Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ'

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5454
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮРОКРАТИЯ / БЮРОКРАТИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / BUREAUCRACY / MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грачев Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются такие категории, как бюрократия и бюрократизм. Доказывается, что бюрократия и бюрократизм есть явления объективной действительности, без которых не может существовать ни одно организованное общество. Вместе с тем, такие дефиниции являются не тождественными по своему содержанию, а выступают как общее и частное, где бюрократия заключается в определенной административной организации, а бюрократизм - в конкретных негативных свойствах ее проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF BUREAUCRACY AND BUREAUCRACY

The article considers such categories as bureaucracy and bureaucracy. It is proved that bureaucracy and bureaucracy are phenomena of objective reality, without which no organized society can exist. At the same time, such definitions are not identical in content, but act as general and particular, where the bureaucracy is in a certain administrative organization, and bureaucracy is in the specific negative properties of its manifestation.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ»

УДК 342.5

Дмитрий Валерьевич Грачев, магистрант 3 курса заочной формы обучения Института магистратуры и аспирантуры ФГБОУ «Саратовская государственная юридическая академия» по направлению «Актуальные проблемы теории и практики правового регулирования

в современном российском государстве» E-mail: d.grachev@lenta.ru

Dmitry Valerevich Grachev, 3-year undergraduate correspondence courses Graduate Institute and graduate school

FSBEI «Saratov State Law Academy» in the direction of «Actual problems theories and practices of legal regulation in the modern Russian state»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ

В статье рассматриваются такие категории, как бюрократия и бюрократизм. Доказывается, что бюрократия и бюрократизм есть явления объективной действительности, без которых не может существовать ни одно организованное общество. Вместе с тем, такие дефиниции являются не тождественными по своему содержанию, а выступают как общее и частное, где бюрократия заключается в определенной административной организации, а бюрократизм - в конкретных негативных свойствах ее проявления.

Ключевые слова: бюрократия, бюрократизм, управление, административная организация.

CORRELATION OF THE CONCEPTS OF BUREAUCRACY AND BUREAUCRACY

The article considers such categories as bureaucracy and bureaucracy. It is proved that bureaucracy and bureaucracy are phenomena of objective reality, without which no organized society can exist. At the same time, such definitions are not identical in content, but act as general and particular, where the bureaucracy is in a certain administrative organization, and bureaucracy is in the specific negative properties of its manifestation.

Key words: bureaucracy, bureaucracy, management, administrative organization.

Бюрократия и бюрократизм - это два неизбежных явления, с которыми сталкивается каждое государство в процессе управления страной.

Вопросу соотношения указанных дефиниций посвящено немало работ, некоторые из авторов отождествляют такие категории, некоторые рассматривают как общее и частное1.

На наш взгляд, не следует напрямую отождествлять бюрократизм и бюрократию, они представляют собой разные понятия. Бюрократизм - это общественное явление, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами насе-

1 См., например: Анурин В.Ф., Садулина А.М. Бюрократия: взгляды «извне» и «изнутри» // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 29-38; Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М., 1990; Волкова И.И., Борисов Г.А. Дебюрократизация системы муниципального управления: сущность, принципы, задачи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). С. 54-59; Воротников А.А. Бюрократическая служба: разнообразие подходов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2005. № 10. С. 103-110; Он же. Бюрократия и государство: история взаимоотношений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4. С. 103-113; Денисов С.А. Бюрократия и позитивное право // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2000. № 2. С. 131-143; Кузнецова Е.Е. Проблема борьбы с бюрократизмом в системе государственного управления // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 6/2. С. 179-182; Оболенский А.В. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса) // Государство и право. 1993. № 12. С. 1016-1024; Сухонос В.В. Электронное правительство как антибюрократическая государственная технология: теоретико-правовая характеристика // Проблемы законности. 2015. № 130. С. 35-44 и др.

ления. Бюрократия - это способ административной организации, построенный на формальных началах, а бюрократизм - совокупность свойств и принципов, определяющих бюрократически организованную управленческую систему, характерными чертами которой являются излишняя усложненность, нескончаемый документооборот, разветвленность аппарата и чрезмерная формальность1.

Как отмечал М. Вебер, именно бюрократия является идеальной моделью государственного управления, которая построена на жестких бюрократических принципах: авторитарной власти начальника, который принимает решения, отдает распоряжения подчиненным и контролирует их исполнение. Задача служащих административного аппарата при этом заключалась только в том, чтобы применять полезные управленческие принципы в конкретных ситуациях. Однако теория не в полной мере оправдала ожидания на практике из-за многочисленных сложностей, существующих в управлении.

