Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ИХ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ'

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ИХ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АДЕКВАТНОСТЬ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ОСЛОЖНЕННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мансурова А.В., Пономарева И.В.

Статья посвящена изучению личностных характеристик беременных женщин как фактора формирования отношения к будущему ребенку. Рассмотрены и обобщены взгляды различных отечественных зарубежных авторов на влияние личностных особенностей беременных женщин на отношение к беременности и будущему ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мансурова А.В., Пономарева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ИХ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ»

УДК 159.9

А.В. Мансурова, И.В. Пономарева

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ИХ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ

Статья посвящена изучению личностных характеристик беременных женщин как фактора формирования отношения к будущему ребенку. Рассмотрены и обобщены взгляды различных отечественных зарубежных авторов на влияние личностных особенностей беременных женщин на отношение к беременности и будущему ребенку.

Ключевые слова: личностные характеристики, готовность к материнству, материнская позиция, адекватность, девиантность, осложненная беременность, типы акцентуации.

Исследований, посвященных изучению влияния личностных особенностей на отношение к беременности и будущему ребенку, относительно немного. Однако все они указывают на большую роль личностных особенностей будущих матерей в формировании отношения к будущему ребенку.

В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова (2002) установили, что незначительные симптомы неуверенности, тревоги и конфликтности сочетаются с незначительными отклонениями в стиле переживания беременности с тенденцией к их улучшению, достаточно стабильной или повышающейся в период беременности ценностью ребенка, благоприятной динамикой интерференции ценностей; коррелируют с незначительными отклонениями материнского отношения (в основном по типу тревожности), тогда как выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством сочетаются с отклонением от адекватного типа материнского отношения [1, с. 62]. С другой стороны, в исследовании О.А. Соколовой (2006) было обнаружено, что высокий уровень тревожности положительно коррелирует с повышенной ответственностью за свои материнские функции, с пониманием необходимости тесного контакта с ребенком. А стрессоустойчивость тесно связана с адекватностью представления о себе как о будущей матери, также стрессоустойчивые женщины чаще на рисунках изображают ребенка в виде младенца (что может косвенно свидетельствовать о том, что будущая мать не боится трудностей, связанных с ранним возрастом) [2, с. 14].

В исследовании В.В. Волковой (2005) было выявлено, что дисгармоничное, аффективно незрелое отношение к материнству характеризуется заменой ценности ребенка на ценности социально-комфортной сферы, формальностью всех видов контакта, неэмпатийностью, низкой сензитивностью, повышенной ригидностью, эмоциональной холодностью, демонстративностью, агрессивностью, тревожностью, оборонительностью [3, с. 15].

Сходные данные о ригидности были выявлены в исследовании Т.А. Гурьяновой (2004): она обнаружила, что у женщин со сформированной готовностью к материнству (под психологической готовностью к материнству она преимущественно понимает материнское отношение) в состоянии необычных эмоциональных переживаний показатели ригидности ниже. Она также выявила, что у женщин с адекватным материнским отношением выше показатели интернальности в сфере достижений, неудач и в сфере семейных взаимоотношений. Причем во время беременности происходит смещение локуса контроля по шкале достижений и предрасположенности к самообвинению, то есть чем ближе подходит срок родов, тем более возрастает тенденция самообвинения в неудачах [4, с. 17].

Е.Х.-М. Агнаева (2001) выявила, что для беременных с негативным образом будущего ребенка характерны заниженная самооценка, несформированное «женское Я», неприятие собственной материнской роли, выраженная ауто- и гетероагрессия, которые выражаются в психологической дистанцированности от партнера, игнорировании его личности, в недоверии к себе и другим [5, с. 15].

И.Л. Шелехов (2006), изучая различные типы акцентуаций у беременных женщин, обнаружил, что особенности реализации материнской функции обусловлены типом акцентуации личностных черт. Так, нормативные формы материнско-детского взаимодействия в (68,5 %) отмечались при тревожно-боязливом и эмотивном типе акцентуации, девиантные формы материнского поведения чаще (71,5 %) наблюдались у женщин с демонстративным и возбудимым типом акцентуации личностных черт [6, с. 14].

© Мансурова А.В., Пономарева И.В., 2016.

