Научная статья на тему 'Соотношение констант и переменных в ходе когнитивной обработки информации'

Соотношение констант и переменных в ходе когнитивной обработки информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
категоризация / когнитивные координаты / константы / переменные / категории / рекатегоризация / categorization / cognitive coordinates / constants / variables / categories / recategorization

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чермен Герсанович Гогичев

В статье рассматриваются общие принципы рекатегоризационных механизмов. Целью является определение способа отношения исходного объекта к некоторой когнитивной координате и фиксация знака переменной в соответствующей конструкции. Метод исследования предполагает определение категорий в виде константной основы и связанных с ней переменных. Исследуются возможные значения переменных, а также формы их реализации. На основании полученных данных фиксируются пути рекатегоризации исходной структуры. Формирование представлений об окружающем мире основано на различном сочетании константных и переменных элементов концептуальной системы человека. Константами выражены те элементы, которые лежат в основе категоризации явлений или ситуаций. Переменные служат инструментом фиксации отношения окружающего мира и системы когнитивных координат. Базовой когнитивной структурой категоризации является форма «субъект отношение объект». Ее элементы могут являться как константами, так и переменными. Наблюдаются две стратегии рекатегоризации: в одном случае константа в виде явления окружающего мира определяется в отношении к переменной, которой является когнитивная координата, в другом внеязыковое явление как переменная определяется в его отношении к константе когнитивной координате. Система координат подразделяется на классификационную и характеризующую. Основа когнитивных координат представлена классификационной когнитивной структурой, представляющей собой базовую структуру категоризации. Она полностью константна и состоит из различных позиций, сформированных в данной культуре. Классификационная когнитивная структура представляет собой номенклатуру возможных путей категоризации. Механизмы опосредованной категоризации основаны на характеризующих когнитивных координатах. Базовая функция характеризующих когнитивных координат заключается в формировании основания для категоризации объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between constants and variables in the course of cognitive information processing

The article discusses general principles of recategorization mechanisms. The goal is to determine how the original object is related to some cognitive coordinate and to fix the sign of the variable in the corresponding construct. The research method involves the definition of categories in the form of a constant basis and related variables. The author investigates possible variable values as well as the forms of their realization. The ways for recategorization of the original structure are recorded on the basis of the obtained data. Forming perceptions of the surrounding world is based on different combinations of constant and variable elements of a person's conceptual system. Constants express the elements underlying the categorization of phenomena or situations. Variables serve as a tool for recording the relationship between the environment and the system of cognitive coordinates. The basic cognitive structure of categorization is the form «subject relation object». Its elements can be both constants and variables. There are two recategorization strategies: one defines the constant in the form of an object of the world in relation to a variable, which is a cognitive coordinate, while the other defines the extra-linguistic phenomenon as a variable in its relation to the constant, the cognitive coordinate. The coordinate system is subdivided into classifying and characterizing. The basis of cognitive coordinates is represented by the classification, which is completely constant. The mechanisms of indirect categorization are based on characterizing cognitive coordinates. The basic function of characterizing cognitive coordinates is to form the basis for categorizing an object.

Текст научной работы на тему «Соотношение констант и переменных в ходе когнитивной обработки информации»

Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика

Научная статья УДК 81-114.2

DOI: 10.20323/2499-9679-2024-2-37-131 EDN: XWDWIC

Соотношение констант и переменных в ходе когнитивной обработки информации Чермен Герсанович Гогичев

Доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. 117997, г. Москва, пер. Стремянный, д. 36 chgo@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9685-9618

Аннотация. В статье рассматриваются общие принципы рекатегоризационных механизмов. Целью является определение способа отношения исходного объекта к некоторой когнитивной координате и фиксация знака переменной в соответствующей конструкции.

Метод исследования предполагает определение категорий в виде константной основы и связанных с ней переменных. Исследуются возможные значения переменных, а также формы их реализации. На основании полученных данных фиксируются пути рекатегоризации исходной структуры.

Формирование представлений об окружающем мире основано на различном сочетании константных и переменных элементов концептуальной системы человека. Константами выражены те элементы, которые лежат в основе категоризации явлений или ситуаций. Переменные служат инструментом фиксации отношения окружающего мира и системы когнитивных координат.

Базовой когнитивной структурой категоризации является форма «субъект - отношение - объект». Ее элементы могут являться как константами, так и переменными.

Наблюдаются две стратегии рекатегоризации: в одном случае константа в виде явления окружающего мира определяется в отношении к переменной, которой является когнитивная координата, в другом внеязыковое явление как переменная определяется в его отношении к константе - когнитивной координате.

Система координат подразделяется на классификационную и характеризующую. Основа когнитивных координат представлена классификационной когнитивной структурой, представляющей собой базовую структуру категоризации. Она полностью константна и состоит из различных позиций, сформированных в данной культуре. Классификационная когнитивная структура представляет собой номенклатуру возможных путей категоризации.

Механизмы опосредованной категоризации основаны на характеризующих когнитивных координатах. Базовая функция характеризующих когнитивных координат заключается в формировании основания для категоризации объекта.

Ключевые слова: категоризация; когнитивные координаты; константы; переменные; категории; рекатегори-зация

Для цитирования: Гогичев Ч. Г. Соотношение констант и переменных в ходе когнитивной обработки информации // Верхневолжский филологический вестник. 2024. № 2 (37). С. 131-148. http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2024-2-37-131. https://elibrary.ru/XWDWIC

Theoretical, applied, comparative and contrastive linguistics

Original article

Correlation between constants and variables in the course of cognitive information processing Chermen G. Gogichev

Doctor of philological sciences, professor at the department of foreign languages No. 2, Plekhanov russian university of economics. 117997, Moscow, per. Stremyannyi, 36 chgo@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9685-9618

© Гогичев Ч. Г., 2024

Abstract. The article discusses general principles of recategorization mechanisms. The goal is to determine how the original object is related to some cognitive coordinate and to fix the sign of the variable in the corresponding construct. The research method involves the definition of categories in the form of a constant basis and related variables. The author investigates possible variable values as well as the forms of their realization. The ways for recategorization of the original structure are recorded on the basis of the obtained data.

Forming perceptions of the surrounding world is based on different combinations of constant and variable elements of a person's conceptual system. Constants express the elements underlying the categorization of phenomena or situations. Variables serve as a tool for recording the relationship between the environment and the system of cognitive coordinates.

The basic cognitive structure of categorization is the form «subject - relation - object». Its elements can be both constants and variables.

There are two recategorization strategies: one defines the constant in the form of an object of the world in relation to a variable, which is a cognitive coordinate, while the other defines the extra-linguistic phenomenon as a variable in its relation to the constant, the cognitive coordinate.

The coordinate system is subdivided into classifying and characterizing. The basis of cognitive coordinates is represented by the classification, which is completely constant.

The mechanisms of indirect categorization are based on characterizing cognitive coordinates. The basic function of characterizing cognitive coordinates is to form the basis for categorizing an object.

Key words: categorization; cognitive coordinates; constants; variables; categories; recategorization

For citation: Gogichev Ch. G. Correlation between constants and variables in the course of cognitive information processing. Verhnevolzhski philological bulletin. 2024;(2):131-148. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2024-2-37-131. https://elibrary.ru/XWDWIC

Введение

Функционирование языковых единиц происходит на основании когнитивных структур разного характера и связей между ними. О важности рассмотрения значения языковых единиц в составе различных комплексов писал В. И. Абаев [Аба-ев, 1993]. В роли подобных структур могут выступать различные конструкции и их составные части - категории сознания, разнообразные концепты и смыслы и связывающие их отношения [см. также Lakoff, 1987]. Указанные структуры мы называем когнитивными координатами.

Структура данных конструкций формируется не хаотично, но на основе определенных принципов. Базовым принципом формирования когнитивных координат является наличие констант и переменных. Константы представляют собой фиксированные элементы когнитивных операций, на основе которых формируется отношение исходного объекта к концептуальной системе, а переменные выражают разные способы отношения исходного объекта к различным когнитивным координатам.

Основную роль в процессе когнитивной обработки внеязыкового объекта играют конструкции с определенным соотношением констант и переменных. Такие конструкции имеют, прежде всего, вид «субъект - отношение - объект», в которой «субъект» представляет собой определяемое явление как константу, константа «объект» обозначает релевантную когнитивную координату, а сегмент-переменная «отношение» выражает ряд

способов соотнесения явления с концептуальной системой координат. Определение значения элемента «отношение» приводит к реорганизации представления об исходном явлении и его рекате-горизации.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что мы рассматриваем процесс категоризации и рекатегоризации как обозначение констант на основе фиксации знака переменных. Определение значения переменной приводит к формированию полностью константной конструкции, при этом представление об исходном объекте приобретает конфигурацию, соответствующую структуре другой категории, в состав которой включается исходный объект.

Метод исследования предполагает определение категорий в виде константной основы и связанных с ней переменных. Исследуются возможные значения переменных, а также формы их реализации. На основании полученных данных фиксируются пути рекатегоризации исходной структуры.