По нашему мнению, категория «бюрократия» не есть отрицательная категория, несмотря на то, что некоторые авторы выделяют исключительно ее негативные черты. Государство не существует само по себе, так и или иначе кто-то должен вести его дела, на основании определенных правил. В связи с этим появляются определенные категории служащих, а также некая государственная система, включающая в себя различного рода организации и учреждения, деятельность которых направлена в целях упорядочивания общественных процессов, для организации связей между отдельными участниками общественной жизни, а также между ними и обществом в целом. Такие представители государства (служащие) абсолютно объективно и логично получают конкретные полномочия для осуществления задач государства. Однако, как отмечает Б.П. Курашвили, зачастую управленцы действуют не в интересах общества и государства, а в целях удовлетворения лиц, чьими действиями они были поставлены на такие должности2.

Проявился иной характер деятельности, именуемый бюрократизмом. Бюрократизм изменил характер поведения чиновников и принципы их деятельности. Многие считают (и небезосновательно), что государство в лице бюрократии не желает помогать гражданам, а, наоборот, стремится к отчуждению власти от народа, концентрируя при этом все управление и контроль в своих руках. В сознании людей четко формируется мнение, что все цели, которые государство ставит перед бюрократическим аппаратом, превращаются в погоню за чинами и это влечет формальное исполнение обязанностей3.

Бюрократия и бюрократизм имеют общие истоки своего появления как социально-политического феномена. Специфика последнего из этих явлений состоит в том, что бюрократизм - это своего рода атрибут, дополнительный признак бюрократии как одной из форм административной организации. Бюрократизм как особый атрибут имеет в современном обществе негативный характер и отрицательно оценивается гражданами, что понижает авторитет бюрократии в целом. Следует прибегнуть к методам борьбы с излишней официальностью, обезличенностью и незаинтересованностью чиновников, чтобы восстановить истинное предназначение бюрократии, сформировать положительное отношение к данному явлению в глазах населения.

Бюрократизм - свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности, характеристика процесса отчуждения государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель, формализм, служебную волокиту.

Если бюрократия служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления, то бюрократизм применяется как негативное свойство бюрократии, как

1 См.: Кабашов С.Ю. Бюрократия: Теоретические концепции: учебное пособие. М., 2017. С. 84.

2 См.: Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. М., 1988. С. 18.

3 См.: Прима А.Н. Бюрократия и бюрократизм: общее и особенное // Право. Общество. Государство: сборник научных трудов студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2018. С. 38.

групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти. С учетом признанной модели бюрократии мы получаем бюрократию рациональную и иррациональную.

Таким образом, если положительная сторона бюрократии включает в себя: подчинение ее членов одной только власти в отношении их безличных должностных обязанностей; существование четко установленной иерархии должностей; наличие должной компетенции чиновников; осуществление ими управленческой деятельности на основе назначения и в силу контракта; назначение их на должность производится согласно профессиональной квалификации; получение служащими за свою работу постоянных денежных окладов и определенных социальных гарантий, включая право на пенсионное обеспечение; рассмотрение чиновниками службы как единственной или главной профессии, по которой возможен карьерный рост; запрет на присвоение должностным лицом как доходов, связанных с должностным положением, так и самой должности, средств управления; существование контроля и строгой служебной дисциплины в отношении чиновников и др.

Соответственно, отрицательная сторона бюрократии состоит в иррациональности, что в свете представленных определений следует считать бюрократизмом1.

Если в управленческой деятельности доминирует рационализм и, соответственно, рациональная сторона бюрократии, то мы имеем дело с рациональной бюрократией, выполняющей свое основное предназначение - эффективное управление. Если такого преобладания нет, то перед нами, соответственно, иррациональная бюрократия, которая не выполняет в достаточной степени своего предназначения, что в негативном проявлении предстает как бюрократизм.

Таким образом, бюрократизм выступает возможным проявлением такого явления как бюрократия, он несет в себе преломление отрицательных качеств бюрократии, выражающихся в определенных действиях (бездействиях) ее представителей. Вместе с тем, в процессе управления социальными сферами и организации общества бюрократизм не может существовать сам по себе - он непосредственно связан с бюрократией и заключается в проявлении преимущественно личных и корпоративных интересов представителей бюрократии, которые преобладают над объективными государственными и общественными интересами в рамках исполнения служебных обязанностей. Поэтому там, где бюрократия может эффективно решать общегосударственные дела, методично выполняя возложенные на нее государством функции, бюрократизм решает существующие задачи государственного управления неэффективно, а нередко подобные решения вступают в прямое противоречие с общественными интересами, что естественно существенно отдаляет всех от цели построения сильного и правового государства.

Список литературы

1. Анурин В.Ф., Садулина А.М. Бюрократия: взгляды «извне» и «изнутри» // Социологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 29-38.

2. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). - М.: Издательство Московского университета, 1990. - 116 с.

3. Волкова И.И., Борисов Г.А. Дебюрократизация системы муниципального управления: сущность, принципы, задачи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2014. - № 16 (187). - С. 54-59.

4. Воротников А. А. Бюрократическая служба: разнообразие подходов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2005. - № 10. - С. 103-110.

5. Воротников А. А. Бюрократия и государство: история взаимоотношений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 4. - С. 103-113.

6. Денисов С.А. Бюрократия и позитивное право // Российский юридический журнал. Екатеринбург. -2000. - № 2. - С. 131-143.

