Научная статья на тему 'Психологические аспекты доабортного консультирования женщин репродуктивного возраста'

Психологические аспекты доабортного консультирования женщин репродуктивного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
540
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАННИЙ ЭТАП ОНТОГЕНЕЗА / ПРЕНАТАЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ / МАТЕРИНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ НАМЕРЕНИИ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / PRENATAL DEVELOPMENT / POSTNATAL DEVELOPMENT / THE EARLY STAGE OF ONTOGENY / PRENATAL MEMORIES / MATERNAL BEHAVIOR / STRESS / MENTAL RIGIDITY / THE PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / PSYCHOCORRECTION AND CONSULTATION AT INTENTION OF INTERRUPTION OF PREGNANCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Першина Н. А., Матвеева С. Р.

В работе описаны современные направления исследования перинатального развития человека, отмечены особенности протекания периода беременности у женщин репродуктивного возраста и влияние данного периода на дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка. Особое внимание уделено проблеме психологической помощи женщинам, имеющим намерение прервать беременность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Першина Н. А., Матвеева С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSULTATION BEFORE ABORTION OF WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

In work modern directions of research of perinatal developments of the person are described, features of course of the period of pregnancy by women of reproductive age and influence of this period on the further physical and mental development of the child are allocated. The special attention is given a problem of the psychological help to the women having intention to interrupt pregnancy.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты доабортного консультирования женщин репродуктивного возраста»

Гражданский гуманизм для Сухомлинского есть синоним нравственности, или, как выражается сам педагог, «гражданское видение мира - это живая плоть и кровь нравственности» [5, с. 407], отсюда гражданская позиция состоит в неприятии социального зла, бесчестия, несправедливости.

Как мы отметили выше, в середине минувшего века А. Мас-лоу высказал предположение о том, что в 50-е годы XX столетия наступает время «естественной» личности» [1, с. 175]. В своих многочисленных работах В.А. Сухомлинский не упоминает имени Маслоу, однако проблема психологически здоровой личности, нужной обществу и испытывающей потребность в коллективе, была близка советскому педагогу. Именно он, Сухомлинский, едва ли не первым в стране в конце 60-х годов прошлого столетия заговорил о педагогическом аспекте социализации, когда этот термин только-только был введен в научный оборот [5, с. 244-245].

В.А. Сухомлинский ввел понятие правильной социализации, которая возможна лишь тогда, «когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага». Мастерство педагога состоит в том, чтобы «первые чувства печали, тревоги, беспокойства ребенок переживал, видя и принимая близко к сердцу слезы другого человека» [5, с. 245]. По В.А. Сухомлинскому, социализация «совершенно немыслима» без формирования у ребенка чувства человеческого сопереживания.

В.А. Сухомлинский воспитывал человека, обладающего «всеми человеческими возможностями». Идеал его социопеда-

гогической концепции, конечный пункт правильного маршрута социализации - «всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного прогресса. Гармоническое, всестороннее развитие означает единство труда, духовного богатства всех сфер деятельности человека, моральную чистоту его поведения, взаимоотношений с другими людьми, физическое совершенство, богатство эстетических запросов и вкусов, многогранность общественных и личных интересов» [5, с. 12]. Педагогом-гуманистом Сухомлинским утверждалась нравственная ценность общественно-полезной жизни: только жизнь, подчиненная интересам людей, своей Родины, может считаться состоявшейся, достойной уважения и гордости. Актуально гуманистическое кредо В.А. Сухомлинского: каждый человек непременно должен проявить себя, обогатить собственной духовностью социальную действительность. Такова, в общих чертах, суть «правильной социализации» в понимании В.А. Сухомлинского, отражающая его гражданское видение мира.

Предлагаемый В.А. Сухомлинским маршрут вхождения в социум представляется весьма актуальным для современного образования, ибо основные характеристики «правильной социализации» укоренены в философии гуманизма, универсальность же гуманистической аксиологии в настоящее время представляется общепризнанной. Между прочим, в известном смысле мы можем говорить о Сухомлинском как о нашем современнике: ведь первые краски картины мира, называемого сегодня «глобальным», появились именно в 50-е годы минувшего века, когда знаменитый педагог успешно доказывал жизненность своей социопедагогической концепции.

