УДК: 130.3
Г. В. Иойлева
Соотношение перцептивного и операционного сознания
В статье дан анализ структуры сознания и механизма его функционирования. Раскрывается тесная связь между сознанием, чувством, мотивацией и поведением, ибо осознавать явления и события - значит мысленно включать их в связи объективного мира. Перцептивное сознание понимается как система внутреннего видения внешнего мира, что составляет сущность сознательного восприятия; операционное сознание - система оперирования знанием. Делается вывод, что перцепция (чувства) и мышление при этом выступают основными «поставщиками» и преобразователями информации в общей структуре сознания.
The article presents the analysis of consciousness structure and functional mechanisms, demonstrating the interconnection between consciousness, feeling, motivation and action since to understand phenomenae and actions means to regard them in the perspective of the objective world connections. Perceptive consciousness is treated as a system of the inner seeing of the outer world that is the essence of conscious perception, while operational consciousness is regarded as a system of operating knowledge. The author argues that perception (feelings) and thinking act as major information sources and transformers in the general consciousness structure.
Ключевые слова: сознание, информация, мышление, перцепция.
Key words: consciousness, information, thinking, perception.
XXI век обещает стать столетием философии сознания. После многочисленных неудач в объяснении того, как мысли соотносятся с видимым миром, как res cogitans сцепляется с res extensa, как ощущения дают представление о внешнем мире, исследования сознания были переведены в разряд специфических. Практически все современные философы соглашаются с выводом о том, что сознанию невозможно дать логическое определение. Вряд ли теория сознания может быть выстроена в виде когерентной системы принципов с приведением необходимых и достаточных условий. Таким же самообманом будет поиск определения сознания на основе редукции его к элементарным, базисным структурам. Но понять сознание как единство двух уровней отражения - интенциального и рефлексивного, обусловливающих наличие в сознании континуаль-
© Иойлева Г. В., 2013
ного и дискретного пластов, представляется возможным. Такой подход предполагает, что осмыслению подвергается не просто сам факт сознания, а его действительное существование в форме некоторого общего, совокупного результата человеческой деятельности [11, с. 37].
Общепринято положение о том, что отражение в сознании поступающей извне информации, формирование в сознании образа внешнего мира - это не пассивный процесс, а активная деятельность, которая обеспечивается так называемым механизмом «фокусированного внимания». Несомненно, что у человека функция фокусированного внимания тесно связана с осуществлением высших психических функций на уровне сознательного опыта. Нервный механизм фокусированного внимания является как бы «органом отбора» значимой информации для сознания. И здесь следует отметить, что нервный механизм фокусированного внимания, с помощью которого осуществляется селекция значимой информации и локальная активация «творческих», в данный момент корковых, участков, нельзя считать субстратом сознания. Он является лишь необходимым элементом сложно организованной мозговой системы, обеспечивающей у человека обработку сенсорной информации и другие формы когнитивной деятельности на сознательном уровне.
Существуют общие представления о сущности и механизмах отдельных актов сознания (внешних раздражителей и внутренних состояний субъекта). Сознание - это мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума [3, с. 139].
В настоящее время уже не вызывает сомнения богатый клинический и физиологический материал, накопленный при нейрохирургических операциях, который показывает, что наличие сознания прямо зависит от импульсов из «подкорки». Очевидно, время в несколько сот миллисекунд необходимо для обработки информации в центральных отделах нервной системы, в частности, для сличения сигнала с его образом и словесным символом, которые хранятся в памяти, в результате чего и происходит осознание. Это весьма сложный процесс последовательных преобразований входной информации и передачи её в кратковременную, так называемую ико-ническую память, чем обеспечивается отражение явлений окружающей действительности в сознании человека.
Следовательно, для осознания какого-либо явления внешнего мира необходимо, чтобы оно вызвало возбуждение в высших отделах ЦНС, длящееся, как минимум, несколько сот миллисекунд, и
активировало бы связи между структурами, ведающими функцией речи. Для вербализации и осознания внешнего раздражителя, несловесного или словесного, существенно необходимо, чтобы «сенсорная импульсация поступила в левое полушарие, которое у взрослого человека чётко латерализовано относительно моторной функции речи» [6, с. 48].