1 См.: Прокуратов И.В. Бюрократизм на государственной службе: проблемы определения // Личность. Культура. Общество. 2010. Том XII. Вып. 2. № 55-56. С. 321-324.

7. Кабашов С.Ю. Бюрократия: Теоретические концепции: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. -

330 с.

8. Кузнецова Е.Е. Проблема борьбы с бюрократизмом в системе государственного управления // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 6/2. - С. 179-182.

9. Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М.: Знание, 1988. - 63 с.

10. Оболенский А.В. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса) // Государство и право. - 1993. -№ 12. - С. 1016-1024.

11. Прима А.Н. Бюрократия и бюрократизм: общее и особенное // Право. Общество. Государство: сборник научных трудов студентов и аспирантов. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2018. - 184 с.

12. Прокуратов И.В. Бюрократизм на государственной службе: проблемы определения // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Том XII. - Вып. 2. - № 55-56. - С. 321-324.

13. Сухонос В.В. Электронное правительство как антибюрократическая государственная технология: теоретико-правовая характеристика // Проблемы законности. - 2015. - № 130. - С. 35-44.

List of references

1. Anurin V.F., Sadulina A.M. Byurokratiya: vzglyady «izvne» i «iznutri» // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Bureaucracy: views «from the outside» and «from the inside» // Sociological studies]. - 2010. - № 2. - Pp. 29-38.

2. Borisov V.K. Demokratizatsiya obshchestva i preodoleniye byurokratizma (sotsial'no-politicheskiy aspekt) -[The democratization of society and the overcoming of bureaucracy (socio-political aspect)]. - M.: Publishing house of Moscow University, 1990. - 116 p.

3. Volkova 1.1., Borisov G.A Debyurokratizatsiya sistemy munitsipal'nogo upravleniya: sushchnost', printsipy, zadachi // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. [Debureaucratization of the municipal administration system: essence, principles, tasks // Scientific reports of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law]. - 2014. - № 16 (187). - Pp. 54-59.

4. Vorotnikov A.A. Byurokraticheskaya sluzhba: raznoobraziye podkhodov // Vestnik Saratovskoy gosu-darstvennoy yuridicheskoy akademii [Bureaucratic service: a variety of approaches // Bulletin of the Saratov State Law Academy]. - 2005. - № 10. - Pp. 103-110.

5. Vorotnikov A.A. Byurokratiya i gosudarstvo: istoriya vzaimootnosheniy // Vestnik Saratovskoy gosudarstven-noy yuridicheskoy akademii [Bureaucracy and the state: history of relationships // Bulletin of the Saratov State Law Academy]. - 2014. - № 4. - Pp. 103-113.

6. Denisov S.A. Byurokratiya i pozitivnoye pravo //Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. Yekaterinburg [Bureaucracy and positive law // Russian Law Journal. Yekaterinburg]. - 2000. - № 2. - Pp. 131-143.

7. Kabashov S.Yu. Byurokratiya: Teoreticheskiye kontseptsii: uchebnoye posobiye. - [Bureaucracy: Theoretical concepts: a training manual]. - M.: Infra-M, 2017. - 330 p.

8. Kuznetsova E.E. Problema bor'by s byurokratizmom v sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Istori-cheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. [The problem of the fight against bureaucracy in the system of public administration // Historical and socio-educational thought]. - 2017. - V. 9. - № 6/2. - Pp. 179-182.

9. Kurashvili B.P. Bor'ba s byurokratizmom [The fight against red tape]. - M.: Znaniye, 1988. - 63 p.

10. Obolensky A.V. Byurokratiya i byurokratizm (k teorii voprosa) // Gosudarstvo i pravo [Bureaucracy and bureaucracy (to the theory of the issue) // State and Law]. - 1993. - № 12. - Pp. 1016-1024.

11. Prima A.N. Byurokratiya i byurokratizm: obshcheye i osobennoye // Pravo. Obshchestvo. Gosudarstvo: sbornik nauchnykh trudov studentov i aspirantov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo instituta (filiala) federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Vserossiyskiy gosudarstvennyy universitet yustitsii (RPA Minyusta Rossii)» [Bureaucracy and bureaucracy: general and special // Law. Society. State: a collection of scientific papers of students and graduate students. - St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)»], 2018. - 184 p.

12. Prokuratov I.V. Byurokratizm na gosudarstvennoy sluzhbe: problemy opredeleniya // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo [Bureaucracy in the public service: problems of determination // Personality. The culture. Society]. -2010. - Volume XII. - Issue 2. - № 55-56. - Pp. 321-324.

13. Sukhonos V.V. Elektronnoye pravitel'stvo kak antibyurokraticheskaya gosudarstvennaya tekhnologiya: teo-retiko-pravovaya kharakteristika //Problemy zakonnosti. [E-government as an anti-bureaucratic state technology: theoretical and legal characteristics // Problems of legality]. - 2015. - № 130. - Pp. 35-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.