Библиографический список

1. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2008.

2. Сухомлинский, В.А. Письма к отцу. - М., 1969.

3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М., 1989.

4. Романенко, И.Б. Западноевропейские парадигмы образования // Антропологический синтез: религия, философия, образование. -СПб., 2001.

5. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М., 1979.

Bibliography

1. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2008.

2. Sukhomlinskiyj, V.A. Pisjma k otcu. - M., 1969.

3. Sukhomlinskiyj, V.A. Kak vospitatj nastoyathego cheloveka (ehtika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie I sost. O.V. Sukhomlinskaya. - M., 1989.

4. Romanenko, I.B. Zapadnoevropeyjskie paradigmih obrazovaniya II Antropologicheskiyj sintez: religiya, filosofiya, obrazovanie. - SPb., 2001.

5. Sukhomlinskiyj, V.A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya: v З t. I sost. O.S. Bogdanova, V.Z. Smalj. - M., 1979.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 159.99

Pershina N.A., Matveeva S.R. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSULTATION BEFORE ABORTION OF WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE. In work modern directions of research of perinatal developments of the person are described, features of course of the period of pregnancy by women of reproductive age and influence of this period on the further physical and mental development of the child are allocated. The special attention is given a problem of the psychological help to the women having intention to interrupt pregnancy.

Key words: prenatal development, postnatal development, the early stage of ontogeny, prenatal memories, maternal behavior, stress, mental rigidity, the psychological assistance, psychocorrection and consultation at intention of interruption of pregnancy.

С.Р. Матвеева, аспирант АГАО, г. Бийск, E-mail: [email protected];

Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. АГАО, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОАБОРТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

B работе описаны современные направления исследования перинатального развития человека, отмечены особенности протекания периода беременности у женщин репродуктивного возраста и влияние данного периода на дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка. Особое внимание уделено проблеме психологической помощи женщинам, имеющим намерение прервать беременность.

Ключевые слова: внутриутробное развитие, постнатальное развитие, ранний этап онтогенеза, пренатальные воспоминания, материнское поведение, стресс, психическая ригидность, психологическая помощь, психокоррекция и консультирование при намерении прерывания беременности.

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изучению влияния материнства на последующее личностное развитие женщины и ребенка (Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф., 2002; Филиппова Г.Г., 2002 и др.) [1; 6]. На основе комплексного подхода (психологического, психиатрического, медицинского) выявляются факторы риска, влияющие на готовность стать матерью (О.В Баженова и Л.Л. Баз, Г.В. Скоб-ло и О.Ю. Дубовик) [1; 5].

В медицински ориентированных исследованиях обсуждается связь психологического состояния женщины во время беременности с патологией беременности и родов, особенностями послеродового периода, как для матери, так и для ребенка.

В современной психологии личности, психотерапевтически ориентированных направлениях, материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, а также, как стадия личностной и половой идентификации (P.M Shereshefsky and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M.J. Gerson at all, W.B. Miller и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции.

Например, последствия для психического развития ребенка недостатка материнской любви изучали Р Спитц, Дж. Боул-би, М. Айнсворт, М.А. Лисина с сотрудниками и др. [11].

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности, и роль матери в ее обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности, легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт).

В многочисленных научных публикациях отражен факт обнаружения разнообразных способностей внутриутробного человека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в тех изменениях, которые социальная среда оказывает на тело плода. Доказаны связи между эмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулирована теория первичных адаптивных систем и описаны ней-рогормональные механизмы, преобразующие материнские эмоции в факторы воздействия на плод, как обучающие, так и травмирующие.

Мишель Оден в своей последней книге «Первичное здоровье», утверждает, что первичное здоровье закладывается в критическом «первичном периоде нашей жизни, т.е. во время существования в матке, околородового периода и периода грудного вскармливания. Это время, когда иммунная система, гормональная система и примитивный мозг завершают свое формирование, т.е. наши биологические компьютеры программируются на всю дальнейшую жизнь. Все, что происходит в это время, имеет влияние на основы нашего здоровья».