В современной научной литературе область локализации сознания в головном мозге определяется как совокупность нейронных структур, охваченных «циклическими процессами прогонки информации» [8, с. 636] - процессами интроспекции, внутреннего видения (как внешних объектов, так и конструируемых внутри представлений и образов), подразумевающими способность обозревать результаты внутренней работы, осуществлять просмотр формируемых внутри сигналов, представлений и образов. Данные процессы позволяют вовлекать в процедуру осознания любую поступающую извне информацию. Именно этим и задаётся основа для сознательного восприятия окружающего мира. То есть, в процессе переработки информации, хранящейся в памяти, происходит узнавание (отождествление) своего собственного содержания, которое может быть психически переживаемым процессом внутреннего видения или осознания (при повторном вводе информации по каналам обратных связей) [9, с. 247].
При этом оказывается, что необходимым условием возникновения ощущения осознания как психического феномена является сопоставление, синтез сенсорной информации и информации, хранящейся в памяти. Это видно из модели сознания, представленной В. Маунткаслом. Согласно ему, кора больших полушарий головного мозга имеет модульную организацию. Параллельная работа модулей распределённой структуры сопровождается непрерывными, т. е. организационно-параллельными во времени, процессами обработки информации в модулях. Поэтому мозг является параллельно-аналоговой (параллельно-параллельной) системой обработки данных. Однако в областях, охваченных циклическими процедурами осознания, непрерывные процессы заменяются дискретной последовательной обработкой данных, и сознание можно охарактеризовать как систему параллельно-последовательного действия.
Таким образом, у сознания есть как бы две формы проявления: внутренняя - чисто ментальная, имеющая субъективную (ощущения, эмоциональные оценки, желания, осознание себя, интуиция, озарение, образное мышление) и объективную (внутренняя интел-
лектуальная работа, состоящая из логико-вербального и ассоциативно-рассудочного анализа) стороны, и внешняя - состоящая из эффекторных проявлений.
Согласно В.Я. Сергину, именно перцептивное сознание представляет собой систему внутреннего видения внешнего мира, что и составляет сущность сознательного восприятия. «Большая ёмкость сенсорной памяти и повторная фиксация поступающей информации на каждом цикле прогонки обеспечивает полноту, детальность и точность образов сознательного восприятия. Краткий срок хранения обусловливает быструю деградацию не подтверждённой сенсорным опытом информации и готовность к восприятию новой информации» [14, р. 312]. И напротив, операционное сознание представляет собой систему обработки данных с КП (кратковременной памятью), которая осуществляет такие высшие функции, как рассудочное мышление, воображение и рефлексию. Оно позволяет осуществлять просмотр формируемых внутри сигналов, представлений и образов, но небольшая ёмкость КП ограничивает его возможности как системы внутреннего видения. В мысленных образах мало подробностей, они схематичны и смазаны по сравнению с полными, детальными и точными образами восприятия. Однако эти схематичные образы и небольшие наборы данных удобны для быстрой обработки, что облегчает выполнение сложной совокупности операций, составляющих такие процессы сознательной деятельности мозга, как порождение речи, дискурсивное мышление или воображение [13, р. 25]. Научные данные свидетельствуют, что операционное сознание работает во времени последовательно. Система последовательного действия является универсальным средством реализации логических высказываний и рассуждений, что определяет её широкие операционные возможности.