Часть исследователей включает определенные личностные характеристики в структуру психологической готовности к материнству, таким образом, показывая, что для становления позитивных отношений матери и ребенка необходимы определенные личностные черты. Так, Г.Г. Филиппова (2005) включает в психологическую готовность к материнству следующие личностные особенности: общую личностную зрелость (адекватная половозрастная идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; внутренняя каузальная атрибуция и внутренний локус контроля; отсутствие зависимостей) и личностные качества, необходимые для эффективного материнства (эмпатия; творческие способности; интерес к развитию другой личности; интерес к деятельности выращивания и воспитания; умение получать удовольствие; культура тела) [7, с. 63].

Е.В. Матвеева (2014) в психологическую готовность к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребенка, представление о важных для развития ребенка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребенка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребенка [8, с. 78].

Исследуя психологическая готовность к материнству, Ю.Е. Скоромная (2006) выявила, что она положительно связана с выраженной феминностью личности; компетентностью во времени; со стремлением к сохранению суверенности личного психологического пространства; с выбором стратегий самоактуализации, не противоречащих логике конкретного этапа развития материнства [9, с. 15].

Достаточно подробно личностные особенности беременных женщин изучены в связи с возникновением проблем во время беременности (проблемы невынашивания, осложненной беременности). Так, у женщин с тяжелым протеканием беременности различные авторы отмечают специфические эмоционально-личностные характеристики, акцентуации характера, неадекватную самооценку, особенности саморегуляции (контроля), особенности межличностных отношений, специфику ценностных ориентаций и даже определенные темпераментные особенности [10, с. 53].

Рассмотрим выявленные в различных исследованиях характеристики более подробно, т.к. они могут также проявляться у женщин с негативным отношением к беременности и будущему ребенку, поскольку (как отмечают очень многие учение и практики) при таком отношении часто возникают те или иные проблемы в протекании беременности.

Наиболее подробно были изучены эмоционально-личностные характеристики, среди которых у женщин с осложненной беременностью отмечают следующие: повышенная реактивно-ситуативная тревожность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, эмоциональная напряженность, низкая стрессоустойчивость (Батуев, 2007; Леус, 2001; Филиппова, 2003; Чеботарева, 2001) [10, с. 54]. М.Е. Блох (2013) также отмечает у женщин с привычным невынашиванием такие характеристики, как высокая личностная тревожность, наличие депрессивных реакций, сниженные самочувствие и активность [11, с. 201].

В сфере межличностных отношений женщины с угрозой прерывания беременности, с одной стороны, ожидают внимания и заботы от окружающих, а с другой стороны, демонстрируют холодность, недоброжелательность, бескомпромиссность; среди них больше женщин замкнутых, обращенных на себя, скептически настроенных, подозрительных (Васильева, Авруцкая, 2008; Батуев, 2007). Для женщин группы риска более характерны внешнеобвинительные, агрессивные реакции (Батуев, 2007) [10, с. 5455]. Сходные характеристики были обнаружены М.Е. Блох (2013) у беременных женщин с привычным невынашиванием беременности: по ее данным, они демонстрируют авторитарность, агрессивность и подозрительность по отношению к окружающим, стремление контролировать себя, свое состояние и окружающие события [11, с. 202].

Неадекватность самооценки (как завышенной, так и заниженной) отмечается многими авторами как фактор, тесно связанный с особенностями протекания беременности. А.С. Батуев (2007) отмечает, что неадекватная завышенная самооценка у беременных с патологией может приобретать характер психологической защиты [10, с. 55].

Анализ исследований, посвященных изучению акцентуаций характера у женщин с угрозой прерывания беременности и невынашивания беременности, обнаружил некоторые противоречия. Так, в исследовании Е. А. Грон (2004) было выявлено, что гипертимный и демонстративный типы акцентуации повышают вероятность невынашивания беременности, а застревающий и педантичный типы акцентуации снижают риск потери беременности [12, с. 18]. Тогда как в исследовании Г.Н. Вараксиной (2002) было обнаружено, что женщины с угрозой прерывания беременности отличались развитием эмотивной, тревожной, циклотимической и возбудимой акцентуаций характера [13, с. 15]. А в исследовании К.Д. Хло-мова, С.Н. Ениколопова (2007) было обнаружено, что у женщин с угрозой прерывания выше уровень экзальтированности [14, с. 38].

