Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный суверенитет / технологический суверенитет / соотношение / информационная безопасность / информационные технологии / information sovereignty / technological sovereignty / ratio / information security / information technology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Э.Д. Гаврилова

Автор изучает соотношение технологического и информационного суверенитета в юридической науке для точной реализации соответствующих концепций. Установлено, что в определении технологического суверенитета делается акцент на уровень независимости отечественных разработок и их внедрения в процесс производства, в определении информационного – на обеспечение безопасности данных пользователей сети «Интернет». Автор считает, что в исследуемом соотношении информационный суверенитет выступает «целым», технологический – «частью», предлагает закрепить данное соотношение в теории государства и права, а также в действующем законодательстве РФ, документах стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF TECHNOLOGICAL AND INFORMATION SOVEREIGNTY IN LEGAL SCIENCE

The author studies the correlation of technological and information sovereignty in legal science for the accurate implementation of relevant concepts. It is established that in the definition of technological sovereignty, emphasis is placed on the level of independence of domestic developments and their implementation in the production process, in the definition of information – on ensuring the security of data of Internet users. The author believes that in the studied relationship, information sovereignty acts as a "whole", technological sovereignty as a "part", and proposes to consolidate this relationship in the theory of state and law, as well as in Russian legislation, strategic planning documents.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Э.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет, (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-1-182-184

Аннотация. Автор изучает соотношение технологического и информационного суверенитета в юридической науке для точной реализации соответствующих концепций. Установлено, что в определении технологического суверенитета делается акцент на уровень независимости отечественных разработок и их внедрения в процесс производства, в определении информационного - на обеспечение безопасности данных пользователей сети «Интернет». Автор считает, что в исследуемом соотношении информационный суверенитет выступает «целым», технологический - «частью», предлагает закрепить данное соотношение в теории государства и права, а также в действующем законодательстве РФ, документах стратегического планирования.

Ключевые слова: информационный суверенитет, технологический суверенитет, соотношение, информационная безопасность, информационные технологии.

В современной политико-правовой действительности особое значение приобретает необходимость развития в России приоритетных технологий и повышения конкурентоспособности отечественных разработок, а также оперативной и всеобъемлющей реакции Российского государства на требующие незамедлительного решения проблемы в научно-технической сфере. Известное политике и теории государства и права содержание концепции суверенитета дополняется: происходят этапы становления и развития технологического и информационного суверенитета, соотношение которых имеет значение. Так, на первый взгляд, содержание данных категорий является схожим, однако для целей наиболее точной реализации соответствующих концепций требуется внесение ясности в соотношение данных категорий: оно определяется их сущностью, содержанием, функциональным значением и влияет на специфику проводимых мер. В этой связи представляется интересным соотношение технологического и информационного суверенитета.

Когда мы говорим о технологическом суверенитете, мы подразумеваем, что физическое или юридическое лицо, публично-правовое образование самостоятельно решает, какие действие он может пред-

принять относительно технологий в научной и практической сфере. В Концепции технологического развития закреплено «право на риск», в соответствии которым ответственные за результаты должностные лица должны быть добросовестны в случае недостижения поставленных результатов [1]. Думается, под технологическим суверенитетом понимается способность государства предпринимать меры для сохранения устойчивости приоритетных отраслей и для обеспечения высокого уровня независимости в создании и функционировании критических технологий и иных разработок. В юридической литературе под технологическим суверенитетом также понимается способность государства с помощью различных имеющихся у него ресурсов сохранять свой кадровый, промышленный, технологический потенциал для достижения научно-технического развития [2, с. 88]. Несомненно, это затрагивает инновационные технологии в информационной сфере, относимых авторами к объектам технологического суверенитета.

В современной действительности все чаще происходят компьютерные атаки на базы данных пользователей сети «Интернет», появляется возможность третьих лиц следить за гражданами и их личной жизнью с использованием технических

средств, что обуславливает содержание информационного суверенитета: защита от данных угроз. Определение информационного суверенитета в юридической литературе является дискуссионным. Понимается способность лиц контролировать целостность, надежность и безопасность передачи обработки данных пользователей сети «Интернет». С другой стороны, делается акцент на способность именно государства самостоятельно осуществлять защиту от соответствующих угроз.

Видится перспективным утверждение дополнительных правил, регулирующих анонимность в сети «Интернет» для своевременного пресечения преступной деятельности, подрывающим безопасность данных российский пользователей.

Сходство данных подходов заключается в определении сущности информационного суверенитета. Основной задачей становления информационного суверенитета является обеспечение безопасности отечественной базы данных, в том числе персональных данных пользователей информационной сети. Различие между изложенными подходами заключается в определении круга субъектов, непосредственно связанных с реализацией концепции информационного суверенитета: в одном случае - исключительно государство в контексте осуществления информационной политики, в другом случае - все субъекты правового регулирования.

Ранее нами было установлено, что информационный и технологический суверенитет не являются тождественными понятиями. В определении технологического суверенитета делается акцент на уровень независимости отечественных разработок и их внедрения в процесс производства. В свою очередь, в понятии информационного суверенитета затрагиваются вопросы обеспечения безопасности данных пользователей сети «Интернет».

На наш взгляд, определение информационного суверенитета представляется более широким, чем определение технологического, поскольку информационные технологии — это материальная основа постиндустриального общества, охватывающая все сферы жизни граждан. В этой связи следует утверждать, что информационный и технологический суверенитет соотносятся как целое и часть.

Исходя из вышеизложенного, следует утверждать, что концепции информационного и технологического суверенитета соотносятся как целое и часть, где информационный суверенитет - «целое», технологический - «часть». Закрепление данного соотношения в теории государства и права, а также в действующем законодательстве РФ, документах стратегического планирования позволит сделать работу по обеспечению данных суверенитетов более конкретной, станет основой для утверждения ряда дополнительных правил.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года») // СЗ РФ. 29.05.2023. № 22. ст. 3964.

2. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2022. - Т. 8 (74). № 4. - С. 88-96.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF TECHNOLOGICAL AND INFORMATION

SOVEREIGNTY IN LEGAL SCIENCE

E.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The author studies the correlation of technological and information sovereignty in legal science for the accurate implementation of relevant concepts. It is established that in the definition of technological sovereignty, emphasis is placed on the level of independence of domestic developments and their implementation in the production process, in the definition of information - on ensuring the security of data of Internet users. The author believes that in the studied relationship, information sovereignty acts as a "whole", technological sovereignty as a "part", and proposes to consolidate this relationship in the theory of state and law, as well as in Russian legislation, strategic planning documents.

Keywords: information sovereignty, technological sovereignty, ratio, information security, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.