Таким образом, можно сказать, что в КП операционного сознания содержатся только те данные, которые актуально осознаются, тогда как ДП (долговременная память) играет основную роль в процессах распознавания и идентификации поступающей сенсорной информации. Коррелирующие взаимодействия нейронных структур сознания с ДП и когнитивными структурами подсознания порождают как раз феномены сознательной деятельности мозга. Последние опираются на процесс повторения, который сам, в свою очередь, является феноменом, присущим только сознанию. Центральным «фокусирующим» является зрительное повторение (воображение). Оно не может быть ничем иным, как сенсомоторным воспроизведением информации, хранящейся в кратковременной
зрительной памяти, что обеспечивает создание искусственного «внешнего» образа, идентичного внутреннему [8, с. 628-636].
Многие зрительные образы, хранящиеся в ДП, а также их признаки и свойства обозначаются словами и, следовательно, дополнительно закодированы паттернами речевой моторной системы. Чтобы вызвать (визуализировать) образ, достаточно его назвать про себя или вслух. Называя определённое слово, мы активируем речевую моторную систему, которая осуществляет «выборку» [10, с. 89] специфической информации из ДП. Таким образом, выясняется, что процедура повторения является базовым операционным средством дискурсивного мышления, воображения и рефлексии. Дискурсивное мышление связано с кодированием информации паттернами речевой моторной системы. Функционирование данной системы осуществляется посредством выбора единственной из множества потенциальных команд, их последовательного выполнения и строгой связанности последовательных действий [8, с. 629-633]. Схематизм, жёсткая однозначность и логичность дискурсивного мышления формируются программным аппаратом моторной системы. И наши ощущения усилия и воли, связанные с дискурсивным мышлением, как раз обусловлены использованием моторной системы. Так, согласно моторной теории мышления Кохена, усилие, затрачиваемое на производство мысли, есть не что иное, как усилие, прилагаемое для создания моторной активности, которая вызывает мысль. В отсутствие же волевых усилий имеет место мышечная релаксация. Следовательно, отсутствует механизм, определяющий последовательность и жёсткую связность процесса мышления. В этом случае «обмен информацией между кратковременной и долговременной памятью может осуществляться в соответствии со свободными ассоциациями, так как он не контролируется моторной системой» [12, р. 19]. Феноменологически это может выражаться в спонтанности или слабой связанности следующих друг за другом мыслей, непоследовательности содержательных представлений, многозначности образов и т. п.
Ясно, что спонтанная перестройка сознания определяет подвижность, чуткость к эмоциональному состоянию и непредсказуемость «свободного» мышления [15, р. 883]. Такое свободное мышление является подсознательно управляемым процессом и, возможно, доставляет нам большую часть творческих находок и нетривиальных решений. Но следует, несомненно, помнить, что оно ограничивается общезначимыми, формально-социальными обще-
ственными нормами, диктуемыми от лица государства и имеющими внешне принудительную - моральную и правовую - силу.
Операционное сознание представляет собой систему оперирования знанием. Её базовым операционным средством является процедура повторения, которая включает в себя сенсомоторное воспроизведение внутренней информации. Моторная имитация внутренней информации (например, порождение речи) есть механизм отчуждения информации от субъекта и средство передачи её вовне. Отсюда, естественно, вытекает важнейшее свойство сознания, которое проявляется в способности субъекта сообщить своё знание другому. Но прежде чем быть переданным другому, оно должно быть, естественно, представимо сначала себе. А представи-мо оно может быть через тождество механизмов сознания и социального контакта. По Л.С. Выготскому, сознание и есть как бы социальный контакт с самим собой [1, с. 29]. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими в системе понятий, выработанных в процессе обучения. Этот переход к словесной интроспекции с обобщением внутренних психических форм активности осуществляется на основе внутренней речи, которая не имеет специальной функции. «Внутренняя речь по самой своей функции не предназначена для сообщения, эта речь для себя, протекающая в совершенно иных внутренних условиях, чем внешняя, и выполняющая совершенно иные функции» [1, с. 29].
Наше восприятие окружающего мира - результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир. Эти антенны - наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот, кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. Поиск же и выбор сигналов зависят от уровня врождённых потребностей и приобретённых в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов - эмоций и чувств.
