Научная статья на тему 'Соотношение правовых категорий: «Право на жилище» и «Право на неприкосновенность жилища», применительно к статье 139 УК РФ'

Соотношение правовых категорий: «Право на жилище» и «Право на неприкосновенность жилища», применительно к статье 139 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
848
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ / HABITATION / SANCTITY OF THE HOME / CRIMINAL LAW / OBJECT OF CRIME / HOSING RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чепко Е. А.

В статье рассматривается соотношение правовых категорий: «право на жилище» и «право на неприкосновенность жилища», используемых в конституционном, жилищном и уголовном праве. На основе анализа содержания данных понятий, приводимых в различной нормативной и юридической литературе, определены основные признаки, характеризующие как сходство, так и различие, права на жилище и права на неприкосновенность жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение правовых категорий: «Право на жилище» и «Право на неприкосновенность жилища», применительно к статье 139 УК РФ»

Чепко Е.А.

Соискатель, кафедра уголовного права, Омская академия МВД России

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ: «ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ» И «ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА», ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СТАТЬЕ

139 УК РФ

Аннотация

В статье рассматривается соотношение правовых категорий: «право на жилище» и «право на неприкосновенность жилища», используемых в конституционном, жилищном и уголовном праве. На основе анализа содержания данных понятий, приводимых в различной нормативной и юридической литературе, определены основные признаки, характеризующие как сходство, так и различие, права на жилище и права на неприкосновенность жилища.

Ключевые слова: жилище, неприкосновенность жилища, Уголовный закон, объект преступления, право на жилище.

Keywords: habitation, sanctity of the home, Criminal law, object of crime, hosing rights.

В Российской Федерации «право на жилище» и «право на неприкосновенность жилища» относятся к числу основных конституционных прав гражданина, регламентации которых посвящены статья 25 и статья 40 Конституции РФ. Закрепляя основные конституционные права граждан на жилище и его неприкосновенность, законодатель использовал комплексные правовые институты не только отрасли конституционно права, но и таких отраслей как гражданское и жилищное право. Между тем, как показывает анализ юридической литературы, а также правоприменительной практики, часть ученых и юристов отождествляют разные по правовой природе и правовому режиму категории - «право на жилище» и «право на неприкосновенность жилища», что в свою очередь препятствует правильному толкованию объекта преступления, предусмотренного статьей 139 УК РФ.

Поскольку уяснение правовой природы и содержания «права на жилище» и «права на неприкосновенность жилища», позволит четко отграничить круг общественных отношений, которым в результате преступного посягательства причиняется значительный вред, позволим себе провести анализ вышеуказанных категорий.

Некоторые юристы полагают, что в основе определения содержания «права на жилище» должен лежать принцип отраслевой принадлежности данной правовой категории. К примеру, Скрипко В.Р., считает, что это право является исключительно конституционным, что в свою очередь предполагает юридическую возможность пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения [5, с.31].

Халдеев А.В. отмечает, что именно принадлежность категории «жилище» к конституционной отрасли права, способствует соединению сфер имущественных и личных интересов граждан, в которой находят свое выражение основные права и свободы человека, что и объясняет многоаспектный, комплексный характер жилища [6, с.10].

Иной позиции придерживается Богданов Е.В., который полагает, что: «право граждан на жилище есть разновидность субъективного гражданского права» [1, с.21-25].

На наш взгляд, наиболее аргументированной является позиция Пчелинцевой Л.М., которая совершенно справедливо отметила, что «право на жилище является субъективным правом граждан и с учетом его сложности и многоаспектности реализуется в различных по юридической природе правоотношениях - общих конституционных правоотношениях, организационных (административных), имущественных (гражданских) правоотношениях

и др. В этой связи, оно регулируется разнообразными по содержанию юридическими нормами, а не только той, в которой данное субъективное право сформулировано в общем виде [4, с.6].

В связи с этим, полагаем целесообразным сделать вывод, что право граждан на жилище по своему содержанию является более широкой правовой категорией, чем право на неприкосновенность жилища. Право на жилище, прежде всего, включает в себя фактическую возможность обладания вещью. То есть это право, обеспечивающее удовлетворение интересов, управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, находящуюся в сфере хозяйственного господства человека. Следовательно, статья 40 Конституции РФ провозглашает гарантии имущественных прав граждан, в числе которых не только само право на жилище, но и право на недопустимость его произвольного лишения, а также право на возможность улучшения жилищных условий.