Если же принять во внимание данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ, то можно сделать вывод о том, что физическое здоровье населения России в настоящее время имеет тенденцию к ухудшению. Вот некоторые цифры, отражающие здоровье будущих матерей: количество анемий у беременных возросло в 4,5 раза, заболеваний органов кровообращения - в 1,5 раза, органов мочеполовой системы -в 2,3 раза, количество токсикозов беременности увеличилось в 1,9 раза, и это при общем снижении рождаемости. Понятно, что в данной ситуации сложно рассчитывать на рождение здорового ребенка; если же охарактеризовать психоэмоциональное состояние будущих родителей и степень осознания ими ответственности за своего ребенка, то это выглядело бы еще более удручающе. Согласно научным утверждениям, плод (т.е. не рожденный ребенок) вбирает в себя опыт и чувства родителей. Исследованиями в области перинатальной психологии также доказано, что плод очень уязвим во многих отношениях, а это часто не осознается и недооценивается будущими родителями.

Многие российские и зарубежные ученые предполагают, что ранние этапы онтогенеза являются важнейшими в развитии индивида. Например, группа европейских психологов под руководством РД. Лэнга и Фрэнка Лейка утверждает, что пренатальные воспоминания оказывают наибольшее влияние, так как они являются первыми. Этот подход отражен в книге Лоинга под названием «Факты жизни», в которой он пишет: «С самого начала моей жизни все окружающее меня регистрируется; начиная с самой первой моей клетки. То, что происходит в одной или двух первых клетках может отразиться во всех последующих поколениях потомков первых родительских клеток. Первая из них несет всю генетическую память обо мне».

Признано, что общая «возрастная» задача человека во внутриутробный период развития состоит в том, чтобы к моменту родов (рождения) стать со-участником общения в сознании, переживаниях и деятельности матери. В связи с этим, понимание

материнского поведения (даже женщин, только готовящихся стать матерью), изучение закономерностей его проявления является главной задачей психологов-исследователей.

Например, проводилось изучение беременности в филогенетическом (Филиппова Г.Г., 1995-1999) [16], психофизиологическом аспектах (Ет^е R.N., 1982; Вегns В., Нау F., 1988; Батуев А.С, 1996; Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В., 1995 и др.). Исследовались особенности психологической готовности к материнству (Боровикова Н.В., Федоренко С.А., 1997; Коваленко Н.П., 2001, Мещерякова С.Ю., 2000 и др.) [12]. В исследовании В.И. Брутмана, М.Г. Панкратовой и С.Н. Ениколопова на материале матерей, отказавшихся от своих новорожденных детей, была выявлена психосоциальная составляющая психосоматической констелляции, способная спровоцировать преждевременные роды [5]. В.В. Плотниковым, Т.А. Мироновой, Л.Л. Казаренко было обнаружено, что женщины с угрозой прерывания беременности характеризуются усилением астенических эмоций, снижающих активность личности, таких, как впечатлительность, ранимость, робость, пессимизм, фиксация на теневых сторонах жизни, покорность. В исследовании Г.Н. Вараксиной было показано, что возникновение симптомов угрозы прерывания беременности у 83% женщин, испытывающих хронический социальный стресс, обусловлено неблагоприятными жилищными условиями, низкой материальной обеспеченностью, психоэмоциональными перегрузками [8]. В исследовании Е.Г. Ветчаниной, Г.В. Залевского, Г.Б. Мальгиной отмечен тот важный факт, что в состоянии острого стресса у беременной фиксируется высокий уровень тревожности и психической ригидности [9]. Характерные для беременных женщин с сензитив-ным типом личности страхи возникновения угрозы прерывания беременности и тревожно-боязливые опасения за исход родов (слабости родовой деятельности, боли, тяжелые послеродовые осложнения) описывались в исследовании И.Л. Шелехова. Исследования, проведенные Л.В. Копыл, О.Л. Баз, О.В. Баженовой показали, что образ ребенка, возникающий в воображении матери, в ходе беременности закономерно изменяется [10]. В работе доктора психологических наук А.И. Захарова систематизированы патологические влияния антенатального стресса матери на процесс беременности и родов.

