. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752с.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Ун-верс», 1994. - 480с.

4. Шорохова Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины // Психология и медицина. - М., 1978. - 320с.

А.Г. Погорелов, Е.И. Погорелова ТРЕВОГА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

При анализе систем и моделей, отражающих психологические аспекты деятельности личности, можно увидеть, что тревогу не принято рассматривать как фактор ее регуляции (П.К. Анохин; В.Д. Шадриков, 1978; Б.Ф. Ломов и др., 1986; Дж. Аткинсон, 1957 и др.). Большей частью тревога рассматривается в связи с деятельностью человека в аварийных ситуациях, когда возникает угроза жизни и безопасности человека (М.А. Котик, 1987 и др.). Однако обеспечение безопасности, весьма часто выступает как альтернатива достижения цели, и рассматривается как удовлетворение потребности в безопасности. Роль тревоги здесь выражается в сигнализации опасности, а также в направлении нашей активности на ее преодоление.

Вместе с тем роль тревоги в деятельности представляется нам значительно шире. С одной стороны это связано с тем, что в основе выбора цели могут лежать разнообразные потребности, которые могут по-разному быть реализованы в деятельности. В этой связи недостижение цели ставит под угрозу удовлетворение этих потребностей, и соответственно создает угрозу определенной целостности личности, точно также как возникающая опасность в экстремальных условиях деятельности порождает угрозу жизни, т.е. угрозу ее физической целостности. С другой стороны цель является интегратором активности личности, ее смыслообразующим фактором. И здесь можно говорить о том, что угроза цели порождает у личности тревогу как интенциональное состояние, взаимодействие с которым позволяет лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.