Таким образом, в случае совершения посягательств на имущественные права граждан связанные с обладанием жилищем, действия виновного выходят за рамки состава преступления, предусмотренного статьей 139 УК РФ.

Право на неприкосновенность жилища, «выполняет охранительную функцию, юридически обеспечивая ограждение гражданина от вторжения в жилище (а тем самым и в частную жизнь) со стороны третьих лиц».

Нельзя не отметить, сложность структуры исследуемого «права на неприкосновенность жилища». Право на неприкосновенность жилища состоит из отдельных элементов:

- непосредственно право на неприкосновенность жилища, включающее в себя право на возможность уединения, как от отдельных лиц, так и общества в целом, обеспечивающие чувство безопасности личности в обществе;

- обязанность государства по созданию условий для осуществления права граждан неприкосновенность жилища;

- право-требование: право на недопустимость незаконного проникновения в жилище против воли, проживающих в нем лиц.

По мнению Красавчиковой Л.О.: «Право на неприкосновенность жилища, имеет свое особое содержание, которое обладает внутренней и внешней стороной. Внешняя сторона содержания данного права «выполняет охранительную функцию, юридически обеспечивая ограждение гражданина от вторжения в жилище (а тем самым и в частную жизнь) со стороны третьих лиц». Что касается внутренней стороны содержания права на неприкосновенность жилища, то, она «определяет меру свободы гражданина поступать в жилище по своему усмотрению... Гражданин (или его семья) сам определяет распорядок дня, время приема и состав гостей и т.д. Эта сторона содержания данного права юридически выражает свободу положительных действий самим управомоченным лицом [2, с.55].

О.Е. Кутафин отмечает разное содержание права на неприкосновенность жилища в конституционном и отраслевом аспектах: «В отличие от гражданского или жилищного права, где рассматривается обладание жилищем как вещью, предметом, определяющим условия существования человека, конституционное право имеет своей целью защитить блага личной жизни, возможности уединения. Оно рассматривает жилище как внешнюю сферу, границу сферы частной жизни людей, которая не может быть нарушена, за исключением строго установленных случаев. При этом для конституционного права не имеет значения, арендуются человеком используемые им жилые и подсобные помещения или принадлежат ему на праве частной собственности» [3, с.12-13].

Таким образом, право на неприкосновенность жилища, гарантированное статьей 25 Конституции РФ, являясь по своему содержанию производным по отношению к праву на жилище, относится к личным неимущественным правам граждан. Равно как и право на неприкосновенность частной жизни, а также право на личную и семейную тайну. Социальное назначение основного права на неприкосновенность жилища иное, чем у права на жи-

лище, - оно состоит в юридическом обеспечении нематериальных потребностей личной жизни гражданина. Право на неприкосновенность жилища является одним из правомочий более широкого субъективного права - права на охрану личной жизни.

В то же время, было бы неверным утверждать, что данные правовые категории являются взаимоисключающими, поскольку без права на жилище не возникает права на его неприкосновенность, а без права на неприкосновенность, жилище перестает быть таковым. Следовательно, оба понятия являются взаимосвязанными, но разными по правовому содержанию.

Литература

1. Е.В. Богданов - Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. - 2003. - №4. - С.21-25

2. Л.О. Красавчикова - Жилищное право и личные неимущественные права граждан // Актуальные проблемы жилищного права. - 2003. - №10.- С. 55

3. О.Е. Кутафин - Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации.// [Электронный ресурс] - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант полюс».

4. Л.М. Пчелинцева - Проблемы исследования природы и содержания конституционного права на жилище// Конституционное и муниципальное право. - 2004. - №2.

5. В.Р. Скрипко - Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище// Государство и право. - 2002. -№12. - С.31

А.В.Халдеев - О концепции «жилища» в практике Европейского суда по правам челоб. века// Жилищное право. -2007. -№6. -С.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.