В исследованиях М.Е. Блох (2003) и Г.Г. Филллиповой (2003) были обнаружены интересные и сходные результаты, касающиеся специфики ценностных ориентаций беременных женщин с угрозой прерывания беременности и привычной невынашиваемостью беременности: по данным Г.Г. Филипповой, у женщин с нарушением течения беременности ценность себя как матери и себя как сексуального партнера конфронтируют между собой, что свидетельствует о несформированности женской идентичности; кроме того, ценность ребенка находится в напряженной конфронтации с ценностью себя как женщины, одновременно с заниженной ценностью себя как матери [15, с. 88]. По результатам исследования М.Е. Блох, женщины с привычной невынашиваемостью беременности чаще обладают пониженной ценностью ребенка, несмотря на декларирование желанности беременности и материнства [11, с. 206].

Было выявлено, что у женщин с неблагополучным течением беременности часто отмечается выбор неадекватных поведенческих стратегий, низкий уровень эмоционального контроля и поведенческая дезорганизация, а волевой контроль характеризуется склонностью излишне переживать по поводу неудач и не стремиться к увеличению усилий и преодолению сложностей (Ковалева, Сергиенко, 2007) [16, с. 74].

Также проводились исследования связи темперамента и особенностей протекания беременности: в исследовании В.М. Русалова, Л.М. Рудиной (2003) было обнаружено, что женщины с нормально протекающей беременностью (по сравнению с беременными женщинами с тяжелой и средней степенью патологии) обладали высокой двигательной активностью и высокими показателями по интеллектуальным шкалам темперамента [17, с. 25]. А вот по параметру нейротизма в исследованиях К.Д. Хломова, С.Н. Ениколопова (2007) были выявлены противоположные результаты: по данным К.Д. Хломова, С.Н. Ени-колопова у женщин с угрозой прерывания беременности обнаруживается повышенный уровень нейро-тизма [14, с. 43], тогда как по данным Е.А. Грон, высокий нейротизм и склонность к интроверсии снижают риск потери беременности [12, с. 17].

Результаты сравнительного корреляционного анализа разных возрастных групп беременных женщин, проведенного С.С.Савенышевой, Е.Г. Агалаковой (2013) показал, что особенности личности играют более значительную роль для формирования отношения к будущему ребенку в период средней взрослости, что может объясняться пока еще становлением характера в период раннейвзрослости (и упрочением его в период средней взрослости), а также, возможно, большей роли других факторов в период ранней взрослости [10, с. 58].

Обобщая данные приведенных исследований, можно отметить, с одной стороны, достаточно однозначные результаты о следующих характеристиках, влияющих на отношение к ребенку и протекание беременности: самооценке, особенностях, проявляющихся в межличностных отношениях, полоролевой идентификации, ценностных ориентаций, и с другой стороны, наличие некоторых противоречий по таким характеристикам, как акцентуации характера, уровень тревожности, темпераментных особенностей, что в свою очередь требует продолжения исследований.

Библиографический список

1. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 59-68.

2. Соколова О.А. Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка: автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2006. - 25 с.

3. Волкова В.В. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2005. - 23 с.

4. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Барнаул, 2004. - 23 с.

5. Агнаева Е.Х.-М. Образ будущего ребенка у беременной женщины: автореф. дис....канд. психол. наук. - Ростов на/Д, 2001. - 24 с.

6. Шелехов И.Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Томск, 2006. - 23 с.

7. Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству // Хрестоматия по перинатальной психологии. - М.: УРАО, 2005. - С. 62-65.

8. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. - Киров: ВГГУ, 2014. - 158 с.

9. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2006. - 25 с.

10. Савенышева С.С., Агалакова Е.Г. Личностные характеристики беременных женщин как фактор отношения к беременности и будущему ребенку // Мир психологии. - 2013. - № 5. - С. 53-59.

11. Блох М.Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности // Журнал практического психолога. - 2013. - № 5. - С. 199-207.

12. Грон Е.А. Генетические и психологические аспекты невынашивания беременности: автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 2003. - 24 с.

13. Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических и психосоциальных факторов: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 25 с.

14. Хломов К.Д., Ениколопов С.Н. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания // Перинатальная психология и психология родительства,- 2007. - № 3. - С. 38-49.

15. Филиппова Г.Г. Нарушения репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога,- 2003. - № 5. - С. 83-108.

16. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал, - Т. 28. - 2007, - № 1. - С. 70-75.

17. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал,- 2003. - Т. 24. - № 6. - С. 16-26.

МАНСУРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Россия.

ПОНОМАРЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.