Разумеется, на самом деле всё это не так просто. Традиционно западная психология признаёт два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой - состояние бодрствования, или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбирать и истолковывать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зави-
симости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование - это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности. Это нормальное состояние сознания является, тем не менее, состоянием, которое не имеет реальности в себе. На самом деле это - идеальное состояние, которое в основном проявляется лишь в нашей способности эффективно расшифровывать поступающую информацию [1, с. 135].
Многообразие отдельных состояний сознания образует ещё одну группу его значений. Они проявляются в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других. Подобные состояния сознания часто обнаруживают смысловые оттенки, порождаемые бессознательными, неосознаваемыми или телесными факторами [2, с. 135]. Среди различных состояний сознания, образующих «фон» нашей психической жизни, активное бодрствование, присущее экс-травертированному сознанию, является тем состоянием, которое обеспечивает человеку связь с внешним миром, постоянно интегрируя поступающие извне сигналы. Активация нашего организма основывается на мотивации и восприятии, неразрывно связанных друг с другом на уровне экстравертированного сознания.
Осознание внешнего мира, связанное с мотивацией, не бывает нейтральным, оно постоянно окрашивается эмоциями и чувствами, определяемыми нашим пониманием сигналов и контекста, в котором развёртывается действие. Нельзя говорить о мотивации, не учитывая сопутствующего ей аффективного компонента. Существует тесная связь между сознанием, чувством, мотивацией и поведением. Осознавать явления и события - значит мысленно включать их в связи объективного мира, видеть, воспринимать их в этих связях. В этом заключается основная жизненная функция сознания. В патологическом сознании это отсутствует, нарушается. Происходит дезориентация, утрата ориентировки в пространственных и временных отношениях. Природа процесса осознания находит себе показательное выражение в осознании психических явлений, чувств, переживаний [7, с. 311].
У. Джемс при характеристике сознательных процессов выделяет четыре существенные черты: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания; 2) в границах личного сознания его состояния изменчивы; 3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений; 4) одни объекты сознание воспринимает положительно, другие отвергает, осуществляя постоянно между ними выбор.
В реальности мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого: между ними нет никакого непосредственного обмена, никакая мысль одного личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли другого сознания. Абсолютная разобщенность сознаний, не поддающийся объединению плюрализм составляют психологический закон.
В сознании происходят непрерывные перемены. Но это не означает, что ни одно состояние сознания не обладает продолжительностью. Следует подчеркнуть тот факт, что ни одно минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Наша чувственная восприимчивость постоянно изменяется, так что один и тот же предмет редко вызывает у нас прежнее ощущение. Каждая отдельная мысль о каком-нибудь предмете уникальна и имеет лишь родовое сходство с другими нашими мыслями о том же предмете. И мысль, с помощью которой мы познаем реальные факты, всегда есть мысль о предмете плюс новые отношения, в которые он поставлен, - мысль, связанная с сознанием того, что сопровождает ее в виде неясных деталей.
В каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен. Положение «сознание непрерывно» заключает в себе две мысли: 1) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности; 2) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь (или ряд) психических явлений», не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно. В сознании нет связок, оно течет непрерывно. Всего естественнее, по мнению Джемса, применить к нему метафору «поток». Есть устойчивые и изменчивые состояния сознания. Если мы бросим общий взгляд на удивительный поток нашего сознания, то прежде всего нас поразит различная скорость течения в отдельных частях. Сознание очень динамично. Ритм языка отметил эту черту сознания тем, что каждую мысль облек в форму предложения, а предложение развил в форму «периода». Остановочные пункты в сознании (устойчивые части) обыкновенно бывают заняты чувственными впечатлениями, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время; переходные промежутки (изменчивые части) заняты мыслями об отношениях статических и динамических, которые мы по большей части устанавливаем между объектами, воспринятыми в
состоянии относительного покоя. Главное назначение переходных частей сознания в том, чтобы направлять нас от одного прочного, устойчивого вывода к другому.