В семантике категорий сознания основной областью констант являются идентификаторы. Идентификатором категории мы считаем ту область ее семантики, которая служит основой категоризации внеязыкового объекта [Гогичев, 2023]. Всякая категория включает в себя идентификатор в виде констант и потенциальные признаки идентификатора других категорий, сформированные в виде конструкции с переменной в своем составе ф-признаки). В процессе категоризации значения

переменных фиксируются, становясь основой категоризации [Гогичев, 2022а].

В процессе категоризации базовую роль играет константная часть - идентификатор и а-признаки, затем категория преобразуется на основе операций по фиксации переменных в составе Р-признаков. Состав а-признаков указывает на то, в какие когнитивные координаты объект уже включен. Состав Р-признаков указывает на то, в какие структуры объект может быть включен потенциально. Константные структуры служат непосредственной идентификации, а переменные компоненты - опосредованной [Гогичев, 20226].

В каждой культуре содержатся категории-маяки, с помощью которых проводится категоризация. Рекатегоризация или переход из одной категории в другую оформляется как определение отношения исходной категории к различным типам маяков. Маяки подразделяются на автономные и структурные, то есть находящиеся в составе некоторой структуры, позволяющей судить о значении маяка. Например, количество часов в сутках, дней в месяце, месяцев в году, денег и т. д. Значение автономных маяков выражается индивидуально в конструкции, в составе которой выступает маяк, например, отношение к деньгам -стремление не расходовать - это скупость.

Таким образом происходит фиксация проявлений исходного объекта в виде константных признаков на основе конструкции «субъект - отношение - объект» (субъект помогает бедным, берет чужую вину на себя). Поскольку данные признаки входят в состав идентификатора категории «благородный человек», объект получает свое место в концептуальной системе в виде указанной категории и связь с ее семантической структурой. Идентификация может происходить и на основе других значений переменной «отношение» - поможет, но не всегда, не всем и т. д.

Переменной может являться и позиция «субъект»: позиция «субъект» предполагает рассмотрение отдельных индивидуумов - с Петром Ивановичем можно пойти в разведку, а с Иваном Петровичем нельзя пойти в разведку.

Позиция «объект» также может быть переменной, например, в конструкции с переменным объектом - суп содержит мясо / овощи или молоко, где от значения переменной зависит результат категоризации - мясной суп, овощной и т. д. [Толковый словарь Ушакова].

Таким образом, процесс рекатегоризации определяется отношением исходной категории к некоторым координатам, маякам и соответствию

конфигурации признаков идентификатора финальной категории. Исходный объект исследуется на предмет соответствия той же конфигурации, что и финальная категория, то есть отношение к тем же координатам, которое представлено в виде переменной, фиксируется в виде определенных значений.

Характер и направление рекатегоризации зависит от данной культуры или социальной страты -то, что в одной культуре может расцениваться как бережливость, в другой среде или социальной страте обозначается как скупость.

1. Константы и переменные в составе категорий

1.1. Константы. Как уже указывалось выше, базовой константой в семантике категорий является идентификатор категории. На разных этапах категоризации константы могут быть выражены различным образом. На начальном этапе происходит первичная идентификация объекта на основе конструкции «объект - идентификация»: это -дерево. Образ-идентификатор категории «дерево» имеет наглядный характер и выступает как когнитивная координата. Позиция идентификатора является константой и замещается, как правило, категориями базового уровня.

Категоризация в данном случае происходит на основе непосредственного соотнесения первичного контура, под которым мы понимаем внешние признаки внеязыкового явления с инвентарем образов, хранящихся в сознании человека [см. также Арутюнова, 1998]. Базовые категории «дерево», «стол», «стул», «кошка» остаются на уровне первого контура категоризации. Рекатегоризации «береза», «письменный стол», «кухонный стул», «персидский кот» сформированы на основе визуальных идентификаторов-констант соответствующих субкатегорий (о базовых категориях см. ^Л, 1978]).

Рекатегоризация может проходить и по другим контурам, то есть на основе другого типа идентификатора. В этом случае идентификатор лишен образной составляющей и не может служить когнитивной координатой непосредственно, а определяемый признак не поддается непосредственному наблюдению. Например, при трансформации «человек» - «хитрый человек» визуальная категоризация невозможна. В этом случае в качестве промежуточной ступени происходит фиксация отношения исходного объекта к категориям-маякам, ср.:

Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.

[Толковый словарь Ожегова]

Хитрым называют человека, который скрывает от других людей свои настоящие планы, мысли и чувства, чтобы достичь своей цели.

[Толковый словарь Дмитриева]

Как видно из приведенных определений, признак «хитрость» выявляется на основе конструкции «субъект - отношение - объект» путем выяснения значения переменной «скрывает / не скрывает» в отношении категории-маяка «истинные намерения». В зависимости от результата происходит отнесение объекта «человек» в категории «хитрый» или «искренний». Константой в данном случае является сегмент «объект», который замещается субкатегориями (истинные намерения), а переменными - сегменты «субъект» (человек) и «отношение» (скрывает / не скрывает). Переменные позиции могут замещаться разными лицами (субъект) или разными видами отношения - Иван Петрович скрывает..., а Марья Ивановна не скрывает....

Таким образом, наблюдаются два типа констант и две стратегии рекатегоризации: в одном случае константа в виде образа-идентификатора некоторой категории используется для непосредственной категоризации явления окружающей среды, основой которой является непосредственно наблюдаемый признак, в другом константой является категория-маяк, являющийся основой формирования идентификатора как фиксированного отношения к маяку.

В первом случае когнитивная обработка происходит без обращения к вспомогательным когнитивным координатам, на основе особенностей внешнего вида объектов, во втором - происходит выяснение отношения объекта к функциональным элементам когнитивной системы, а затем и река-тегоризация.

1.2. Переменные. Как уже было показано выше, тип переменной определяется характером когнитивной операции. В составе базовой структуры «субъект - отношение - объект» можно выделить три вида переменных. Два из них упоминались выше: переменная «объект» характерна для операций субкатегоризации категорий первого контура, основанных на особенностях внешних признаков.

Переменная «отношение» определяет тип связи внеязыкового явления и системы когнитивных координат-маяков для категорий второго контура.

Если переменной является элемент «субъект», происходит выяснение вида отношения различных субъектов к некоторой когнитивной координате. Например:

- Петя / Ваня / Саша может починить сломанную технику.

- Ваня / Коля не может сварить кофе.

Переменной в рекатегоризационной структуре может являться некоторый смысл, находящийся вне конструкции. Это происходит в случае ситуативного идентификатора, то есть конструкции, состоящей из нескольких элементов.

Переменной в составе подобных конструкций могут являться элементы типа ЦЕЛЬ: целью нашего исследования является...

Наблюдая пишущего человека, возникает вопрос о ЦЕЛИ или ПРИЧИНЕ такого действия. Для выяснения этого обстоятельства наблюдатель обращает внимание на внешний вид, выражение лица (радостное или грустное), а также на предметы, которые человек имеет при себе, производя таким образом рекатегоризацию, например, человек пишет письмо.

При некоторой модификации ситуации-идентификатора меняется переменная, например, ситуация нахождения лидера государства в другой стране с определенными целями рассматривается как «государственный визит», но эта переменная (цель) может быть изменена на значение «прощальный» (государственный визит):

- Ранее «Главный региональный» писал, что европейское турне Зеленского в Финляндию и Нидерланды приобрело смысл «прощальных гастролей».

[Опрос: респонденты единогласно. ]

Переменная данного типа может иметь разные значения в случае неизменного идентификатора. Довольно часто одни и те же проявления объекта категоризуются наблюдателем на противоположных частях шкалы. Например, мнение, высказанное Иваном Демьянычем Бельмесовым о том, что пароходам с большой осадкой легче передвигаться по мелководью приводит к категоризации одним наблюдателем в виде «осел», а другим - «приличный человек, хотя звезд с неба не хватает»:

- А вы долго на мели просидели? — спросил рыжий старик.

- Да, сутки с лишним. Чуть не два дня. Волга то летом в некоторых местах так мелеет, что хоть плачь. Чуть пароход мелко сидит в воде -сразу же и сядет. Которые глубоко сидят в воде, тем легче...

Я встал, отозвал хозяйку в сторону и сказал:

- Ради Бога! Откуда у вас появился этот осел?

...-Не всем же быть писателями и сочинять рассказы, - сухо заметила она. - Во всяком случае, он приличный человек, хотя звезд с неба и не хватает.

[Аркадий Аверченко. Бельмесов]

Выделяя четыре типа переменных, выраженных как в составе конструкции «субъект - отношение - объект», так и вне ее рамок, необходимо отметить, что тип переменных зависит от типов константы: при константе «идентификатор категории» переменной является «внеязыковой объект» (охотничья собака). Для ситуативных констант переменными являются оценочные значения или другие измерения из состава когнитивных координат.

2. Структура когнитивных координат.

Обработка констант и переменных

Находясь в составе концептуальной системы, категория активирует как константные связи с другими элементами системы, так и отношения с нефиксированным знаком. В случае фиксации значения переменной мы говорим о рекатегориза-ции. Константами являются, например, некоторые функции, ср. назвался груздем - полезай в кузов. В данном случает за категоризацией объекта следует фиксированная операция.