Подводя итог вышеперечисленным фактам, можно утверждать, что в научном мире в настоящее время внутриутробный период жизни человека рассматривается как особый возраст, особая ступень развития человеческой реальности (внутреннего мира, субъективности), ступень воплощения.

Вместе с тем, приходится признать, что пока недостаточно активно происходит осознание родителями и обществом в целом особой важности внутриутробного периода развития, периода родов и раннего развития ребенка. Многие люди считают или предполагают, что нерожденный ребенок не обладает сознанием, и редко рассматривают его как человеческое существо.

А также, специалисты утверждают: «Люди боятся рожать детей. У нас искусственно создана атмосфера детобоязни». Язык статистики сух: на данный момент в России 60% всех беременностей заканчиваются абортами. М ногие женщины идут на прерывание беременности, смутно чувствуя, что поступают нехорошо и неправильно, но при этом ничего не зная, например, о внутриутробном развитии человека. В результате они испытывают шок, если, вдруг, по счастливой случайности, услышат на УЗИ перед планируемым абортом сердцебиение своего ребенка. Хуже, если фотографии ребенка в утробе или подобные видеоматериалы они увидят уже после аборта, когда ничего нельзя будет поправить. Зачастую женщины (а также их мужья и родственники) не имеют элементарной информации о медицинских последствиях аборта, включая бесплодие, выкидыши и т.д. По данным Минздравсоцразвития России, общее число абортов в 2009 году составило 1,1 млн.

Доказано, что незапланированная беременность для большинства женщин является фактором стресса, сложной жизненной ситуацией, а в этом состоянии человеку трудно сделать осознанный и правильный выбор, поэтому и необходима в данный период квалифицированная психологическая помощь. Мы считаем, что в настоящее время остро назрела необходимость психологической помощи женщинам, имеющим намерение прервать беременность.

Важность поднятой темы подтверждается и Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537, в которой говорится о том, что стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности.

Однако, обзор научной литературы по психологическим про- вывод о недостаточном уровне теоретической разработанности

блемам, возникающим у женщин репродуктивного возраста, методологических основ психоконсультативной и психокоррек-

имеющих намерение прервать беременность, позволяет сделать ционной работы с женщинами данной группы.

Библиографический список

1. Филиппова, Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995.

2. Скобло, Г.В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик // Соц. и клин. психиатрия. - 1992. - № 2.

3. Авдеева, Н.Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова; под ред. О.С. Адрианова // Мозг и поведение младенца. - М., 1993.

4. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

5. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2.

6. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. - 2000. - № 5.

7. Брутман, В.И. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.С. Панкратова // Вопросы психологии. - 1994. - № 5.

8. Плотников, В.В. Психофизиологические факторы в невынашивании беременности / В.В. Плотников, Т.А. Миронова, Л.Л. Казаренко; под общ. ред. И.И. Кутько и П.Т. Петрюка // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: сб. науч. работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи). - Харьков, 1996. - Т. 3.

9. Вараксина, Г.Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических психосоциальных факторов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002.

10. Ветчанина, Е.Г. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных / Е.Г. Ветчанина, Г.В. Залевский, Г.Б. Мальгина // Материалы Всероссийской научно-практич. конф. по перинатальной психологии. - СПб., 2002.

11. Шелехов, И.Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Томск, 2006.

12. Копыл, О.А. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, Л.Л. Баз, О.В. Баженова // Синапс. - 1993. - № 4.

Bibliography

1. Filippova, G.G. Obraz mira i motivacionnihe osnovih materinstva // Problemih izucheniya i razvitiya lichnosti doshkoljnika. - Permj, 1995.