Объект сознания всегда связан с «психическими обертонами». Эти не имеющие названия перемены в сознании также важны, как и переходные состояния сознания. У. Джемс уверен, что 2/3 душевной жизни состоит именно из таких предварительных схем мыслей, не облеченных в слова. Между мыслями всегда существует какое-либо рациональное отношение. Во всех наших произвольных процессах мысли всегда есть известная тема или идея, около которой вращаются все остальные детали мысли (в виде психических обертонов). Для того чтобы объект мысли занял соответствующее место в ряду наших идей, достаточно, чтобы он занимал известное место в той схеме отношений, к которой относится и господствующая в нашем сознании идея. Мы можем мысленно развивать основную тему в сознании главным образом посредством словесных, зрительных и иных представлений. Если только мы чувствуем в терминах родство деталей мысли с основной темой и между собой и сознаем приближение вывода, то полагаем, что мысль развивается правильно и логично. В каждом языке какие-то слова благодаря частым ассоциациям с деталями мысли по сходству и контрасту вступают в тесную связь между собой и с известным заключением, вследствие чего словесный процесс мысли течет строго параллельно соответствующим психическим процессам в форме зрительных, осязательных и иных представлений. В этих психических процессах самым важным элементом является простое чувство гармонии или разлада, правильного или ложного направления мысли1.
Следует признать, что мы совершаем многие разумные действия механически. Это не означает, что наши мысли не являются процессами (психическими), протекающими в нашем мозге, или что они не играют ключевой роли в управлении нашим поведением, как мы обычно это предполагаем [4, с. 39-78]. Существуют неосознаваемые или неадекватно осознанные чувства. Чувство может существовать и не будучи осознанным, реальность его существования - в его действенности, в его реальном участии в регулировании поведения и действий, поступков человека.
Таким образом, сознательная деятельность человека предстаёт целостно-связной совокупностью чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых и мнемических структур, каждая из кото-
1 Подробнее об этом см. [5, с. 56-80].
рых выполняет собственные функции. Целостность как системное качество означает несводимость специфики сознания к образу действия его составляющих. Работа сознания в целом или отдельных сознательных действий человека обеспечивается интегративным взаимодействием его структур.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. - М.: Педагогика, 1982.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. - М.: Мир, 1992.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 2. - М.: Мир, 1992.
4. Деннет Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания / пер. с англ. А. Веретенникова. - М.: Идея-Пресс, 2004.
5. Джемс У. Психология / под ред. [и с предисл.] Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.
6. Костандов Э.Л. Узловые проблемы психофизиологии сознания // Журн. ВНД. Т. 44. - 1994. - Вып. 6.
7. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997.
8. Сергин В.Я. Сознание как система внутреннего видения // Журн. ВНД. Т. 44. - 1994. - Вып. 4-5.
9. Сергин В.Я. Модель взаимодействия сознания с неосознаваемыми процессами мышления // Тез. докл. XXVIII совещ. по пробл. высш. нервн. деят-ти. - Л., 1989.
10. Сергин В.Я. Мозг как вычислительная система // Информатика и образование. - 1987. - № 6.
11. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
12. Cohen B.H. The Motor Theory of Voluntary Thinking // Consciousness and self-regulation / Eds R.J. Davidson et al.N.Y.: Plenum Press, 1986. - V. 4. -P. 19.
13. Posner M. I., Peterson S.E. The attention system of the human brain // Ann. Rev. Neurosci. - 1990. - V. 19. - P. 25.
14. Sergin V.Ya. Model of consciousness / Proceedings of the international symposium on neural networks and neural computing Neuronet 90. Prague: Czech-osl. Acad. Sci. - 1990. - P. 312.
15. Sergin V. Ya. A global model of human mentality // Cybernetics and Systems' 92. Proccedings of Eleventh European Meeting on Cybernetics and System Research / Ed. R. Trappl. April 21-24, Vienna. Singapore: World Sci. Publ. Co. Pte. Ltd. - 1992. - V. 1. - P. 883.