Категория как константа участвует в процессах рекатегоризации на основании определенного круга когнитивных координат. При этом базовым процессом является определение способа отношения к вспомогательной когнитивной координате и фиксация знака переменной в соответствующей конструкции. Связь со вспомогательной когнитивной координатой выражается через формирование отношения к некоторому когнитивному маяку. Основной состав когнитивных координат мы называем классификационными когнитивными координатами. К ним относятся, например, виртуоз, политик левых взглядов и т. д. Механизмы опосредованной категоризации основаны на характеризующих когнитивных координатах.

Общие принципы рекатегоризационных механизмов можно изложить следующим образом: каждая категория связана с классификационной когнитивной координатой потенциальной связью, имеющей несколько возможных значений. Подобная связь представляет собой неполный идентификатор категории-цели в виде структуры с переменной в своем составе. Значение подобной переменной определяется при соотнесении с соответствующим элементом характеризующей системы. Такой элемент представляет собой категорию-маяк, способ отношения к которому является релевантным в данной культуре.

В рекатегоризации «человек-виртуоз» может происходить сопоставление констант «человек» и «объект» для выявления знака элемента «отношение». Если переменная имеет значение «прекрасно», то формируется идентификатор категории «виртуоз» - артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. Человек может быть виртуозом игры на скрипке:

- Ни до Паганини, ни после Паганини не нашлось виртуоза, который мог бы так же владеть скрипкой, как он. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.

[Национальный корпус русского языка]

Также это может быть «человек, достигший высокой степени мастерства в каком-л. деле».

- В первом же бою он [наводчик Ковалев] показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда. В.П. Катаев, Сын полка.

[Карта слов]

Элемент «отношение» и значение МАСТЕРСТВО основаны здесь на иерархической структуре и могут иметь градации ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ - СРЕДНЯЯ СЕПЕНЬ - НАЧАЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ. Потенциальное отношение здесь может также иметь значения «играть» (на скрипке), «хорошо играть» (на скрипке), что приводит к категоризации «скрипач», возможно, «ученик» и «профессиональный скрипач» соответственно.

Категоризация «политик левых взглядов» в качестве основы рекатегоризации предполагает классификацию на основе, в целом, трехступенчатой линейной структуры «левый - центр - правый». Например, для левых сил характерно положительное отношение к Ленину и Сталину. По отношению к форме собственности средств про-

изводства политик левого спектра занимает позицию «национализация».

В рассмотренных случаях константы «Ленин», «Сталин» и «средства производства» связаны с переменными «положительное/отрицательное отношение» и «национализация/частная собственность» соответственно. В данной структуре политического спектра можно отметить также наличие элемента «конфликтное отношение элементов друг другу», на что указывает наличие войн между большевиками и белогвардейцами, левыми и правыми. В роли маяков выступают категории «скрипка» и «Сталин, Ленин» соответственно.

Таким образом можно проследить способы модификации исходной категории в виде определенного соотношения констант и переменных. В структуре «субъект - отношение - объект» переменной может являться не только элемент «отношение», но и элементы «субъект» (Петя, Вася) и «объект» (скрипка, военное дело).

В описанных случаях мы рассмотрели модификации Р-сегмента семантики категории, однако модификациям при рекатегоризации могут подвергаться и идентификаторы, и отдельные элементы а-структуры. Идентификатор рассматривается нами, в частности, как образ, осознаваемый как совокупность отдельных черт. Рекатегориза-ция «большой, могучий человек» может производиться на основе образа медведя и в этом случае в ходе операции проявляются как константы так и переменные. Константой является размер медведя, а переменными - лапы, морда и т. д. В составе а-структуры константой сохраняется признак «медведь - силен», остальные признаки - медведь любит мед, медведь агрессивен - становятся переменными.

Определенные признаки из состава а-структуры обозначались нами ранее как признаки межкатегориального взаимодействия [Гогичев, 2022а]. При рекатегоризации они переходят в новую структуру, в то время как переменные теряются, ср. лиса хитра (константа) и у лисы пушистый хвост (переменная). Состав а-признаков, как правило, непригоден для категоризации, в силу общего характера семантических признаков. Подобные проявления некоторого объекта могут стать основой для различной категоризации:

- Ва... Ватсон... Ватсон, что это? Это выла собака?

- Говорят, здесь так кричит какая-то птица.

- Но, в-вы же сами знаете, что это похоже на собаку.

- Ну... иногда болота издают такие звуки.

- Ну что же, зачем же вы... что ж вы, меня ребенком считаете? Скажите мне правду - это же собака, Ватсон?

- Местные жители говорят, ч-что так воет собака Баскервилей.

[А. Конан-Дойл. Собака Баскервилей]

В данном случае для интерпретации некоторого звука привлекаются классификаторы СОБАКА, ПТИЦА, БОЛОТО.

Таким образом, систему когнитивных координат можно представить в виде двух подсистем. Классификационные когнитивные координаты представляют собой номенклатуру позиций для классификации объектов окружающего мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеризующие когнитивные координаты представляют собой номенклатуру позиций для характеристики объектов окружающего мира.

Взаимодействие двух указанных систем происходит как сочетание базовых единиц классификационной системы и их основных характеристик, представленных в виде когнитивной процедуры с переменной в своем составе.

2. Типы когнитивных координат.

2.1. Классификационные когнитивные координаты. Главной задачей при обработке высказывания является предложение когнитивной координаты, категории или многосоставной когнитивной конструкции, на базе которой происходит категоризация или интерпретация явления. Элементы классификационной системы являются константами и представляют собой интерпретации, способ восприятия явлений действительности. К ним относятся ОБМАН, ССОРА, НЕПРАВДА и т. д.

- Марина высказала мысль, что выдавание шума в зале за настоящую музыку - это обман. [Владимир Будников. Четырежды романтическая душа // «Дальний Восток», 2019]

[Национальный корпус русского языка]

Здесь основой интерпретации является структура «объект - отношение - объект», где объект «шум» находится в отношении «выдаваться» с другим объектом «музыка».

Координата ССОРА предполагает квалификацию отношений между некоторыми лицами:

- По всему было видно, что они в ссоре. [Иван Охлобыстин. Горе от ума. 1997 // Столица. 26.08.1997]

- Но это вовсе не обозначало, что они в ссоре. [В. П. Катаев. Белеет парус одинокий, 1936]

[Национальный корпус русского языка]

Также можно отметить интерпретацию НЕПРАВДА:

- И все слухи о том, что за любой бивак в Карпатах нужно платить деньги хозяевам земли - это неправда. [Отчёт о велосипедном походе, 2001]

[Национальный корпус русского языка]

В примерах представлена интерпретация ССОРА и одно из возможных оснований для интерпретации НЕПРАВДА на основании модели «субъект» - «отношение (нужно платить деньги) - «объект (деньги).

Обработка поступающей информации может заключаться во включении рассматриваемого явления в некоторую многосоставную конструкцию. К подобным моделям можно отнести ПРИЧИНА - СЛЕДСТВИЕ, ДЕЙСТВИЕ - ЦЕЛЬ, ПРОБЛЕМА - ВОЗМОЖНОСТЬ. Например:

- Опечатанная комната, гремящая музыка, бьющий в глаза свет - всё это сделано для того, чтобы подавить зрителя, заставить его изнывать от бешенства. [Татьяна Юрьева. Дневник культурной девушки, 1988] [Национальный корпус русского языка]

- Это потому, что мне скучно и мне хочется посмотреть, что дедушка будет делать, если у него не получится. [Фазиль Искандер. Дедушка, 1966]

[Национальный корпус русского языка]

Предложение когнитивных координат может иметь общий характер:

- В категории проблем мыслят люди с негативным мышлением, в категории возможности - с позитивным мышлением.

[Деятельная личность]

В рассмотренных случаях к исходному смыслу добавляется некоторый элемент концептуальной структуры - человек идет по улице - КУДА, собака лает во дворе - ЗАХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ, на улице теплая погода - МОЖНО ГУЛЯТЬ. Концептуализация может переходить на суперорди-натный или субординатный уровень - лев - хищ-

ник (опасность) - ОТ ХИЩНИКОВ НУЖНО СКРЫВАТЬСЯ, львенок - детеныш (отсутствие опасности) - С НИМ МОЖНО ИГРАТЬ, человек - БЛАГОРОДСТВО:

- Ну, с благородным человеком, вот как вы, можно и выпить немножко. [А. Н. Островский. Бесприданница, 1879], [Национальный корпус русского языка].

Рекатегоризация, помимо всего прочего, определяет способ взаимодействия с объектом, с «благородным человеком» можно вступать в указанные виды взаимодействия (иметь дело, выпить).

Объект категоризации потенциально может быть включен одновременно в несколько классификационных когнитивных структур. Категория «день» может быть включена в периодические структуры неделя, месяц, год, однако имеет возможность, в числе прочего, связи с некоторым событием в рамках когнитивных структур СОБЫТИЕ и ПАМЯТЬ. В данном случае, происходит обращение к релевантным для данной культуры событиям - День Победы, Хуыцаубон (осет. день Бога) или воскресенье. На уровне классификационных координат присутствует определение отношения некоторого дня к соответствующим событиям - Победа, Бог, события, связанные с земной жизнью Бога.