2. Skoblo, G.V. Sistema «matj-ditya» v rannem vozraste kak objhekt psikhoprofilaktiki / G.V. Skoblo, O.Yu. Dubovik // Soc. i klin. psikhiatriya. -1992. - № 2.

3. Avdeeva, N.N. Osobennosti psikhicheskoyj aktivnosti rebenka pervogo goda zhizni / N.N. Avdeeva, S.Yu. Metheryakova; pod red. O.S. Adrianova // Mozg i povedenie mladenca. - M., 1993.

4. Lisina, M.I. Problemih ontogeneza obtheniya. - M., 1986.

5. Filippova, G.G. Materinstvo i osnovnihe aspektih ego issledovaniya v psikhologii // Voprosih psikhologii. - 2001. - № 2.

6. Metheryakova, S.Yu. Psikhologicheskaya gotovnostj k materinstvu // Voprosih psikhologii. - 2000. - № 5.

7. Brutman, V.I. Nekotorihe rezuljtatih sociologicheskogo i psikhologicheskogo obsledovaniya zhenthin, otkazavshikhsya ot svoikh novorozhdennihkh deteyj / V.I. Brutman, S.N. Enikolopov, M.S. Pankratova // Voprosih psikhologii. - 1994. - № 5.

8. Plotnikov, V.V. Psikhofiziologicheskie faktorih v nevihnashivanii beremennosti / V.V. Plotnikov, T.A. Mironova, L.L. Kazarenko; pod obth. red. I.I. Kutjko i P.T. Petryuka // Istoriya Saburovoyj dachi. Uspekhi psikhiatrii, nevrologii, neyjrokhirurgii i narkologii: sb. nauch. rabot Ukrainskogo NII klinicheskoyj i ehksperimentaljnoyj nevrologii i psikhiatrii i Kharjkovskoyj gorodskoyj klinicheskoyj psikhiatricheskoyj boljnicih № 15 (Saburovoyj dachi). - Kharjkov, 1996. - T. 3.

9. Varaksina, G.N. Osobennosti techeniya beremennosti i razvitiya simptomov ugrozhayuthego aborta u zhenthin pod vliyaniem kharakterologicheskikh psikhosocialjnihkh faktorov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazanj, 2002.

10. Vetchanina, E.G. Znachenie psikhicheskoyj rigidnosti pri psikhoehmocionaljnom stresse beremennihkh / E.G. Vetchanina, G.V. Zalevskiyj, G.B. Maljgina // Materialih Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. po perinataljnoyj psikhologii. - SPb., 2002.

11. Shelekhov, I.L. Vliyanie tipa akcentuacii lichnosti i strukturih cennosteyj na formirovanie materinskoyj funkcii beremennihkh zhenthin: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. - Tomsk, 2006.

12. Kopihl, O.A. Gotovnostj k materinstvu: vihdelenie faktorov i usloviyj psikhologicheskogo riska dlya buduthego razvitiya rebenka / O.A. Kopihl, L.L. Baz, O.V. Bazhenova // Sinaps. - 1993. - № 4.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 159.9:37.015.3

Dunaevskaya E.B. IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE AND VALUE ORIENTATION OF THE TEACHERS, WORKING WITH CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH. The work is devoted to the study of the values and ideas about the meaning of life of the teachers, working with children with the limited possibilities of health. This is especially important because, on the one hand, the teacher should be widely established in the field of special pedagogy and psychology, on the other hand, he should understand, that the majority of children have problems in the family, and because he is a model, which focuses the student in mastering of new knowledge.

Key words: teacher, the meaning of life, value orientations, children with limited possibilities of health.

Э.Б. Дунаевская, канд. психол. наук, ст. преп. ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail:

doroga2elvira@yandsx. ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа посвящена изучению ценностных ориентаций и представлениям о смысле жизни у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение это имеет потому что с одной стороны, учитель должен быть широко образован в области специальной психологии и педагогики, с другой стороны, он должен понимать, что большинство детей имеет проблемы в семье, а потому именно он становится образцом, на который ориентируется ученик при освоении новых знаний.

Ключевые слова: учитель, смысл жизни, ценностные ориентации, дети с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.