Мы рассмотрели когнитивные классификаторы стандартного характера, однако они могут иметь и оригинальный характер. Например:

- Что же, - сказала бабушка, - сон твой хорош, - особенно если ты захочешь понять его, как следует. В баснях и сказках часто бывает сокрыт особый затаённый смысл. Неразменный рубль - по-моему, это талант, который Провидение даёт человеку при его рождении.

Неразменный рубль - это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чём для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие.

Человек в жилетке сверх тёплого полушубка -есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум.

[Николай Лесков. Неразменный рубль]

В произведении Н. С. Лескова в ходе толкования сна происходит сопоставление сновидения, представленного в виде совокупности элементов с элементами реальности. Соотносятся элементы «неразменный рубль» и «человек в жилетке» с

элементами «сила, которая может служить истине...» и «суета соответственно».

Процесс рекатегоризации обусловлен необходимостью более точного позиционирования объекта в системе когнитивных координат. Основа когнитивных координат представлена классификационной когнитивной структурой, представляющей собой базовую структуру категоризации. Она полностью константна и состоит из различных позиций, релевантных для данной культуры.

Классификационная когнитивная структура представляет собой номенклатуру возможных путей категоризации. Потребность характеристики объекта в рамках классификационной когнитивной структуры диктует необходимость фиксации переменных элементов в характеризующей когнитивной структуре.

2.2. Характеризующие когнитивные координаты. Система координат-маяков

Система координат, образованная для характеристики внеязыкового объекта, представляет собой предварительную ступень категоризации, призванную сформировать представление об объекте. Как уже указывалось выше, базовой когнитивной процедурой, на основе которой производится данная операция, является конструкция «субъект - отношение - объект».

Задачей операции является выяснение значения переменной, входящей в состав конструкции. Основой указанной операции являются категории-маяки. Они представляют некоторые признаки, отношение к которым является определяющим в данной культуре. Рассматриваемое явление определяется в его отношении к маяку и соответствию семантической структуре одного из когнитивных регуляторов.

Способ рекатегоризации зависит от того, какой сегмент выражен в виде переменной. В зависимости от значения переменной происходит интерпретация и отнесение в категории классификационной когнитивной системы.

2.2.1. Сегмент «субъект» как исходная категория

Субъект-константа. В том случае, если вне-языковой объект помещается в позицию константного субъекта, определяется его отношение к различным релевантным элементам-маякам. В результате объект включается в состав соответствующей категории. В этом случае элементы «объект» и «отношение» являются переменными. Происходит сопоставление категоризуемого объекта в различных модусах с различными элементами характеризующей концептуальной

системы, определяющими формирование идентификатора. Например:

- Петя любит / не любит кошек / пирожные / читать книги.

Значение «любит» переменной «отношение» приводит к формированию идентификаторов категорий «кошатник», «интроверт», «сова» (см. «О животных» https://sport-dog.ru/psihologia-

kosatnikov-i-sobacnikov-cem-otlicautsa-vladelcy-рйотсеу/), а также «сладкоежка» и «книголюб». Сравните также:

-У Пети есть миллион (много денег) - рекате-горизация - Петя - богатый человек.

- У Пети есть автомобиль - рекатегориза-ция - Петя - автомобилист.

- У Пети нет автомобиля - рекатегоризация -Петя - пешеход.

В том случае, если переменной становится сегмент «отношение», на первый план выходят постидентификационные признаки - Если у Пети есть автомобиль, он может подвезти, если есть принтер - можно распечатать документ.

Субъект-переменная. Когнитивная операция «включение категории в класс-эталон». В том случае, если позиция «субъект» оказывается переменной, происходит соотнесение различных внеязыковых объектов к релевантным маякам с фиксированным отношением. В этом случае элементы «объект» и «отношение» являются константами. Данная процедура имеет вид Петя / Вася / Таня не любит читать книги, что приводит к целому ряду интерпретаций.

В том случае, когда субъект-переменная связан с классификационной системой определенной связью, т.е. имеет определенную ассоциацию, он сам может становиться координатой, оказывая влияние на интерпретацию сегмента «объект», который выражен константой. Например, денежная сумма в 10 млн. долларов обычно рассматривается как большая сумма денег. Однако в некоторых случаях эта величина может быть представлена как своя прямая противоположность -ничтожная сумма денег.

Все зависит от того, как замещается позиция субъекта в конструкции «субъект - отношение -объект»:

- Президент Ла Лиги Хавьер Тебас обвинил «ПСЖ» в финансовом легкомыслии и призвал УЕФА немедленно наказать французский клуб.

«€ 10 млн для «ПСЖ» и президента клуба -это чашка кофе». Парижане нарушают экосистему футбола. За последние шесть или семь сезонов «ПСЖ» понёс убытки в размере € 1 млрд. Как другие клубы могут с этим конкурировать?

[Глава Ла Лиги: € 10 млн для «ПСЖ»...]

В данном случае, позиция «субъект» замещается категорией «футбольный клуб ПСЖ». Данная категория имеет признак «клуб обладает значительными финансовыми ресурсами» (связь с координатой ОГРОМНОЕ БОГАТСТВО) и, в результате рекатегоризации интерпретация, связанная с категорией «€ 10 млн.» меняется на значение «небольшая величина». Сопоставление происходит в модусе, который имеет значение «владение» (ценностью).

Таким образом функция сегмента «субъект» заключается, прежде всего, в определении явления действительности, подвергающегося категоризации.

2.2.2. Сегмент «объект» как когнитивная координата

Сегмент «объект» рассматривается как когнитивная координата в составе конструкции, призванной охарактеризовать объект. Объект выражается, прежде всего, категориями-маяками (любит деньги, держит слово) и используется для характеристики явления и определения его места в классификационной системе координат. При константном объекте, как уже указывалось выше, происходит соотнесение некоторых внеязы-ковых явлений в различных модусах с элементом системы характеристик и формирования идентификатора соответствующей категории. Это происходит при помощи фиксации значений переменных. В данной конструкции переменными являются сегменты «отношение» и «субъект»:

- Иван Петрович / Павел Иванович любит / не любит заниматься спортом.

- Марья Ивановна/Татьяна Николаевна всегда/никогда не держит своего слова.

В конструкции с объектом-константой может происходить смена фокуса, его переход с «объекта» на «отношение». Например:

- Петя любит сладкое.

Если Петя любит сладкое, значит он - сладкоежка.

Если фокус конструкции перемещается на элемент «отношение» (любит), то утверждение содержит опровержение предыдущего утверждения:

- Пете торт не давайте.

- Напротив, Петя любит сладкое.

Объект-переменная. Значение «объекта» может быть переменным при константном характере сегментов «субъект» и «отношение». В этом случае происходит фиксация отношения некоторого явления не к одной области, а к нескольким:

- Маша любит готовить / петь / ходить по магазинам.

В результате фиксации значений переменной «объект» происходит формирование нескольких идентификаторов одной или нескольких категорий - хорошая хозяйка / творческая личность.

Функция сегмента «объект» заключается в характеристике, позиционировании субъекта конструкции в системе координат. Будучи частью характеризующей системы координат, рассматриваемый сегмент служит позиционированию субъекта конструкции в классификационной системе координат.

2.2.3. Сегмент «отношение» как когнитивная координата

Отношение, связывающее сегменты «субъект» и «объект» также является когнитивной координатой. Оно представляет собой измерение, в котором соотносятся остальные элементы. Элемент «отношение» может иметь значение «обладание, склонность, способность помочь» и т. д.

В процедурном представлении представляет собой способ отношения исходного объекта к элементам характеризующей концептуальной системы. Уметь, любить, обладать - все это возможные формы взаимодействия с некоторой координатой, выработанные в человеческой культуре и хранящиеся в сознании в виде потенциальных, а в определенных случаях и реальных связей. В виде константы сегмент «отношение» является элементом классификационных когнитивных координат, а в виде переменной - характеризующих.

В виде переменной сегмент «отношение» нами был охарактеризован выше. Здесь можно в общем виде указать на зависимость знака подобной переменной от семантики категории-маяка. Различные маяки допускают определенные виды отношений с субъектом отношения. Как правило, отношение субъекта к объекту имеет вид положи-

тельной и отрицательной формы некоторого смысла. Кроме того, данная переменная может иметь градуируемое значение - иметь немного, много, очень много. Базовым свойством переменной «отношение» является представление возможных способов взаимодействия с маяком для фиксации характеристики объекта.

В виде константы рассматриваемый элемент представлен одной из когнитивных координат:

- Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство - губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну. [Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями, 1843-1847]

[Национальный корпус русского языка]

В данном случае представлена структура «субъект - отношение - объект» с элементами «молодежь» - «хвастаться» - «доблести». Сегмент «отношение» выражает готовую рекатегори-зацию «хвастун».

Помимо упомянутых выше примеров, одним из основных видов отношений базовых терминов является понятие СРЕДСТВО. Большое количество предметов осознаются на основании данной координаты. Сумка - средство переноса некоторых вещей. Автомобиль - средство передвижения.

Однако не только предметы вступать в подобные отношения. Средством достижения успеха может являться прилежание или трудолюбие. Таким же образом может рассматриваться знакомство и хорошие отношения с некоторыми людьми.

Элемент «отношение» может также иметь значение «не/соответствие норме». Высказывания типа он - обычный парень, фиксируют соответствие норме. Сообщение у него нет мозгов фиксирует несоответствие норме.

Отношение-константа «если...то (значит)...». Формирование вывода. Фиксация отношения определяемого объекта к элементам-маякам не является финальным этапом процесса рекатегоризации. Далее сформированная конструкция-константа определяется как идентификатор соответствующей категории, т.е. вначале производится предварительная интерпретация, а затем финальная. Значение финальной категории находится на более абстрактном уровне категоризации, чем исходная конструкция, представляющая собой константу. Фиксация значения подоб-

ной переменной происходит в рамках конструкции «если. то (значит)...».

В однозначных случаях, когда базовые позиции не осложнены дополнительными признаками и значения всех элементов зафиксированы, переменная «финальная категория» фиксируется также однозначно - (некто не любит тратить деньги) если человек не любит тратить деньги, значит он скупой. Фиксированные пути осмысления объекта отражены в составе а-признаков категории. Например, волк - опасность, молоток - средство забивания гвоздей. Во многих случаях эти пути нефиксированные, они могут быть ситуативными - полиэтиленовый пакет - средство изоляции помещения от ветра. В составе Р-признаков отражены именно такие связи.

В тех случаях, когда значения не всех переменных в рамках исходной конструкции зафиксированы, финальная категоризация зависит от значений переменных в составе исходной конструкции. В зависимости от значения переменной производится идентификация объекта или ситуации. Обычная ситуация, когда человек идет по улице, может быть рассмотрена с различных точек зрения для совершения линейного вывода. Линейным мы называем вывод, когда основа-константа и переменная-вывод находятся на одном уровне категоризации (в данном случае уровень А).

Ситуация-константа «человек идет по улице» может получать разную категоризацию. Для формирования представления о действиях этого человека необходимо привлечь соответствующие области знаний из сценариев ГУЛЯТЬ, ВСТРЕЧА С ДРУГОМ/ДЕЛОВАЯ/РОМАНТИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА или, например, РАБОТА. Если действие происходит в вечернее время, то, вероятнее всего, человек гуляет или собирается встретиться с другом, поскольку в это время рабочий день, как и деловая активность в общем, стихает. Могут рассматриваться и другие характеристики ситуации:

- По аллее, проявляя все признаки нетерпения, расхаживал молодой человек; наряд его, щеголеватостью напоминавший театральный, состоял из черного бархатного редингота, петлицы которого были обшиты золотым шнуром, а полы оторочены мехом, серых облегающих панталон и мягких сапог до колен с кисточками. .

По тому, что он не отходил от избранного им участка аллеи, можно было догадаться, что он кого-то ждет и что этот кто-то скорее всего дама, ибо венский Королевский сад в ноябре мало подходит для деловых свиданий.

[Теофиль Готье. Два актера на одну роль]

В данном случае значения переменных в исходной структуре выглядят как не отходил от избранного им участка аллеи и этот кто-то скорее всего дама, ибо венский Королевский сад в ноябре мало подходит для деловых свиданий. Значение финальной переменной имеет вид «романтическая встреча».

Как уже отмечалось, что фиксация значений переменных рассматриваемого типа носит индивидуальный характер и может иметь разные значения при одной и той же основе-константе. При анализе ситуации необходимо принимать во внимание целый ряд факторов, дополнительную информацию. Если этого не происходит, то вывод представляет собой ошибку категоризации. Например, детективные романы представляют собой образцы подобных конструкций. В рассказе А. Конан-Дойла «Знатный холостяк» Шерлок Холмс обсуждает с инспектором Лестрейдом принадлежность вещей, найденных на берегу пруда:

- . По-моему, если там была одежда, то где-нибудь поблизости найдется и тело.

- Если исходить из этой остроумной теории, тело каждого человека должно быть найдено рядом с его одеждой.

[А. Конан-Дойл. Знатный холостяк]

Инспектор Лестрейд фиксирует значение переменной в виде вывода о том, что тело леди Сент-Саймон находится в том же месте, где и ее одежда. Однако Шерлок Холмс отрицает этот вывод.

Операции совершения вывода и фиксации значения переменной имеют некоторые разновидности. Рассматриваемая конструкция может состоять из последовательностей некоторых событий, например, если собрались тучи, значит будет дождь. Такой тип когнитивного регулятора можно обозначить как прогрессивная последовательность.

Регрессивная последовательность предполагает вывод относительно предыдущего события, например, если человек встревожен, значит случилось что-то неприятное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременность событий также фиксируется в рамках соответствующих когнитивных координат - птицы летят на юг, значит наступает осень.

Отношение компонентов когнитивной процедуры может выражаться эмоцией. Часть членов категории «продолжительное действие», например, «приятное путешествие / разговор / вечер / увлекательный футбольный матч» связаны с желанием отдалить окончание действия. Также в исходную

схему может быть включен элемент «Обязательство». Для категории «бегун» ВРЕМЯ представлено некоторым периодом, за который спортсмен должен преодолеть некоторое расстояние и соответствие этого периода времени определенным представлениям о необходимой скорости.

Таким образом, у каждой категории есть свой модус взаимодействия с некоторым концептом, который можно представить в виде матрицы взаимодействия категории и когнитивной координаты.

Вывод-обобщение. Помимо когнитивных структур, регулирующих внешние обстоятельства, существуют регуляторы, призванные классифицировать внутренние свойства объектов. Например, если кто-либо перевел старушку через дорогу, значит он совершил благородный поступок, следовательно это - благородный человек. В данном случае, рекатегоризация предполагает совершение вывода посредством обобщения признака - перевести старушку через дорогу - это совершение благородного поступка. Конструкция «субъект (человек) - отношение (перевел через дорогу) - объект (старушка)» также включена в когнитивную процедуру совершения вывода (если. то.).

Таким образом, основным процессом рекате-горизации мы считаем фиксацию знака переменной в конструкциях, отражающих отношение объекта категоризации к единицам характеризующей системы координат. Базовая функция характеризующих когнитивных координат заключается в формировании основания для категоризации объекта.

Характеризующая когнитивная структура существует в виде потенциальных способов связи определяемого объекта с координатами-маяками в виде различного сочетания констант и переменных. На основе которых формируются идентификаторы единиц регулирующей структуры Выяснение знака переменной приводит к соответствующей рекатегоризации.

Рекатегоризация происходит в два этапа -фиксация идентификатора на основе структуры «субъект - отношение - объект» и формирование связи идентификатора и финальной категоризации на основе структуры «если. то.».

На первом этапе может происходить как сопоставление одного объекта с несколькими когнитивными координатами, так и формирование отношения нескольких объектов с одной когнитивной координатой.

На втором этапе формируется категоризация объекта - его соотнесение с некоторой когнитивной конструкцией, предметной или ситуативной.

В первом случае элемент «отношение» может иметь широкий ряд значений, во втором - значение этого элемента всегда выражено причинно-следственной связью.

Финальная единица категоризации может быть расположена на двух уровнях - А и Б. На уровне А, т.е. при линейной категоризации расположены конкретные значения финальной категоризации. На уровне Б сформированы общие классы, объединяющие ряд конкретных проявлений.

3. Способы обработки информации

Формирование отношения определяемого объекта и когнитивных координат, то есть восприятие мира происходит по принципу «дополненной реальности». В ходе этого процесса фрагмент окружающего мира соотносится с некоторым элементом концептуальной системы, получая, таким образом, категоризацию. При этом представление об исходном объекте получает признаки, ему изначально несвойственные. Указанные признаки непосредственно влияют на восприятие объекта действительности:

.- Через нее три года назад, день в день, вышли ее муж и двое младших братьев; она отправились на охоту. Они так и не вернулись.

.- Бедная тетушка все надеется, что они когда-нибудь вернутся, а вместе с ними и маленький рыжий спаниель, который тоже погиб, и они войдут в эту дверь, как обычно. Вот почему по вечерам дверь не закрывают, пока совсем не стемнеет.

[Гектор Хью Манро. Открытая дверь]

В приведенном примере племянница хозяйки предложила особое восприятие двери в сад - в нее вышли их родственники, они не вернулись и хозяйка их ждет. Этого не произошло в действительности, чем и обусловлено разное восприятие двери и последующих событий персонажами рассказа. Когда «пропавшие» родственники вернулись, тот, кому рассказали эту историю (Фрэмтон) убежал, «не помня себя от страха», чему остальные были крайне удивлены.

Способы соотнесения и интерпретации объектов отличаются разнообразием. Некоторые элементы когнитивных координат жестко привязаны к одной категории, например, «человек -ГРАМОТНОСТЬ, человек - РОСТ». Концепты РОСТ и ГРАМОТНОСТЬ являются составными частями когнитивной структуры, лежащей в основе процессов модификации объекта «человек». Эта структура представляет из себя образование, состоящее из элементов различной структуры и

их проявлений (напр. категорий-классификаторов или эталонов).

Концепт РОСТ представлен определенной шкалой, основанной на представлении о среднем росте человека в качестве эталона. Здесь значением переменной является выражение отношения определяемого объекта к эталону. Количество значений этого отношения может быть представлено следующим образом - гораздо меньше эталона (метр в кепке) - меньше эталона (низкий) -немного меньше эталона (невысокий) - среднего роста (соответствие физическому эталону) - выше физического эталона (довольно высокий) - значительно выше эталона (высокий) - гораздо выше эталонов (очень высокий) - чрезмерно выше эталона (каланча, дядя, достань воробушка).

Отношение к концепту ГРАМОТНОСТЬ выражается в виде отношения объекта «человек» к иерархической шкале со значениями «отсутствие» (грамотности), представленной фразеологической единицей не мочь связать два слова, «небольшой уровень грамотности» (малограмотный) и наличие грамотности (грамотный).

В зависимости от объекта когнитивная координата может видоизменяться. Например, концепт ВЫСОТА сходный по семантике с концептом РОСТ, также основан на градуируемой шкале, но эталоны, с которыми соотносится определяемый объект представляют среднюю высоту неодушевленных предметов (дома, дерева). Количество значений отношения к концепту ВЫСОТА представляется нам меньшим - низкая (невысокая) - высокая - очень высокая стена.

В некоторых случаях изменения содержания не происходит - концепт ВЕС находится в потенциальной связи как с категорией «одушевленные предметы», так и с категорией «неодушевленные предметы». Форма и содержание данной координаты остаются неизменными.

Таким образом, в виде когнитивных координат мы имеем систему классификации, включающую в представление об объекте свои параметры, часто обусловленные ситуативно. На основании элементов данной структуры представление об исходном объекте видоизменяется в соответствии с конфигурацией данной культуры.

Комплексные регуляторы. «Начало - середина - конец».

Некоторые объекты могут рассматриваться на основе отношения не к единичным, а комплексным элементам концептуальной системы. Некоторые когнитивные структуры имеют характер базовых, то есть таких, к которым обращаются другие единицы, например, концепты, при формировании языковых выражений. Довольно часто,

при категоризации, происходит обращение к структуре «начало - середина - конец». Дни недели, например, могут рассматриваться на основе подобной формы. Понедельник - начало структуры НЕДЕЛЯ, воскресенье - конец, ср. также встреча назначена на середину недели, ср. также осет. «къуырисжр» (начало недели) или нем. Mittwoch - среда (досл. середина недели).

Дни недели могут также рассматриваться и в рамках других конструкций. Например, понедельник - день тяжелый, здесь понятие цикличности отсутствует. Кроме того, дни могут рассматриваться как части месяца или как напоминание о некоторых событиях или личностях, ср. четверг как день Тора в английском (Thursday) или нем. Donnerstag (день грома). Пятница и воскресенье рассматриваются в осетинском языке как день Богородицы и день Бога соответственно.

Категория «человек» взаимодействует с концептом ВРЕМЯ на основании структуры «начало - развитие - расцвет - упадок - конец», основанной, по всей видимости, на способе существования различных явлений окружающего мира, например, растений. Подобные когнитивные координаты мы называем стадиальными. Жизнь человека также осознается на основе такой структуры с некоторыми изменениями, имея вид «рождение - молодость - зрелость - старость / смерть».

Для категории «строящийся дом» ВРЕМЯ представлено некоторым периодом и моментом, к которому строительство должно быть закончено. Таким же образом связаны с ВРЕМЕНЕМ все категории, обозначающие некоторое продолжительное действие - разговор, работа, занятие для студента.

Выше уже указывалось, что для категории «бегун» ВРЕМЯ также представлено некоторым желаемым периодом, за который он должен преодолеть некоторое расстояние.

Категории артефактов, например, «автомобиль» взаимодействуют с этим же концептом на основании программы «упадок - конец», поскольку подобные объекты после изготовления дальше не развиваются, а только изнашиваются в процессе использования.

Различные этапы цикла могут осложняться дополнительными элементами. Стадия «Конец» может выражаться по-разному - для человека «достойный конец» - это переход в мир иной при уважении окружающих, смерть на поле брани и т. д. Для некоторой вещи это просто перемещение на свалку без какого-либо представления о достоинстве.

Еще одной из таких форм категоризации является концепт РЕСУРС и линейная когнитивная конструкция, предполагающая наличие нескольких позиций - отсутствие ресурса, наличие небольшого количества ресурса, наличие половины необходимого количества ресурса, большое количество ресурса и максимальное количество ресурса. Такие конструкции представляют собой шкалу измерения степени наличия признака. Также можно отметить концепты ЕДА, ЗЛО, ТОРГОВЫЕ СЕТИ и т. д. Значительное количество подобных концептуальных образований функционирует на основе указанной структуры.

Другая когнитивная координата

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ представляет собой иерархическую шкалу, в которой точкой отсчета, нормой является середина, а остальные позиции определяются на основе интерпретации верха как положительной части шкалы и низа - как отрицательной, ср. высокий интеллект - низкий интеллект.

Матрица интерпретации может быть парной, отражая наличие или отсутствие признака. Такие конструкции мы называем биполярными, например:

- Всю мировую литературу я разделяю на два типа - литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. ...Так Пушкин и Лермонтов - достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов). Такая же пара: Толстой - Достоевский. В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова - Цветаева.

[Фазиль Искандер. Размышления писателя]

В данном случае на уровне классификационной когнитивной структуры для категоризации литературы сформирована двухчастная конструкция с оппозицией ДОМ - ОТСУТСТВИЕ ДОМА/БЕЗДОМЬЕ. На уровне характеризующих когнитивных координат представлена структура с определяющим элементом ГАРМОНИЯ. В одном случае это полнота понятия (достигнутая гармония), в другом - отсутствие полноты (тоска по гармонии). Категоризационную конструкцию можно представить в виде «объект» (творчество писателя) - «отношение» (наличие / отсутствие) -«объект» (гармония), где переменной является элемент «отношение». Знак элемента «отношение» определяет категоризацию первого объекта. Дополненная реальность в этом случае выражается в конструировании некоторого свойства (гармония) и создании классов объектов на его базе.

Представления об объектах окружающего мира могут подвергаться рекатегоризации не только индивидуально. Отдельные явления могут стихийно объединяться. Дополненная реальность выражается в данном случае в виде создания отношений между объектами с использованием стандартных представлений об объектах, хотя и они могут быть неожиданными (ср. название романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин»):

Инструктор зачитал совершенно

бессмысленный набор слов:

- Дым, дуб, седан, бутылка, иволга, - и попросил Альфреда их запомнить. Альфред смущенно заерзал на стуле.

-...Попробуем создать мысленную картинку, представить себе что-то приятное - что-то, что нам хотелось бы запомнить. Дым, дуб, седан... мне представляется человек... мужчина... он отдыхает в тени под дубом. Он курит трубку, а чуть поодаль, на заднем плане, стоит его автомобиль, желтый седан.

-.Это была замечательная методика, размышлял Альфред. ... они с РитойХейворт лежат на траве под огромным раскидистым дубом и курят одну сигарету на двоих. У них с собой есть бутылка отменного вина. Альфред наполняет Ритин бокал, и пока она пьет, пролетавшая мимо иволга задевает крылом ее щеку. А потом они с Ритой целуются. А что касается «седана» - седан он пока одолжил Али Хану.

[Курт Воннегут. Мнемотехника]

В рассмотренном примере представлены два способа связи объектов дым, дуб, седан, бутылка, иволга. В первом случае связи имеют довольно стандартный, распространенный характер и основаны на а-признаках соответствующих категорий - от дуба бывает тень, трубка - источник дыма и т. д. Во втором они содержат индивидуальные черты из представлений автора категоризации - он влюблен в девушку Риту. В созданную ситуацию внесены элементы из сценария «романтическая встреча» - бутылка вина, одна сигарета на двоих и довольно неожиданный эпизод с иволгой. Здесь дополненная реальность заключается в создании объединения объектов, в реальности не имеющих связи («бессмысленный набор слов»), путем конструирования отношений между ними, основанных на их реальных или маловероятных проявлениях (птицы, как правило, не задевают людей).

Формирование представления о мире и его модификация происходит на основе фиксации отношений исходной категории и когнитивных ко-144

ординат. Подобные координаты могут иметь вид отдельной единицы или комплекса единиц.

В основе взаимодействия представления об объекте и когнитивных координат лежат базовые конструкции, к которым обращаются другие единицы, например, концепты, при формировании языковых выражений.

Подобные конструкции могут иметь вид стадиальных или биполярных структур, а также шкалы измерения степени наличия признака. К способам обработки информации относится также создании объединения объектов, в реальности не имеющих связи.

4. Взаимодействие когнитивных координат.

Категоризация объекта может происходить как в рамках структуры одной координаты, так путем реализации связи с другой координатой. В соответствии с этим, можно утверждать о двух типах когнитивных процедур. Примером операции первого типа может служить выражение двух слов связать не может со значением «быть неспособным связно сказать что-либо, изложить свои мысли» [Фразеологический словарь русского литературного языка]. В данном случае для категоризации указанного значения используются ресурсы области РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с актуализацией эталона минимальной речевой деятельности (два слова).

В том случае, если обращение к когнитивной координате проходит по второму типу, т.е. через другую идеографическую область, то происходит взаимодействие разных координат. Например, обработка фразеологизма мухи/комара не обидит предполагает обращение к концепту БЕЗЗАЩИТНОСТЬ в виде эталона (комар) и финальному значению «безобидность, кротость».

Отдельные когнитивные координаты могут взаимодействовать с комплексными структурами. Когнитивная координата СРЕДСТВО основана на структуре «субъект - действие - средство достижения цели - объект» - Иван Иванович несет в сумке яблоки. Сумка, как член категории «Средство (переноски)», подпадает также под действие структуры «начало - середина - конец». Сумка может быть новой (начало цикла), потрепанной (середина) и изношенной (конец).

В ходе определенного процесса координата ВРЕМЯ получает вторичную концептуализацию РЕСУРС. Таким образом появляется возможность осознания ВРЕМЕНИ в измерениях, связанных с формой РЕСУРС (много - мало). Характер взаимоотношений концептов может иметь перекрестный характер, например, ВРЕМЯ - РЕСУРС, ДЕНЬГИ - РЕСУРС, но ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ. В

Ч. Г. Гогичев

последнем случае ВРЕМЯ - это СРЕДСТВО достижения цели ДЕНЬГИ. Чем больше времени есть у субъекта действия, тем больше денег он имеет возможность заработать.

Координаты могут быть организованы в сложную структуру. Например, концепт МАТЕРИАЛЬНЫЙ РЕСУРС реализуется на основе вышеуказанной структуры «субъект - отношение - объект». Отношение-переменная к этой базе выражается значениями «наличие» и «отсутствие». В том случае, если сегмент «объект» имеет значение «деньги» значения переменной «субъект» имеют вид БОГАТСТВО (субъект богат) в различной степени (хватает, достаток, роскошь и т. д.), а также БЕДНОСТЬ (субъект беден) (нищета, на еду хватает и т. д.). Две эти позиции, в свою очередь, часто ведут к представлениям БОГАТСТВО - СКУПОСТЬ и БЕДНОСТЬ -ЩЕДРОСТЬ. Для иллюстрации можно обратиться к цитатам древнегреческого философа Еврипида -богатство порождает скупость и наглость [Дзен]. Можно указать также русскую пословицу что беднее, то щедрее [Даль, В.И. Пословицы русского народа]. По Библии координата БОГАТСТВО открывает связь НЕСПОСОБНОСТЬ ВОЙТИ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.

Соответственно, в данном случае, концептуальную структуру-регулятор можно представить в виде дерева, стволом которого, в рассматриваемом случае, является категория МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ из которого вырастают две ветви-отношения «наличие» и «отсутствие», на которых расположены БОГАТСТВО и БЕДНОСТЬ. В свою очередь, от них отходят ветви-отношения «иметь следствием» с «плодами»-следствиями БОГАТСТВО -СКУПОСТЬ и БЕДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ.

Оценка, рациональная или эмоциональная, также является элементом когнитивных координат [Телия, 1996]. Объектом оценки может быть автомобиль, женщина, предмет мебели и многое другое. На базе оценки растет дерево координат с ветвями-реакциями ВОСХИЩЕНИЕ,

НЕДОВОЛЬСТВО и т.д. ВОСХИЩЕНИЕ имеет следствием ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ,

НЕДОВОЛЬСТВО - ЖЕЛАНИЕ ОТВЕРГНУТЬ.

Когнитивная координата ВРЕМЯ связана изначально с представлением о непрерывном линейном процессе, не зависящем от человека. Данная конструкция основана на последовательности, состоящей из интерпретации времени как линейного процесса, разделенного на отдельные моменты или периоды и отношения к ним. Например, к артефактам применяется понятие о начальном

периоде использования как «полностью соответствующий норме» - новый, последующие периоды рассматриваются как подержанный и старый.

В данной координате может выделяться определенный момент, например, дата окончания строительства дома или период, например, период времени, за который бегун должен пробежать определенную дистанцию. Далее к указанной когнитивной структуре присоединяется эмоция -желание скорого наступления желаемого момента: постройки дома, окончания рабочего дня (ср. скорее бы домой!) или продолжения периода (отпуск, путешествие).

Таким образом, когнитивные координаты, отношение к которым определяет категоризацию внеязыкового объекта, представляют собой как отдельные единицы, так и комплексы единиц.

В том случае, если классификация объекта происходит в рамках одной координаты, все определяющие элементы относятся к одной идеографической области.

Комплексная координата может выражаться базовой единицей, служащей основой категоризации и вспомогательной конструкцией (например, эталоном некоторого качества) из иной идеографической области, а также связями базовой координаты с другими фрагментами системы координат.

Комплексная координата может представлять собой дерево, состоящее из основы и последовательных связей с другими координатами - смыслами или оценками.

Результаты исследования

Формирование представлений об окружающем мире основано на различном сочетании константных и переменных элементов концептуальной системы человека. Константами выражены те элементы, которые лежат в основе категоризации явлений или ситуаций. Переменные служат инструментом фиксации отношения окружающего мира и системы когнитивных координат.

Базовой когнитивной структурой категоризации является форма «субъект - отношение - объект». Ее элементы могут являться как константами, так и переменными. Основной функцией данной конструкции является формирование отношения некоторого явления окружающего мира к системе координат. В результате фиксации такого отношения формируется основание для категоризации явления.

При первоначальной категоризации происходит непосредственное соотнесение объекта и когнитивных координат на основе внешних признаков внеязыкового явления.

При рекатегоризации релевантный признак выявляется путем выяснения значения переменной в соотношении констант. В том случае, если внеязыковой объект помещается в позицию константного субъекта, определяется его отношение к различным релевантным координатам. В результате внеязыковой объект включается в состав соответствующей субкатегории. В этом случае элементы «объект» и «отношение» являются переменными. Происходит сопоставление катего-ризуемого объекта в различных модусах с различными элементами концептуальной системы, определяющими формирование идентификатора.

В том случае, если позиция «субъект» оказывается переменной, происходит соотнесение различных внеязыковых объектов с релевантной координатой.

При константном объекте, происходит соотнесение некоторых внеязыковых явлений в различных модусах с элементом системы координат и формирования идентификатора соответствующей категории.

Заключение

Таким образом, наблюдаются две стратегии рекатегоризации: в одном случае константа в виде явления окружающего мира определяется в непосредственном отношении к переменной, которой является когнитивная координата, в другом вне-языковое явление как переменная определяется в его отношении к константе - когнитивной координате.

Переменная «отношение» определяет тип связи внеязыкового явления и системы когнитивных координат. Данный элемент отражает человеческие представления о способе взаимодействия с окружающим миром.

Переменной в рекатегоризационной структуре может являться некоторый смысл, находящийся вне конструкции. Это происходит, например, в случае ситуативного идентификатора, т.е. конструкции, состоящей из нескольких элементов. Интерпретация также может заключаться в отнесении некоторой наблюдаемой ситуации-константы к некоторой координате, представляющей собой измерение, в котором рассматривается явление.

Процесс рекатегоризации обусловлен необходимостью более точного позиционирования объекта в системе когнитивных координат. Система координат подразделяется на классификационную и характеризующую. Основа когнитивных координат представлена классификационной когнитивной структурой, представляющей собой базо-146

вую структуру категоризации. Она полностью константна и состоит из различных позиций, сформированных в данной культуре.

Классификационная когнитивная структура представляет собой номенклатуру возможных путей категоризации. Классификационные координаты, на основе которых происходит категоризация, представлены различными способами -шкалой и связанным с ней эталоном некоторого качества, двухчастным образованием или комплексами координат. Интерпретация может также выражаться путем создания отношений между объектами.

Механизмы опосредованной категоризации основаны на характеризующих когнитивных координатах. Необходимость характеристики объекта в рамках классификационной когнитивной структуры диктует необходимость фиксации переменных элементов в характеризующей когнитивной структуре. Таким образом, базовая функция характеризующих когнитивных координат заключается в формировании основания для категоризации объекта. В рамках характеризующей когнитивной структуры происходит сопоставление категоризуемого объекта в различных модусах с различными элементами характеризующей концептуальной системы, определяющими формирование идентификатора.

Общие принципы рекатегоризационных механизмов можно изложить следующим образом: каждая категория связана с классификационной когнитивной координатой потенциальной связью, имеющей несколько возможных значений. Подобная связь представляет собой неполный идентификатор категории-цели в виде структуры с переменной в своем составе. Значение подобной переменной определяется при соотнесении с соответствующим элементом характеризующей системы. Такой элемент представляет собой категорию-маяк, способ отношения к которому является релевантным в данной культуре.

Внеязыковой объект может подвергаться категоризации при взаимодействии когнитивных координат. Координаты могут быть организованы в сложную структуру, имеющую вид дерева.

В целом можно утверждать, что константы формируются как способ отражения мира, а переменные фиксируют отношение к миру. Константы являются основой когнитивных процессов идентификации, а переменные позволяют осуществлять процессы рекатегоризации.

Библиографический список

1. Абаев В. И. Избранные труды. Владикавказ : Ир, 1995. Т. 2. С. 25.

2. Аверченко А. Бельмесов. URL: https://libking.ru/books/humor-/humor-prose/230024-arkadiy-averchenko-belmesov.html#book (дата обращения: 24.09.2023)

3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. Москва : Языки русской культуры, 1998. 896 с.

4. Воннегут К. Мнемотехника: сайт. URL: https://bookscafe. net/read/vonnegut_kurt-mnemotehnika-201632.html#p1 (дата обращения: 10.09.2023)

5. Глава Ла Лиги: € 10 млн для «ПСЖ» и президента клуба - это чашка кофе // Чемпионат. URL: https://www.championat.com/football/news-4868513-glava-la-ligi-eur-10-mln-dlya-pszh-i-prezidenta-kluba-eto-chashka-kofe.html?utm_source=copypaste (дата обращения: 28.07.2023)

6. Гогичев Ч. Г. Признаки идентификатора категории и способы его трансформации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42. № 3. С. 486-504.

7. Гогичев Ч. Г. О семантической основе трансформаций категорий // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022а. №5. С. 3-11.

8. Гогичев Ч. Г. Функции категорий в процессе ре-категоризации // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022б. №6. С. 3-11.

9. Готье Т. Два актера на одну роль. URL: https://newsland.com/post/2855884-dva-aktera-na-odnu-rol-teofil-gote (дата обращения: 10.09.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Даль В. И. Пословицы русского народа. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/30517/ (дата обращения: 18.09.2023)

11. Деятельная личность // Психологос. URL: https://psychologos.ru/articles/view/deyatelnaya-lichnost?ysclid=lcvwmamgon898080298/ (дата обращения: 18.08.2023)

12. Искандер Ф. Размышления писателя. URL: https://omiliya.org/article/razmyshleniya-pisatelya-fazil-iskander.html (дата обращения: 11.08.2023)

13. Карта слов // Карта слов и значений русского языка. URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/виртуоз (дата обращения: 11.08.2023)

14. Конан-Дойл А. Знатный холостяк. URL: https://biblioteka-online.info/book/znatnyy-kholostyak/reader// (дата обращения: 23.09.2023)

15. Конан-Дойл А. Собака Баскервилей. URL: https://orlandina.livejournal.com/495438.html (дата обращения 10.08.2023)

16. Лесков Н. С. Неразменный рубль. URL: https://skazki.rustih.ru/nikolaj-leskov-nerazmennyj-rubl/ (дата обращения: 23.09.2023)

17. Манро Г. Х. Открытая дверь. URL: https://coollib.net/b/618543-gektor-hyu-manro-saki-omlet-po-vizantiyski-sbornik/read (дата обращения: 23.09.2023)

18. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 23.09.2023)

19. Опрос: респонденты единогласно проголосовали за отставку Шойгу // Главный региональный. URL: https://glavny.tv/last-news/russia/opros-

respondenty-edinoglasno-progolosovali-za-otstavku-shoygu/ (дата обращения 10.08.2023)

20. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва : Языки русской культуры, 1996. 288 с.

21. Толковый словарь Дмитриева. URL: https://dic.academic.ш/dic.nsf/dmitriev/5753/хитрый (дата обращения: 28.07.2023)

22. Толковый словарь Ожегова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/260690 (дата обращения: 12.07.2023)

23. Толковый словарь Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/865694 (дата обращения: 12.08.2023)

24. Фразеологический словарь русского литературного языка. URL: https://phraseology.academic.ш/Ш10/Не_уметь%2C_не _мочь_связать_двух_слов (дата обращения: 17.08.2023)

25. 11 мудрых цитат древнегреческого драматурга Еврипида. URL: https://dzen.ru/a/Wh3K3leQaik9xS-s (дата обращения 12.09.2023)

26. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things. What categories reveal about the mind. Chicago / London : University of Chicago Press, 1987. 614 p.

27. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization, ed. By Eleanor Rosch and Barbara B. Lloyd. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum, 1978. P. 27-48.

Reference list

1. Abaev V I. Izbrannye trudy = Selected works. Vladikavkaz : Ir, 1995. T. 2. S. 25.

2. Averchenko A. Bel'mesov = Belmesov. URL: https://libking.ru/books/humor-/humor-prose/230024-arkadiy-averchenko-belmesov.html#book (data obrash-henija: 24.09.2023)

3. Arutjunova N. D. Jazyk i mir cheloveka = Language and human world. Moskva : Jazyki russkoj kul'tury, 1998. 896 s.

4. Vonnegut K. Mnemotehnika = Mnemonics. URL: https://bookscafe.net/read/vonnegut_kurt-mnemotehnika-201632.html#p1 (data obrashhenija: 10.09.2023)

5. Glava La Ligi: € 10 mln dlja «PSZh» i prezidenta kluba - jeto chashka kofe = La Liga Head: €10m for PSG and the club president is a cup of coffee // Chempionat. URL: https://www.championat.com/football/news-4868513-glava-la-ligi-eur-10-mln-dlya-pszh-i-prezidenta-kluba-eto-chashka-kofe.html?utm_source=copypaste (data obrashhenija: 28.07.2023)

6. Gogichev Ch. G. Priznaki identifikatora kategorii i sposoby ego transformacii = Attributes of the category identifier and ways of its transformation // Voprosy zhur-nalistiki, pedagogiki, jazykoznanija. 2023. T. 42. № 3. S. 486-504.

7. Gogichev Ch. G. O semanticheskoj osnove trans-formacij kategorij = On the semantic basis of category transformations // Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshej shkoly. 2022a. №5. S. 3-11.

8. Gogichev Ch. G. Funkcii kategorij v processe rekategorizacii = Functions of categories in the process of recategorization // Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshej shkoly. 2022b. №6. S. 3-11.

9. Got'e T. Dva aktera na odnu rol' = Two actors for one role. URL: https://newsland.com/post/2855884-dva-aktera-na-odnu-rol-teofil-gote (data obrashhenija: 10.09.2023)

10. Dal' V. I. Poslovicy russkogo naroda = Proverbs of the Russian people. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/30517/ (data obrashhenija: 18.09.2023)

11. Dejatel'naja lichnost' = An active personality // Psihologos. URL: https://psychologos.ru/articles/view/deyatelnaya-lichnost?ysclid=lcvwmamgon898080298/ (data obrashhenija: 18.08.2023)

12. Iskander F. Razmyshlenija pisatelja = The writer's thoughts. URL: https://omiliya.org/article/razmyshleniya-pisatelya-fazil-iskander.html (data obrashhenija: 11.08.2023)

13. Karta slov = Word map // Karta slov i znachenij russkogo jazyka. URL: https://kartaslov.ru/znachenie-slova/virtuoz (data obrashhenija: 11.08.2023)

14. Konan-Dojl A. Znatnyj holostjak = The Noble Bachelor. URL: https://biblioteka-online.info/book/znatnyy-kholostyak/reader// (data obrashhenija: 23.09.2023)

15. Konan-Dojl A. Sobaka Baskervilej = The Hound of the Baskervilles. URL: https://orlandina.livejournal.com/495438.html (data obrashhenija 10.08.2023)

16. Leskov N. S. Nerazmennyj rubl' = Unshared rouble. URL: https://skazki.rustih.ru/nikolaj-leskov-nerazmennyj-rubl/ (data obrashhenija: 23.09.2023)

17. Manro G. H. Otkrytaja dver' = The open door. URL: https://coollib.net/b/618543-gektor-hyu-manro-saki-omlet-po-vizantiyski-sbornik/read (data obrashheni-ja: 23.09.2023)

18. Nacional'nyj korpus russkogo jazyka = National corpus of the Russian language. URL: http://www.ruscorpora.ru (data obrashhenija: 23.09.2023)

19. Opros: respondenty edinoglasno progolosovali za otstavku Shojgu = Survey: respondents voted unanimously in favor of Shoigu's resignation // Glavnyj regional'nyj. URL: https://glavny.tv/last-news/russia/opros-respondenty-edinoglasno-progolosovali-za-otstavku-shoygu/ (data obrashhenija 10.08.2023)

20. Telija V. N. Russkaja frazeologija. Seman-ticheskij, pragmaticheskij i lingvokul'turologicheskij aspekty = Russian phraseology. Semantic, pragmatic and linguocultural aspects. Moskva : Jazyki russkoj kul'tury, 1996. 288 s.

21. Tolkovyj slovar' Dmitrieva = Dmitriev explanatory dictionary. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/5753/hitryj (data obrashhenija: 28.07.2023)

22. Tolkovyj slovar' Ozhegova = Ozhegov explanatory dictionary. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/260690 (data obrashhenija: 12.07.2023)

23. Tolkovyj slovar' Ushakova = Ushakov explanatory dictionary. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/865694 (data obrashhenija: 12.08.2023)

24. Frazeologicheskij slovar' russkogo literaturnogo jazyka = Phraseological dictionary of the Russian literary language. URL: https://phraseology.academic.ru/11310/Ne_umet'%2C_ne _moch'_svjazat'_dvuh_slov (data obrashhenija: 17.08.2023)

25. 11 mudryh citat drevnegrecheskogo dramaturga Evripida = 11 wise quotes from the ancient Greek playwright Euripides. URL: https://dzen.ru/a/Wh3K3leQaik9xS-s (data obrashhenija 12.09.2023)

26. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things. What categories reveal about the mind. Chicago / London : University of Chicago Press, 1987. 614 p.

27. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization, ed. By Eleanor Rosch and Barbara B. Lloyd. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum, 1978. P. 27-48.

Статья поступила в редакцию 27.04.2024; одобрена после рецензирования 06.05.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted on 27.04.2024; approved after reviewing 06.05.2024; accepted for publication on 15.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.